Правила составления кроссвордов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила составления кроссвордов



1) Составляйте несложные вопросы, с недлинным ответом. При составлении определений к словам приветствуется легкий тон и наличие юмора.

2) Ответ должен состоять из одного слова-существительного без наличия в нём дефиса и других знаков, в именительном падеже и единственном числе.

3) Разделите ответы на горизонтальные и вертикальные.

4) Составьте сетку и запишите ответы.

 

Пример выполнения задания:

Кроссворд по словарю Н.В. Гоголя

По горизонтали: 3. Пчеловод. 4. Каша из пшеницы с мёдом и отваром из сухих фруктов. 8. Управитель уездного города. 9. Шапка с ушами. 11. Чиновник, исполняющий полицейские функции. 12. Золотая или серебряная тесьма. 15. Сумка кавалериста. 16. Окрестные селения. 17. Повар. 18. Хлопчатобумажная ткань, похожая на шерстяную. 19. Кусочки теста, сваренные в воде или молоке. По вертикали: 1. Трубка для курения. 2. Варёная водка с пряностями. 3. Судья по делам размежевания земельных владений. 5. Сорт хлопчатобумажной ткани. 6. Род шерстяного передника у женщин. 7. Весельчак. 10. Щёки. 13. Небольшой хлеб, несколько плоский. 14. Прислужник в церкви. 20. Письменный договор, включающий обязательства обеих заключающих его сторон.

Ответы:

По горизонтали: 3. Пасечник. 4. Кутья. 8. Городничий. 9. Капелюха. 11. Комиссар. 12. Галун. 15. Ладунка. 16. Околодок. 17. Кухмистр. 18. Гарус. 19. Галушки.

По вертикали: 1. Люлька. 2. Варенуха. 3. Подкоморий. 5. Китайка. 6. Запаска. 7. Шибеник. 10. Ланиты. 13. Паляница. 14. Пономарь. 20. Контракт.

 

Задание 18. Прочитайте повесть Н.В. Гоголя «Портрет». Проанализируйте произведение, письменно ответив на предложенные вопросы.

Вопросы для анализа повести

Часть I

1. Чем недоволен Чартков, рассматривая картины в лавке на Щукинском дворе?

2. Почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный?

3. Какое значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения Чарткова домой?

4. Зачем так подробно описана комната Чарткова?

5. Были ли у профессора основания опасаться, что Чартков станет модным живописцем?

6. Почему купленный портрет тревожит Чарткова и не кажется ему произведением высокого искусства?

7. Какие свойства Чарткова говорят о таланте художника?

8. Прав ли Чартков, когда он думает, что портрет имеет «тайную связь с его судьбой»?

9. Какие возможности даёт Чарткову неожиданно раскрытый клад, и как он его использует?

10. Почему богатство возбуждает в Чарткове желанье славы?

11. Почему мы узнаём имя и отчество Чарткова из газетной заметки?

12. Над чем смеётся Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери?

13. Почему работа над портретом «завлекла» Чарткова? Что и почему ложно в портрете аристократической девушки?

14. Почему в портретах, которые рисует Чартков, сходство уступает благообразию?

15. Сравните облик Чарткова и обстановку его дома на Васильевском острове и на Невском проспекте. Как изменился он сам и его отношение к искусству и великим художникам?

16. Почему «Золото сделалось... страстью, идеалом, страхом, целью» Чарткова?

17. Чем отличается русский художник, усовершенствовавшийся в Италии, от Чарткова? Как вы думаете, о каком художнике и какой картине идёт речь?

18. Почему потрясение от совершенной картины в Чарткове превращается в «зависть и бешенство», почему он уничтожает талантливые произведения искусства?

19. Отчего Чартков впал в «безнадёжное сумасшествие» и умер?

 

Часть 2

1. Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной процессией?

2. Почему ростовщики необходимы «осадку человечества», поселившемуся в Коломне, и отчего главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие?

3. Чем странен ростовщик, с которого писался портрет?

4. Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?

5. Зачем ужасный ростовщик заказывает портрет художнику и почему тот соглашается его писать?

6. Какие несчастия принёс художнику портрет ростовщика и как он очистил душу от скверны?

7. Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными? В чём связь этих советов с Нагорной проповедью Христа?

8. В чём значение искусства и почему «талант... чище всех должен быть душою»? В чём отличие мысли Гоголя от слов пушкинского Моцарта: «Гений и злодейство – две вещи несовместимые»?

 

Задание 19. Прочитайте отрывки из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Охарактеризуйте героев произведения, письменно ответив на предложенные вопросы.

Манилов

Вопросы:

1. Какую деталь в портрете героя подчеркивает Гоголь?

2. Что вы можете сказать о Манилове как хозяине?

3. Что говорит интерьер о герое?

4. Как отреагировал Манилов на просьбу Чичикова продать ему мертвые души?

5. Какую черту в поведении героя вы заметили, знакомясь с ним?

6. Каков образ жизни Манилова?

«…Дом господский стоял одиночкой на юрту, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берёз небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. Под двумя из них видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»; пониже пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в аглицких садах русских помещиков. У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы, которые герой наш, неизвестно по каким причинам, в ту ж минуту принялся считать и насчитал более двухсот; нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно…»

«…В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево: но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею; впрочем хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего гости словами: «Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы». В иной комнате и вовсе не было мебели, хотя и было говорено в первые дни после женитьбы: «Душенька, нужно будет завтра похлопотать, чтобы в эту комнату хоть на время поставить мебель». Ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале, хотя этого не замечал ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги…»

«…Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно; чёрные палящие глаза, нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ ‑ и портрет готов; но вот эти все господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою, а между тем как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, ‑ эти господа страшно трудны для портретов. Тут придется сильно напрягать внимание, пока заставишь перед собою выступить все тонкие, почти невидимые черты, и вообще далеко придется углублять уже изощренный в науке выпытывания взгляд.

Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует примкнуть и Манилова. На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» ‑ и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную. От него не дождешься никакого живого или хоть даже заносчивого слова, какое можешь услышать почти от всякого, если коснешься задирающего его предмета. У всякого есть свой задор: у одного задор обратился на борзых собак; другому, кажется, что он сильный любитель музыки и удивительно чувствует все глубокие места в ней; третий мастер лихо пообедать; четвертый сыграть роль хоть одним вершком повыше той, которая ему назначена; пятый, с желанием более ограниченным, спит и грезит о том, как бы пройтиться на гулянье с флигель-адъютантом, напоказ своим приятелям, знакомым и даже незнакомым, шестой уже одарен такою рукою, которая чувствует желание сверхъестественное заломить угол какому-нибудь бубновому тузу или двойке, тогда как рука седьмого, так, и лезет произвести где-нибудь порядок, подобраться поближе к личности станционного смотрителя или ямщиков, ‑ словом, у всякого есть свое, но у Манилова ничего не было. Дома он говорил очень мало и большею частию размышлял и думал, но о чем он думал, тоже разве богу было известно.

Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою. Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», ‑ «Да, недурно», ‑ отвечал он обыкновенно, куря трубку, которую курить, сделал привычку, когда еще служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером. «Да, именно недурно», ‑ повторял он. Когда приходил к нему мужик и, почесавши рукою затылок, говорил: «Барин, позволь отлучиться на работу, подать заработать», ‑ «Ступай», ‑ говорил он, куря трубку, и ему даже в голову не приходило, что мужик шел пьянствовать. Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими, и лицо принимало самое довольное выражение; впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами. В его кабинете всегда лежала какая-то заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года…»

 

Коробочка

Вопросы:

1. Найдите в тексте описание портрета героини, в чем сущность характера героини?

2. Найдите в тексте описание поведения Коробочки во время торга. Как она ведет себя с Чичиковым?

3. Найдите в тексте описание интерьера, запишите предложения, помогающие, в общем, охарактеризовать его.

4. Найдите и прочитайте описание обеда. Чем угощает хозяйка своего гостя? Что ее заботит? Как это ее характеризует?

«…комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате...»

«Окинувши взглядом комнату, он теперь заметил, что на картинах не все были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нашивали при Павле Петровиче. Часы опять испустили шипение и пробили десять;…»

«Подошедши к окну, он начал рассматривать бывшие перед ним виды: окно глядело едва ли не в курятник; по крайней мере, находившийся перед ним узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью. Индейкам и курам не было числа; промеж них расхаживал петух мерными шагами, потряхивая гребнем и поворачивая голову набок, как будто к чему-то прислушиваясь; свинья с семейством очутилась тут же; тут же, разгребая кучу сора, съела она мимоходом цыпленка и, не замечая этого, продолжала уписывать арбузные корки своим порядком. Этот небольшой дворик, или курятник, переграждал дощатый забор, за которым тянулись пространные огороды с капустой, луком, картофелем, светлой и прочим хозяйственным овощем. По огороду были разбросаны кое-где яблони и другие фруктовые деревья, накрытые сетями для защиты от сорок и воробьев, из которых последние целыми косвенными тучами переносились с одного места на другое. Для этой же самой причины водружено было несколько чучел на длинных шестах, с растопыренными руками; на одном из них надет был чепец самой хозяйки. За огородами следовали крестьянские избы, которые хотя были выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы, но, по замечанию, сделанному Чичиковым, показывали довольство обитателей, ибо были поддерживаемы как следует: изветшавший тес на крышах везде был заменен новым; ворота нигде не покосились, а в обращенных к нему крестьянских крытых сараях заметил он где стоявшую запасную почти новую телегу, а где и две. «Да, у ней деревушка не маленька».

«….вошла хозяйка женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее…..» «…Хозяйка вышла, и он тот же час поспешил раздеться, отдав Фетинье всю снятую с себя сбрую, как верхнюю, так и нижнюю…» «….Она была одета лучше, нежели вчера, – в тёмном платье и уже не в спальном чепце, но на шее всё так же было что-то навязано».

Это одна из тех «небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки, хоть с виду и кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья, да ночных кофточек, да нитяных моточков, да распоротого салопа...».

 

Собакевич

Вопросы:

1.Найдите в тексте описание усадьбы и интерьера. Что вы можете сказать о хозяине дома, познакомившись с данным описанием?

2. Найдите и прочитайте описание портрета Собакевича. Какую черту выделяет Гоголь в его портрете?

3. Сцена обеда. Как ведет себя Собакевич во время обеда? Что он говорит о чиновниках в разговоре с Чичиковым? Как это его характеризует?

4. Сцена торга. Как относится герой к предложению Чичикова? Какую сумму он просит за мертвые души? Как аргументирует эту цену? Как характеризует героя сцена получения залога за души?

5. Как фамилия героя раскрывает сущность его характера?

«Фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, и панталоны длинны, ступнями ступал он вкривь и вкось и наступал беспрестанно всем на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке. У Собакевича был крепкий и на диво стаченный образ: держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе. Когда Чичиков взглянул на него, то подумал: «Медведь! Совершенный медведь». Недаром его звали Михайлом Семеновичем.

Помещик, казалось, хлопотал много о прочности: деревенские дома мужиков были без резных узоров и без всяких затей, но все было плотно пригнано и сделано, как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли. Словом, все, на что ни глядел Чичиков, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем виде. Двор был окружен крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой».

 

Ноздрев

Вопросы:

1. Найдите в тексте портрет героя. На какую деталь в портрете обращает наше внимание автор?

2. Понаблюдайте в тексте за речью и манерой поведения героя в общении с Чичиковым. Что вы можете сказать о Ноздреве в результате данных наблюдений?

3. Найдите в тексте описание усадьбы и интерьера. Как усадьба характеризует героя как хозяина?

4. Найдите в тексте описание обеда, сцену торга и авторские отступления, прочитайте их, что вы можете сказать о герое?

«Лицо Ноздрева, верно, уже сколько-нибудь знакомо читателю. Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитными малыми, слывут еще в детстве и в школе за хороших товарищей и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы. В их лицах всегда видно что-то открытое, прямое, удалое. Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе «ты». Дружбу заведут, кажется, навек: но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке. Они всегда говоруны, кутилы, лихачи, народ видный. Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять. Женитьба его ничуть не переменила, тем более что жена скоро отправилась на тот свет, оставивши двух ребятишек, которые решительно ему были не нужны. За детьми, однако ж, присматривала смазливая нянька. Дома он больше дня никак не мог усидеть. Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами; он уж в одно мгновенье ока был там, спорил и заводил сумятицу за зеленым столом, ибо имел, подобно всем таковым, страстишку к картишкам. В картишки, как мы уже видели из первой главы, играл он не совсем безгрешно и чисто, зная много разных передержек и других тонкостей, и потому игра весьма часто оканчивалась другою игрою: или поколачивали его сапогами, или же задавали передержку его густым и очень хорошим бакенбардам, так что возвращался домой он иногда с одной только бакенбардой, и то довольно жидкой. Но здоровые и полные щеки его так хорошо были сотворены и вмещали в себе столько растительной силы, что бакенбарды скоро вырастали вновь, еще даже лучше прежних. И что всего страннее, что может только на одной Руси случиться, он чрез несколько времени уже встречался опять с теми приятелями, которые его тузили, и встречался как ни в чем не бывало, и он, как говорится, ничего, и они ничего.

Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели. Если же этого не случится, то все-таки что-нибудь да будет такое, чего с другим никак не будет: или нарежется в буфете таким образом, что только смеется, или проврется самым жестоким образом, так что наконец самому сделается совестно. И наврет совершенно без всякой нужды: вдруг расскажет, что у него была лошадь какой-нибудь голубой или розовой шерсти, и тому подобную чепуху, так что слушающие наконец все отходят, произнесши: «Ну, брат, ты, кажется, уже начал пули лить». Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины. Иной, например, даже человек в чинах, с благородною наружностию, со звездой на груди, будет вам жать руку, разговорится с вами о предметах глубоких, вызывающих на размышления, а потом, смотришь, тут же, пред вашими глазами, и нагадит вам. И нагадит так, как простой коллежский регистратор, а вовсе не так, как человек во звездой на груди, разговаривающий о предметах, вызывающих на размышление, так что стоишь только да дивишься, пожимая плечами, да и ничего более. Такую же странную страсть имел и Ноздрев. Чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небылицу, глупее которой трудно выдумать, расстроивал свадьбу, торговую сделку и вовсе не почитал себя вашим неприятелем; напротив, если случай приводил его опять встретиться с вами, он обходился вновь по-дружески и даже говорил: «Ведь ты такой подлец, никогда ко мне не заедешь». Ноздрев во многих отношениях был многосторонний человек, то есть человек на все руки. В ту же минуту он предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все что ни есть на все, что хотите. Ружье, собака, лошадь - все было предметом мены, но вовсе не с тем, чтобы выиграть: это происходило просто от какой-то неугомонной юркости и бойкости характера. Если ему на ярмарке посчастливилось напасть на простака и обыграть его, он накупал кучу всего, что прежде попадалось ему на глаза в лавках: хомутов, курительных свечек, платков для няньки, жеребца, изюму, серебряный рукомойник, голландского холста, крупичатой муки, табаку, пистолетов, селедок, картин, точильный инструмент, горшков, сапогов, фаянсовую посуду - насколько хватало денег. Впрочем, редко случалось, чтобы это было довезено домой; почти в тот же день спускалось оно все другому, счастливейшему игроку, иногда даже прибавлялась собственная трубка с кисетом и мундштуком, а в другой раз и вся четверня со всем: с коляской и кучером, так что сам хозяин отправлялся в коротеньком сюртучке или архалуке искать какого-нибудь приятеля, чтобы попользоваться его экипажем. Вот какой был Ноздрев! Может быть, назовут его характером избитым, станут говорить, что теперь нет уже Ноздрева. Увы! несправедливы будут те, которые станут говорить так. Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком.

Между тем три экипажа подкатили уже к крыльцу дома Ноздрева. В доме не было никакого приготовления к их принятию. Посередине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены, затягивая какую-то бесконечную песню; пол весь был обрызган белилами».

(…)

«Ноздрев повел их в свой кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья - одно в триста, а другое в восемьсот рублей. Зять, осмотревши, покачал только головою. Потом были показаны турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано: «Мастер Савелий Сибиряков». Вслед за тем показалась гостям шарманка. Ноздрев тут же провертел пред ними кое-что. Шарманка играла не без приятности, но в средине ее, кажется, что-то случилось, ибо мазурка оканчивалась песнею: «Мальбруг в поход поехал», а «Мальбруг в поход поехал» неожиданно завершался каким-то давно знакомым вальсом. Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потому свистела она одна. Потом показались трубки - деревянные, глиняные, пенковые, обкуренные и необкуренные, обтянутые замшею и необтянутые, чубук с янтарным мундштуком, недавно выигранный, кисет, вышитый какою-то графинею, где-то на почтовой станции влюбившеюся в него по уши, у которой ручки, по словам его, были самой субдительной сюперфлю, - слово, вероятно означавшее у него высочайшую точку совершенства. Закусивши балыком, они сели за стол близ пяти часов. Обед, как видно, не составлял у Ноздрева главного в жизни; блюда не играли большой роли: кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. Видно, что повар руководствовался более каким-то вдохновеньем и клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него перец - он сыпал перец, капуста ли попалась - совал капусту, пичкал молоко, ветчину, горох - словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выдет. Зато Ноздрев налег на вина: еще не подавали супа, он уже налил гостям по большому стакану портвейна и по другому госотерна, потому что в губернских и уездных городах не бывает простого сотерна. Потому Ноздрев велел принести бутылку мадеры, лучше которой не пивал сам фельдмаршал. Мадера, точно, даже горела во рту, ибо купцы, зная уже вкус помещиков, любивших добрую мадеру, заправляли ее беспощадно ромом, а иной раз вливали туда и царской водки, в надежде, что всё вынесут русские желудки. Потом Ноздрев велел еще принесть какую-то особенную бутылку, которая, по словам его, была и бургоньон и шампаньон вместе. Он наливал очень усердно в оба стакана, и направо и налево, и зятю и Чичикову; Чичиков заметил, однако же, как-то вскользь, что самому себе он не много прибавлял. Это заставило его быть осторожным, и как только Ноздрев как-нибудь заговаривался или наливал зятю, он опрокидывал в ту же минуту свой стакан в тарелку. В непродолжительном времени была принесена на стол рябиновка, имевшая, по словам Ноздрева, совершенный вкус сливок, но в которой, к изумлению, слышна была сивушища во всей своей силе. Потом пили какой-то бальзам, носивший такое имя, которое даже трудно было припомнить, да и сам хозяин в другой раз назвал его уже другим именем. Обед давно уже кончился, и вина были перепробованы, но гости всё еще сидели за столом. Чичиков никак не хотел заговорить с Ноздревым при зяте насчет главного предмета. Все-таки зять был человек посторонний, а предмет требовал уединенного и дружеского разговора. Впрочем, зять вряд ли мог быть человеком опасным, потому что нагрузился, кажется, вдоволь и, сидя на стуле, ежеминутно клевался носом. Заметив и сам, что находился не в надежном состоянии, он стал наконец отпрашиваться домой, но таким ленивым и вялым голосом, как будто бы, по русскому выражению, натаскивал клещами на лошадь хомут».

 

Плюшкин

Вопросы:

1. Прочитайте в тексте описание сада. Какую роль играет данное описание?

2. Прочитайте описание усадьбы, что вы можете сказать о Плюшкине как о хозяине?

3. Прочитайте описание внешности героя. На какую деталь обращает автор в портрете героя?

4. Прочитайте историю жизни героя. Зачем Гоголь так подробно описывает ее?

5. Почему биография Плюшкина изложена так подробно?

«Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель…»

«На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. На бюре, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множества всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов…»

«По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин…»

«С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога…»

«Он увидел толи женщину, толи мужчину ругавшегося со своим подопечным.

Платье было не понятного размера, похожий на женский капот. На голове был не понятный колпак. Единственное что отличало это голос ‑ он был немного сипловат для женщины.

Внешность Плюшкина была неприметлива. Только лицо было похоже на лица у худощавых людей. Единственное подбородок был очень длинный и сильно выступал вперед. Глаза очень маленькие, что даже и не видно из-за колпака».

 

ОСТРО́ВСКИЙ Алекса́ндр Никола́евич (1823 ‑ 1886) ‑ русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Член-корреспондент Петербургской Академии наук. С него начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки.

 

Задание 20. Прочитайте драму А.Н. Островского «Гроза». Рассмотрите таблицу, в которой представлены трактовки образа Катерины Кабановой. Подумайте, чья позиция (Н.А. Добролюбова или Д.И. Писарева) вам ближе? Письменно аргументируйте свою точку зрения, ответив на предложенные вопросы:

1. Выявите черты характера Катерины

2. Почему она не может жить по законам «темного царства»?

3. Как Катерина решилась на любовь к Борису?

4. Почему Катерина покончила жизнь самоубийством?

5. В чем трагедия совести и как она разрешается?

6. Почему Катерина никого себе не подчиняет и не умеет подчиняться сама?

7. В чем истоки характера Катерины?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.046 с.)