Лабораторная работа № 3 (часть 1, часть 2). «Рисуночные проективные методики» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лабораторная работа № 3 (часть 1, часть 2). «Рисуночные проективные методики»



 

Методика «Автопортрет» (часть 1 лабораторной работы № 3).  

Цель работы:  

Знакомство с методикой «Автопортрет» с целью выявления особенностей личности и использование полученного результата для перекрёстной валидизации с другими диагностическими методиками (апробация процедур валидизации).

Методические указания

Процедура работы и обработка результатов.  

Перед началом работы студенты знакомятся с инструкцией по выполнению рисунка и выполняют рисунок. Каждый студент осуществляет обработку своего рисунка в соответствии с нижеследующими указаниями, а также пользуясь работой Романовой Е.С. Графические методы в практической психологии. – СПб.: Речь, 2001.

Процедура перекрёстной оценки валидности принципиально предполагает прямое соотнесение между собою различных моделей: моделей обработки данных рисуночного теста (например, тип по Г. Риду), психологических моделей типов личности (например, тип по К.Г. Юнгу). Так же, процедура перекрёстной оценки валидности допускает возможность соотнесения отдельных признаков личности (в моделях личности Р. Кеттелла, К. Леонгарда и др.) и признаков рисунка, выделенных в рисуночных тестах.

Первый этап перекрёстной валидизации состоит в упорядочении психодиагностических данных. Материал, полученный в тесте «Автопортрет», можно упорядочить по следующей схеме, предложенной Г. Ридом:

– перечисляющий рисунок (изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один),

– органический рисунок (на фоне изображения живой природы в окружении растений, животных и т. д.),

– гаптический рисунок (изображение себя в состоянии болезни: «болит зуб», «болит голова», «болит живот» и т. д.),

– эмфатический рисунок (изображение себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, идущей извне, природно и/или социально обусловленной),

– декоративный рисунок (изображение портрета в явно приукрашенном виде, в красивой рамочке, с присутствием цветов и другого декора),

– имажинарный рисунок (изображение себя в виде какого-либо персонажа из литературного или любого художественного произведения, а так же изображение себя в виде какого-либо персонажа созданного в собственном изображении),

– ритмический рисунок (изображение, в котором подчёркивается движение, т. е. изображение движущегося человека: идущего, прыгающего, бегущего по лестнице и т. д.),

– структурный рисунок (изображение себя «как есть»: может быть изображено одно лицо, может быть поясной портрет, может быть изображение в полный рост с большим или меньшим количеством деталей, – голова, туловище, руки, ноги и т. д.).

Полученная интерпретация соотносится, в первую очередь, с типами по К.Г. Юнгу, на основе качественного анализа с описанием этих типов, во вторую очередь, соотносится с портретом, созданным при выполнении методики Д. Кейрси. В третью очередь, данная интерпретация соотносится с личностным портретом, созданным в рамках нижеследующего задания. Процедура сравнения заканчивается противопоставлением выявленных особенностей рисунка и выявленных особенностей личности обследуемого.

Для более полной интерпретации результатов теста необходима дальнейшая работа по сопоставлению показателей, выявляемых при обработке рисунка, с показателями других методик и данными наблюдения.

Методика «Несуществующее животное» (часть 2 лабораторной работы № 3).  

Цель работы:  

Знакомство с методикой «Несуществующее (фантастическое) животное» для выявления психологических особенностей личности и использование полученного результата с целью перекрёстной валидизации с другими диагностическими методиками (апробация процедур валидизации).

Методические указания

Процедура работы и обработка результатов.  

Лист бумаги лучше всего брать для работы белый или слегка кремовый, не глянцевый. Карандаш (простой карандаш) нужен средней мягкости, цветным карандашом, ручкой и фломастером рисовать не следует.

Выполняется рисунок в соответствии со следующей инструкцией: «Придумайте (вообразите) и нарисуйте несуществующее (фантастическое) животное и назовите его несуществующим (выдуманным) именем». Обработка и интерпретация рисунка осуществляются в соответствии со следующими ниже показателями и общей, типологической интерпретацией.

В норме рисунок расположен на средней линии стандартного вертикально поставленного листа бумаги формата А 4.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме и субъективной недостаточностью признания со стороны окружающих; это тенденция к самоутверждению, претензия на признание.

Положение рисунка в нижней части листа – определённая неуверенность в себе, низкая самооценка, некоторая подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем социальном положении, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Рисунок слева – устремленность в прошлое, бездеятельность, низкий уровень мыслительной деятельности. Справа, вверху – устремленность в будущее, положительные эмоции, высокая активность.

Отметим, что всё это весьма условно, то есть итоговые выводы обязательно должны производиться по всей совокупности элементов рисунка.

Далее, в первую очередь осуществляется анализ центральной смысловой части фигуры   (голова или заменяющая её деталь).

Затем производиться анализ несущей, опорной части «фигуры»   (ноги, лапы, иногда – постамент).

Анализу подвергаются части, поднимающиеся над уровнем фигуры,   (они могут быть функциональными и могут быть украшающими).

Контуры фигуры   анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), наличию/ отсутствию прорисовки и затемнения линии контура и пр.

Тематические животные делятся на т. н. угрожаемых   (типа: бабочки, голубки, зайчики и т. п.), т. н. угрожающих   (типа: бык, лев, бегемот и т. п.), и т. н. нейтральных   (типа: белки, кошки, кенгуру и т. п.).

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения (исключение – медведь), и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду, включая похожесть морды на лицо, похожесть лап на руки или ноги, – свидетельствует о социальном инфантилизме, эмоциональной незрелости (соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного).

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов   на рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – острые когти, разящие клювы, длинные зубы, зазубренные иглы и т. п.

Полученная интерпретация, также как и в предыдущем задании, соотносится, в первую очередь, с типами по К.Г. Юнгу на основе качественного анализа с описанием этих типов. Во вторую очередь, полученная итоговая интерпретация соотносится с портретом, созданным при выполнении методики Д. Кейрси и, в третью очередь, с портретом (автопортретом), созданным в рамках предыдущего задания. Процедура сравнения заканчивается противопоставлением/ сравнением выявленных особенностей рисунка и выявленных особенностей личности обследуемого.

 

Лабораторная работа № 4. «Апперцептивные проективные методики» [10]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.01 с.)