Черты характера и поведения Петра, его привычки и вкусы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Черты характера и поведения Петра, его привычки и вкусы



Петра характеризовали чрезвычайная любознательность, ненасытный интерес к окружающему миру, стойкость ду ха, проявлявшаяся в минуты поражений. Он умел делать выводы из неудач. Современники отмечали смесь природной доброты и жестокости, любовь к веселью и задумчивость. Мог быть грубым и чутким. Мог быть безразличным и наблюдательным. Был жестоким и умел прощать. Петр обладал отличной памятью, был безгранично трудолюбив, ненавидел рутину. Он был единственным русским правителем, который ненавидел церемонии, показной блеск, славословие. Был самоучкой. Обладал редкими способностями. Ключевский писал о гениальности Петра. Петр обладал обширными техническими познаниями. Много читал, хорошо знал математику, механику, инженерное дело, фортификацию, медицину. Читал книги по философии, истории. Любил заниматься различными ремеслами. В совершенстве знал 14 ремесел. Ненавидел лень и праздность – главные грехи русских людей. Не любил роскошь, был неприхотлив, прост в быту. Петр был активным, деятельным, умным. Ценил в людях ум, работоспособность, инициативность, ответственность, самостоятельность, профессиональные знания, честность. Петр был добрым по природе человеком, но грубым и жестоким как царь. Он был жестоким по отношению к людям, не исполнившим свои обязанности – взяточникам, предателям, лжецам, ленивым.

Власть любил, но использовал власть в интересах государства.

Адекватную оценку личности Петра дал датский посланник Юст Юль. В своем дневнике Юль неоднократно отмечает, что царь “самыми важными делами... ведает один, ибо как на суше, так и на море должен сам все делать и всем распоряжаться, при том решать и текущие вопросы ”. Он “ лично одарен столь совершенным и высоким умом и познаниями, что один может управлять всем ”.

Юль: (Царь) очень высок ростом, носит собственные короткие коричневые вьющиеся волосы и довольно большие усы, прост в одеянии и наружных приемах, но весьма проницателен [и] умен.

Юль пишет, что Петр I “ одарен таким широким умом, что, как ни важны и ни серьезны дела, которыми он в данную минуту занят, он никогда настолько всецело ими не поглощен, чтобы среди них ему не приходили в голову разные забавные шутки и затеи ”.

Обладая чувством юмора, Петр постоянно устраивал своеобразные представления, построенные, к сожалению, в основном на унижении человеческого достоинства и издевательстве над своими подданными. На многочисленных праздниках и пиршествах практиковалось спаивание людей до скотского состояния, что являлось одной из излюбленных забав царя. Сам он пил умеренно и с интересом наблюдал за действием алкоголя на разум гостей, а особенно на их язык.

Притворство, по словам автора дневника, являлось основным пороком Петра I, затмевающим его добрую славу. “В других отношениях царь достоин бесчисленных похвал,... он храбр, рассудителен, благочестив, поклонник наук, трудолюбив, прилежен и поистине неутомим ”.

Юль подтверждает и дополняет сведения многочисленных источников о любви Петра I к физическому труду.

По его свидетельству, на Адмиралтейской верфи царь орудовал топором искуснее, нежели все прочие присутствовавшие там плотники ”. Автор дневника особо отмечает увлечение Петра токарной работой. “ В этом мастерстве, — пишет посланник, — он не уступит искуснейшему токарю и даже достиг того, что умеет вытачивать портреты и фигуры ”. Царь трудился “ с таким усердием и вниманием, точно работал за деньги и этим трудом снискивал себе пропитание ”.

Весьма интересны свидетельства Юля о том, что Петр I во время церковных служб “громко пел наизусть так же уверенно, как священники, монахи и псаломщики, имевшие перед собою книги, ибо все часы и обедню царь знает, как "Отче наш"”. Это еще один штрих, подтверждающий выдающиеся способности Петра Великого.

Юль не обходит вниманием и известную склонность Петра к психическим припадкам. Во время них “ лицо его было чрезвычайно бледно, искажено и уродливо. Он делал различные страшные гримасы и движения головою, ртом, руками, плечами, кистями рук и ступнями ”. Юль рассказал о следующем случае: «… царь), подъехав к одному простому солдату, несшему шведское знамя, стал безжалостно рубить его обнаженным мечом (и) осыпать ударами, быть может за то, что тот шел не так, как хотел (царь). Затем царь остановил свою лошадь, но все (продолжал делать) описанные страшные гримасы, вертел головою, кривил рот, заводил глаза, подергивал руками и плечами и дрыгал взад и вперед ногами. Все окружавшие его в ту минуту важнейшие сановники были испуганы этим, и никто не смел к нему подойти, так как (все) видели, что царь сердит и чем-то раздосадован. Наконец к нему подъехал (верхом) его повар Иоганн фон Фельтен и заговорил с ним. Как мне после передавали, вспышка и гнев царя имели причиною то обстоятельство, что в это самое время его любовница или maitresseЕкатерина Алексеевна рожала и была так плоха, что опасались за (благополучный) исход родов и за ее жизнь.

Описанные выше страшные движения и жесты царя доктора зовут конвульсиями. Они случаются с ним часто, преимущественно когда он сердит, (когда) получил дурные вести, вообще (когда чем-нибудь) недоволен или (погружен) в глубокую задумчивость».

Замечания Юля о грубости нравов в России того времени совершенно справедливы. Пьянство было распространено повсеместно и весьма процветало при дворе и в домах вельмож. Рассказывая о праздниках, торжествах и визитах, посланник то и дело замечает: “пили ужаснейшим образом по всякому поводу”, “пьянство тут шло чудовищное”. Юль приходит к прискорбному для себя выводу: “Если, живя в России, избегать собраний, где таким образом пьют, то нельзя привести к окончанию ни одного важного дела, ибо... все серьезнейшие вопросы решаются за попойками”.

По свидетельству Юля, на русских пирах был распространен обычай устилать “полы во всех горницах и залах толстым слоем сена, дабы по уходе пьяных гостей можно было с большим удобством убрать их нечистоты”.

Юль писал: «У русских во всей (их) стране всего (-навсего) три доктора; лечат они ото всех болезней, и прибегают к ним все, как больные, так и здоровые: первый доктор — это (русская) баня, о которой только что сказано, второй — водка, которую пьют, как воду или пиво, почти все, кому позволяют средства, и третий — чеснок …».

Юль: Перед образами, нарисованными на домах или воротах, русские всегда по многу раз кланяются и крестятся. (Но) кроме этих поклонов и крестных знамений, (сопровождаемых) словами: “Господи, помилуй”, т. е. “Kyrie elejson”, русские (в остальном) так несведущи и тупы по части христианского веро(учения) … из пяти человек едва ли один сумеет прочитать “Отче наш ”…

 

Методы преобразований:

1. Насильственные, принудительные. Причины использования насильственных методов: А) пассивность общества, непонимание ими необходимости реформ, европеизации страны. Б). надо было быстро провести реформы, в кратчайшие сроки. В). У Петра была сильная политическая воля, он использовал свою самодержавную власть, чтобы заставить людей исполнять его приказы. Г). Россия вела войну со Швецией. Чтобы выиграть эту войну, надо было срочно проводить реформы, в противном случае Россия потерпела бы поражение.

2. Законодательные меры: Петр сам принимал участие в разработке законов.

3. В последний период правления – 1715 – 1724 гг. – Петр использовал стимулирующие методы – методы поощрения – Табель о рангах, льготы для купцов.

4. Заимствование европейского опыта. Петр учил людей интересоваться европейским опытом.

Причины проведения реформ

Главной причиной реформ было осознание Петром отсталости России.

В 1697-1698 гг. Петр в составе Великого посольства посетил европейские страны. Знакомство Петра с европейской цивилизацией показало царю степень отставания России. В России не было регулярной армии, флота, системы образования, больниц, было мало врачей, всего пять аптек, не было газет и журналов и многого другого. Россия была изолирована от Запада. Ее контакты с европейскими странами не были обширными: европейские купцы привозили в Архангельск свои товары и оптом продавали русским купцам. Русские купцы почти не имели возможность вести внешнюю торговлю на мировых рынках, т. к. у России не было ни торгового, ни военного флота. В Европе Россию воспринимали как азиатскую, варварскую страну. В европейской политике России отводили роль «шестерки», включая ее в различные коалиции, где ее воспринимали как неполноправного партнера. Россия в этих условиях не имела возможности защищать свои национальные интересы. Россия имела только один морской порт – Архангельск, торговля через который была ограничена сезонными условиями и его дальностью от основных торговых путей.

Петр понял, что в случае сохранения такого уровня развития Россия превратится в сферу чужих интересов. Он имел мужество признать превосходство Запада. Петр руководствовался рационалистическими идеями о государстве: государство управляет страной на основе законов и государственных учреждений. Не только Бог создает государство, но и люди влияют на государственное строительство. Совершенствуя законы, можно совершенствовать общество.

Интересы государства для Петра были выше других интересов. Он сам деятельно служил России. Был чрезвычайно трудолюбивым человеком, наслаждался работой, владел 14 ремесленными специальностями. Кораблестроение было любимым его занятием. Он считал, что все подданные обязаны верно служить государю и государству. Он был убежден, что во имя государственных интересов можно пренебречь любыми моральными нормами. Служение монарху понималось как служение России.

Петр использовал насильственные методы преобразований, столкнувшись с пассивностью общества. Традиционалисты осуждали насилие и жестокость, с которой проводились реформы. Одним из тяжелейших последствий реформ были многочисленные жертвы среди населения, обнищание народа. Западники утверждали, что реформы были необходимы, жертвы неизбежны.

 

Идеи Петра:

1. - идея прогресса через насилие.

2. идея обязанности монарха перед подданными.

3. Европейцы воспринимали Россию как азиатскую, варварскую страну, лежащую за пределами европейской цивилизации. Петр понял, что Россию надо вывести из изоляции, она должна быть открыта для общения со всеми странами мира. Одна из основных идей Петра – идея взаимодействия России с Западом.

4. Боролся с праздностью и невежеством.

5. Идея необходимости заимствования европейского опыта. Он оставался убежденным русским патриотом.

6. патриотизм, любовь к России.

7. идея сильной самодержавной власти.

8. идея сильного государства. Для Петра было характерно государственное мышление. Государство самоценно, интересы государства выше интересов человека и общества. Все обязаны служить государству. Сам считал себя первым слугой государства.

9. идея служения всех сословий и каждого подданного государю и государству. Служба должна быть осознанной обязанностью каждого подданного. На службе нужно проявлять ответственность, инициативность, самостоятельность, трудолюбие, знание дела, дисциплинированность. Для подданных служба государству не зависит от их желания.

10. Петр разделял идеи меркантилизма. Согласно этой экономической теории, главным источником доходов государства является торговля, особенно внешняя. Капитал создается в сфере обращения. Богатство нации заключается в деньгах. Государство должно содействовать развитию торговли.

11. Петр был религиозным человеком.

12. Петр ценил умных, инициативных, энергичных, работоспособных, знающих. Петр ценил в людях честность. Ненавидел ложь, никогда не прощал предательства.

 

Первые преобразования Петра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.02 с.)