Внутрихозяйственное землеустройство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутрихозяйственное землеустройство



Внутрихозяйственное землеустройство проводится на территории кон- кретных сельскохозяйственных предприятий (организаций) различных органи- зационно-правовых форм (акционерных обществ товариществ, сельскохозяй- ственных кооперативов, госхозов и т.д.), крестьянских (фермерских) и иных хо- зяйств, занимающихся сельскохозяйственным производством.

Необходимость внутрихозяйственного землеустройства определяется тем, что сельскохозяйственные предприятия часто имеют достаточно большие площади землевладения (землепользования) и сложную производственную структуру. Самостоятельно, без научно обоснованного проекта, разработанного специалистами - инженерами-землеустроителями, хозяйства не могут рацио- нально организовать свою территорию и эффективно использовать и охранять землю.

Внутрихозяйственное землеустройство осуществляется после того, как проработаны и решены в экономическом, экологическом, правовом и техниче- ском отношениях все вопросы организации данного землепользования (земле- владения), то есть после завершения межхозяйственного землеустройства и вы- дачи землевладельцу (землепользователю) необходимых документов на право

собственности на землю, аренду и т. д. Оно может проводиться при  наличии


достоверных данных государственного кадастрового учета земель и государ- ственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отража- ющих фактическое наличие, состав, правовой статус земельных участков, ис- пользуемых сельскохозяйственным предприятием (организацией). Деградацию сельскохозяйственных угодий и загрязнение их токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами; материалов почвенного и геоботани- ческого обследований, включающих состав, характеристики, местоположение, правовой статус и площади земельных участков с особым правовым режимом использования. При отсутствии такой информации осуществляются соответ- ствующие проектно-изыскательские работы как самостоятельный вид работ.

Внутрихозяйственное землеустройство проводится с учетом имеющихся разработок по территориальному планированию, перераспределению земель развитию территорий, с учётом бизнес-планов и другой документации.

Целью внутрихозяйственного землеустройства является организация ра- ционального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначе- ния и иных земель, используемых гражданами и юридическими лицами для ве- дения сельскохозяйственного производства, а также земель, используемых об- щинами и гражданами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для обеспечения их традиционного образа жизни.

При внутрихозяйственном землеустройстве решаются следующие вопросы:

- определяются перспективы развития населенных пунктов, производ- ственных центров, объектов производственной и социальной инфраструктуры хозяйств, уточняется их организационно-производственная структура;

- земли распределяются между внутрихозяйственными производствен- ными подразделениями, решается вопрос о коллективном использовании зе- мельных долей, размещаются земельные массивы и устанавливаются границы внутрихозяйственных производственных подразделений и центров;

- устанавливается экономически и экологически сбалансированный со-

став земельных угодий, выявляются неиспользуемые и нерационально исполь-


зуемые земли и разрабатываются предложения по улучшению их использова- ния в хозяйстве и его производственных подразделениях;

- уточняются границы и проектируется система использования террито- рий с особым природоохранным, рекреационным или заповедным режимом;

- выделяются агроэкологически однородные земельные участки, по каж- дому из них проектируется система использования, охраны и расширенного воспроизводства плодородия почв в процессе сельскохозяйственного производ- ства, устанавливаются обязательные для землевладельцев и землепользователей нормативы и требования по использованию земель;

- разрабатываются мелиоративные, противоэрозионные и природоохран- ные мероприятия, требующие капитальных вложений, определяются приори- тетные направления, объемы, стоимость, экологическая и экономическая эф- фективность и очередность осуществления мероприятий;

- размещаются многолетние насаждения, проектируется система севообо- ротов, сенокосо и пастбищеоборотов и производится устройство их террито- рии; разрабатывается система земельно-оценочных нормативов, необходимых для дифференциации размеров земельного налога и арендной платы за землю, внутрихозяйственного расчета, планирования и решения других задач с учетом площади, качества и местоположения каждого земельного участка.

Таким образом, внутрихозяйственное землеустройство - это комплекс мероприятий по организации рационального использования и охраны земли и связанных с ней средств производства в конкретных сельскохозяйственных предприятиях (организациях), осуществляемый на основе проекта.

Состав, содержание и полнота проектных работ по внутрихозяйственно- му землеустройству определяются конкретными природными, экономическими и социальными условиями, степенью устроенности территории и освоенности ранее разработанных проектов, а также формой землевладения (землепользова- ния) и хозяйствования.

В зависимости от этого составляются комплексные проекты внутрихозяй-

ственного землеустройства, проводятся их корректировка и совершенствова-


ние, разрабатываются рекомендации по наиболее острым проблемам. В практи- ке проектирования сложилась определенная система решения задач внутрихо- зяйственного землеустройства. Она состоит из ряда взаимосвязанных частей и элементов, которые в совокупности позволяют организовать рациональное ис- пользование земли на сельскохозяйственном предприятии. В соответствии с этой системой проект внутрихозяйственного землеустройства состоит из со- ставных частей и элементов.

Содержание проекта для конкретного сельскохозяйственного предприя- тия зависит, с одной стороны, от его производственного направления торгани- зационно-производственной структуры, с другой - от зоны расположения хо- зяйства, природных условий, количества и качества земли. Так, в хозяйстве мо- гут существовать различные производственные подразделения (бригады, зве- нья, другие коллективы), но их может и не быть, соответственно могут отсут- ствовать или быть представленными различные части и элементы проекта.

Аналогично проектируется и внутрихозяйственное землеустройство кре- стьянских и других близких к ним по земельной площади хозяйств.

Утвержденный в установленном порядке проект переносится в натуру. Землевладельцам, землепользователям и заинтересованным организациям вы- даются соответствующие документы. Сроки осуществления проектов внутри- хозяйственного землеустройства, как правило, составляют 5-8 лет и совпадают со сроками освоения севооборотов.

Рассмотрим один из проектов внутрихозяйственного землеустройства для сельскохозяйственной организации, расположенной в степной зоне, имеющей зерново-молочное производственное направление (рис. 5).

Общая площадь хозяйства 2900 га, в том числе пашни - 2180 га, садов - 23, пастбищ - 280 га. В ходе перераспределения земель из состава предприятия вышли четыре человека, которые образовали четыре крестьянских хозяйства средней площадью 10,5 га каждое.


 

 

Рис. 5 Проект внутрихозяйственного землеустройства

 

Проект внутрихозяйственного землеустройства предусматривает выделе- ние 80 га резервных земель на случай востребования земельных долей их соб- ственниками и выделения их в натуре. Данный участок по проекту намечен под залужение и выведен из севооборота. Кроме того, намечено введение трех се- вооборотов: 9-польного полевого на площади 1440 га со средней площадью по- ля 160 га, 6-польного кормового - соответственно 330 и 55 га и 9-польного поч- возащитного - 261 и 29 га. По границам полей размещены полезащитные лес- ные полосы и полевые дороги. В хозяйстве имеются сад, хозяйственный центр. Возле центральной усадьбы размещены производственные центры - хозяй- ственные дворы и животноводческие фермы. При составлении проекта в основу были положены качество земель хозяйства, бизнес-план его развития, обеспе- ченность трудовыми и денежно-материальными ресурсами.

Участковое землеустройство

Данный вид землеустройства окончательно не признан в землеустрои- тельной науке (Подольский Л. И. Землеустройство и повышение продуктивно- сти земель. - Алма-Ата: Кайнар, 1987. - С. 29-34). Однако последние исследова-


ния и практика показывают, что он имеет право на существование, так как лик- видирует многие пробелы в различных классификациях (объектов землеустрой- ства, землеустроительных проектов, документации и т. д.).

Понятие участкового землеустройства связано с техническим регулиро- ванием проектно-сметного дела в стране и наличием в составе землеустрои- тельных работ рабочих проектов по использованию и охране земли, составляе- мых на конкретные участки.

Рабочий проект при землеустройстве представляет собой комплекс ин- женерно-технических, экономических и экологических решений и сметно- финансовых расчетов, направленных на осуществление конкретных мероприя- тий по освоению, улучшению и охране земель, устройству территории сельско- хозяйственных угодий, размещению и строительству объектов различного назначения, требующих капитальных вложений. В результате их осуществле- ния землеустраивается конкретный земельный участок землевладельца (земле- пользователя), например, создается участок орошаемых культурных пастбищ (ОКП), закладывается сад, строится пруд, вовлекается в пашню заболоченный участок и т. д. В связи с ограниченным характером инвестиций капиталоемкие объекты (земельные участки) обустраиваются не сразу, а постепенно в зависи- мости от наличия денежно-материальных средств и трудовых ресурсов.

Участковое землеустройство проводится, как правило, в порядке детали- зации решений проекта внутрихозяйственного землеустройства. Но его нельзя отнести к внутрихозяйственному, так как оно может проводиться по мероприя- тиям, предусматриваемым схемами землеустройства муниципальных образова- ний, проектами межхозяйственного землеустройства или другими разработка- ми по использованию и охране земли.

Участковое землеустройство проводится в случаях, когда имеется необхо- димость осуществить на земельных участках: трансформацию и коренное улуч- шение сельскохозяйственных угодий; комплекс противоэрозионных и других природоохранных мероприятий; посадку и реконструкцию многолетних насаж- дений; рекультивацию нарушенных земель; создание культурных пастбищ; оро-

153


шение и мелиоративное улучшение переувлажненных земель; строительство и реконструкцию внутрихозяйственных дорог, лесополос, прудов и т. д.

Основными задачами участкового землеустройства являются:

- уточнение места расположения, границ и площади земельных участков (массивов), подлежащих обустройству;

- установление наиболее экономичных и экологически безопасных техно- логий выполнения мелиоративных и других строительных работ;

- разработка проекта устройства территории участка;

- определение объемов, сметной стоимости, очередности организации ра- бот, потребности в строительных материалах, машинах, механизмах и рабочей силе.

Рабочие проекты, связанные с использованием и охраной земли, являются локальными, так как составляются не на всё землевладение (землепользование), а на отдельные земельные участки (массивы земель).

Сметно-финансовые расчеты и проектная документация при участковом землеустройстве служат основанием для проведения банковских операций (предоставления кредитов, субсидий, открытия финансирования) и производ- ства работ подрядными организациями. Сроки его осуществления обычно не превышают один-два года.

Объекты землеустройства

Особое значение в землеустроительной науке имеет установление объек- та землеустройства. Правильный выбор объекта позволяет обосновать содер- жание и методы землеустройства. Не случайно с момента зарождения науки по этому вопросу шли непрерывные научные дискуссии. При этом в основном господствовали следующие точки зрения.

Ряд авторов (К. Н. Сазонов, И. А. Кожеуров, Н. В. Бочков, С. А. Удачин и др.) считали, что объектом землеустройства является земля как таковая, или земля как средство производства, или земля как объект социально- экономических связей.


Представители юридической науки (О. А. Хауке, Б. Д. Бруцкус) в каче- стве объекта землеустройства называли людей. Например, профессор О. А. Хауке писал: «Непосредственным объектом землеустройства являются люди, а не земли. Землеустроитель устраивает не землю, а людей по использованию земли» (Понятие землеустройства/Вестник землеустройства и переселения. - 1927. - № 1. - С. 22).

Эта точка зрения позже трансформировалась, и объектом землеустрой- ства стали считать общественные отношения по распределению и перераспре- делению национализированной земли между отдельными землепользователями и отраслями народного хозяйства (Сахаров Л. Д. Землеустроительный процесс в СССР. - М.: Юр. л-ра, 1968.-С. 7).

Профессор В. Н. Хлыстун считал, что «объектом землеустройства являет- ся земельный фонд страны и отдельных землепользователей, а также весь комплекс производственных отношений, возникающих в сфере использования земель, подвергающихся изменениям в процессе осуществления землеустрой- ства» (О сущности и понятии землеустройства/Тезисы докл. на Всесоюзн. конф. по землеустройству (ВДНХ СССР). - МСХ СССР, 1989.-С. 47).

Следующая позиция ученых (Н.И. Прокуронова, В.В. Редькина, В.Я. За- плетина и др.)заключалась в том, что объектами землеустройства являются формы использования земли или же непосредственно сама территория.

Анализируя позиции ученых, можно сделать следующие выводы. Не со- всем верно считать объектом, а тем более предметом изучения землеустройства саму землю, так как различные свойства земли исследуют другие науки. Например, естественные свойства земли изучают почвоведение, геодезия, гео- ботаника и др.

На землю можно воздействовать и как на тело, обладающее физическими и химическими свойствами, в этом случае она может быть объектом мелиора- ции или земледелия и изучаться этими дисциплинами.


При землеустройстве производительные свойства земли могут не менять- ся, а территориальные (пространственные) ее качества затрагиваются суще- ственно (форма, площадь, местоположение, конфигурация и т.д.).

Люди или общественные отношения также могут выступать объектом землеустройства лишь косвенно, так как они являются участниками земле- устройства. Как известно, в первую очередь при землеустройстве затрагивают- ся земельные отношения. Однако регулируются эти отношения прежде всего правовыми нормами (земельным, гражданским, природоохранным правом) или с помощью экономических мер (ценами, налогами и др.).

Не могут выступать объектом землеустройства в чистом виде отдельные участки земли или угодья, так как их нельзя рассматривать в отрыве от кон- кретного хозяйства, отрасли или сферы деятельности.

Современный подход к установлению объекта землеустройства несколько изменился, однако и сейчас у ученых нет единого мнения по этому вопросу.

Профессора В. П. Троицкий и С. И. Носов объект землеустройства стави- ли в зависимость от его стадии. При этом в качестве объекта выступали зе- мельный фонд страны или экономического района, республики (края, области), района, агропромышленного комплекса, массив освоения или группа землевла- дений нескольких предприятий, сельскохозяйственное предприятие или его зе- мельный участок (Научные основы землеустройства/В. П. Троицкий, С. Н. Волков, М. А. Гендельман и др.; Под ред. В. П. Троицкого. - М.: Колос, 1995. - С. 144-145). Такая классификация, по нашему мнению, несколько условна. Во- первых, потому что стадия планирования и прогнозирования использования зе- мель и ее объект «земельный фонд» относятся прежде всего к сфере управления земельными ресурсами, а не к землеустройству. Во-вторых, конкретное земле- устроительное проектирование связано не столько с землевладениями и земле- пользованиями нескольких предприятий, как считают авторы применительно к объекту межхозяйственного землеустройства, сколько с их системами хозяй- ствования (для сельскохозяйственных предприятий) или с самими землевла-

дельцами (для несельскохозяйственных предприятий). В-третьих,  указанные


объекты не связаны между собой напрямую каким-либо классификационным признаком, кроме соотнесения с конкретным видом землеустроительной доку- ментации (схемой, проектом, рабочим проектом).

Профессор М. А. Гендельман считал, что «в качестве объекта земле- устройства выступает территория республики в целом, области, районов, горо- дов и других населенных пунктов, но прежде всего землевладения и землеполь- зования сельскохозяйственных и несельскохозяйственных предприятий, от- дельные земельные угодья и участки», а предметом землеустройства является процесс регулирования земельных отношений в целях экономного расходова- ния земли, охраны и воспроизводства земельных ресурсов (Научные основы землеустройства/Под ред. М. А. Гендельмана. - Акмола: АСХИ, 1995. - С. 64).

В данном случае смешиваются понятия объекта государственного управ- ления земельными ресурсами (территория республики), не разделяется терри- тория городов и других поселений как объектов градостроительного устройства и земельно-хозяйственной организации, а конкретные землевладения и земле- пользования, угодья и участки рассматриваются вне сферы их хозяйственного предназначения.

Наиболее полную классификацию объектов землеустройства дал в начале 2000 г. профессор В. В. Косинский, поставив их в зависимость от формы и предмета организации территории, принимая, таким образом, в качестве объек- та землеустройства техническую, социальную, экономическую, организацион- но-хозяйственную, экологическую организацию площади (Теория и методы землеустроительного проектирования. Основной недостаток данной классифи- кации - объединение понятий объекта (территория) и предмета (организация территории) землеустройства, в связи с чем земля становится объектом земле- устройства в отрыве от своей социальной и экономической сущности.

Первоначально в Федеральном Законе Российской Федерации «О земле- устройстве» (в ред. от 18.06. 2001 г.) под объектами землеустройства понимали территории субъектов Российской Федерации, муниципальных и других адми-

нистративно-территориальных образований, территориальные зоны, земельные


участки, а также части указанных территорий, зон и участков. Это отчасти вер- но, если в качестве классификационного признака взять вид землеустройства, хотя и тогда из состава объектов будет исключена территория самой Россий- ской Федерации (ее земельный фонд), а также землевладения и землепользова- ния, складывающиеся из множества земельных участков.

В последней редакции Федерального закона «О землеустройстве» (на

18.07. 2011 г.) законодатели в качестве объектов землеустройства обозначили: территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных об- разований, территории населённых пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных тер- риторий и зон.

Таким образом, приведенные классификации объектов землеустройства не могут быть взяты за основу, так как не охватывают всего его содержания.

При установлении объекта и предмета землеустройства нужно исходить из следующего. Прежде всего объекты землеустройства, учитывая различные его виды и назначения, должны дифференцироваться по различным признакам, то есть это множество единиц, а не единственное число.

Далее, учитывая, что землеустройство имеет различные стороны (техни- ческую, экономическую, организационно-хозяйственную, социальную, эколо- гическую), его объекты должны обязательно с ним соотноситься.

И наконец, в основе каждой классификации объектов землеустройства должен лежать только один классификационный признак, который мог бы поз- волить обоснованно разделить их на самостоятельные виды.

Объединяющими понятиями в такой классификации должны выступать территория и ее организация. Это объясняется следующим.

Любому землевладению, землепользованию или их системам на момент землеустройства свойственна своя организация территории в виде соответ- ствующего состава, структуры и площадей земельных угодий, границ, произ- водственных подразделений и хозяйственных центров, севооборотов, полей,

рабочих участков, мелиоративных сетей, дорог и т.д. Эта организация пред-


ставляет собой определенное социально-экономическое явление, которое мо- жет изучаться, трансформироваться и регулироваться. В ходе землеустройства осуществляется переход к новой организации территории, то есть землеустрой- ство представляет собой динамичный социально-экономический процесс, объ- ектом которого является территория, а предметом научного познания (изу- чения) - закономерности ее организации.

В связи с этим классификация объектов землеустройства может осу- ществляться по следующим признакам:

- уровень административно-территориального деления;

- вид землеустройства;

- направленность организации территории (табл. 7).

Эта классификация позволяет объяснить необходимость проведения мно- гих видов землеустроительных работ, обосновать стадии землеустроительного процесса, определить состав землеустроительной документации. Например, по стране в целом, где объектом землеустройства является весь земельный фонд, надо разграничить земли на федеральные, субъектов Федерации, муниципаль- ные и частные, организовать их рациональное использование и охрану в инте- ресах как всего государства, так и отраслей экономики, что требует соответ- ствующей землеустроительной документации. Аналогичные работы нужно проводить и на территориях субъектов Российской Федерации, в муниципаль- ных и иных административно-территориальных образованиях и т. д. На кон- кретных предприятиях территория обустраивается в соответствии с целевым назначением выделенных земель, а отдельные земельные участки (как части землевладений и землепользовании) - исходя из целевого характера инвести- ций.


Таблица 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.05 с.)