Рабочая тетрадь для практических занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рабочая тетрадь для практических занятий



Кафедра фармации

 

Фармакогнозия

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

для студентов очно-заочной формы обучения

(срок обучения 2 год 10 месяцев)

По специальности 33.02.01 Фармация

Екатеринбург, 2019

 

Рабочая тетрадь для практических занятий по фармакогнозии для студентов  очно-заочной формы обучения базовой подготовки по специальности 33.02.01 Фармация / Сост.: Губина И.П., Манькова Н.А., Осипова Т.А.,  преподаватели ПМ. 01 «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента» МДК 01.01 Лекарствоведение Раздел 01.01.2 Фармакогнозия; - Екатеринбург, Фармацевтический филиал ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж», 2018 – 68.

Рецензент: О.Б. Акыева, заместитель директора ООО «ВИТАМИНКА» г. Екатеринбург.

Рабочая тетрадь предназначена для организации работы обучающихся на практических занятиях и является составной частью учебно-методического комплекса по фармакогнозии. Структура рабочей тетради соответствует рабочей программе и Федеральному государственному образовательному стандарту. К каждому практическому занятию даны вопросы и задания для самостоятельной подготовки, содержатся учебные таблицы.               

           

Рабочая тетрадь рассмотрена на заседании кафедры фармации (протокол № 7 от 09 января 2018 г.).

Рассмотрено и одобрено на заседании № ___  Центрального методического совета колледжа.

 

 

Председатель ЦМС____________________________ О.В. Ледянкина, к.фарм.н.

«___» ________________ 20__ г.

 

   

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФИЛИАЛ

ГБПОУ «СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Фармакогнозия

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

студента (ки) (ФИО)_____________________________

_______________________________________________

____________ группы

Ведущий преподаватель: __________________________________________

Бригадный преподаватель: ________________________________________

Практические занятия II курс VI семестр

Раздел 1. Общая фармакогнозия.

Тема 1.4. Анализ лекарственного растительного сырья.

Практическое занятие №1.

Тема: Макро- и микроскопический анализ лекарственного растительного сырья.

Самостоятельная работа (подготовка к занятию)

Задания  для подготовки к практическому занятию №1:

Задание №1. Форма листовых пластинок в зависимости от соотношения длины и ширины

Длина равна ширине Длина превышает ширину в 1,5 – 2 раза Длина превышает ширину в 3 – 4 раза Длина превышает ширину в 5 и более раз
1. 1. 1. 1.
2. 2. 2.  
3. 3. 3.  

Задание №2. Особыеформы листовых пластинок:

1. ______________________________________ 5. ______________________________________
2. ______________________________________ 6. ______________________________________
3. ______________________________________ 7. ______________________________________
4. ______________________________________ 8. ______________________________________

Задание №3. Край листовой пластинки:

Вид края листовой пластинки Рисунок края
Цельный    
Зубчатый    
Пильчатый    
Городчатый    
Выямчатый    

Задание №4. Виды листовых пластинок по типу и степени расчленения:

Тип расчленения Степень расчленения

 

Перисторасчлененные

?
?
?

 

____________________________?

?
Пальчатораздельный
?

Задание №5. Виды листорасположения:

1. ________________________________

2. ________________________________

3. ________________________________

Задание №6. Формы стебля по поперечному сечению:

1.  ________________________________ 4. ____________________________________

2.   ________________________________ 5. ____________________________________

3.   ________________________________ 6. ____________________________________

Задание №7. Соцветие с тонкой осью соцветия и сидячими цветками:

1. ___________________________________________

Задание №8. Соцветия с тонкой осью соцветия и цветками на длинных цветоносах:

1. ________________________________

2. ________________________________

3. ________________________________

Задание №9. Соцветия с цветками на расширенной оси:

1. ________________________________

2. ________________________________

3. ________________________________

Задание №10. Виды околоцветников:

Простой

?

Венчиковидный ? Актиноморфный ?
       

Задание №11. Виды венчиков:

Спайнолепестные

Правильные: ?
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.

Задание №10. Типы плодов в зависимости от вида завязи:

1. Настоящие плоды образуются из _____________________________ завязи.

2. Ложные плоды образуются из _____________________________ завязи.

Задание №11. Типы плодов:

Настоящие плоды: Ложные плоды:
1. 1.
2. 2.
  3.

Работа на занятии.

Задание №1. Описать внешние признаки лекарственного растительного сырья (листьев крапивы) в форме таблицы.

Диагностический признак Характеристика признака Методика определения
Тип листа    
Наличие черешка    
Форма листовой пластинки    
Верхушка, основание    
Характер жилкования    
Характер края листа    
Наличие опушения    
Специфические особенности    
Размеры листовой пластинки    
Длина черешка    
Цвет с верхней стороны    
Цвет с нижней стороны    
Запах    
Вкус (у неядовитого сырья)    

Задание №2. Провести микроскопический анализ листьев крапивы.

1. Методика приготовления микропрепарата. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Рисунок анатомического строения листа крапивы.

  Обозначения:
  1. _______________________________
  2. _______________________________
  3. _______________________________

Задание №3. Описать внешние признаки лекарственного растительного сырья (листьев толокнянки) в форме таблицы.

Диагностический признак Характеристика признака Методика определения
Тип листа    
Наличие черешка    
Форма листовой пластинки    
Верхушка, основание    
Характер жилкования    
Характер края листа    
Наличие опушения    
Специфические особенности    
Размеры листовой пластинки    
Длина черешка    
Цвет с верхней стороны    
Цвет с нижней стороны    
Запах    
Вкус (у неядовитого сырья)    

 

Задание №4. Описать внешние признаки лекарственного растительного сырья (плодов черемухи) в форме таблицы.

Диагностический признак Характеристика признака Методика определения
Тип плода    
Форма    
Характер поверхности    
Строение околоплодника    
Для сочных плодов – число косточек или семян    
Форма косточек (семян)    
Строение косточек (семян)    
Размер плодов    
Цвет плодов    
Цвет косточек (семян)    
Запах    
Вкус (у неядовитого сырья)    

Задание №5. Описать внешние признаки лекарственного растительного сырья (корней одуванчика) в форме таблицы.

Диагностический признак Характеристика признака Методика определения
Форма    
Характер наружной поверхности    
Характер излома    
Размеры    
Цвет наружной поверхности    
Цвет излома    
Запах    
Вкус (у неядовитого сырья)    

Домашнее задание: Анализ лекарственного растительного сырья. Е.В. Жохова «Фармакогнозия», Москва «ГЭОТАР-Медиа», 2016 с. 57-74

Практическое занятие №2.

Работа на занятии.

Задание 1. Провести анализ пробы для определения подлинности, измельченности и содержания примесей плодов рябины обыкновенной.На основании данных задачи, рассчитать влажность и общую золу плодов рябины.

Данные, полученные в результате выполнения задания, занести в протокол испытаний, сравнить их с требованиями ФС.2.5.0093.1839 ГФ ХIV (том 4) «Плоды рябины» и сделать заключение о качестве образца ЛРС.

Испытательная лаборатория

Ответственные исполнители

Провизор-аналитик                                                                                                                       / ___________________/

Заместитель заведующего испытательной лаборатории                                                                         / ___________________/

Домашнее задание: Лекарственное растительное сырье, влияющее на периферическую нервную систему.Лекарственное растительное сырье вяжущего действия. Е.В. Жохова «Фармакогнозия», Москва «ГЭОТАР-Медиа», 2016 с. 144-167.

Практические занятия III курс V семестр

 

Практическое занятие №1.

Тема: Лекарственное растительное сырье вяжущего действия.

Самостоятельная работа (подготовка к занятию)

Вопросы  для самоконтроля

1. Количество лепестков в венчике лапчатки прямостоячей? ____________

2. Период заготовки корневищ лапчатки? ___________________________

3. Народное название лапчатки прямостоячей? _______________________

4. Нормируемая толщина коры дуба до _________

5. Время суток для заготовки плодов черники? ______________________________________

6. Период заготовки корневищ бадана? ____________________________________________

7. Особенности сушки корневищ бадана? __________________________________________

8. Виды дуба: 1. _______________________ 2.______________________________________

9. Виды ольхи: 1. _________________________ 2. ___________________________________

10. Период заготовки соплодий ольхи? _____________________________________________

Задания  для подготовки к практическому занятию №1:

Задание № 1. Пути использования лекарственного растительного сырья вяжущего действия.

ЛРС Использование в домашних условиях Лекарственные препараты Фармакологические свойства
Кора дуба      
Корневища змеевика      
Корневища лапчатки      
Корневища и корни кровохлебки      
Корневища бадана      
Плоды черемухи      
Плоды черники      
Побеги черники      
Соплодия ольхи      

Работа на занятии.

Задание № 1. Провести макроскопический анализ корневищ змеевика.

Корневища змеевика - ______________________________________________________ _______________ змеиный- _______________________________________________

Семейство _________________________ - ______________________________________

Признаки Исследуемое ЛРС Требования НД
Внешние признаки        
Размеры    
Цвет    
Запах    
Вкус    

Заключение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2. Провести макроскопический анализ корневищ лапчатки.

Корневища лапчатки - ________________________________________________________

Лапчатка ______________________  - ___________________________________________

Семейство _________________________  -  _________________________________

Признаки Исследуемое ЛРС Требования НД
Внешние признаки        
Размеры    
Цвет    
Запах    
Вкус    

Заключение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3. Провести макроскопический анализ корневищ и корней кровохлебки.

Корневища и корни кровохлебки - 

_____________________________________________________________________________________  

Кровохлебка _______________________  -  _____________________________________________

Семейство _________________________ - ______________________________________

 

Признаки Исследуемое ЛРС Требования НД
Внешние признаки      
Размеры    
Цвет    
Запах    
Вкус    

Заключение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4. Провести макроскопический анализ корневищ бадана.

Корневища бадана - ________________________________________________________

Бадан толстолистный - __________________________________________________________

Семейство ______________________________  -  _____________________________________

Признаки Исследуемое ЛРС Требования НД
Внешние признаки        
Размеры    
Цвет    
Запах    
Вкус    

Заключение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 5. Провести макроскопический анализ плодов черники.

Плоды черники - _________________________________________________________

Черника обыкновенная - _________________________________________________

Семейство _________________________ - _____________________________________

Признаки Исследуемое ЛРС Требования НД
Внешние признаки        
Размеры    
Цвет    
Запах    
Вкус    

Заключение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №6. Провести микроскопический анализ коры дуба.

Рисунок анатомического строения коры дуба.

    Обозначения: 1. _______________________________ 2. _______________________________ 3. _______________________________

Домашнее задание: Лекарственное растительное сырье обволакивающего действия. Лекарственное растительное сырье, влияющее на эфферентную нервную систему. Е.В. Жохова «Фармакогнозия», Москва «ГЭОТАР-Медиа», 2016  с. 137-139, 382-386, 209-220.

Практическое занятие №2.

Тема: Лекарственное растительное сырье обволакивающего действия. Лекарственное растительное сырье, влияющее на эфферентную нервную систему.

Самостоятельная работа (подготовка к занятию)

Вопросы для самоконтроля:

1. Виды сырья красавки, внесенные в ГФ XIV? ____________________________________________

2. Жизненная форма дурмана обыкновенного? ____________________________________________

3. С какого возраста сборщики допускаются к заготовке сырья белены? _______________________

4. Можно ли купить листья белены в аптеке? ______________

5. Виды алтея: 1.__________________________ 2. _________________________________________

Задания  для подготовки к практическому занятию №2:

Задание № 1. Пути использования лекарственного растительного сырья обволакивающего действия.

ЛРС Использование в домашних условиях Лекарственные препараты Фармакологические свойства
Корни алтея      
Трава алтея        
Семена льна        

Работа на занятии.

Задание № 1. Провести макроскопический анализ корней алтея.

Корни алтея - _________________________________________

Алтей _________________________  - ______________________________________________

Семейство _________________________  -  _________________________________

Признаки Исследуемое ЛРС Требования НД
Внешние признаки        
Размеры    
Цвет    
Запах    
Вкус    

Заключение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2. Провести микроскопический анализ корней алтея.

Рисунок анатомического строения корней алтея.

  Обозначения: 1. _______________________________ 2. _______________________________ 3. _______________________________

Задание № 3. Провести макроскопический анализ семян льна.

Семена льна - _____________________________________

Лен ______________________________ - ______________________________________________

Семейство _________________________ - _________________________________

Признаки Исследуемое ЛРС Требования НД
Внешние признаки        
Размеры    
Цвет    
Запах    
Вкус    

Заключение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание №4. Провести микрохимическую реакцию на полисахариды (слизи).

Рисунок поперечного среза семени льна.

    Обозначения: 1. _______________________________ 2. _______________________________ 3. _______________________________

Задание №5. Провести микроскопический анализ листьев красавки.

Рисунок анатомического строения листа красавки.

  Обозначения: 1. _______________________________ 2. _______________________________ 3. _______________________________

Задание №6. Провести микроскопический анализ листьев белены.

Рисунок анатомического строения листа белены.

    Обозначения: 1. _______________________________ 2. _______________________________ 3. _______________________________

Задание №7. Провести микроскопический анализ листьев дурмана

Рисунок анатомического строения листа дурмана

    Обозначения: 1. _______________________________ 2. _______________________________ 3. _______________________________

Домашнее задание: Лекарственное растительное сырье, возбуждающее центральную нервную систему. Лекарственное растительное сырье потогонного действия. Е.В. Жохова «Фармакогнозия», Москва «ГЭОТАР-Медиа», 2016 с. 355-378, 423-435.

 

Практическое занятие №3.

Тема: Лекарственное растительное сырье, возбуждающее центральную нервную систему.  Лекарственное растительное сырье потогонного действия.

Самостоятельная работа (подготовка к занятию)

Вопросы для самоконтроля:

1. От каких видов липы проводят заготовку сырья?

1. ____________________________________

2. ____________________________________

2. Жизненная форма бузины ____________________ - ____________________________________

3. Как называется плод у малины? _____________________________________________________

4. У липы лекарственным сырьем являются цветки с ______________________________________

5. Срок сбора травы череды? __________________________________________

6. Длина травы череды до ____ см.

7. Виды череды: 1. ____________________________________

                         2. ____________________________________

                         3. ____________________________________

8. От какого вида череды заготавливают лекарственное сырье? _______________________

9. Какие цветки в корзинке череды, от которой заготавливают лекарственное сырье? _______________________________________________

10. Температура сушки травы череды? _________________ градусов

11. Народное название родиолы розовой? _________________________________________

12. Народное название левзеи сафлоровидной? _____________________________________

13. Цвет венчика у родиолы розовой? _____________________________

14. Способы сушки сырья родиолы розовой?

А. _________________________________

Б. _________________________________

Задания для подготовки к практическому занятию №3:

Задание № 1. Лекарственное растительное сырье, возбуждающее центральную нервную систему.

Лекарственное растение Вид ЛРС Основная группа БАВ Индивидуальные препараты из ЛРС
Жень-шень настоящий      
Аралии маньчжурская      
Заманиха высокая      
Элеутерококк колючий      
Левзея сафлоровидная      
Лимонник китайский      
Родиола розовая      

Задание № 2.   Пути использования лекарственного растительного сырья потогонного действия.

ЛРС Использование в домашних условиях Фармакологические свойства
Цветки бузины    
Цветки липы    
Плоды малины    
Травы череды    

Работа на занятии.

Задание №1. Провести макроскопический анализ корневищ с корнями левзеи сафлоровидной.

Корневища с корнями левзеи сафлоровидной -

____________________________________________________________________________________

Левзея (Рапонтикум)  сафлоровидная -  _____________________________________________________________

Семейство _________________________  -  _________________________________

Признаки Исследуемое ЛРС Требования НД
Внешние признаки        
Размеры    
Цвет    
Запах    
Вкус    

Заключение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2. Провести макроскопический анализ корневищ и корней родиолы розовой.

Корневища и корни родиолы розовой - ____________________________________________________________________________________

Родиола розовая - ___________________________________________________________________

Семейство ___________________________  -  _________________________________

 

 

Признаки Исследуемое ЛРС Требования НД
Внешние признаки        
Размеры    
Цвет    
Запах    
Вкус    

Заключение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3. Провести макроскопический анализ семян лимонника.

Семена лимонника - ______________________________________________________

Лимонник китайский - ____________________________________________________

Семейство ____________________________ - _________________________________

 

Признаки Исследуемое ЛРС Требования НД
Внешние признаки        
Размеры    
Цвет    
Запах    
Вкус    

Заключение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4. Провести макроскопический анализ травы череды.

Трава череды - ______________________________________________________________

Череда _____________________________ - _______________________________________

Семейство _________________________  -  _________________________________

Признаки Исследуемое ЛРС Требования НД
Внешние признаки        
Размеры    
Цвет    
Запах    
Вкус    

Заключение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №5. Провести микроскопический анализ травы череды.

Рисунок анатомического строения травы череды.

  Обозначения: 1. _______________________________ 2. _______________________________ 3. _______________________________

Задание № 6. Провести макроскопический анализ цветков липы.

Цветки липы - ____________________________________________________________

Липа ________________________ - __________________________________________

Липа ________________________ - __________________________________________

Семейство _________________________  -  _________________________________

Признаки Исследуемое ЛРС Требования НД
Внешние признаки        
Размеры    
Цвет    
Запах    
Вкус    

Заключение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание: Лекарственное растительное сырье седативного действия. Е.В. Жохова «Фармакогнозия», Москва «ГЭОТАР-Медиа», 2016 с. 337-355,406-408

Практическое занятие №4.

Тема: Лекарственное растительное сырье седативного действия.

Самостоятельная работа (подготовка к занятию)

Вопросы для самоконтроля:

1. Длина травы пустырника до ______ см

2. Длина травы мелиссы до ______ см

3. Какое лекарственное растение только культивируется на территории РФ? ___________________________________________________________________________

4. Траву пустырника заготавливают в период ____________________________________

5. Температура сушки травы пустырника _____________ градусов

6. Народное название пиона уклоняющегося? _________________________________________

7. Лекарственные растения из семейства Яснотковые изучаемые в этой теме:

ü __________________________________________

ü __________________________________________

ü __________________________________________

8. Форма стебля у растений семейства Яснотковые? _________________________________

9. Тип венчика у растений семейства Яснотковые? __________________________________

10. Период заготовки сырья синюхи голубой? ______________________________________

 

 

 

Задания для подготовки к практическому занятию №4:

Задание № 1. Лекарственное растительное сырье седативного действия.

ЛРС Основная группа БАВ Индивидуальные лекарственные препараты
Корневища с корнями валерианы    
Травы мелиссы    
Листья мяты    
Трава пустырника    
Корневища и корни и трава пиона уклоняющегося    
Соплодия хмеля    
Корневища с корнями синюхи голубой    

Задание № 2. Пути использования лекарственного растительного сырья седативного действия.

ЛРС Использование в домашних условиях Фармакологические свойства
Корневища с корнями валерианы    
Травы мелиссы    
Листья мяты    
Трава пустырника    
Корневища и корни и трава пиона уклоняющегося    
Соплодия хмеля    
Корневища с корнями синюхи голубой    

Работа на занятии.

Задание № 1. Провести макроскопический анализ корневищ с корнями валерианы.

Корневища с корнями валерианы - _____________________________________________________________________________

Валерина __________________________ - __________________________________________

Семейство ___________________________  -  _________________________________

Признаки Исследуемое ЛРС Требования НД
Внешние признаки        
Размеры    
Цвет    
Запах    
Вкус    

Заключение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2. Провести макроскопический анализ корневищ с корнями синюхи.

Корневища с корнями синюхи - _____________________________________________________________________________

Синюха _______________________ - __________________________________________

Семейство _________________________  -  ______________________________________

Признаки Исследуемое ЛРС Требования НД
Внешние признаки      
Размеры    
Цвет    
Запах    
Вкус    

Заключение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3. Провести макроскопический анализ травы пустырника.

Трава пустырника - ____________________________________________________________

Пустырник ________________________ - __________________________________________

Семейство _________________________  -  _________________________________

Признаки Исследуемое ЛРС Требования НД
Внешние признаки        
Размеры    
Цвет    
Запах    
Вкус    

Заключение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание №4. Провести микроскопический анализ травы пустырника.

Рисунок анатомического строения травы пустырника.

    Обозначения: 1._______________________________ 2._______________________________ 3._______________________________

Задание №5. Провести микроскопический анализ листа мяты.

Рисунок анатомического строения листа мяты.

    Обозначения: 1._______________________________ 2._______________________________ 3._______________________________

Домашнее задание: Лекарственное растительное сырье, влияющее на сердечно-сосудистую систему. Е.В. Жохова «Фармакогнозия», Москва «ГЭОТАР-Медиа», 2016 с. 239-270

Практические занятия III курс VI семестр

Работа на занятии.

Задание №1. Отличительные признаки листьев наперстянки пурпуровой и наперстянки крупноцветковой.

Признак Наперстянка пурпуровая Наперстянка крупноцветковая
Форма листа, верхушка, основание    
Край листа    
Жилкование    
Характер поверхности    

Задание №2. Провести макроскопический анализ травы ландыша.

Трава ландыша - ____________________________________________________________

Ландыш _____________________ - ____________________________________________

Семейство _________________________ - _________________________________

Признаки Исследуемое ЛРС Требования НД
Внешние признаки        
Размеры    
Цвет    
Запах    
Вкус    

Заключение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3. Провести макроскопический анализ плодов боярышника.

Плоды боярышника - __________________________________________________________

Боярышник колючий - ________________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.159 с.)