Как критик Я. И. Кулешов говорит о причинах деятельности Штольца. Каков нравственный облик Штольца в представлении критика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как критик Я. И. Кулешов говорит о причинах деятельности Штольца. Каков нравственный облик Штольца в представлении критика.



Штольц – это машина, методически работающая. Он напичкан добродетелями, чтобы во всем покрасоваться перед Обломовым, во всех случаях быть «на высоте». Но цельного характера, его души мы не видим. Он деятелен, в меру цивилизован, знает рациональные принципы хозяйства и даже ценит Бетховена, он вежлив, но никогда не увлечен. Все дело для него – средство, а не цель. Он и Ольгу оставляет с поручением увлечь Обломова, вызволить в светские гостиные, а остальное Штольца не интересовало. Штольц трудится ради самого труда, а высшего идеала он не имел и не подозревал, что идеалы нужны. Над целью жизни он никогда не задумывался. <…> Штольц на высокой ступени своей активной жизни оказывался тем же Обломовым, уготавливающим Ольге роль «матери-созидательницы и участницы нравственной и общественной жизни целого счастливого поколения.

 

ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818 ‑ 1883) ‑ русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик. Первым в русской литературе начал изучать личность «нового человека» ‑ шестидесятника, его нравственные качества и психологические особенности, благодаря ему в русском языке стал широко использоваться термин «нигилист».

 

Задание 24. Прочитайте роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Сравните понятие «нигилизм» и взгляды Евгения Базарова. Прав ли автор, причисляя Базарова к нигилистам? Как вы оцениваете взгляды Базарова на искусство, природу, любовь? Согласны ли вы с таким отношением Базарова к вечным ценностям? Почему?

Нигилизм – (1) (от латинского nihil – ничто) отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, форм общественной жизни. (Большой энциклопедический словарь). (2) «безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать» (Толковый словарь В. Даля). (3) «голое отрицание всего, логически неоправданный скептицизм» (Толковый словарь русского языка). (4) «философия скептицизма, которая возникла в России в ХIХ веке в начале правления Александра I <...> ранее этот термин применялся к некоторым ересям в средние века. В русской литературе термин нигилизм был впервые использован Н. Надеждиным в статье в «Вестнике Европы» <…> Надеждин прировнял нигилизм к скептицизму» (М. Катков).

Взгляды Базарова:

  • «Всякий человек сам себя воспитывать должен»
  • «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…»
  • «Русский человек только тем и хорош, что сам о себе прескверного мнения»
  • «2х2=4, а остальное пустяки…»
  • «Что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной?.. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше смотреть жука»
  • «В теперешнее время полезнее всего отрицание…»
  • «Необходимо все сломать и разрушить, а строить будут другие…»
  • Об аристократии: «вот вы уважаете себя и сидите сложа руки, вы бы не уважали себя и делали тоже самое», «аристократизм, либерализм – русскому человеку даром не нужны…»
  • «Рафаэль гроша медного не стоит, любой химик в двадцать раз лучше поэта»

Задание 25. Прочитайте фрагменты текста из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», описывающие внешность, воспитание, манеру поведения и речь Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Письменно ответьте на вопросы:

1. Сравните описание внешнего облика Евгения Базарова и Павла Петровича. Что можно сказать о героях по внешности? Что дает портрет для понимания характера Базарова? Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное описание? Почему детальный, подробный портрет Базарова дается в романе лишь один раз, а описание внешности Павла Петровича, окружающего его интерьера встречается во многих эпизодах романа? С какой целью, на ваш взгляд, Тургенев вводит в роман контрастные портретные характеристики героев?

2. Что известно о происхождении, образовании, воспитании Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова? Как вы думаете, почему биографические сведения Базарова даны скупо, без подробностей? Как вы понимаете выражение Базарова: «Всякий человек сам себя воспитать должен»?

3. Охарактеризуйте манеру поведения Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова, опираясь на материал 1-9 глав.

4. Яркой характеристикой Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова служит их речь. Что вы можете отметить в языке Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова, используя предложенный материал из романа «Отцы и дети»?

5. Как складываются отношения Базарова с Кирсановыми? Какие первые впечатления сложились у Базарова и братьев Кирсановых друг о друге? Чем можно объяснить взаимную неприязнь Базарова и Павла Петровича?

 

ЕВГЕНИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БАЗАРОВ

Внешность

· «Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу подал…

- Евгений Васильев, ‑ отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум…Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа». (2 глава)

· «…по саду, шагая через клумбы, шел Базаров. Его полотняное пальто и панталоны были запачканы в грязи; цепкое болотное растение обвивало тулью его старой круглой шляпы; в правой руке он держал небольшой мешок; в мешке шевелилось что-то живое…» (5 глава)

Происхождение, образование, воспитание

· Аркадий в беседе с Николаем Петровичем: «Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора». (глава 3)

· Беседа Павла Петровича и Николая Петровича:

«- Николай, помнится, в батюшкиной дивизии был лекарь Базаров?

- Кажется, был.

- Точно, точно. Так этот лекарь его отец…» (глава 5).

· «Мой дед землю пахал, ‑ с надменною гордостию отвечал Базаров». (глава 10, в споре с Павлом Петровичем).

Манера поведения

· «Вот мы и дома, ‑ промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

- Поесть действительно не худо, ‑ заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван». (глава 4)

· «За ужином разговаривали мало. Особенно Базаров почти ничего не говорил, но ел много». (глава 4)

· «Павел Петрович похлебывал свой какао и вдруг поднял голову… по саду, шагая через клумбы, шел Базаров. Его полотняное пальто и панталоны были запачканы в грязи; цепкое болотное растение обвивало тулью его старой круглой шляпы; в правой руке он держал небольшой мешок; в мешке шевелилось что-то живое…

- Здравствуйте, господа; извините, что опоздал к чаю, сейчас вернусь; надо вот этих пленниц к месту пристроить.

- Что это у вас, пиявки? – спросил Павел Петрович.

- Нет, лягушки…» (глава 5)

· «Его (Павла Петровича) аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое». (глава 6)

Речь

· «- Душевно рад, ‑ начал он (Николай Петрович), ‑ и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь…позвольте узнать ваше имя и отчество?

-Евгений Васильев, ‑ отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом». (глава 2)

· «Кучер Николая Петровича вывел лошадей.

- Ну поворачивай, толстобородый! – обратился Базаров к ямщику». (глава 2)

· «-Не пройдете ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильевич?

- Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одёженку, ‑ прибавил он, снимая с себя свой балахон». (глава 4)

· «За ужином разговаривали мало. Особенно Базаров почти ничего не говорил, но ел много». (глава 4)

 

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ

Внешность

· «Да, надо почистится, ‑ отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику. Совершив предварительное европейское «shake hands» (рукопожатие), он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щек…» (глава 4)

· «Брат его (Павел Петрович) сидел далеко за полночь в кабинете, на широком гамбсовом кресле, перед камином, в котором слабо тлел каменный уголь. Павел Петрович не разделся, только китайские красные туфли без задков сменили на его ногах лаковые полусапожки…» (глава 4)

· «Павел Петрович присел к столу. На нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска. Эта феска и небрежно повязанный галстук намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда не белой, а пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычною неумолимостью упирались в выбритый подбородок». (глава 5)

· «Павел Петрович вернулся в свой изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пестром персидском ковре, с ореховою мебелью, обитой темно-зеленым трипом, с библиотекой renaissance (в стиле эпохи Возрождения) из старого черного дуба, с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином…» (глава 9)

Происхождение, образование, воспитание

· «Отец его, боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек…, который в силу своего чина играл довольно значительную роль».

· «Отец их вернулся к своей дивизии и к своей супруге и лишь изредка присылал сыновьям большие четвертушки серой бумаги, испещренные размашистым почерком. На конце этих четвертушек красовались старательно окруженные «выкрутасами» слова: «Пиотр Кирсаноф, генерал-майор». (глава 1).

· «Родительница его…принадлежала к числу «матушек-командирш», носила пышные чепцы и шумные шелковые платья, в церкви подходила первая ко кресту, говорила громко и много, допускала детей утром к ручке, на ночь их благословляла, ‑ словом, жила в свое удовольствие». (глава 1)

· «Павел Петрович Кирсанов воспитывался сначала дома..., потом в пажеском корпусе… Его уважали за отличные, аристократические манеры, за слухи о его победах; за то, что он прекрасно одевался и всегда останавливался в лучшем номере гостиницы; за то, что он вообще хорошо обедал… за то, что он всюду возил с собою настоящий серебряный несессер и походную ванну; за то, что от него пахло какими-то необыкновенными, удивительно «благородными» духами…» (глава 7)

Манера поведения

· «Я уже думал, что вы не приедете сегодня, ‑ заговорил он (Павел Петрович) приятным голосом, любезно покачиваясь…» (глава 4)

· «- Вы столь высокого мнения о немцах? – проговорил с изысканной учтивостью Павел Петрович. Он начинал чувствовать тайное раздражение». (глава 6)

· «Его уважали за отличные, аристократические манеры, за слухи о его победах; за то, что он прекрасно одевался и всегда останавливался в лучшем номере гостиницы; за то, что он вообще хорошо обедал… за то, что он всюду возил с собою настоящий серебряный несессер и походную ванну; за то, что от него пахло какими-то необыкновенными, удивительно «благородными» духами, за то, что он мастерски играл в винт и всегда проигрывал…» (глава 7)

Речь

· «Я нахожу, что Аркадий sest degourdi (стал развязнее), ‑ заметил он (Павел Петрович)». (глава 4)

· «Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов (Павел Петрович выговаривал это слово мягко, на французский манер…), без принсипов, принятых, как ты говоришь, на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя. Vous avez change tout cela (Вы все это изменили)….» (глава 5)

· «Павел Петрович медленно подходил к окну и, засунув руки в карманы, бормотал сквозь зубы: «Mais je puis vous donner de largent» (Но я могу дать вам денег) и давал ему (Николаю Петровичу) денег…» (глава 8)

Задание 26. В любом тургеневском романе главный герой обязательно проведён через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя, причём через это интимное чувство Тургенев раскрывает и гражданские качества человека, проверяет его общественную состоятельность.

Рассмотрите любовную линию Базаров-Одинцова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», письменно ответьте на вопросы:

1. Вспомните высказанное Базаровым мнение о любви Павла Петровича и княгини Р.: «И что это за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество…». Как меняются взгляды Базарова после встречи с Одинцовой? Что происходит с основным конфликтом произведения?

2. Как вёл себя Базаров в доме Кукшиной?

3. Какой предстала перед публикой Анна Сергеевна Одинцова?

4. Какие чувства испытывает Базаров, находясь рядом с Одинцовой?

5. Как ведёт себя Евгений Базаров в Никольском?

6. Кто виноват в том, что любовь не состоялась?

7. Что подчёркивает в Базарове эпизод с Фенечкой? Почему Евгений принимает вызов на дуэль?

8. Скажите, почему так нужна была последняя встреча с Одинцовой?

9. Победой или поражением для Базарова заканчивается испытание любовью?

10. Изменилось ли ваше отношение к Евгению? Почему Базаров погибает?

Задание 27. Напишите сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Темы сочинений

  1. Е. Базаров и П.П. Кирсанов (сравнительная характеристика).
  2. «Барчуки проклятые» (Кирсановы, Одинцова).
  3. «Бунтующее сердце» (образ Е. Базарова)
  4. Проблема «отцов» и «детей» в изображении Тургенева.
  5. Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня?
  6. Что критикует Тургенев в «отцах» и в чем расходится с «детьми»?
  7. Что делает Базарова героем своего времени?
  8. Особенности жанра и композиции романа Тургенева «Отцы и дети».
  9. Что я люблю и чего не принимаю в Базарове.
  10. Роль любовного конфликта в композиции романа Тургенева «Отцы и дети».
  11. Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети».
  12. Приемы раскрытия характера в романе Тургенева «Отцы и дети».
  13. Истинные и ложные убеждения (по роману Тургенева «Отцы и дети»).
  14. Любовь в романе «Отцы и дети» (4 любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему). Какой взгляд ближе вам?

 

& Для справки:

Основные требования к сочинениям

1. Соответствие содержания теме сочинения.

2. Логичность: тема должна быть раскрыта четко, последовательно, отдельные части сочинения должны быть связаны между собой.

3. Аргументированность: каждое суждение должно быть доказано.

4. Грамотность.

Этапы работы над сочинением

1. Обдумывание и уяснение темы, определение ее границ, выявление ее содержания.

2. Формулировка основной мысли (идеи) сочинения.

3. Подбор аргументов для доказательства основной мысли сочинения и расположение их в логичном порядке.

Форма доказательства может быть

· дедуктивной, когда сначала высказывается тезис (общая мысль), потом называются частные мысли (аргументы),

· индуктивной, при которой сначала называются частные мысли, затем та общая, которая ими подтверждается.

4. Подбор фактического и цитатного материала.

Виды сочинений

Сочинение-характеристика

Необходимо проследить эволюцию характера в сюжетном развитии произведения, выделить то индивидуальное, неповторимое, что характеризует личность этого героя.

План

1. Вступление (место героя в произведении).

2. Основная часть. Характеристика героя как определенного социального типа.

- Внешний облик.

- Социальное и материальное положение героя;

- Мировоззрение, круг умственных интересов героя: профессия, занятия героя; цель в жизни; уровень развития героя.

- Мир чувств героя: отношения с окружающими людьми; внутренние переживания, чувства, эмоции героя.

- Какие черты личности выявляются в произведении: с помощью портрета; в речевой характеристике; через поступки; с помощью предыстории и биографии; через окружающую обстановку; через характеристику других действующих лиц; в авторской характеристике.

3. Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении.

Сочинение-рассуждение

План

1. Вступление: Общая характеристика проблемы, актуальность, выдвижение тезиса

Слова и выражения: Я считаю, мне кажется, я уверен, я не сомневаюсь, я полагаю, несомненно, очевидно…

2. Основная часть. Доказательства тезиса. 3-5 аргументов.

Слова и выражения: Во-первых, во-вторых, тем не менее, помимо этого, кроме того, затем, более того, к тому же…

3. Вывод. Подтвердился ли тезис, выдвинутый во вступлении?

Слова и выражения: Подводя итог, исходя из всего вышесказанного, теперь стало ясно…

 

Задание 28. Выполните тест по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».

 

1. С какой даты начинается роман?

А) 22 июня 1941 г.

Б) 19 февраля 1861 г.

В) 7 ноября 1917 г.

Г) 20 мая 1859 г.

2. Какой барин «вступается за крестьян», но «говоря с ними, морщится и нюхает одеколон»?

А) Николай Петрович Кирсанов

Б) Павел Петрович Кирсанов

В) Аркадий

Г) Василий Базаров

3. Кто и кому дал такую характеристику: «Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор. Ваш брат, дворянин, дальше благородного смирения дойти не может, а это пустяки…Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич».

А) Базаров – Павлу Петровичу

Б) Базаров – Ситникову

В) Базаров – Аркадию

Г) Ситников – Аркадию

4. Какого цвета глаза Базарова?

А) серые

Б) карие

В) зеленоватые

Г) голубые

5. Почему Николай Петрович не попадает на военную службу?

А) папенька откупил его от службы

Б) сломал ногу, стал «хроменьким»

В) проблемы со зрением

Г) расстройства слуховых органов

6. Чей это портрет? «Вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье, голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах».

А) Катя Одинцова

Б) Дуняша

В) Фенечка

Г) Авдотья Кукшина

7. О ком из героев романа говорится? «Верила во всевозможные приметы, гадания, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства…в скорый конец света».

А) Авдотья Кукшина

Б) Арина Васильевна Базарова

В) Фенечка

Г) Катя Одинцова

8. Узнайте героя по цитате: «Герцогиня, владетельная особа. Ей бы только шлейф сзади носить и корону на голове».

А) Катя Одинцова

Б) Анна Сергеевна Одинцова

В) Арина Васильевна Базарова

Г) Авдотья Кукшина

9. Узнайте героя по цитате: «Черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие глаза…»

А) Павел Петрович Кирсанов

Б) Николай Петрович Кирсанов

В) Василий Базаров

Г) Евгений Базаров

10. Узнайте героя по цитате: «У самого Жуковского пульс щупал. Обычную желтуху предпочитает именовать «ихтером», а сон нарекает объятиями Морфея»

А) Аркадий

Б) Ситников

В) Николай Петрович Кирсанов

Г) Василий Базаров

11. Что перед дуэлью каждый положил себе в карман?

А) зеркальце

Б) платок

В) письмецо

Г) пулю

12. Кому посвящается роман?

А) Н.Г. Чернышевскому

Б) Д.И. Писареву

В) Н.Н. Страхову

Г) В.Г. Белинскому

13. Укажите, какой тип композиции использовал автор в романе?

А) зеркальная

Б) последовательная

В) циклическая

Г) кольцевая

 

ТЮ́ТЧЕВ Фёдор Ива́нович (1803 ‑ 1873) ‑ известный поэт, один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук с 1857 года.

 

Задание 29. Прочитайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились», письменно ответьте на вопросы:

1. Какой философский смысл приобретает в стихотворении описание вечернего сумрака?

2. Какие образы рисуют тишину внешнего мира? Почему эта тишина так необходима лирическому субъекту?

3. Почему вечерний час для него – «час тоски невыразимой»? Как понять слова: «Все во мне, и я во всем!»?

4. Какой характер придает первой строфе обилие многоточий, коротких синтаксических конструкций, фрагментарность описаний?

5. Какой поэтический смысл подчеркивается множеством глаголов в повелительном наклонении во второй строфе?

6. Какие детали внешнего мира подмечает поэт? Каковы краски, звуки, запахи внешнего мира? В каких отношениях «в час заката» должны находиться человек и внешний мир?

7. Почему лирический субъект жаждет «вкусить уничтоженья»? Как понять этот образ?


***

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул –

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул...

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном...

Час тоски невыразимой!..

Всё во мне, и я во всем!..

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, темный, благовонный,

Всё залей и утиши.

Чувства мглой самозабвенья

Переполни через край!..

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

Задание 30. Прочитайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium», письменно ответьте на вопросы:

1. Какие два мира изображает поэт в стихотворении? Какой из миров описан подробнее? Что характерно для внутреннего мира человека?

2. Каковы приметы мира внешнего? Какие картины природы важны поэту для создания образа внешнего мира?

3. Почему внешний мир мешает человеку сосредоточиться на своей внутренней жизни?

4. Почему лейтмотивом стихотворения становится слово «молчи»?

5. Как и с какой целью противопоставлены в стихотворении образы ночи и дня? Почему все же образы стихотворения от картин ночи движутся к «дневным лучам»?

 

SILENTIUM [2]

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, –

Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, –

Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, –

Внимай их пенью – и молчи!..

Задание 31. Прочитайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Она сидела на полу…», письменно ответьте на вопросы:

1. Определите тему стихотворения.

2. Что изображено в стихотворении?

3. Каково настроение этого стихотворения? С помощью каких художественных приемов оно создается?

***

Она сидела на полу

И груду писем разбирала –

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала –

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела –

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело...

И сколько жизни было тут,

Невозвратимо пережитой –

И сколько горестных минут,

Любви и радости убитой...

Стоял я, молча, в стороне

И пасть готов был на колени, –

И страшно-грустно стало мне,

Как от присущей милой тени.

ФЕТ Афана́сий Афана́сьевич (1820 – 1892) ‑ русский поэт-лирик, переводчик, мемуарист. Поздний романтик с тяготением к психологическому реализму и точности предметных описаний. Три основные его темы – природа, любовь, искусство, объединяемые темой красоты. Представитель так называемой чистой поэзии.

Задание 32. Прочитайте стихотворение А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…», письменно ответьте на вопросы:

1. Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста?

2. Какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний? Можно ли при этом говорить о фрагментарности, случайности чувства, или оно целостно?

3. Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения?

4. Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства стихотворения? Сопоставьте для этого первую и вторую строфы.

5. Как краски и звуки помогают понять чувства лирического субъекта? Почему в первой строфе внешний мир и внутреннее состояние человека воспринимаются в основном на слух, а во второй строфе – зрительно?

6. Какие метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в ней звучит цветовая гамма? Можно ли говорить о символике цвета?

7. Почему венец любовного свидания – слезы, а в мире природы – заря? Почему слово «заря» повторяется дважды?

***

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

 

Задание 33. Прочитайте стихотворение А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…», письменно ответьте на вопросы:

1. В чем сложность эмоционального состояния лирического субъекта этого стихотворения? Какие противоречивые чувства владеют его душой? Как это выражается в лексике и синтаксисе I-II строф?

2. Какой характер придают внутреннему миру лирического субъекта короткие предложения первой строфы? Какой поэтический смысл при этом выявляется?

3. Изменилось ли настроение в III-IV строфах? Каковы ключевые слова последней строфы? Есть ли разница в словах «веровать» и «верить»?

4. II и IV строфы заканчиваются одинаково. Какой поэтический смысл при этом выявляется?

5. Что изменилось в отношении лирического субъекта к жизни, когда «много лет прошло»? Почему он готов забыть обиды судьбы и поверить в бесконечность жизни? Что дает ему жизненные силы?

6. Выявите ключевые образы текста, проанализировав ряды существительных, прилагательных и глаголов. Как взаимосвязаны образы – смысловые доминанты? Какой поэтический смысл выявляют эти взаимосвязи?

***

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна – любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

 

Задание 34. Прочитайте стихотворение А.А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую…», письменно ответьте на вопросы:

1. Разделите стихотворение на смысловые части и выделите в них ключевые образы.

2. О каких способностях избранного певца говорится в стихотворении?

3. Докажите, что удел поэта – понимать язык природы и любви. Приведите примеры из текста.

4. Какой символический смысл заключен в стихотворении?

 

***

Одним толчком согнать ладью живую

С налаженных отливами песков,

Одной волной подняться в жизнь иную,

Учуять ветр с цветущих берегов,

Тоскливый сон прервать единым звуком,

Упиться вдруг неведомым, родным,

Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец -

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак и венец

 

НЕКРАСОВ Николай Алексеевич (1821 ‑ 1877) ‑ русский поэт, писатель и публицист, революционер-демократ, классик русской литературы. Его стихи были посвящены преимущественно страданиям народа, идиллии и трагедии крестьянства. Некрасов ввёл в русскую поэзию богатство народного языка и фольклора.

Задание 35. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ‑ итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Основной вопрос поэмы ‑ кого можно назвать счастливым на Руси? Герои поэмы – странники ‑ ищут ответ на него среди всех сословий тогдашней Руси.

Письменно охарактеризуйте героев поэмы (поп; помещик; крестьяне на ярмарке; Савелий, богатырь святорусский; Матрена Тимофеевна; Ермил Гирин; Гриша Добросклонов) по плану:

  1. социальная принадлежность,
  2. черты характера,
  3. талантливость,
  4. их представление о счастье,
  5. отношение к ним автора.

Опишите точку зрения автора на возможность быть счастливым на Руси.

Задание 36. Прочитайте отрывки из пролога и I главы поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Ответьте на вопросы.

1. Какой предстает перед читателем Матрена Тимофеевна?

2. Как она описывает свою семью?

3. Как изменилась ее жизнь после замужества?

4. Какие черты характера Матрены Тимофеевны проявились в этой главе?

5. Как изменилась ее жизнь с рождением Демушки?


ПРОЛОГ

«Не все между мужчинами

Отыскивать счастливого,

Пощупаем-ка баб!» –

Решили наши странники

И стали баб опрашивать.

В селе Наготине

Сказали, как отрезали:

«У нас такой не водится,

А есть в селе Клину:

Корова холмогорская,

Не баба! доброумнее

И глаже – бабы нет.

Спросите вы Корчагину,

Матрену Тимофеевну,

Она же: губернаторша...»

Подумали – пошли.

………………………

Матрена Тимофеевна

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

На ней рубаха белая,

Да сарафан коротенький,

Да серп через плечо.

(Матрена Тимофеевна согласилась рассказать мужикам историю своей жизни. – Сост.)

Глава I

ДО ЗАМУЖЕСТВА

Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая,

Непьющая семья.

За батюшкой, за матушкой,

Как у Христа за пазухой,

Жила я, молодцы.

………………………

А выискался суженой,

На горе – чужанин!

Филипп Корчагин – питерщик,

По мастерству печник.

 

Тужила, горько плакала,

А дело девка делала:

На суженого искоса

Поглядывала втай.

Пригож-румян, широк-могуч,

Рус волосом, тих говором –

Пал на сердце Филипп!

………………………

Пока мы торговалися:

Филиппу я: – Уйди ты прочь!

А он: «Иди со мной!»

Известно: «Ненаглядная,

Хорошая... пригожая...»

Пока мы торговалися,

Должно быть, так я думаю,

Тогда и было счастьице...

А больше вряд когда!

………………………

Семья была большущая,

Сварливая... попала я

С девичьей холи в ад!

В работу муж отправился,

Молчать, терпеть советовал:

Не плюй на раскаленное

Железо – зашипит!

Осталась я с золовками,

Со свекром, со свекровушкой,

Любить-голубить некому,

А есть кому журить!

Как велено, так сделано:

Ходила с гневом на сердце,

А лишнего не молвила

Словечка никому,

Зимой пришел Филиппушка,

Привез платочек шелковой,

Да прокатил на саночках

В Екатеринин день,

И горя словно не было!

Запела, как певала я

В родительском дому.

Мы были однолеточки,

Не трогай нас – нам весело,

Всегда у нас лады.

То правда, что и мужа-то

Такого, как Филиппушка,

Со свечкой поискать...

– Уж будто не колачивал?

Замялась Тимофеевна:

– Раз только, – тихим голосом

Промолвила она.

– За что? – спросили странники.

– Уж будто вы не знаете,

Как ссоры деревенские

Выходят? К муженьку

Сестра гостить приехала,

У ней коты разбилися.

– Дай башмаки Оленушке,

Жена! – сказал Филипп.

А я не вдруг ответила,

Корчагу подымала я,

Такая тяга: вымолвить

Я слова не могла.

Филипп Ильич прогневался,

Пождал, пока поставила

Корчагу на шесток,

Да хлоп меня в висок!

– Ну, благо ты приехала,

И так походишь! – молвила

Другая, незамужняя

Филиппова сестра.

………………………

Филипп на благовещенье

Ушел, а на Казанскую

Я сына родила.

Как писаный был Демушка!

Краса взята у солнышка,

У снегу белизна…

Весь гнев с души красавец мой

Согнал улыбкой ангельской,

Как солнышко весеннее

Сгоняет снег с полей…

Не стала я тревожиться,

Что ни велят – работаю,

Как ни бранят – молчу.


 

Задание 37. Прочитайте главу IV «Демушка» из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Ответьте на вопросы.

1. Какие новые черты характера Матрены Тимофеевны проявились в этой главе?

2. Почему Матрена оставила сына?

3. Как отреагировала на смерть сына?


ДЕМУШКА

Носила я Демидушку

По ноженкам... лелеяла...

Да взъелася свекровь,

Как зыкнула, как рыкнула:

«Оставь его у дедушки,

Немного с ним нажнешь!»

Запугана, заругана,

Перечить не посмела я,

Оставила дитя.

Вдруг стоны я услышала:

Ползком ползет Савелий-дед,

Бледнешенек как смерть:

«Прости, прости, Матренушка!

И повалился в ноженьки. –

Мой грех – не доглядел!..»

Заснул старик на солнышке,

Скормил свиньям Демидушку

Придурковатый дед!..

Я клубышком каталася,

Я червышком свивалася,

Звала, будила Демушку –

Да поздно было звать!..

Беда! Господь прогневался,

Наслал гостей непрошеных,

Неправедных судей!..

 

Допрашивали дедушку,

Потом за мной десятника

Прислали. Становой

По горнице похаживал,

Как зверь в лесу порыкивал...

Ударил кулаком:

«Молчать! Не по согласью ли

С крестьянином Савелием

Убила ты дитя?..»

Владычица! что вздумали!

Чуть мироеда этого

Не назвала я нех



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.84.90 (0.47 с.)