Основания и условия проведения ОРМ, требующих судебного решения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основания и условия проведения ОРМ, требующих судебного решения



Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий закреплены в ст. 7 Закона об ОРД. Законодатель разделил их на две группы, которые изложены в разных частях данной статьи:

основания для проведения ОРМ, непосредственно направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, и без вести пропавших лиц (ч. 1 ст. 7);

основания для проведения ОРМ, направленных на сбор сведений, необходимых для принятия решений о допуске отдельных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, и некоторым видам деятельности, а также на обеспечение безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ч. 2 ст. 7).

К первой группе относятся шесть оснований для проведения любых (без каких-либо ограничений) оперативно-розыскных мероприятий.Первым в этом перечне указано наличие возбужденного уголовного дела (п. 1 ч.1 ст. 7). Закон об ОРД не связывает данное основание ни с фактом обнаружения лица, совершившего преступление, ни с тем, кем оно возбуждено (органом дознания или следователем) и в чьем производстве находится, однако уголовно-процессуальное законодательство вносит сюда некоторые ограничения.

Наличие возбужденного уголовного дела может выступать основанием проведения ОРМ в двух типичных ситуациях: в случае нахождения такого дела в производстве органов дознания;

в случае необнаружения совершившего преступление лица по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя.

Для первой ситуации не имеет значения факт обнаружения лица, совершившего преступление, и органы дознания по любым находящимся в их производстве уголовным делам могут проводить ОРМ без каких-либо ограничений. Однако при этом следует учитывать требование ч. 2 ст. 41 УПК РФ, запрещающее возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Для второй ситуации принципиальное значение имеет факт неустановления виновного лица. В соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ на орган дознания возлагается обязанность принимать оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя о их результатах. Это правило позволяет рассматривать наличие возбужденного уголовного дела в качестве основания проведения ОРМ по любым нераскрытым уголовным делам. В то же время упомянутая норма закона закрепила и другое правило, согласно которому после направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. Логический анализ ч. 4 ст. 157 УПК РФ

позволяет сделать вывод, что данное правило распространяется на случаи, когда виновный установлен. Отсюда вытекает, что после установления виновного лица и передачи уголовного дела прокурору основанием для проведения ОРМ будет выступать уже не наличие возбужденного уголовного дела, а отдельное поручение следователя.

Вторым основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются сведения, ставшие известными оперативным аппаратам органов внутренних дел (п. 2 ч. 1 ст. 7). К числу таковых законодатель, прежде всего, относит сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для возбуждения уголовного дела.

К мероприятиям судебного санкционировния относятся оставшиеся три ОРМ: контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи. Данные мероприятия ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища, а поэтому в соответствии со ст. ст. 23 и 25 Конституции РФ и ст. 8 Закона об ОРД требуют судебного решения на их проведение. Данные мероприятия в ведомственных нормативных актах именуются оперативно-техническими мероприятиями, поскольку основаны на применении специальных технических средств и осуществляются специально уполномоченными субъектами - оперативно-техническими подразделениями органов, осуществляющих ОРД.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.003 с.)