Тема: «история одного города» как сатирическое произведение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «история одного города» как сатирическое произведение



1. Каков, по вашему мнению, жанр «Истории одного города»?

2. Какова главная проблематика произведения?

3. В чем основные особенности композиции произведения?

4. Какие художественные средства использованы в произведении?

5. В чем смысл приема «смешения времен»?

6. Какова роль «Описи градоначальников» в произведении?

7. В чем смысл соединения реалистического и фантастического в образах градоначальников?

8. Какие сходные черты вы можете отметить в образах градоначальников?

9. Чем заканчивается произведение? Какой смысл заключен в этом финале?

10. В чем, по вашему мнению, истинная причина несчастий глуповцев?

11. Можно ли «Историю одного города» назвать антиутопией?

 

& Для справки:

Советы по подготовке к семинару

1. Если ваша группа очень хорошо организованна и при этом дружна, то все вопросы семинара можно заранее распределить каждому человеку. И в результате время, затрачиваемое на подготовку, существенно уменьшиться.

2. Для подготовки можно использовать учебную литературу, лекции, научные статьи, материалы авторитетных интернет-источников.

3. Напишите краткий конспект или доклад по теме, который займет примерно 5–7 минут. Не забывайте про термины и определения.

 

Задание 40. «Сказки» ‑ это своеобразный итог художественной деятельности М.Е. Салтыкова-Щедрина, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год.

Изучение «Сказок» предполагается в контексте соотнесения социального и общечеловеческого в творчестве Салтыкова-Щедрина. В сатирических образах писателя не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя.

Проанализируйте одну из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина по предложенному ниже плану.

 

Примерный план анализа сказки

1. Основная тема сказки (о чем?).

2. Главная мысль сказки (зачем?).

3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?

4. Особенности образов сказки:

а) образы-символы;

б) своеобразие животных;

в) близость к народным сказкам.

5. Сатирические приемы, использованные автором.

6. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.

7. Соединение фольклорного, фантастического и реального.

 

& Для справки:

 

Сатирические приемы, используемые в сказках писателем. Разные способы смеха:

  • Ирония ‑ осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное.
  • Сарказм ‑ едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества.
  • Гротеск ‑ предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия.
  • Иносказание, аллегория ‑ иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык ‑ художественная речь, основанная на вынужденном иносказании.
  • Гипербола ‑ чрезмерное преувеличение.

 

Задание 41. Прочитайте роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Заполните таблицу-характеристику наиболее отличившихся правителей города (Дементий Варламович Брудастов, Семен Константинович Двоекуров, Петр Петрович Фердыщенко, Василий Семенович Бородавкин, Иван Пантелеич Прыщ, Эраст Андреевич Грустилов, Угрюм-Бурчеев) по следующему плану:

 

План характеристики образов градоначальников:

1. Фамилия, имя, отчество градоначальника. Обратите внимание на говорящие фамилии, фамилии-клички.

2. Внешность и черты характера.

3. Методы управления.

4. Жизнь народа в период правления каждого градоначальника.

5. Исторические аналогии.

6. Сатирические приемы, использованные автором для создания образа.

7. Авторская позиция.

 

 

ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович (1821 ‑ 1881) ‑ один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. Достоевский является самым ярким представителем «онтологической», «рефлексивной» поэтики.

Задание 42. Подготовьте сообщение о биографии Ф.М. Достоевского.

Примерный план сообщения

1. Происхождение.

2. Юность писателя.

3. Каторга и ссылка.

4. После ссылки.

5. Политические взгляды.

6. Творчество Достоевского.

 

Задание 43. Замысел написания романа «Преступление и наказание» относится, вероятно, ко времени пребывания Ф.М. Достоевского на каторге. 9 октября 1859 г. из Твери он пишет брату: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли я тебе говорил про одну исповедь - роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому нужно пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля... Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения... Исповедь окончательно утвердит мое имя».

Сам Достоевский определяет содержание своего произведения таким образом: «Это - психологический отчет одного преступления... Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты.... В повести моей есть, кроме того, намек на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует».

Прочитайте и проанализируйте эпизод убийства старухи из 7 главы 1 части романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» по предложенному плану. Письменно ответьте на воприсы:

1. Убедительны ли его идеи Раскольникова относительно «твари дрожащей» и «право имеющих»?

2. Через что переступает Раскольников, совершая преступление?

3. Когда (в какой момент) развенчивается «гуманная» сущность теории Раскольникова? (сразу же в момент убийства)

4. Символом чего является старуха-процентщица? Лизавета?

& Для справки:

План анализа эпизода произведения

1. Дать название эпизоду

2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.

3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить: кто они? Каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

4. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания

5. Проанализировать композицию эпизода

6. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.

7. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.

8. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.

9. Определить, если это возможно, роль эпизода в произведении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.011 с.)