Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Психология пищевого поведения. ключить, удалить, отдать, израсходовать энергию для нападения
Содержание книги
- Психология пищевого поведения. Baumeister, 1991; Macht, Simons, 2000; Sherwood et al., 2000), a также желанием «себя накормить» (Leham
- Психология пищевого поведения. холаминов в центральной нервной системе пищевое поведение подавляется
- Психология пищевого поведения. психической или соматической
- Психология пищевого поведения. 6. фоном неблагоприятных семейных и социальных факторов;
- Психология пищевого поведения. стаза в рамках измененного болезнью существования и приспособления организма к
- Психология пищевого поведения. де- и ресоматизации Шура (Schur, 1974), модель отказа от веры в будущее Энгеля и Шмале (Engel
- Психология пищевого поведения. вегетативная нервные системы дифференцируются, улучшается координация и
- Психология пищевого поведения. сов наряду со сниженной способностью к психической переработке из-за недостаточного
- Психология пищевого поведения
- Психология пищевого поведения. бенности — над соматическими функциями
- Психология пищевого поведения. ключить, удалить, отдать, израсходовать энергию для нападения
- Психология пищевого поведения. Ка кроме того, факторы, связанные с появлением жалоб и болезни
- Психология пищевого поведения. сматривает организм лишь как систему гомеостатического равновесия.
- Психология пищевого поведения. Занную с влиянием и выученной беспомощности, и алексити-мии на возникновение
- Психология пищевого поведения. Дение внутренних (точнее — психосоматических) болезней следующим образом: кора
- Психология пищевого поведения. • модель психосоматических нарушений У
- Психология пищевого поведения. нятии решений; стереотипность, повторяемость поведения; зависимость; тревожность
- Психология пищевого поведения. екая школа объектных отношений утверждает, что для полного психоаналитического
- Психология пищевого поведения. того, что не чувствуют себя «хорошими» и поэтому неспособны удовлетворить свои
- Психология пищевого поведения. При немедицинском варианте голодать начинают самостоятельно с целью похудения
- Психология пищевого поведения. на вкусовых ощущениях и вытеснение неприятных переживаний
- Психология пищевого поведения. сколько разновидностей аддиктивных мотиваций (Короленко
- Психология пищевого поведения. • смена места работы/жительства,
- Психология пищевого поведения. • разрешение проблем;
- Сравнительная характеристика особенностей механизмов психологической защиты и совладающего поведения
- Психология пищевого поведения. возникшего вследствие неудовлетворенной сексуальной или родительской потребности
- Психология пищевого поведения. Гда используется рационализация в виде мифов о примате духа над телом
- Психология пищевого поведения. телей и сохранить сколько-то автономии (Minuchin, 1977; Mi-nuchin et al.,1983)
- Психология пищевого поведения. • семья обычно ориентирована на ребенка, так что у девочки формируется менее
- Психология пищевого поведения. однояйцевых близнецов
- Психология пищевого поведения. ся интенсивность приступов голода с компульсивным стремлением к насыщению
- Психология пищевого поведения. причиной социального и эмоционального регресса, а также расщепления на внешнюю
- Психология пищевого поведения. (hall et AL. , 1992). Страдающие демонстративной формой болезни относительно моложе
- Психология пищевого поведения. тера — эгоизма, эгоцентризма, претенциозности
- Психология пищевого поведения. руют на это чрезмерным потреблением пищи (Van Strein et al., 1986)
- Психология пищевого поведения. Гибкости и на этой основе можно судить о риске срыва (эпизода переедания) и об
- Психология пищевого поведения. Ложение жира на бедрах, ягодицах и в нижней части туловища
- Психология пищевого поведения. В одном исследовании (Савчикова, 2005) были выявлены следующие особенности женщин с
- Психология пищевого поведения. Ожирение возникает в результате воздействия множества разнообразных факторов
- Психология пищевого поведения. вовсе не связано с количеством пищи, съеденной перед сном
- Психодиагностика при нарушениях пищевого поведения
- Психодиагностика при нарушениях пищевого поведения
- Психодиагностика при нарушениях пищевого поведения
- Психодиагностика при нарушениях пищевого поведения
- Психодиагностика при нарушениях пищевого поведения
- Психодиагностика при нарушениях пищевого поведения
- Психодиагностика при нарушениях пищевого поведения
- Психодиагностика при нарушениях пищевого поведения
- Психодиагностика при нарушениях пищевого поведения
- Психодиагностика при нарушениях пищевого поведения
ключить, удалить, отдать, израсходовать энергию для нападения, для нанесения вреда или какого-то действия; 3) желание сохранить, накопить. Специфический психический конфликт между тремя векторами влечет за собой нарушения в определенных органах.
Поведенческое направление в интерпретации психосоматических заболеваний. По мнению ряда авторов, в основе психосоматических заболеваний может лежать нарушение функционально-гедонистических соотношений, формирующих поведение, которое является результатом неправильного, неадекватного научения (Орлов, Гройсман, 1998). В рамках бихевиоризма термин «психосоматическое расстройство» трактуется достаточно широко, сюда относят разнообразные формы отклоняющегося поведения, в частности — аддиктив-ное поведение. Ключевыми тут являются такие понятия, как мотивация (система мотивов), адекватное или неадекватное опредмечивание (процесс, в результате которого та или иная потребность находит свой «предмет») потребностей, система ценностей личности. Поскольку данные понятия относятся к области психологических феноменов, формирующихся в процессе социализации, в ходе социально-психологического функционирования личности, в центре внимания при поведенческом подходе оказываются социальные и социально-психологические факторы психосоматической патологии.
В соответствии с этой моделью, формирование нарушений пищевого поведения может происходить еще в раннем детстве, когда пищевое поведение стимулирует страх наказания. Съедая пищу под угрозой страха, ребенок получает мотивацию защитно-оборонительного характера, а не истинного пищевого поведения. Тот же самый феномен может наблюдаться и при противоречивом поведении родителей в семье, где, например, пищевое поведение формирует мотивация любви («кого ты больше любишь — папу или маму?»). Вследствие такого неадекватного научения ребенок будет всю жизнь «заедать» состояние тревоги, что может привести к состоянию «психологического обжорства», например — к неразборчивости в многочисленных сексуальных контактах, в социальных взаимоотношениях (Менделевич, Соловьева, 2002).
В дисгармонии потребностей, опредмеченных подобным образом, лежат истоки сахарного диабета, ожирения, анорек-сии, алкоголизма. Защитная реакция организма может также приводить не только к перееданию, но и к подавлению аппе-
49
Глава 1
тита и к подростковой анорексии. Иногда гедонистические потребности извращаются, когда родители применяют отсроченное наказание ребенка и тем самым создают ситуацию, при которой боль от наказания воспринимается как удовлетворение или удовольствие на фоне тревоги, вызванной чувством вины. Происходит деформация консумматорного поведения, ведущая к формированию мазохистских склонностей, что проявляется в потреблении острых блюд (перца и острых приправ), в предпочтении водки легким спиртным напиткам.
Интегративные модели. Существует и другая самостоятельная линия развития психосоматической теории, основанная на изучении большого количества пациентов с так называемыми функциональными нарушениями без патологической органической основы. Это интегративные модели, к которым относятся: интегративная модель здоровья, болезни и болезненного состояния Вайнера (Weiner, 1977), биопсихосоциальная модель Икскюля и Везиака (Uexkull, 1963, 1990 Wesiak, 1976), медицинская антропология В. Вайцзеккера (Weizsacker, 1949).
Интегративная модель здоровья, болезни и болезненного состояния по X. Вайнеру. Интегративный подход стремится учесть многочисленные факторы, которые влияют на предрасположенность к болезням, на поддержание болезни, особенности ее развития и их последствия для пациента, его семьи и общества, в котором он живет (Weiner, 1977). Многообразные взаимодействующие факторы могут быть генетическими, бактериальными, иммунными, пищевыми, психологическими, обусловленными поведением и социальными — одним словом, все заболевания имеют многофакторный генез.
Интегративная позиция ориентирована на процесс, а не на структуру. Сторонники этой позиции рассматривают страдание и болезнь как нарушение биологического приспособления, которое может приводить к анатомическим поражениям. Это нарушение может затрагивать разные уровни биологической организации — от психологической до иммунной, оно носит различные формы и может самыми разными путями приводить к развитию одного и того же заболевания.
Среди людей, у которых имеются очевидные факторы риска развития определенного заболевания и которые подвержены одинаковым воздействиям в жизни, заболевают лишь немногие (Weiner, 1977); причем этих немногих нельзя определить заранее, несмотря на наличие известных факторов рис -
50
|