Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Поиск

на ступени начального общего образования

 

Донецк – 2020

Содержание

  1. Пояснительная записка ………………………….…………………  Направления реализации программы ……………..........................      3  7
2. Модель организации работы при реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни……………………………………………………………..   19
3. План организации оздоровительной работы……………………….…. 25
4. Мероприятия по реализации воспитательной программы………………………………………………………………...    27
5. Критерии и показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по реализации программы………………………….…………………..............................    30
6. Планируемые результаты реализации программы………………………………………………………………   32

Пояснительная записка

Нормативно-правовой и методологической основой программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования являются:

– Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (с изменениями);

– Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 г. №119-НП «Об утверждении Государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

– Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04 апреля 2016 г. № 310;

– Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16 августа 2017 г. № 832;

– Концепция формирования здорового образа жизни детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03 августа 2016 г. № 815;

– Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11 августа 2015 г. № 392 «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей»;

– Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

– Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 августа 2016 года № 841 «Об утверждении Временных методических рекомендаций по организации работы групп продлённого дня в общеобразовательной организации»;

– Ежегодный примерный календарь образовательных событий, приуроченных к государственным праздникам, памятным датам и событиям истории и культуры Донецкой Народной Республики.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих становление экологического сознания, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Актуальность программы. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.

Цель программы создание благоприятных условий, обеспечивающих формирование основ экологической грамотности и экологического сознания, возможность сохранения здоровья, формирования мотивации к активному и здоровому образу жизни (ЗОЖ).

Данная программа направлена на решение следующих задач:

- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения

 

- формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

- формирование установок на использование здорового питания

 

- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

- соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

 формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

- становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

- формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Результаты реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.

Учащиеся должны научиться:

· описывать простейшие экологические причинно-следственные связи в окружающем мире, анализировать их, объяснять;

· называть экологические проблемы в жизни природы и человека; опасности для окружающей среды и здоровья человека; способы их предотвращения; правила экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; правила научной организации учебного труда;

· объяснять смысл закона экологии «Всё связано со всем»; связи здоровья природы со здоровьем человека, его умением учиться и экологической грамотностью; как следует заботиться о здоровье человека и здоровье природы: правила сохранения зрения, слуха, обоняния; роль здорового питания и двигательной активности для хорошего самочувствия и успешного учебного труда; опасность для здоровья и учебы снижения двигательной активности, курения, алкоголя, наркотиков, инфекционных заболеваний;

· приводить примеры связей здоровья человека и здоровья природы, здоровья природы и поведения человека, разнообразия окружающего мира – природного, мира людей, рукотворного мира; цепочек экологических связей; экологически преосторожного поведения в окружающей среде;

· основам здоровье сберегающей учебной культуре;

· здоровье созидающему режиму дня, двигательной активности, здоровому питанию;

· противостоянию вредным привычкам;

· формулировать своими словами, что такое «экологическая культура», «биологическое разнообразие»; «экология», «здоровый образ жизни», «безопасность»

· разыгрывать экологические проблемные ситуации с обращением за помощью к врачу, специалистам, взрослому;

· планировать и организовывать экологически направленную деятельность в окружающей среде по образцу (инструкции); планировать безопасное поведение в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях, типичных для места проживания;

· рефлексировать результаты своих действий для здоровья человека, состояния окружающей среды (как получилось сделать, что и как следует исправить);

· оценивать результаты по заранее определенному критерию;

· делать выводы о том, в чем причины экологических проблем; какие качества в себе надо воспитывать, чтобы сохранить здоровье свое, окружающих людей, природы;

· рассуждать о взаимосвязях здоровья человека и здоровья природы, если…, то…; о правилах экологически безопасного поведения в окружающей среде, индивидуальных особенностях здоровье сберегающего поведения в ситуациях учебы, общения, повседневной жизни;

· выразить  свое отношение к проблемам в области экологии, здоровья и безопасности;

· организовывать здоровье сберегающие условия учебы и общения, выбирать адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

· самостоятельно выполнять домашние задания с использованием индивидуально эффективных, здоровье сберегающих приемов.

Ценностные ориентиры, лежащие в основе программы, - здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое; родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни спроектирована на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подходов, с учетом природно-территориальных и социокультурных особенностей района.

1. Направления реализации программы:

1. Создание здоровье сберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

  В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся:

· Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся, что подтверждается актом принятия школы к новому учебному году;

· оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи:

- столовую на 100 посадочных мест,

- пищеблок с современным технологическим оборудованием,

        - организацию в школе горячих завтраков и обедов для всех учащихся.  

· медицинское обслуживание;

· наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (учителя физической культуры, медицинский работник).

  Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.

В школе имеется спортивная площадка, оборудованная необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.

2. Использование возможностей гуманитарных наук в образовательном процессе.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализована с помощью предметов гуманитарного цикла. Система учебников формирует установку школьников на экологически грамотное поведение, безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми экологических проблем, проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика», «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?», «Человек – часть природы», «Зависимость жизни человека от природы», «Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека», «Экологические проблемы и способы их решения» и др.

При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся пишут изложения и сочинения «Мой режим дня», «Цветы на наших окнах», «Экологические проблемы моего села», обсуждают соблюдение правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой. Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации. Программа «Технология», интегрируя значение о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве.

В курсе «Английский язык» в учебниках “English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever  been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.).

Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot). Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? И др. (2 кл.).

В курсе «Физическая культура» весь материал программы (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы рабочей программы, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.                                                                                                                                                              

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранного языка.

 

 

СТРУКТУРА ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА

экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

в 1 классе

п/п Содержание Базовый предмет
1. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Окружающий мир
2. Правила безопасного поведения на дорогах   Окружающий мир
3. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке.   Окружающий мир
4. Правила безопасного поведения на дорогах Окружающий мир
5. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья   Окружающий мир
6. Правила поведения на природе   Окружающий мир
7. Правила пользования транспортом   Окружающий мир
8. Освоение человеком законов жизни природы Окружающий мир
9. Правила безопасного поведения в местах занятий физической культурой (в спортивном зале, на спортивной площадке) Физическая культура
10. Правила поведения на игровых и спортивных площадках во внеурочное время Физическая культура
11. Осанка и её значение для здоровья и хорошей учёбы Физическая культура
12. Представление о здоровье и здоровом образе жизни Физическая культура
13. Режим дня учащегося первого класса Физическая культура
14. Значение систематических занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья, хорошего настроения, учёбы, отдыха Физическая культура
15. Составление режима дня Физическая культура
16. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств Физическая культура
17. Гимнастика как средство укрепления здоровья и активного долголетия Физическая культура
18. Правила безопасности во время занятий спортивными играми Физическая культура
19. Правила безопасности во время проведения подвижных игр Физическая культура
20. Санитарно-гигиенические правила Физическая культура
21. Упражнения для формирования правильной осанки Физическая культура
22. Значение физической культуры для развития двигательных способностей и укрепления здоровья учащихся Физическая культура
23. Усвоение гигиенических требований при письме      Русский язык
24. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки   Русский язык

 

 

СТРУКТУРА ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА

экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

во 2 классе

п/п Содержание Базовый предмет
1. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы Окружающий мир
2. Бережное отношение людей к полезным ископаемым   Окружающий мир
3. Охрана природных богатств (воды, воздуха) Окружающий мир
4. Влияние человека на природные сообщества Окружающий мир
5. Бережное отношение человека к растениям Окружающий мир
6. Бережное отношение человека к животным Окружающий мир
7. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы Окружающий мир
8. Значение труда в жизни человека и общества Окружающий мир
9. Общее представление о строении тела человека Окружающий мир
10. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Окружающий мир
11. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня Окружающий мир
12. Личная гигиена Окружающий мир
13. Составление режима дня школьника Окружающий мир
14. Правила безопасного поведения на дорогах Окружающий мир
15. Основные правила обращения с газом, электричеством, водой Окружающий мир
16. Правила противопожарной безопасности. Номера телефонов экстренной помощи Окружающий мир
17. Правила безопасного поведения на природе Окружающий мир
18. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья Окружающий мир
19. Младший школь ник. Правила поведения в школе, на уроке    Окружающий мир
20. Правила безопасного поведения в местах занятий физической культурой. Физическая культура
21. Правила поведения при получении травм и несчастных случаях. Физическая культура
22. Правила поведения обучающихся на воде Физическая культура
23. Правила дыхания при выполнении общеразвивающих упражнений. Физическая культура
24. Основные требования к проведению водных процедур, воздушных и солнечных ванн. Физическая культура
25 Правильная осанка и её значение. Физическая культура
26 Режим, питание и гигиена. Физическая культура
27 Понятие и влияние здорового образа жизни второклассника на состояние здоровья, настроение, успехи в учёбе. Физическая культура
28 Общие сведения о пользе занятий физическими упражнениями в после урочное время. Физическая культура
29 Значение спортивных игр для укрепления и сохранения здоровья Физическая культура
30 Значение подвижных игр для организации здорового образа жизни Физическая культура
31 Влияние здорового образа жизни на эмоциональное состояние, успехи в учёбе, состояние здоровья Физическая культура
32 Правила личной гигиены и умение осуществлять самоконтроль. Физическая культура
33 Основные правила закаливания природными факторами. Физическая культура
34 Повторение гигиенических требований при письме     Русский язык

 

 

СТРУКТУРА ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА

экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

в 3 классе

п/п Содержание                 Базовый предмет
1. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности   Окружающий мир
2. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу Окружающий мир
3. Охрана природных богатств (воздуха, воды, почвы, растительного и животного мира) Окружающий мир
4. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу Окружающий мир
5. Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов Окружающий мир
6. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья Окружающий мир
7. Закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья Окружающий мир
8. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Окружающий мир
9. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой Окружающий мир
10. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах Окружающий мир
11. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу   Окружающий мир
12. Требования к спортивной одежде и обуви в соответствии с погодными условиями. Физическая культура
13. Правила безопасного поведения в местах занятий физической культурой. Физическая культура
14. Влияние занятий физическими упражнениями на умственное развитие обучающихся Физическая культура
15. Упражнения для формирования правильной осанки. Физическая культура
16. Комплексы дыхательных упражнений. Физическая культура
17. Гимнастика для глаз Физическая культура
18. Правильная осанка и её значение. Физическая культура
19. Правила здорового образа жизни третьеклассника. Физическая культура
20. Двигательный режим третьеклассника в различные времена года. Физическая культура
21. Значение гимнастики в развитии физических качеств. Правила безопасности при занятии гимнастикой Физическая культура
22. Значение спортивных игр для укрепления и сохранения здоровья Физическая культура
23. Значение подвижных игр для организации здорового образа жизни Физическая культура
24. Влияние здорового образа жизни на эмоциональное состояние, успехи в учёбе, состояние здоровья Физическая культура
25 Правила личной гигиены и умение осуществлять самоконтроль. Физическая культура
26 Основные правила закаливания природными факторами. Физическая культура
27 Повторение гигиенических требований при письме     Русский язык

 

 

    СТРУКТУРА ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА

экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

в 4 классе

п/п Содержание                 Базовый предмет
1. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Окружающий мир
2. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой Окружающий мир
3. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах Окружающий мир
4. Требования к спортивной одежде и обуви в соответствии с погодными условиями. Физическая культура
5. Правила безопасного поведения в местах занятий физической культурой. Физическая культура
6. Влияние занятий физическими упражнениями на умственное развитие обучающихся Физическая культура
7. Правильная осанка и её значение. Упражнения для формирования правильной осанки. Физическая культура
8. Степень гармоничности физического развития и телосложения Физическая культура
9. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки Физическая культура
10. Комплексы упражнений на развитие физических качеств Физическая культура
11. Комплексы дыхательных упражнений Физическая культура
12. Гимнастика для глаз Физическая культура
13. Внешние признаки стадии биологического значения утомления. Физическая культура
14. Двигательный режим третьеклассника в различные времена года. Физическая культура
15. Правила безопасного поведения на уроках подвижных игр Физическая культура
16. Значение спортивных игр для укрепления и сохранения здоровья Физическая культура
17. Значение подвижных игр для организации здорового образа жизни Физическая культура
18. Влияние здорового образа жизни на эмоциональное состояние, успехи в учёбе, состояние здоровья Физическая культура
19. Правила общей гигиены и санитарии. Физическая культура
20. Самоконтроль за развитием двигательных качеств Физическая культура
21. Гигиена спортивной одежды и обуви Физическая культура
22. Развивающее значение плавания. Правила безопасности во время занятий плаванием. Физическая культура
23. Повторение гигиенических требований при письме      Русский язык


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.236.178 (0.015 с.)