Петр I и его реформы. 1682 - 1725 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Петр I и его реформы. 1682 - 1725



Петр I и его реформы. 1682 - 1725

Стрелецкие бунты

1682 г. – хованщина – в мае 1682 г. стрельцы ворвались в Московский кремль и потребовали посадить на престол рядом с Петром Ивана Алексеевича.

1689 г. – Софья пыталась поднять стрелецкие полки на бунт с целью стать царицей. Однако в последний момент командиры полков поняли, что поднимают бунт против законного царя. Петр, получив ночью информацию от верного человека, не одеваясь, сел на коня и ускакал в Троицкий монастырь под защиту его стен. Стрельцы отправили к царю делегацию, просили прощения, встали на колени. Петр вернулся в Москву, отправил Софью в монастырь.

1698 г. – Когда Петр был в Европе, Софья распустила слух о том, что Петр умер. Стрелецкие полки пошли на Москву. Правительственные войска под командованием Шеина и Ромодановского расстреляли стрельцов, затем арестовали их, казнили зачинщиков.

 

27 января 1689 г., когда Петру не исполнилось еще и 17 лет, Наталья Кирилловна женила своего сына на Евдокии Лопухиной. Ее цель – прийти к реальной власти, отстранить Софью. Петр охладел к Евдокии уже через два месяца. Царь начал в открытую посещать свою возлюбленную Анну Монс, жившую в Немецкой слободе. Он познакомился с ней в 1690 г.

18 февраля 1690 г. появился на свет первенец царской четы, царевич Алексей Петрович.

Петр многие годы поддерживал отношения с немкой Анной Монс. Она была «девица изрядная и умная», красивая, веселая, любвеобильная, находчивая, любила танцевать, умела поддержать светский разговор, бойкая, упрямая, своенравная, обворожительная, шаловливая. Она была полной противоположностью Евдокии. Петр свободное время предпочитал проводить в обществе Анны Монс.

Жена, видимо, не подходила Петру по характеру, темпераменту, образу мыслей, вкусам и привычкам. Она не любили иностранцев, окружавших мужа, не одобряла его поведение, не соответствовавшее ее представлениям о семейной жизни. Петр с радостью покидал супругу с ее навязчивой любовью. Возвратившись в 1698 г. из-за границы, Петр потребовал, чтобы его супруга приняла монашеский постриг. Она решительно отказалась, ссылаясь на свой долг матери престолонаследника Алексея. Но Петра не интересовало ее мнение. Через несколько дней восьмилетнего мальчика отняли у матери и отдали на воспитание сестре Петра царевне Наталье Алексеевне. Несчастную Евдокию вывели под руки из кремлевского дворца, посадили в простую повозку, запряженную парой лошадей и повезли в Суздальский Покровский монастырь.

 

Распорядок дня государя. О нем рассказал Андрей Нартов, наставник царя в токарном деле: «Обыкновенно вставал… утром часу в пятом и с полчаса прохаживался по комнате. Потом Макаров, его секретарь читал ему дела. После, позавтракав, выезжал в шесть утра в одноколке или верхом к работам или строениям. (…) В хорошую погоду хаживал пешком…» Нередко царь отправлялся завтракать к Меншикову, куда собирали многих вельмож для решения срочных дел. Если приглашенных не было, то ели под звуки музыки и песен. Александр Данилович Меншиков любил пение и держал дома собственный хор. Завершив трапезу, Петр вскакивал и тут же отправлялся по делам. Например, к первому архитектору города - Доменико Трезини, который жил неподалеку, на Васильевском острове, за обширным садом Меншикова. Царь шагал быстро и широко. Вельможам приходилось бежать за ним. Чаще всего царь начинал свой день с посещения строящейся Петропавловской крепости. Оттуда отправлялся в Адмиралтейство, наблюдал за работой на верфи. В 10 часов выпивал чарку водки и закусывал кренделем. В час дня, когда наступало время обеда, Петр старался заехать к кому-нибудь из приближенных, к тому, кто жил неподалеку. Ел собственными ложкой, вилкой и ножом, которые всегда возил с собой.

Царь-реформатор в еде был традиционен. Предпочитал старую русскую кухню. Больше всего любил щи, каши, студень, жаркое с солеными огурцами или лимонами, солонину, ветчину и пироги. Никогда не ел рыбу и сладкое. Хозяин дома, в котором он обедал, обязан был позаботиться о денщиках. Как пишет современник, «… их должно хорошенько накормить и напоить, потому что царь, когда уходит, сам спрашивает их, давали ли им чего-нибудь. Если они изрядно пьяны, то все в порядке …». Денщиков у Петра всегда было шестеро, они поочередно сопровождали государя.

После обеда царь полчаса читал голландские газеты «и делал из них примечания… а оное отмечал у себя в книжке, которую, равно как готовальню с инструментами математическими и хирургическими, всегда при себе имел».

Официальные приемы, как правило, государь проводил в доме генерал-губернатора Петербурга – Александра Меншикова. Здесь же он праздновал и дни своего рождения и именины. Обеды и приемы отличались роскошью, обилием блюд, напитков и пушечными салютами. Датский посланник Юст Юль описал один из таких праздников: «День Петра и Павла. У Меньшикова много ели и пили и стреляли. И разгула и шума было здесь столько же, сколько на любом крестьянском пиру. Среди обеда внесли целого жаренного быка; жарили его в течение двух дней. Попойку и кутеж выносили до четырех утра. (…) На всех пирах… лишь только соберутся гости, прежде чем они примутся пить или отведать вина, царь, по своему обыкновению, велит поставить у дверей стражу, чтобы не выпускали никого. (…) При этом царь сам редко выпивает более одной или, в крайнем случае, двух бутылок вина …».

Когда Петр обедал дома, то старался никого не приглашать и терпеть не мог многочисленной прислуги. После обеда царь ложился спать. После сна наступали часы работы. Петр много работал в токарной мастерской Андрея Нартова. Здесь царь потчевал дубинкой за проступки государственных деятелей. По рассказу Нартова, государева дубинка – тяжелая трость с костяным набалдашником, которой Петр любил «учить» приближенных, объясняя при ударах, что нельзя воровать, лгать, брать взятки, лениться. После «учебы» царь и избитый им чиновник выходили из специально отведенной для побоев комнаты, улыбаясь. За серьезные преступления царь отдавал под суд. Петр боролся со взяточничеством, казнокрадством. Петр много читал. Собрал большую библиотеку.

 

Причины проведения реформ

Главной причиной реформ было осознание Петром отсталости России.

В 1697-1698 гг. Петр в составе Великого посольства посетил европейские страны. Знакомство Петра с европейской цивилизацией показало царю степень отставания России. В России не было регулярной армии, флота, системы образования, больниц, было мало врачей, всего пять аптек, не было газет и журналов и многого другого. Россия была изолирована от Запада. Ее контакты с европейскими странами не были обширными: европейские купцы привозили в Архангельск свои товары и оптом продавали русским купцам. Русские купцы почти не имели возможность вести внешнюю торговлю на мировых рынках, т. к. у России не было ни торгового, ни военного флота. В Европе Россию воспринимали как азиатскую, варварскую страну. В европейской политике России отводили роль «шестерки», включая ее в различные коалиции, где ее воспринимали как неполноправного партнера. Россия в этих условиях не имела возможности защищать свои национальные интересы. Россия имела только один морской порт – Архангельск, торговля через который была ограничена сезонными условиями и его дальностью от основных торговых путей.

Петр понял, что в случае сохранения такого уровня развития Россия превратится в сферу чужих интересов. Он имел мужество признать превосходство Запада. Петр руководствовался рационалистическими идеями о государстве: государство управляет страной на основе законов и государственных учреждений. Не только Бог создает государство, но и люди влияют на государственное строительство. Совершенствуя законы, можно совершенствовать общество.

Интересы государства для Петра были выше других интересов. Он сам деятельно служил России. Был чрезвычайно трудолюбивым человеком, наслаждался работой, владел 14 ремесленными специальностями. Кораблестроение было любимым его занятием. Он считал, что все подданные обязаны верно служить государю и государству. Он был убежден, что во имя государственных интересов можно пренебречь любыми моральными нормами. Служение монарху понималось как служение России.

Петр использовал насильственные методы преобразований, столкнувшись с пассивностью общества. Традиционалисты осуждали насилие и жестокость, с которой проводились реформы. Одним из тяжелейших последствий реформ были многочисленные жертвы среди населения, обнищание народа. Западники утверждали, что реформы были необходимы, жертвы неизбежны.

 

Идеи Петра:

1. - идея прогресса через насилие.

2. идея обязанности монарха перед подданными.

3. Европейцы воспринимали Россию как азиатскую, варварскую страну, лежащую за пределами европейской цивилизации. Петр понял, что Россию надо вывести из изоляции, она должна быть открыта для общения со всеми странами мира. Одна из основных идей Петра – идея взаимодействия России с Западом.

4. Боролся с праздностью и невежеством.

5. Идея необходимости заимствования европейского опыта. Он оставался убежденным русским патриотом.

6. патриотизм, любовь к России.

7. идея сильной самодержавной власти.

8. идея сильного государства. Для Петра было характерно государственное мышление. Государство самоценно, интересы государства выше интересов человека и общества. Все обязаны служить государству. Сам считал себя первым слугой государства.

9. идея служения всех сословий и каждого подданного государю и государству. Служба должна быть осознанной обязанностью каждого подданного. На службе нужно проявлять ответственность, инициативность, самостоятельность, трудолюбие, знание дела, дисциплинированность. Для подданных служба государству не зависит от их желания.

10. Петр разделял идеи меркантилизма. Согласно этой экономической теории, главным источником доходов государства является торговля, особенно внешняя. Капитал создается в сфере обращения. Богатство нации заключается в деньгах. Государство должно содействовать развитию торговли.

11. Петр был религиозным человеком.

12. Петр ценил умных, инициативных, энергичных, работоспособных, знающих. Петр ценил в людях честность. Ненавидел ложь, никогда не прощал предательства.

 

Первые преобразования Петра

Военная реформа.

Были созданы Артиллерийская школа и Школа математических и навигацких наук (навигацкая школа). Они готовили морских офицеров и артиллеристов. Указ об открытии в Москве 8 частных аптек (как правило, немецких). Проведение этих мероприятий было связано с войной.

В 1705 г. была введена рекрутская система наборов в армию, по которой представители всех сословий, кроме дворянства и духовенства, давали в армию рекрутов - солдат: по одному человеку от 20 дворов в возрасте от 15 до 20 лет. Это было вызвано острой нехваткой людей в армии. Введение рекрутской системы сделало источник обеспечения армии людьми неисчерпаемым. Ре крутская система отвечала особенностям социальной и экономической структуры страны. Жители были обязаны снабдить рекрута всем необходимым. Эти же дворы собирали деньги на «корм, одежду, обувь, шапку». Помещики также должны были давать деньги и продовольствие. Служба была пожизненной или до серьезного увечья. Рекрутчина фактически стала военным рабством. Преображенский и Семеновский полки были превращены в своеобразные офицерские школы. Здесь дворяне проходили все ступени службы, начиная с рядового, а затем направлялись офицерами в армейские полки.

Значение военной реформы: была создана современная регулярная армия, позволившая России успешно вести военные действия в «петербургский» период истории страны.

Первые преобразования свидетельствуют о том, что Петр стремился превратить Россию в морскую державу, обладающую сильным военно-промышленным потенциалом.

Изменение условий службы дворян. В 1714 г. был издан указ о единонаследии, по которому дворянин мог отдать свое имение в наследство только одному сыну (по своему выбору). Остальные дети дворян, лишившись источников средств к существованию, достигшие 15-летнего возраста, обязаны были нести государственную службу. Дворянские дети должны были являться на дворянские смотры, на которых составлялся список дворянских детей, детей определяли в учебные заведения. Смотры организовывал Сенат. Если раньше военная и гражданская служба была не разделена, то теперь дворяне должны были нести либо военную, либо гражданскую службу по решению чиновников. Служба была пожизненной, обязательной, постоянной. От службы освобождались только изувеченные в боях и больные мужчины. Разрешались отпуска 1 раз в два года. Служба дворян начиналась с солдат и матросов. Были введены новые принципы службы: принцип личной выслуги и выслуги лет. Таким образом, Петр нашел средство заставить дворян служить государству. За службу дворяне получали денежное вознаграждение, со временем повышались их чины. Многие дворяне уклонялись от службы. В 1714 г. Петр издал указ, по которому все дворяне должны были изучить грамоту, неграмотные не имели права жениться. Петр стремился сформировать новое дворянское сословие, образованное, преданно служившее государству. Указ о единонаследии уравнял в правах бояр и дворян. Это сословие получило название «шляхетство» (от польского слова «шляхта»).

Образование в первой четверти 18 века

Цели Петра:

1. Создание образовательных учреждений. 2. Подготовка специалистов. 3. Обучение грамоте свободных сословий. 4. Приучить дворян интересоваться европейской культурой. 5. Развитие науки, искусства. 6. Создание культурных учреждений. Задачи в области культуры решались Петром I принудительными методами.

Создавались светские школы двух типов: профессиональные и начальные. Это связывалось с потребностью в специалистах.

Книжное дело.

В России первой четверти 18 века значительно увеличилось издание книг, особенно учебных, так как развитие школы было невозможно без учебников, справочной литературы, наглядных пособий. В 1702 году появилась первая в России газета «Ведомости». Она была размером всего с тетрадный лист и печатала почти исключительно официальные сообщения о военных, хозяйственных и культурных событиях.

С 1714 года в Петербурге началось собрание книг для первой в России библиотеки. С 1719 года книжное собрание существовало при Кунсткамере, а позже составило материальную базу для учрежденной в России Академии наук. Также в 1714 году открылась государственная книжная лавка в Петербургском гостином дворе.

Досуг дворянства. Ассамблеи

С 1718 г. собирались ассамблеи – собрания дворян, купцов и т.д. Чести приглашения на ассамблеи удостаивались вельможи и чиновники, богатые купцы и ученые, корабельные мастера и высшие офицеры, дипломаты. Приглашенные приходили вместе со своими семьями в четыре – пять часов дня и расходились около десяти часов вечера. Организаторам мероприятия следовало хорошо подготовиться, предоставив гостям напитки – чай, кофе, фруктовые воды, столы для игры в шашки и шахматы, а также принадлежности для курения. Для танцев предусматривалось отдельное помещение. Хозяин торжества мог лично не присутствовать на балу. Петр I считал, что создание непринужденной атмосферы позволит расположить гостей к оживленным беседам и веселым танцам. Ассамблеи Петра имели функцию не только организацию досуга для светских лиц, но также были направлены на создание новой культуры поведения. Царь целенаправленно устраивал ассамблеи, где веселье имело воспитательное значение. Как государственный деятель, Петр осознавал значение ассамблей для преобразования образа жизни дворян и купцов. Ассамблеи были не только увеселительной и шутовской формой досуга. Петр внедрял ассамблеи как центры обучения и выработки норм и навыков социально –культурной жизни. Ассамблеи вырабатывали нормы и навыки социокультурной жизни дворянства. Благодаря ассамблеям, в русском обществе первой половины XVIII столетия зарождалась, развивалась самая распространенная форма общения – разговор. Русские люди приучались вести разговоры на различные общественные темы.

Создание Петром Великим первого музея в России. В 1719 г. первый в России общедоступный музей Кунсткамера (от нем. Kunstkammer – кабинет редкостей) – исторический и естественно-географический. открылся для посетителей.

Таким образом, петровские реформы были противоречивыми и имели неоднозначные последствия. Это можно объяснить тем, что реформы, в первую очередь, проводились в интересах государства. Для Петра не существовало проблемы цены реформ.  Петровские реформы дали импульс развитию страны, мобилизовало собственные ресурсы русского народа, раскрыло потенциал нации. Почему реформы, проводившиеся насильственными методами, не вызвали активного сопротивления? В стране не оказалось организованной политической силы.


Педфак. Россия. Эпоха дворцовых переворотов 1725 – 1762 гг.

В России в 1725 – 1762 гг. престол занимали:

1725 – 1727 – Екатерина I.

1727 – 1730 – Петр II

1730 – 1740 – Анна Ивановна

1740 – 1741 – Иван VI. Правительница Анна Леопольдовна

1741 – 1761 – Елизавета Петровна

1761 – 1762 – Петр III.

Причины переворотов:

1. Петр I издал в 1722 г. закон о престолонаследии, позволявший передавать престол по письменному завещанию любому представителю царствующего дома Романовых. Все представители дома Романовых получили право на престол и стремились им воспользоваться.

2. Не было прямых наследников по мужской линии.

3. Возможность использовать гвардию в переворотах.

4. Конфликты в правящих кругах. Существовали различные политические группировки, которые вели борьбу за власть, привилегии, дохода. Борьба политических группировок в верхах – одна из основных причин дворцовых переворотов.

5. Власть нередко находилась в руках фаворитов. Фаворит – лицо, пользовавшееся огромным доверием царствующей особы и в силу этого обладавшего большой властью. Институт фаворитизма стал формироваться в России в эпоху дворцовых переворотов. Фавориты феноменально обогащались. Представители ближнего окружения монарха стремились свергнуть фаворита и занять его место. Борьба за место фаворита вела к дворцовым переворотам.

 

Анна Иоанновна 1730 - 1740

Члены Верховного тайного совета 19 января 1730 г. совершили дворцовый переворот – «затейка верховников». Они пригласили на престол дочь Ивана V Анну Ивановну (1693 г. рождения). Они заставили ее подписать Кондиции - условия занятия Анной престола. Кондиции ограничивали власть Анны.

Содержание Кондиций. Анна не могла:

- руководить внешней политикой, поскольку не могла объявлять войну и заключать мир;

- не могла издавать законы без согласования с Верховным тайным советом, ликвидировать Верховный тайный совет;

- вводить новые налоги, она не могла использовать казенные деньги по своему усмотрению (это означало, что деньги казны должны были расходовать верховники);

- не могла жаловать дворян в чины выше полковника (это означало, что генералитет должен был находиться под влиянием Верховного тайного совета);

- не могла без суда не отнимать у дворян имения и казнить их.

Верховники заявили Анне, что если эти пункты не будут исполнены, то Анна Иоанновна будет лишена короны.

Анну поддержали дворяне и гвардия.. 25 февраля 1730 г. Анна в присутствии дворян и гвардейцев разорвала кондиции и восстановила самодержавие. В дальнейшем она должна была в интересах дворянства провести социальные реформы.

Личная жизнь Елизаветы

Елизавета мало интересовалась государственными делами. Ее больше всего беспокоило, как она выглядит, и восхищаются ли ею окружающие, в чем она появится на балу. Елизавета была влюблена исключительно в себя. Современники считали Елизавету самой красивой женщиной. У Елизаветы был тонкий вкус, чувство меры и гармонии. Она была взыскательна к своим нарядам и украшениям. Она никогда не надевала одного платья дважды, меняя их по 3-4 раза в день. В 1753 году во дворце вспыхнул пожар, во время пожара погибло 4 тысячи платьев. После смерти Елизаветы было обнаружено в ее гардеробе 15 тыс. платьев. Русские дипломаты в европейских странах занимались покупками модных вещей для Елизаветы.

С годами красота Елизаветы меркла, она располнела. Она была не в силах признать, что ее время проходит, что появляются новые красавицы. Она завидовала молодым красивым дамам. По свидетельству современников, Елизавета обладала «большим, живым, вкрадчивым умом». С близкими людьми она могла быть злой, нетерпеливой, капризной и грубой. Была суеверна. Любила поесть, не соблюдая меры в приеме пищи. Очень любила сладкое, особенно шоколадные конфеты, которые лежали на всех столах в ее дворцах. По ночам она устраивала ужины, ела и веселилась до 5-6 утра. Неумеренность в приеме пищи стала одной из причин ее полноты, болезней и смерти. Бодрствование Елизаветы по ночам было следствием ее страха перед дворцовым переворотом. Современники писали, что ее постоянно мучил страх перед ночным переворотом. Елизавета отмечала все подозрительное и тотчас приказывала выяснить обстоятельства, расследовать, устранить. Она постоянно меняла время и место ночлега (у нее было много дворцов, она говорила, куда ее вести в последний момент, когда садилась в карету), меняла интерьер в своих покоях, расположение дверей. Елизавета неделями могла не выходит из своих покоев.

Она никому не позволяла управлять собой: ни министрам, ни фаворитам.

Создание Московского университета в 1755 году по и нициативе Ломоносова и Ивана Шувалова.

В 1757 г. по инициативе Шувалова в Петербурге была создана Академия художеств.

Годы жизни - 1728 – 1762.

Годы царствования – 1761 (25 декабря) – 1762 (28 июня)

В 1742 г. Елизавета Петровна объявила своего племянника наследником престола. Ее цель – не допустить дворцовых переворотов, обеспечить стабильность ее царствования. До своего вступления на престол Петр Федорович прожил в России 19 лет. Петр в детские годы в Киле не получил должного воспитания и образования, но от природы он был сообразительным. Петр не был ни бездарным, ни слабоумным. У него редкостная память. Он изучал русский язык, его понимал, но изъяснялся он по-русски плохо, предпочитал говорить на немецком языке, своем родном языке. Он с увлечением занимался изучением точных наук: математики, фортификации, артиллерийского дела. Он имел успехи в учебе, хорошо усваивал то, что ему нравилось. Изучал военное дело. Петр не был солдафоном. Он интересовался не только военным делом, но и искусством. Он понимал и любил музыку.

С большим вниманием императрица отнеслась к выбору невесты для племянника. Елизавета Петровна остановила свой выбор на Софье Августе Фредерике из Ангальт-Цербстского рода (древнего, но бедного). Софья Августа Фредерика родилась в 1729 г. (21 апреля). В 1744 г. Фике с матерью приехала в Россию. Софья Августа Фредерика устраивала Елизавету Петровну: происходила из древнего, но не богатого княжества (поэтому ее родственники не будут вмешиваться в дела России), была хорошо воспитана (в понимании Елизаветы, воспитанность – вежливость, тактичность, умение подчиняться), хорошие внешние данные – достаточно красива. Софья Августа Фредерика изначально мечтала о русском престоле. Уже в юные годы она отличалась редкой расчетливостью. Она писала в «Записках» накануне свадьбы: «… одно честолюбие меня поддерживало… рано или поздно я добьюсь, что сделаюсь самодержавною русскою императрицею».

В России Софья Августа Фредерика приняла православие. Елизавета дала невестке новое имя – Екатерина Алексеевна (Елизавета назвала ее в честь своей матери).

Екатерина не любила свое мужа. Она мечтала о русском престоле.

В 1754 г. Екатерина родила мальчика. Его назвали Павлом. Елизавета редко давала Екатерине возможность видеть своего ребенка (по большим праздникам и в присутствии Елизаветы, т.е. Екатерина, с ее слов, могла иногда видеть ребенка, но не участвовать в его личностном развитии). Фактически Елизавета отстранила мать от воспитания сына. После рождения сына отношения между супругами стали формальными, а затем враждебными. Екатерина осторожно, когда откровенно зло высмеивала Петра в своем близком окружении, подчеркивая, что она в отличии о наследника престола умная, образованная, воспитанная, с хорошим вкусом, внимательная ко всем.

Черты личности Петра III: прямодушный, искренний, не сдержанный, излишне эмоциональный, увлекающийся, вспыльчивый, часто был болтлив, мог быть грубым, когда раздражался, отсутствие политической гибкости, не умел лавировать, идти на компромиссы. Не любил следовать правилам придворному церемониала, нередко сознательно нарушал его, открыто высмеивал. Чаще всего это делал не к месту. Когда стал императором, то многое себе позволял: любил играть с придворными и высшими должностными лицами. Например, на лужайке перед дворцом все должны были скакать на одной ножке, подогнув другую в коленке; водящий был обязан кого-нибудь догнать (допрыгать) и стукнуть коленом согнутой ноги до другого, тот становился водящим.

Петр рядом указов прекратил преследования старообрядцев. Впервые в российской истории! Старообрядцам разрешили пользоваться старопечатными книгами. В этих мерах нашла отражение популярная в эпоху Просвещения идея свободы вероисповедания. Важная цель издания этого указа – удержать старообрядцев в районах их проживания, остановить их бегство за границу. Старообрядцы занимались торгово-промышленной деятельностью, платили налоги в казну. В интересах государства было предоставить старообрядцам право свободно создавать мануфактуры и вести торговлю, тем более, что старообрядцы отличались гораздо более высокой честностью в торговых делах (в отличие от многих других купцов, они не обвешивали, поставляли качественный товар).

Реформы 1760 годов

Екатерина хотела не только царствовать, но и править. Она был заинтересована в укреплении самодержавия.

Реформы 1775 – 1785 гг.

1775 год (17 марта). Издан манифест по случаю окончания войны. По своему содержанию он значительно выходила рамки этой темы. Историки называют его манифестом о свободе предпринимательства, поскольку в нем говорилось о свободе предпринимательства. Одна из целей манифеста – завершение создания сословия купечества. Разработка законов о сословиях - одна из целей сословной политики Екатерины.

Манифест придавал новый статус русскому купечеству, которое теперь выделялось из городского населения в особую корпорацию – сословие. Попасть в это сословие мог лишь тот, кто обладал капиталом не менее 500 рублей. Он должен был объявить в соответствующем учреждении о наличии у них такой суммы. Купечество было разделено на три гильдии.

Структура купечества и их права.

Первая гильдия – купцы, имевшие капитал 10 тыс. рублей и больше. Купцы первой гильдии могли вести внутреннюю и внешнюю торговлю (оптовую и розничную), могли заниматься промышленным предпринимательством. С 1785 г. (по Жалованной грамоте городам) они могли ездить в каретах, запряженных парой лошадей).

Купцы второй гильдии должны были обладать капиталом от 1 тыс. до 10 тыс. рублей. Могли вести внутреннюю торговлю (оптовую и розничную), могли заниматься промышленным предпринимательством. С 1785 г. могли ездить в колясках.

Купцы третьей гильдии должны были иметь капитал от 500 до 1000 рублей. Могли заниматься розничной торговлей. С 1785 г. могли ездить на телеге с одной лошадью.

Со временем размеры требуемого капитала увеличивались. Так, в первой половине XIX в. купцы первой гильдии должны уже были иметь не 50 тыс. руб.

Обязанности купцов: платили налог – 1% с объявленного капитала в год.

Льготы - привилегии:

1. купцы освобождались от уплаты подушной подати

2. купцы освобождались от выполнения рекрутской повинности,

3. купцы освобождались от постойной повинности.

В 1785 г. по Жалованной грамоте городам купцы освобождались от телесных наказаний.

Последствия и значение введения этих норм для купцов:

- сократилось численность купцов в 9 раз; остальные заявили, что у них нет требуемой суммы;

- формирование гильдейского купечества – третьего сословия;

- определение прав купцов в сфере предпринимательства;

- определение вида налога и его размера;

- содействие развитию торговли и предпринимательства;

- купечество стало привилегированным сословием.

 

1775 год – Манифест о свободе открытия предприятий представителям всех сословий.

Возникновение «восточного вопроса» связано с ослаблением военно-политической мощи Османской империи, стремлением европейских государств к захвату ее территорий. Узловым вопросом был вопрос о проливах.

Гг. Русско-шведская война

Швеция преследовала цель вытеснения России с балтийских берегов. В 1788 году без объявления войны она начала военные действия. Швеция выдвинула фантастические требования – аннулирование Ништадтского, Кючук-Кайнарджийского договоров. Англия, Пруссия и Турция оказали Швеции дипломатическую поддержку. Россия срочно перевела из Средиземноморья в Балтийское море морскую эскадру С.К. Грейга. Морское сражение произошло 6 июля 1788 г. у острова Готланд. Оно закончилось победой русского флота. Эта победа сорвала план шведского короля Густава III овладеть Петербургом. Шведы отступили к своим границам.

В 1790 году был подписан мир между Россией и Швецией Верельский мирный договор на условиях возвращения к довоенному положению.

Петр I и его реформы. 1682 - 1725



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.071 с.)