Прокурорский надзор за орд овд 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прокурорский надзор за орд овд



Прокурорский надзор за ОРД должен обеспечить:

– законные гарантии соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища и тайну переписки, телеграфных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

– соблюдение прав и законных интересов юридических лиц;

– соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;

– установленные законом запреты при осуществлении ОРД;

– законность при проведении ОРМ, в том числе тех, на проведение которых разрешение дано судом;

– принятие должностными лицами решений о представлении результатов ОРД следователю, руководителю следственного органа, органу дознания и суду.

Наряду с обеспечением законности деятельность уполномоченного прокурора должна способствовать выполнению оперативно-розыскных задач. Она предполагает его активное участие с сотрудниками оперативных подразделений в анализе и оценке оперативно-розыскной информации, и определение возможности ее реализации для возбуждения уголовного дела, использования в доказывании, в привлечении к такому анализу следователя, а в дальнейшем – оказание содействия в их взаимодействии. Указанные направления прокурорского надзора за ОРД формируют предмет и пределы надзора.

В предмет надзора входит: соблюдение прав человека и гражданина: правовые основания и условия проведения ОРМ; законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина обеспечивается выполнением предписаний Конституции РФ и требований норм Закона об ОРД и, прежде всего, положений ст. 5 данного Закона "Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД". В частности, органам (должностным лицам), осуществляющим ОРД, запрещено разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан, которые стали известными в процессе проведения ОРМ, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Уполномоченный прокурор по надзору за ОРД в соответствии с законодательством России обязан принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда. Особого прокурорского внимания требует исполнение органами предписаний закона об организации ОРД, правовых оснований и условий проведения ОРМ.

При осуществлении надзорных мероприятий необходима проверка законности, обоснованности и соблюдения установленного порядка заведения и прекращения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроки и порядок их ведения. Прокурорский надзор предусматривает и проверку соблюдения обязательности регистрации дел оперативного учета и других оперативнослужебных материалов, законность постановки и снятия с оперативного и иных видов учета лиц, в отношении которых заводились такие дела и материалы. При этом следует иметь в виду, что правовая норма Закона об ОРД дает лишь общие установки по организации заведения дел оперативного учета: определяет цель (собирание и систематизация сведений, проверки и оценки результатов ОРД и принятие на их основе соответствующих решений), общие основания

прекращения (решение задач, предусмотренных ст. 2) и декларирует положение о том, что "факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина" (ч. 3 ст. 10 Закона об ОРД). Имеется отдельное указание о том, что перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяются нормативными актами органов, осуществляющих ОРД.

Прокурорский надзор направлен на соблюдение органом срока действия вынесенного судьей постановления о разрешении проведения ОРМ, ограничивающего конституционные права человека, и своевременности уведомления судьи органом, осуществляющим ОРД, о проведении без разрешении судьи ОРМ в определенных законом случаях, не терпящих отлагательств (ч. 3 ст. 8 Закона об ОРД), а также проверки наличия оснований для проведения таких ОРМ в экстренном режиме.

В случае обращения к судье за получением разрешения в течение 48 часов с момента начала ОРМ без его разрешения, и если судья признает незаконным его проведение и не дает разрешения, то надзирающий за ОРД прокурор обязан провести проверку для установления обстоятельств нарушения конституционных прав человека, в отношении которого проводилось соответствующее ОРМ.

Полномочия прокурора определяются совокупностью его прав и обязанностей, которые ему необходимы для осуществления своих функций. Полномочия прокурора, как правило, носят властный характер. Они устанавливаются только законодательными актами и не могут быть дополнены иными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.004 с.)