Обсуждено на заседании лаборатории практического обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обсуждено на заседании лаборатории практического обучения



Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

Лаборатория практического обучения

 

Обсуждено на заседании лаборатории практического обучения

Протокол №  от

            

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

для проведения занятия со студентами

II курса лечебного факультета, факультета иностранных студентов.

по дисциплине: «Медицинский уход и манипуляционная техника»

 

Тема № 3.6: Постановка клизм.

(занятие 17)

 

Время 2,5 часа

                       

 

 

Гомель, 2020

Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы, требования к исходному уровню знаний

Цель занятия

Освоить основные лечебные манипуля

ции медицинской сестры при уходе за пациентами с заболеваниями пищеварительной системы. Научиться технике постановки клизм.

Мотивация для усвоения темы

Потребность в нормальном осуществлении физиологических отправлений является одной из жизненно необходимых потребностей человека. Неудовлетворение её наблюдается при различных патологических процессах в организме (запор, диарея, анурия, олигурия и т.д.).

Помощь человеку в такой ситуации может оказать консультация врача-специалиста. Медицинская сестра тоже участвует в этом процессе, являясь активным исполнителем назначений врача. От правильности проведения сестринских манипуляций, от знаний и компетентности медсестры зависит, зачастую, состояние здоровья пациента, интенсивность процессов выздоровления, избежание распространения внутрибольничной инфекции.

При подготовке и проведении постановки клизм от компетентности медсестры зависит решение важной проблемы – создание психологического комфорта пациента, так как эти манипуляции подразумевают вторжение в сверхинтимные зоны пациента.

Требования к исходному уровню знаний

Студент должен знать:

1. Анатомию и физиологию органов пищеварительной системы.

2. Основные принципы ухода за пациентами с заболеваниями пищеварительной системы.

Студент должен уметь

1. Осуществлять уход за пациентами с заболеваниями органов пищеварительной системы.

2. Выполнять постановку различных видов клизм.

Материальное оснащение занятия

1. Правила внутреннего трудового распорядка учреждения здравоохранения.

2. Должностные инструкции процедурной медсестры.

3. Приказ №1355 от 27.11.2017г МЗ РБ: «Об утверждении Инструкции по выполнению инъекций и внутривенных инфузий».

4. Постановление министерства здравоохранения
Республики Беларусь 5 июля 2017 г. № 73 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, оказывающим медицинскую помощь, в том числе к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в этих организациях».

5. Тренажёры для отработки практических навыков.

6. Изделия медицинского назначения.

 

3. Контрольные вопросы

1. Показания, противопоказания, возможные осложнения при постановке различных видов клизм.

2. Оснащение для постановки клизм.

3. Постановка очистительной, сифонной, лекарственной клизмы.

Ход занятия

Во время занятия студенты ознакомятся с показаниями, противопоказаниями, возможными осложнениями, методикой постановки различных видов клизм.

Теоретическая часть занятия проходит в учебной аудитории, отработка практических навыков проводится в учебном модуле лаборатории практического обучения.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ ПО ТЕМЕ

Показания, противопоказания, возможные осложнения при постановке различных видов клизм.

ОЧИСТИТЕЛЬНАЯ КЛИЗМА

При постановке очистительной клизмы опорожняется только нижний отдел толстой кишки. Это достигается путем разжижения каловых масс и усиления перистальтики толстой кишки.

 

Показания:

¾ перед родами;

¾ перед операциями;

¾ при запорах;

¾ перед проведением эндоскопического исследования кишечника и рентгенологического исследования органов брюшной полости;

¾ перед постановкой лекарственной клизмы.

 

Противопоказания:

¾ кровотечение из желудочно-кишечного тракта;

¾ острые язвенно-воспалительные процессы в прямой кишке;

¾ боли в животе неясной природы;

¾ злокачественные опухоли прямой кишки;

¾ трещины в области заднего прохода или выпадение прямой кишки;

¾ первые дни после операции на органах желудочно-кишечного тракта;

СИФОННАЯ КЛИЗМА

С помощью сифонной клизмы достигается более эффективное очищение кишечника, так как он промывается водой многократно. Принцип постановки сифонной клизмы во многом сходен с принципом промывания желудка. В их основу положен закон сообщающихся сосудов.

Сифонная клизма - тяжелая манипуляция, поэтому необходимо следить за состоянием больного.

 

Показания:

¾ при неэффективности других клизм при запорах;

¾ для выведения ядов, токсинов, продуктов брожения и гниения, слизи, гноя из кишечника;

¾ при подозрении на кишечную непроходимость;

¾ подготовка больного к операции на кишечнике.

 

Противопоказания:

¾ кровотечение из желудочно-кишечного тракта;

¾ острые язвенно-воспалительные процессы в прямой кишке;

¾ боли в животе неясной природы;

¾ злокачественные опухоли;

¾ выпадение прямой кишки;

¾ массивные отеки;

¾ первые дни после операций на органах желудочно-кишечного тракта.

 

ЛЕКАРСТВЕННАЯ КЛИЗМА (МИКРОКЛИЗМА)

Лекарственную клизму или микроклизму применяют как для местного воздействия на слизистую оболочку нижнего отдела толстой кишки (например - облепиховое масло, настой ромашки), так и для воздействия на весь организм (например - препараты сердечных гликозидов, хлоралгидрат), которые при всасывании через слизистую толстой кишки оказывают воздействие на весь организм. За 20-30 минут до лекарственной клизмы больному ставят очистительную клизму.

 

Показания:

¾ с целью оказания местного лекарственного воздействия на прямую кишку;

¾ для введения в прямую кишку веществ, оказывающих общее действие на организм.

 

Противопоказания:

¾ острые воспалительные процессы в области анального отверстия;

¾ опухоли прямой кишки;

¾ кровоточащий геморрой.

 

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

1. Поздороваться с пациентом, представиться. Уточнить фамилию, имя и отчество пациента, сверить с листом назначений.

2. Проинформировать пациента о предстоящей манипуляции, получить устное согласие на ее выполнение.

3. Проверить целостность упаковок стерильного медицинского инструментария, их срок годности.

4. Положить клеенку на кушетку (кровать).

5. Разместить таз под кушеткой (кроватью), край клеенки опустить в таз.

6. Положить пеленку на клеенку.

7. Надеть фартук, нарукавники.

8. Провести гигиеническую обработку рук. Надеть перчатки.

9. Расположить штатив возле кушетки (кровати).

10. Вскрыть упаковку с кружкой Эсмарха с наконечником клизменным (далее – наконечник)*, извлечь из упаковки.

 

*При использовании кружки Эсмарха многоразового применения, вскрыть упаковку с наконечником со стороны коннектора, присоединить наконечник к трубке кружки Эсмарха.

 

11. Закрепить рукой наконечник на трубке кружки Эсмарха.

12. Поместить кружку Эсмарха на штатив на высоту 1,5 метра.

13. Перекрыть зажим кружки Эсмарха.

14. Расположить трубку кружки Эсмарха на штативе.

15. Налить в кувшин воду, проверить температуру воды с помощью термометра, извлечь термометр из кувшина с водой и положить на столик манипуляционный.

16. Заполнить кружку Эсмарха водой из кувшина на 2/3 объема.

17. Открыть флакон с вазелиновым маслом. Поместить крышку (пробку) наружной поверхностью на столик манипуляционный.

18. Оградить пациента ширмой (при выполнении манипуляции
в палате).

19. Предложить пациенту снять нательное белье с нижней половины туловища или памперс.

20. Предложить пациенту занять положение лежа на левом боку с согнутыми в коленях и прижатыми к животу ногами.

21. Предупредить пациента о том, что после введения воды в прямую кишку ему необходимо будет сохранять горизонтальное положение и удерживать воду в кишечнике в течение 10-15 минут, затем опорожнить кишечник в унитаз (если пациент находится в тяжелом состоянии – в судно).

22. Заполнить трубку кружки Эсмарха с наконечником водой:

¾ снять трубку с наконечником со штатива;

¾ открыть зажим кружки Эсмарха;

¾ слить небольшое количество воды в таз;

¾ перекрыть зажим кружки Эсмарха.

23. Взять флакон с вазелиновым маслом в правую руку, трубку с наконечником – в левую руку, облить наконечник вазелиновым маслом над тазом.

24. Поставить флакон с вазелиновым маслом на столик манипуляционный, закрыть правой рукой флакон крышкой (пробкой) (если вазелиновое масло во флаконе закончилось, поместить пустой флакон, крышку (пробку) в контейнер для сбора пустых флаконов ЛС).

 

ОСНОВНОЙ ЭТАП:

1. Переложить трубку с наконечником в правую руку.

2. Приподнять пальцами левой руки правую ягодицу пациента, освободив область анального отверстия. Ввести осторожно наконечник правой рукой поступательно-вращательными движениями в прямую кишку пациента на глубину 3-4 см по направлению к пупку, затем 7-8 см параллельно копчику (всего на глубину 10-12 см).

3. Ввести воду в прямую кишку пациента:

¾ удерживать наконечник левой рукой;

¾ открыть зажим кружки Эсмарха правой рукой;

¾ контролировать поступление воды из кружки Эсмарха: если вода не поступает в кишечник, кружку Эсмарха необходимо поднять выше или изменить положение наконечника, продвинув его вперед или назад;

¾ спросить у пациента о его самочувствии (в случае возникновения у пациента при введении жидкости преждевременных позывов на дефекацию или болевых ощущений вследствие растяжения стенок кишечника, необходимо перекрыть зажим и попросить пациента глубоко подышать; продолжить выполнение манипуляции после прекращения неприятных ощущений);

¾ закрыть зажим кружки Эсмарха правой рукой, когда уровень воды дойдет до устья кружки Эсмарха.

4. Извлечь наконечник правой рукой осторожными движениями из прямой кишки, сжав ягодицы пациента пальцами левой руки.

5. Отпустить ягодицы пациента.

6. Взять трубку кружки Эсмарха левой рукой, открыть зажим правой рукой, слить воду из трубки в таз.

7. Расположить трубку кружки Эсмарха с наконечником на штативе.

8. Прикрыть пациента пеленкой.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

1. Вскрыть упаковку со шприцем, положить шприц в упаковке на столик манипуляционный.

2. Отсоединить правой рукой вращательными движениями наконечник от трубки Эсмарха, удерживая трубку левой рукой.

3. Переложить наконечник в левую руку, правой рукой извлечь шприц из упаковки.

4. Присоединить правой рукой шприц к наконечнику, с помощью шприца промыть наконечник в контейнере «Промывание шприцев и др. ИМН».

5. Заполнить с помощью шприца канал наконечника химическим средством дезинфекции из контейнера «Дезинфекция шприцев и др. ИМН».

6. Поместить наконечник и шприц в разобранном виде в контейнер «Дезинфекция шприцев и др. ИМН», при использовании в организации здравоохранения физического метода дезинфекции поместить ИМН в соответствующую тару для сбора отработанных ИМН.

7. Снять со штатива кружку Эсмарха, поместить в контейнер «Дезинфекция шприцев и др. ИМН», при использовании в организации здравоохранения физического метода дезинфекции поместить в соответствующую тару для сбора отработанных ИМН.

8. Снять с пациента пеленку, предложить пациенту опорожнить кишечник в унитаз (пациенту в тяжелом состоянии подать судно), убрать с кушетки (кровати) пеленку и клеенку.

9. Поместить клеенку и пеленку одноразового применения в контейнер «Дезинфекция перевязочного материала, СИЗ», при использовании в организации здравоохранения физического метода дезинфекции поместить в соответствующую тару для сбора отработанных ИМН.*

 

*При использовании клеенки многоразового применения провести дезинфекцию клеенки согласно пунктам 3.3 и 3.4 Инструкции №3 Приказа МЗ РБ от 14 мая 2020 г. №530 «Инструкции по выполнению терапевтических лечебных и диагностических манипуляций».

 

10. Поместить упаковки от ИМН в ёмкость «Упаковка».

11. Обмыть таз проточной водой, провести дезинфекцию таза согласно пунктам 3.3 и 3.4 Инструкции №3 Приказа МЗ РБ от 14 мая 2020 г. №530 «Инструкции по выполнению терапевтических лечебных и диагностических манипуляций».

12. Снять фартук. Поместить фартук одноразового применения в контейнер «Дезинфекция перевязочного материала, СИЗ», при использовании в организации здравоохранения физического метода дезинфекции поместить в соответствующую тару для сбора отработанных МИ. *

 

При использовании фартука многоразового применения провести дезинфекцию фартука согласно пунктам 3.3 и 3.4 Инструкции №3 Приказа МЗ РБ от 14 мая 2020 г. №530 «Инструкции по выполнению терапевтических лечебных и диагностических манипуляций».

 

13. Снять нарукавники, поместить в контейнер «Дезинфекция перевязочного материала, СИЗ», при использовании в организации здравоохранения физического метода дезинфекции поместить в соответствующую тару для сбора отработанных ИМН.

14. Провести дезинфекцию наружных поверхностей столика манипуляционного, кушетки медицинской, штатива и последующие этапы дезинфекции МИ согласно Инструкции № 3 Приказа МЗ РБ от 14 мая 2020 г. №530 «Инструкции по выполнению терапевтических лечебных и диагностических манипуляций».

15. Снять перчатки рабочей поверхностью внутрь, поместить в контейнер «Дезинфекция перевязочного материала, СИЗ».

16. Провести гигиеническую обработку рук.

17. Поместить флакон с неиспользованным вазелиновым маслом в шкаф медицинский для хранения ЛС.

18. Ополоснуть кувшин проточной водой, поставить в место хранения.

19. Поместить термометр в место хранения.

20. Убрать ширму (при выполнении манипуляции
в палате).

21. Спросить у пациента о его самочувствии и уточнить эффективность клизмы (при отсутствии эффекта манипуляцию можно повторить через 2 часа по назначению врача-специалиста).

22. Зарегистрировать выполненную манипуляцию в медицинской документации.

 

 

ПОСТАНОВКА СИФОННОЙ КЛИЗМЫ

 

Постановку сифонной клизмы следует проводить с помощником и в присутствии врача.


ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

1. Поздороваться с пациентом, представиться. Уточнить фамилию, имя и отчество пациента, сверить с листом назначений.

2. Проинформировать пациента о предстоящей манипуляции о проведении ее в клизменной, получить устное согласие на ее выполнение.

3. Проверить целостность упаковок стерильного медицинского инструментария, их срок годности.

4. Налить в кувшин воду, проверить температуру воды с помощью термометра, извлечь термометр из кувшина с водой и положить на столик манипуляционный.

5. Открыть флакон с вазелиновым маслом. Поместить крышку (пробку) наружной поверхностью на столик манипуляционный.

6. Положить клеенку на кушетку (кровать).

7. Разместить таз под кушеткой (кроватью), край клеенки опустить в таз.

8. Положить пеленку на клеенку.

9. Предложить пациенту снять нательное белье с нижней половины туловища или памперс.

10. Предложить пациенту занять положение лежа на левом боку с согнутыми в коленях и прижатыми к животу ногами.

11. Надеть фартук, нарукавники.

12. Провести гигиеническую обработку рук. Надеть перчатки.

13. Соединить свободный конец желудочного зонда с другим желудочным зондом при помощи стеклянного переходника.

14. Слепой конец зонда смазать на расстоянии 5-6 см вазелиновым маслом над тазом.

15. Поставить флакон с вазелиновым маслом на столик манипуляционный, закрыть правой рукой флакон крышкой (пробкой) (если вазелиновое масло во флаконе закончилось, поместить пустой флакон, крышку (пробку) в контейнер для сбора пустых флаконов ЛС).

ОСНОВНОЙ ЭТАП:

1. 1-ым и 2-ым пальцами левой руки раздвинуть ягодицы и осторожно, вращательными движениями, ввести слепой конец зонда в прямую кишку на глубину примерно 30 см.*

*При упорных запорах ввести зонд на 30 см не удается, поэтому необходимо сделать отметку на 30 см от слепого конца. Ввести зонд на возможную глубину, продвигая его до отметки по мере очищения кишечника.

 

2. Подсоединить воронку.

3. Опустить воронку до уровня кушетки и держать под наклоном. По стенке, наклоненной воронки наливать воду до ее заполнения, постепенно выравнивая воронку (чтобы в кишечник не попал воздух).

4. Медленно поднять воронку вверх, следя за тем, чтобы уровень воды не опустился ниже устья воронки.

5. Опустить воронку вниз и подождать, пока она заполнится промывными водами из кишечника.

6. Слить промывные воды в таз (при необходимости 1-ю порцию промывных вод взять для бактериологического исследования в стерильную емкость).

7. Процедуру повторять до "чистых" промывных вод (либо специального указания врача).

8. Отсоединить воронку и переходник с резиновой трубкой.

9. Накрыть пациента пеленкой.

10. Зонд оставить в кишечнике на 10-20 минут, опустив свободный конец его в таз, для удаления остатков воды из кишечника.

11. Снять с пациента пеленку.

12. Поместить пеленку одноразового применения в контейнер «Дезинфекция перевязочного материала, СИЗ», при использовании в организации здравоохранения физического метода дезинфекции поместить в соответствующую тару для сбора отработанных ИМН.

13. Извлечь зонд из прямой кишки, поместить в лоток.

14. Убрать клеенку и пеленку из-под пациента.

15. Поместить клеенку и пеленку одноразового применения в контейнер «Дезинфекция перевязочного материала, СИЗ», при использовании в организации здравоохранения физического метода дезинфекции поместить в соответствующую тару для сбора отработанных ИМН.*

 

*При использовании клеенки многоразового применения провести дезинфекцию клеенки согласно пунктам 3.3 и 3.4 Инструкции №3 Приказа МЗ РБ от 14 мая 2020 г. №530 «Инструкции по выполнению терапевтических лечебных и диагностических манипуляций».

 

16. Салфеткой осушить кожу вокруг анального отверстия. Справиться о состоянии больного.

17. Наблюдать за больным в течение 10-15 минут.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

1. Поместить упаковки от ИМН в ёмкость «Упаковка».

2. Вскрыть упаковку со шприцем Жане, положить шприц в упаковке на столик манипуляционный.

3. Промыть систему из 2-ух желудочных зондов при помощи шприца Жане в контейнере «Промывание шприцев и других ИМН».

4. Разобрать систему и заполнить желудочные зонды дезинфицирующим раствором из контейнера «Дезинфекция шприцев и других ИМН» при помощи шприца Жане.

5. Поместить желудочные зонды в контейнер «Дезинфекция шприцев и др. ИМН».

6. Поместить промытый и разобранный шприц Жане, стеклянный переходник и воронку в контейнер «Дезинфекция шприцев и др. ИМН».

7. Промывные воды вылить в унитаз, при подозрении на вирусный гепатит промывные воды засыпать сухой хлорной известью 200г/кг на 90 минут.

8. Обмыть таз проточной водой, провести дезинфекцию таза согласно пунктам 3.3 и 3.4 Инструкции №3 Приказа МЗ РБ от 14 мая 2020 г. №530 «Инструкции по выполнению терапевтических лечебных и диагностических манипуляций».

9. Снять фартук. Поместить фартук одноразового применения в контейнер «Дезинфекция перевязочного материала, СИЗ», при использовании в организации здравоохранения физического метода дезинфекции поместить в соответствующую тару для сбора отработанных МИ. *

 

При использовании фартука многоразового применения провести дезинфекцию фартука согласно пунктам 3.3 и 3.4 Инструкции №3 Приказа МЗ РБ от 14 мая 2020 г. №530 «Инструкции по выполнению терапевтических лечебных и диагностических манипуляций».

 

10. Снять нарукавники, поместить в контейнер «Дезинфекция перевязочного материала, СИЗ», при использовании в организации здравоохранения физического метода дезинфекции поместить в соответствующую тару для сбора отработанных ИМН.

11. Провести дезинфекцию наружных поверхностей столика манипуляционного, кушетки медицинской, штатива и последующие этапы дезинфекции МИ согласно Инструкции № 3 Приказа МЗ РБ от 14 мая 2020 г. №530 «Инструкции по выполнению терапевтических лечебных и диагностических манипуляций».

12. Снять перчатки рабочей поверхностью внутрь, поместить в контейнер «Дезинфекция перевязочного материала, СИЗ».

13. Провести гигиеническую обработку рук.

14. Поместить флакон с неиспользованным вазелиновым маслом в шкаф медицинский для хранения ЛС.

15. Ополоснуть кувшин проточной водой, поставить в место хранения.

16. Поместить термометр в место хранения.

17. Зарегистрировать выполненную манипуляцию в медицинской документации.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

1. Поздороваться с пациентом, представиться. Уточнить фамилию, имя и отчество пациента, сверить с листом назначений.

2. Проинформировать пациента о предстоящей манипуляции, получить устное согласие на ее выполнение.

3. Провести гигиеническую обработку рук.

4. Проверить целостность флаконов, внешний вид ЛС, срок годности, упаковок стерильного медицинского инструментария, их срок годности.

5. Подогреть ЛС до температуры 38-400С, поместив флакон с раствором ЛС на 3-5 мин. в емкость для подогрева ЛС, заполненную водой соответствующей температуры.

6. Надеть фартук, нарукавники.

7. Провести гигиеническую обработку рук. Надеть перчатки.

8. Вскрыть флакон с ЛС:

¾ с использованием ножа ампульного (ножниц) снять с флакона металлический колпачок (при его наличии), поместить колпачок в контейнер для сбора пустых флаконов ЛС;

¾ снять с флакона резиновую пробку, поместить пробку наружной поверхностью на столик манипуляционный;

¾ поставить флакон на столик манипуляционный.

9. Вскрыть упаковку со шприцем Жане, извлечь шприц, снять колпачок (при его наличии), поместить колпачок в контейнер «Пластмасса».

10. Набрать в шприц Жане необходимое количество ЛС (по назначению врача-специалиста);

11. Вложить шприц Жане во вскрытую упаковку.

12. Поместить флакон и резиновую пробку от флакона в контейнер «Пустые флаконы ЛС».

13. Вскрыть упаковку с салфетками марлевыми.

14. Оградить пациента ширмой (при выполнении манипуляции
в палате).

15. Положить на кушетку (кровать) клеенку, сверху клеенки – пеленку.

16. Предложить пациенту снять нательное белье с нижней половины туловища или памперс.

17. Предложить пациенту занять положение лежа на левом боку с согнутыми в коленях и прижатыми к животу ногами.

18. Открыть флакон с вазелиновым маслом.

19. Поместить крышку (пробку) наружной поверхностью на столик манипуляционный.

20. Вскрыть упаковку катетера со стороны коннектора.

21. Извлечь катетер из упаковки, взять в левую руку.

22. Облить дистальный конец катетера над лотком вазелиновым маслом.

23. Поставить флакон с вазелиновым маслом на столик манипуляционный, закрыть правой рукой флакон крышкой (пробкой) (если вазелиновое масло во флаконе закончилось, поместить пустой флакон, крышку (пробку) в контейнер для сбора пустых флаконов ЛС).

 

ОСНОВНОЙ ЭТАП:

1. Переложить катетер в правую руку.

2. Приподнять пальцами левой руки правую ягодицу пациента, освободив область анального отверстия. Ввести осторожно катетер правой рукой вращательными движениями в прямую кишку пациента на глубину 15-20 см (первые 3−4 см по направлению к пупку, затем параллельно позвоночнику)*.

 

* Глубина введения зависит от локализации патологического процесса.

 

3. Переложить катетер в левую руку, взять правой рукой из упаковки шприц Жане с раствором ЛС.

4. Присоединить шприц Жане к коннектору катетера, удерживая коннектор пальцами левой руки.

5. Ввести медленно раствор ЛС в прямую кишку, надавливая на поршень шприца Жане и удерживая пальцами левой руки коннектор катетера.

6. После введения раствора ЛС в прямую кишку отсоединить шприц Жане от коннектора катетера, набрать в шприц 10 мл воздуха:

7. Присоединить правой рукой шприц Жане к коннектору катетера, удерживая коннектор пальцами левой руки.

8. Протолкнуть воздухом остатки раствора ЛС в толстый кишечник, надавливая на поршень шприца Жане и продолжая удерживать пальцами левой руки коннектор катетера.

9. Отсоединить шприц Жане от катетера, поместить в лоток.

10. Извлечь катетер из прямой кишки правой рукой осторожными вращательными движениями, придерживая пальцами левой руки ягодицы пациента.

11. Убрать пальцы левой руки с ягодиц пациента. Поместить катетер в лоток.

12. Извлечь из упаковки салфетку, осушить салфеткой область анального отверстия пациента.

13. Поместить салфетку в контейнер «Дезинфекция перевязочного материала, СИЗ», при использовании в организации здравоохранения физического метода дезинфекции поместить в соответствующую тару для сбора отработанных ИМН.

14. Прикрыть пациента пеленкой. Предупредить, что необходимо сохранять горизонтальное положение не менее одного часа.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

1. Взять из лотка в левую руку катетер, в правую руку – шприц Жане.

2. Присоединить шприц Жане к коннектору катетера, с помощью шприца Жане промыть катетер в контейнере «Промывание шприцев и др. ИМН».

3. Заполнить с помощью шприца Жане канал катетера химическим средством дезинфекции из контейнера «Дезинфекция шприцев и др. ИМН».

4. Поместить катетер и шприц Жане в разобранном виде в контейнер «Дезинфекция шприцев и др. ИМН», при использовании в организации здравоохранения физического метода дезинфекции поместить ИМН в соответствующую тару для сбора отработанных ИМН.

5. Поместить лоток в контейнер «Дезинфекция шприцев и др. ИМН», при использовании в организации здравоохранения физического метода дезинфекции поместить в соответствующую тару для сбора отработанных ИМН.

6. Поместить упаковки от ИМН в ёмкость «Упаковка».

7. Снять с пациента пеленку, убрать с кушетки (кровати) пеленку и клеенку.

8. Попросить пациента одеться (при необходимости помочь).

23. Поместить клеенку и пеленки одноразового применения в контейнер «Дезинфекция перевязочного материала, СИЗ», при использовании в организации здравоохранения физического метода дезинфекции поместить в соответствующую тару для сбора отработанных ИМН. При использовании клеенки многоразового применения провести дезинфекцию клеенки согласно пунктам 3.3 и 3.4 Инструкции №3 Приказа МЗ РБ от 14 мая 2020 г. №530 «Инструкции по выполнению терапевтических лечебных и диагностических манипуляций».

24. Снять фартук. Поместить фартук одноразового применения в контейнер «Дезинфекция перевязочного материала, СИЗ», при использовании в организации здравоохранения физического метода дезинфекции поместить в соответствующую тару для сбора отработанных ИМН. При использовании фартука многоразового применения провести дезинфекцию фартука согласно пунктам 3.3 и 3.4 Инструкции №3 Приказа МЗ РБ от 14 мая 2020 г. №530 «Инструкции по выполнению терапевтических лечебных и диагностических манипуляций».

25. Снять нарукавники, поместить в контейнер «Дезинфекция перевязочного материала, СИЗ», при использовании в организации здравоохранения физического метода дезинфекции поместить в соответствующую тару для сбора отработанных ИМН.

26. Провести дезинфекцию наружных поверхностей столика манипуляционного, кушетки медицинской и последующие этапы дезинфекции ИМН согласно Инструкции № 3 Приказа МЗ РБ от 14 мая 2020 г. №530 «Инструкции по выполнению терапевтических лечебных и диагностических манипуляций».

27. Снять перчатки рабочей поверхностью внутрь, поместить в контейнер «Дезинфекция перевязочного материала, СИЗ», при использовании в организации здравоохранения физического метода дезинфекции поместить в соответствующую тару для сбора отработанных ИМН.

28. Провести гигиеническую обработку рук.

29. Поместить флакон с неиспользованным вазелиновым маслом в шкаф медицинский для хранения ЛС.

30. Поместить термометр в место хранения.

31. Убрать ширму (при выполнении манипуляции в палате).

32. Спросить у пациента о его самочувствии.

33. Зарегистрировать выполненную манипуляцию в медицинской документации.


ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Заликина, Л.С. Уход за больными: учебник / Л.С. Заликина. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 201 с.

2. Основы ухода за больными: уч. пособие / Л.В. Романьков [и др.]. – Минск: Элайда, 2012. – 200 с.

3. Основы ухода за терапевтическими пациентами: уч. пособие / К.Н. Соколов [и др.]. – Гродно: 2016. – 252 с.

4. Инструкции по выполнению терапевтических лечебных и диагностических

5. манипуляций / Тарасевич Т.В. [и др.]. – Минск 2020. - 147 с.

Дополнительная литература

1. Карманный справочник медицинской сестры. Серия «Медицина для вас». / О.В. Чернова [и др.] - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 672 с.

2. Менджерицкий, И.М. Справочник медицинской сестры / И.М. Менджерицкий. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 640 с.

3. Обуховец, Т.П. Основы сестринского дела: учебное пособие. / Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова. – 6-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 505 с.

4. Лекционный материал.

Нормативно правовые акты:

1. Постановление МЗ РБ № 11 от 06 февраля 2013 г. «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения вирусных гепатитов».

2. Приказ Министерства Здравоохранения Республики Беларусь от 14 мая 2020 г. №530 «Инструкции по выполнению терапевтических лечебных и диагностических манипуляций».

3. Приказ МЗ РБ №1355 от 27.11.2017 «Об утверждении Инструкции по выполнению инъекций и внутривенных инфузий».

4. Постановление МЗ РБ № 73 от 5 июля 2017 г. «Об утверждении Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, оказывающим медицинскую помощь, в том числе к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в этих организациях».

 

Составили:                        Заведующий ЛПО                        Буринский Н.В.

преподаватель-стажер ЛПО Шестопалова О.А.         ассистент ЛПО                     Пак А.А.

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

Лаборатория практического обучения

 

Обсуждено на заседании лаборатории практического обучения

Протокол №  от

            

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

для проведения занятия со студентами

II курса лечебного факультета, факультета иностранных студентов.

по дисциплине: «Медицинский уход и манипуляционная техника»

 

Тема № 3.6: Постановка клизм.

(занятие 17)

 

Время 2,5 часа

                       

 

 

Гомель, 2020

Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы, требования к исходному уровню знаний

Цель занятия

Освоить основные лечебные манипуля

ции медицинской сестры при уходе за пациентами с заболеваниями пищеварительной системы. Научиться технике постановки клизм.

Мотивация для усвоения темы

Потребность в нормальном осуществлении физиологических отправлений является одной из жизненно необходимых потребностей человека. Неудовлетворение её наблюдается при различных патологических процессах в организме (запор, диарея, анурия, олигурия и т.д.).

Помощь человеку в такой ситуации может оказать консультация врача-специалиста. Медицинская сестра тоже участвует в этом процессе, являясь активным исполнителем назначений врача. От правильности проведения сестринских манипуляций, от знаний и компетентности медсестры зависит, зачастую, состояние здоровья пациента, интенсивность процессов выздоровления, избежание распространения внутрибольничной инфекции.

При подготовке и проведении постановки клизм от компетентности медсестры зависит решение важной проблемы – создание психологического комфорта пациента, так как эти манипуляции подразумевают вторжение в сверхинтимные зоны пациента.

Требования к исходному уровню знаний

Студент должен знать:

1. Анатомию и физиологию органов пищеварительной системы.

2. Основные принципы ухода за пациентами с заболеваниями пищеварительной системы.

Студент должен уметь

1. Осуществлять уход за пациентами с заболеваниями органов пищеварительной системы.

2. Выполнять постановку различных видов клизм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.196 с.)