Вопрос 2. Особенности правовой защиты законных прав и интересов несовершеннолетних 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Особенности правовой защиты законных прав и интересов несовершеннолетних



 

Как уже было сказано ранее, признание и обеспечение неотъемлемых прав человека, а значит и ребенка, является характерной чертой современного цивилизованного мира. Этот процесс находит свое отражение в международных документах. С этим и связано приведение в соответствие с международными нормативными правовыми актами национального законодательства о правах ребенка.

При исследовании правового положения несовершеннолетнего в Республике Беларусь интерес представляет юридическое понимание того, кого следует считать несовершеннолетним.

В настоящее время термины «несовершеннолетний» или «ребенок» закреплены как в отечественном, так и международном законодательстве, обозначая категорию лиц, не достигших совершеннолетия (18 лет). Ребенок, являясь специальным субъектом в правоотношениях, нуждается в особой правовой защите со стороны государства. Конвенция ООН от 20 ноября 1989 г. «О правах ребенка» вводит принципиально важное определение понятия «ребенок», под которым понимается лицо, не достигшее восемнадцатилетия, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Законы не дают конкретного определения понятию «несовершеннолетний», а так же отличий данного понятия от терминов «ребенок», «подросток», это и создает определенные трудности. Именно поэтому, на первый взгляд эти категории кажутся тождественными. Однако различия между терминами «несовершеннолетний» и «ребенок» есть, и их мы постараемся обозначить. Основным ориентиром для понимания понятия «ребенок» или «несовершеннолетний» в праве могли бы быть соответствующие положения Конституции Республики Беларусь, но, в Основном Законе страны они отсутствуют. Тем не менее, в Республике Беларусь есть законодательные акты, где все же дается трактовка терминам «несовершеннолетний» или «ребенок», это и позволяет в какой-то мере понять, чем же эти термины отличаются друг от друга. Определение понятий «несовершеннолетний» и «ребенок» в той или иной степени приводится, например, в Законе Республики Беларусь от 19 ноября 1993г. «О правах ребенка», Уголовном Кодексе Республики Беларусь, Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, Гражданском Кодексе Республики Беларусь.

Так, в Законе Республики Беларусь от 19 ноября 1993г. «О правах ребенка» закреплено следующее понятие: «под ребенком понимается физическое лицо до достижения им возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме». Соответственно понятие «дети» употребляется как множественное число определенного в законе понятия «ребенок», и как биологическое родство с родителем (в данном случае возраст роли не играет).

Ребенок, являясь личностью, пользуется специальными правами, которые присущи ей в данный момент, именно поэтому с правовой точки зрения необходимо и важно дать определение данному термину или хотя бы обозначить его временные границы. Между государствами существуют большие различия в сферах культуры, в вопросах религии, в политических, правовых системах, это и создает трудность и делает невозможным дать точное определение понятию «ребенок», которое могло бы удовлетворить все заинтересованные стороны. Традиционно в законодательстве государств понятие «ребенок» связывается с возрастным критерием, то есть существует определенный период времени, в течение которого личность считается ребенком. Международное право также взяло за основу временные рамки и попыталось дать определение термину «ребенок» путем установления момента, с которого начинается правовая защита детей и когда она заканчивается.

Сегодня в Республике Беларусь, понятие «ребенок» входит в понятие «несовершеннолетний». Несовершеннолетние делятся на две группы:

1) малолетние, то есть дети (ребенок) не достигшие возраста 14 лет;

2) подростки в возрасте от 14 до 18 лет.

В части 1 статьи 179 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье говорится о том, что лицо с момента рождения до достижения им восемнадцати лет считается несовершеннолетним.

Статья 20 Гражданского кодекса Республики Беларусь, в которой дается понятие дееспособности гражданина, позволяет сделать вывод: категории «ребенок» и «несовершеннолетний» используются в Республике Беларусь, как равнозначные.

Определения, содержащиеся в законодательных актах, не дают полного представления о ребенке как о субъекте права, поэтому и существует терминологическая многовариантность: несовершеннолетний, малолетний, подросток и др. Каждое из определений названных категорий лиц имеет право на существование, применение и теоретическое объяснение, поскольку употребляется в законодательстве.

Действия несовершеннолетнего, достигшего 14 лет, по сравнению с действиями малолетнего ребенка получают иную юридическую окраску. Действия несовершеннолетнего становятся не безразличными с точки зрения закона и влекут определенные последствия, так как закон считает несовершеннолетнего в некоторой мере дееспособным. Минимальные стандартные правила ООН, принятые в 1985 г., касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), не устанавливая их конкретный возраст, тем не менее указывают, что несовершеннолетним является ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой ко взрослому (Правило 2.2.а).

В Уголовном кодексе Республики Беларусь под несовершеннолетним понимается лицо, которое на день совершения преступления не достигло возраста восемнадцати лет.

Отсюда следует, что несовершеннолетний обвиняемый – лицо, привлеченное в качестве обвиняемого за преступление, которое оно совершило в возрасте до восемнадцати лет. По общему правилу, уголовная ответственность за совершение любого преступления наступает, если обвиняемый достиг шестнадцати лет (ч. 1 ст. 27 УК). «Несовершеннолетние» с юридической точки зрения – это лица, не достигшие возраста, установленного законом для достижения полной дееспособности. Термин «несовершеннолетний» имеет отношение только к праву и в других отраслях знаний как научное понятие не употребляется, в отличие от понятия «ребенок».

Так, в логическом аспекте, содержание категории «ребенок», в отличие от категории «несовершеннолетний», не исчерпывается возрастной оценкой субъекта. Эта категория включает в себя также характеристику его социальной связи с родителями. В результате в нормативных правовых актах применяется категория «ребенок» («дети») в двух аспектах: как лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия), соответственно «дети» как множественное число определенного в законе понятия «ребенок», и как биологическое родство с родителем (в данном случае возраст роли не играет). Понятие «ребенок» широко употребляются в научной литературе и имеет несколько значений. Например, в социологии понятие «ребенок» или «дети» обозначает социально-демографическую группу населения в возрасте до 18 лет, имеющую специфические потребности и интересы, социально-психологические особенности. Иногда ребенком называют младшее, подрастающее поколение людей. В определении понятия «ребенок» существуют разногласия у ряда специалистов: педиатров, психологов, психоневрологов, психиатров, социологов, педагогов, экспертов медико-социальной экспертизы и других.

Из всего изложенного можно сделать вывод, что формально с юридической точки зрения понятия «ребенок» и «несовершеннолетний» тождественны. Однако, по наблюдениям некоторых ученых, понятие «ребенок» более емкое по своему содержанию, чем понятие «несовершеннолетний».

Исходя из выше сказанного, различие между терминами «ребенок» и «несовершеннолетний» заключается в объеме возможностей реализовывать свои законные права и обязанности в силу психологической зрелости. А так как ребенок не в состоянии самостоятельно защитить свои права так же эффективно, как и взрослый, то возникает необходимость в создании специальных правовых средств по защите ребенка.

Приоритетной задачей государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно – психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

Под правовой защитой несовершеннолетних следует понимать систему нормативных правовых актов, устанавливающих права и обязанности несовершеннолетних, а также  гарантии соблюдения их прав и обязанностей,  и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними и защите их прав и законных интересов.

К органам, обеспечивающим защиту прав и интересов ребенка в Республике Беларусь, относятся: Национальная комиссия по правам ребенка при Президенте Республики Беларусь, суды, прокуратура, государственные органы, обеспечивающие его права и интересы (местные исполнительные и распорядительные органы и др.).

Национальная система защиты прав и свобод ребенка опирается на действующее законодательство и признанные в этой области международные нормы, включает систему государственных органов, деятельность которых непосредственно либо наряду с их основными задачами направлена на обеспечение, защиту и восстановление прав и свобод, а также иные формы и методы урегулирования общественных отношений в области прав и свобод, в том числе многочисленные общественные организации, целью которых является содействие соблюдению, уважению и защите прав детей.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. наиболее важными стратегическими задачами белорусского государства и общества в сфере улучшения положения детей являются следующие:

· максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни;

· обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;

· приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях – детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для Республики Беларусь доктрине – гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;

· создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков – беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;

· законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров.

Во исполнение указанных задач в Республике Беларусь практически заново создана целостная система правовой защиты интересов детей применительно к новым социально–экономическими условиям. Так, принято множество нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая законы, указы Президента, постановления Совета Министров и др.

Особенно важное значение имеет принятие Закона Республики Беларусь 19 ноября 1993 года № 2570-XII «О правах ребенка». Данный Закон основан на Конституции Республики Беларусь, Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1989 года, определяет правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, нравственного и духовного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Особая забота и социальная защита в Республике Беларусь гарантируются детям с особенностями психофизического развития, а также детям, временно либо постоянно лишенным своего семейного окружения или оказавшимся в других неблагоприятных условиях и чрезвычайных ситуациях.

В законы «О правах ребенка», «О рекламе», «О средствах массовой информации», «Об информации, информатизации и защите информации», «Аб выдавецкай справе ў Рэспубліцы Беларусь», внесены изменения и дополнения, предусматривающие принятие мер по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в соответствии с которыми распространение на территории Республики Беларусь информационной продукции (за исключением отдельных ее категорий), в том числе, произведенной за пределами Республики Беларусь, возможно только в случае присвоения ей знака возрастной категории. Кроме того, определен перечень информации, способной оказать негативное влияние на здоровье, физическое, нравственное и духовное развитие детей определенной возрастной категории. В целях обеспечения защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, распространяемой в глобальной компьютерной сети Интернет, законодательством предусмотрена обязанность собственников компьютерных клубов, интернет-кафе, иных мест, в которых обеспечивается коллективный доступ пользователей к глобальной компьютерной сети Интернет, а также учреждений образования применять административные, организационные меры, программные средства, позволяющие не допустить распространения среди детей пагубной информации. Помимо этого, родителями (опекунами, попечителями) могут быть заключены с поставщиками интернет-услуг договора на оказание услуг по ограничению доступа к информации в глобальной компьютерной сети Интернет.

В целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей, принят Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Декрет ввел в действие совершенно новую систему, позволяющую не только более эффективно осуществлять защиту прав детей, нуждающихся в государственной защите, но и привлекать родителей к их обязанности по материальному содержанию своих детей. Практика применения Декрета №18 показала эффективность и действенность закрепленных норм, в то же время, выявив ряд вопросов, требующих более детального урегулирования. В связи с этим, в целях совершенствования организации работы с неблагополучными семьями в данный нормативный акт были внесены соответствующие изменения и дополнения. Кроме того, 15 января 2019 г. Советом Министров Республики Беларусь постановлением № 22 утверждено положение «О признании детей находящимися в социально опасном положении», в котором установлены критерии и показатели социально опасного положения, а также обозначены полномочия государственных органов и государственных организаций по проведению мероприятий, направленных на выявление детей, находящихся в социально опасном положении.

С целью совершенствования работы органов опеки и попечительства по объявлению несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным (эмансипация) Министерством образования разработано «Положение о порядке рассмотрения органами опеки и попечительства обращений граждан об объявлении их полностью дееспособными (эмансипации)» (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2006 г. № 326).

Улучшению работы с обращениями граждан по имущественным сделкам, затрагивающим интересы несовершеннолетних, и защите прав детей призвано способствовать постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 декабря 2005 г. № 121 «О некоторых вопросах согласования сделок отчуждения, залога и обмена жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние дети, а также иных имущественных сделок, затрагивающих интересы несовершеннолетних».

В последнее время удалось достичь некоторых позитивных тенденций в решении проблем семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Обеспечение приоритетного права каждого ребенка на воспитание в семье сегодня является важнейшей задачей деятельности органов опеки и попечительства, органов охраны детства, управлений (отделов) образования и социально-педагогических учреждений. Нормативная правовая база и практика социально-педагогической работы дают возможность широко использовать различные формы устройства детей в замещающие семьи, на усыновление, опеку и попечительство. С целью оптимизации данного процесса в последнее время разработан и утвержден ряд нормативных документов: «Положение о порядке передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Республики Беларусь» (утверждено постановлением Совета Министров от 28 февраля 2006 г. № 290), Положение о порядке организации работы по установлению опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (утверждено постановлением Совета Министров от 20 мая 2006 г. № 637), и др.

Таким образом, важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.012 с.)