Место форм обучения в организации учебной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место форм обучения в организации учебной деятельности



Главный признак для классификации организационных форм обучения - дидактические цели, определяющиеся полнотой цикла педагогического управления и управления учебной деятельности учащихся. Цикл включает готовность учащихся к овладению новых знаний, получение информации, выполнение заданий и решение задач для получения умений и навыков.

В структуре процесса обучения можно выделить:

1. формы, направленные на изучение теоретической базы;

2. формы, направленные на практическую подготовку учащихся.

Каждая организационная форма обучения уникальна по своему влиянию на оптимизацию процесса обучения.

Основная цель теоретического обучения - получение учащимися системы знаний, а цель практического заключается в формировании у учащихся умений, необходимых для успешной реализации себя в той или иной профессии. Однако это деление условно, так как обе формы обучения тесно взаимосвязаны между собой.

К формам организации теоретического обучения можно отнести лекцию, урок, семинарское занятие, экскурсию, самостоятельную внеаудиторную работу; к формам организации практического обучения - практическое занятие, курсовое проектирование, все виды практик, а также деловая игра.

Организационные формы обучения, направленные на теоретическую подготовку учащихся многообразны, но наиболее разработанный и изученный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения - это урок[11].

Урок предусматривает реализацию образовательной, развивающей и воспитывающей функций обучения в комплексе.

Дидактическая структура урокаимеет строгую систему построения:

· определенное организационное начало и постановка задач урока;

· актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания;

· объяснение нового материала;

· закрепление или повторение изученного на уроке;

· контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;

· подведение итогов урока;

· домашнее задание.

Особенности урока обусловлены его целью и местом в целостной системе обучения. Каждый урок играет важную роль в системе учебного предмета, при изучении определенной дисциплины.

Урок можно классифицировать по таким критериям, как главная задача урока, разнообразие содержательно-методической инструментовки и вариативность способов организации обучения:

1. Комбинированный урок. В настоящее время наиболее распространенный тип урока. Он имеет определенную структуру, делящую урока на организационную часть, проверку домашнего задания, изучение нового материала, закрепление и сопоставление нового с ранее изученным материалом, выполнение практических заданий, подведение итога урока и домашнее задание.

2. Урок изучения нового материала. Обычно применяется для обучения старшеклассников. Может проводиться в виде урока-лекции, проблемного урок, урока-конференции, киноурока, урока-исследования.

3. Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков. Он проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабораторного практикума.

4. Урок обобщения и систематизации полученных знаний. Нацелен на системное повторение крупных блоков учебного материала по ключевым вопросам программы, имеющим определяющее значение для овладения предметом в целом. При проведении такого урока учителем ставятся перед учениками проблемы, указываются источники получения дополнительной информации, а также типичные задачи и практические упражнения, задания и работы творческого характера[8]. В ходе таких уроков проводится проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по нескольким темам, изучаемым на протяжении длительного периода, например, четверти, полугодия, года обучения.

5. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Данный тип урока предназначен для оценки результатов учения, диагностики уровня обученности учеников, степени готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обучения. Такие уроки в школьной практике могут быть в виде устного или письменного опроса, диктанта, изложения или самостоятельного решения задач и примеров, выполнения практических работ, зачета, экзамена, самостоятельной или контрольной работы и тестирования. Они проводятся после изучения крупных блоков учебного предмета. По результатам итогового урока следующее занятие посвящается анализу часто совершаемых ошибок, «пробелов» в знаниях, определению дополнительных заданий [12].

В школьной практике могут прибегать и к другим типам уроков, например, урок-соревнование, консультация, взаимообучение, лекция, межпредметный урок, игра.

Лекция как организационная форма обучения - это особая конструкция учебного процесса.Основа любой лекции - это формулировка темы, сообщение плана и рекомендуемой литературы для самостоятельной работы, а затем - строгое следование плану предложенной работы.

Существуют следующие виды лекций:

1. Вводная лекция. Она дает общее представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу.

2. Лекция-информация. Данный вид лекции направлен на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это наиболее традиционный тип лекций в практике высшей школы.

3. Обзорная лекция. Она означает систематизацию научных знаний на высоком уровне, допускающую большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию.

4. Проблемная лекция. На этой лекции необходимо решить поставленную преподавателем проблему в виде вопроса, чтобы получить знания. При этом процесс познания студентов может проходить в сотрудничестве и диалоге с преподавателем, он очень близок к исследовательской деятельности.

5. Лекция-визуализация. Лекционный материал подается через визуальную форму с помощью средств ТСО или аудиовидеотехники. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.

6. Бинарная лекция - это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента).

7. Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации. В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

8. Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 мин.

9. Лекция-консультация. Может проводиться по следующим схемам:

·  по типу «вопросы-ответы». Студенты задают вопросы по всему курсу или разделу, а лектор отвечает на них.

· по типу «вопросы-ответы-дискуссия», лектор излагает новой учебный материал, ставит вопросы и организует дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

Помимо традиционных видов лекций в современной дидактике существуют и новационные технологии, позволяющие значительно активизировать диалоговые и творчески-поисковые формы проведения образовательной работы. К таким лекциям можно отнести лекцию деловую игру, лекцию-блицтурнир, лекцию-брифинг, лекцию-брейнсторминг. На этих лекциях не надо конспектировать изучаемый материал, на них обсуждаются информация, которая уже законспектирована. Кроме того, большую популярность набрала телелекция, т.е. используется видеоаппаратура и проводится без обратной связи.

Семинар как организационная форма обучения представляет собой особое звено процесса обучения. Он, в отличии от других форм, состоит в том, что в процессе него студента на проявляю большую самостоятельность в учебно-познавательной деятельности, так как в ходе семинара происходит углубление, систематизация и контроль знаний студентов, полученных в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой.

Виды семинаров в зависимости от способа их проведения:

1. Семинар – беседа. Это развернутая беседа по плану с кратким выступлением и заключением преподавателя. Студенты сами должны приготовиться к занятию по вопросам плана семинара. Такой вид семинара позволяет вовлечь большинство студентов в активное обсуждение темы.

2. Семинар - заслушивание и обсуждение докладов и рефератов. Вопросы между группой и учащимися распределяются самостоятельно, далее каждый занимается подготовкой  сообщений, докладов и рефератов.

3. Семинар – диспут. В процессе данного вида семинара коллективом обсуждается какая-либо проблема с целью установления путей ее правильного решения.

4. Смешанная форма семинара. Сочетаются обсуждения докладов, свободные выступления студентов, а также дискуссионные обсуждения.

Учебная экскурсия - это организационная форма обучения, позволяющая изучать различные предметы, явления и процессы на основе наблюдения за ними в естественных условиях. С помощью экскурсии можно изучить будущую профессию с реальной жизни, нагляднее показать особенности приобретаемой специальности. Экскурсии развивают познавательные способности студентов: внимание, восприятие, наблюдательность, мышление, воображение [16].

Учебные экскурсии выполняют ряд дидактических функций, таких как:

•реализация принципа наглядности обучения;

•повышение научности образования и укрепление его связи практической жизнью;

•расширение технологического кругозора каждого учащегося;

•реализация профориентационной работы в школах.

В зависимости от предметного содержания экскурсии могут подразделяться на производственные, краеведческие, естественно-научные, историко-литературные и т.д.

Часто проводятся экскурсии, сочетающие в себе информацию по нескольким учебным дисциплинам и позволяющие изучать отдельные объекты в их целостности – такие экскурсии называю тсякомплексными.

Проведение экскурсий имеет следующую структуру:

На первом этапе проводится предварительная подготовка;

На втором этапе учащиеся выезжают к изучаемому объекту;

На третьем этапе обрабатываются материалы экскурсии и проводится итоговая беседа по ее результатам.

В зависимости от места в учебном процессе и решаемых дидактических задач различают экскурсии:

· вводные, их цель наблюдение или сбор материала, необходимого для работы на уроках;

· текущие, проводятся одновременно с изучением учебного материала на учебных занятиях. Целью экскурсии является углубление знаний и основательное рассмотрение отдельных вопросов;

· заключительные заключаются в повторении изученного ранее материала, систематизации знаний.

Учебная конференция - обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов при максимальной самостоятельности, активности, инициативе последних. Она проводится с несколькими учебными группами и направлена на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Обычно конференции в учебном процессе редки, но они несут большую воспитательную роль. Она дает учащимся свободу  самовыражения, самореализации и создает необходимые для этого условия.

Консультация предполагает повторный разбор учебного материала, который был плохо понят или совсем не понят студентами. Кроме того, консультации нужны для разъяснения требований, предъявляемых студентам на зачетах и экзаменах. Основные дидактические цели консультаций: восполнение пробелов в знаниях студентов, помощь в самостоятельной работе[1].

Организационные формы обучения, направленные на практическую подготовку студентов могут быть нескольких видов:

Лабораторное занятие - это форма организации обучения, когда студенты по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько лабораторных работ.

Дидактические цели лабораторных работ:

· экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений;

· экспериментальная проверка формул, расчетов.

В ходе работы студенты учатся наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, оформлять результаты в виде таблиц, схем, графиков.

Практическое задание - это форма организации учебного процесса, заключающаяся в выполнении студентами заданий, под руководством преподавателя выполняется одна или несколько практических работ.

Дидактической целью практических работ выступает формирование у студентов профессиональных умений, а также практических умений, необходимых для изучения последующих учебных дисциплин.

Важную роль практические занятия играют при изучении специальных дисциплин, содержание которых направлено на формирование профессиональных умений.

Курсовое проектирование – это организационная форма обучения, которая применяется на заключительном этапе изучения предмета. Она направлена на применение полученных знаний в решении комплексных производственно-технических или других задач, связанных с профессиональной деятельностью будущих специалистов.

Дидактические цели курсового проектирования: обучение студентов профессиональными умениями; углубление, обобщение, систематизация и закрепление знаний по дисциплине; формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда; комплексная проверка уровня знаний и умений.

Курсовые проекты выполняются по дисциплинам общепрофессионального и специального циклов.

Производственная (профессиональная) практика - составная часть и своеобразная форма организации процесса обучения.

Производственная практика направлена на подготовке студентов к предстоящей самостоятельной профессиональной деятельности. Практика является связующим звеном между теоретическим обучением и самостоятельной работой на производстве.

Дидактическими целями производственной практики выступают формирование профессиональных умений и навыков; закрепление, обобщение и систематизация знаний путем их применения на деле; расширение и углубление знаний благодаря изучению работы конкретных предприятий и учреждений; практическое освоение современного оборудования и технологий, методов управления.

Производственная практика проходит поэтапно и состоит из учебной практики, проводимой обычно в учебно-производсвенных мастерских техникума, и технологической и преддипломной - непосредственно на предприятии, в организации, учреждении.

Выводы по второй главе

Учебная деятельность – это деятельность, направленная на усвоение знаний и овладение умениями и навыками.

Учебная деятельность является одним из основных видов деятельности человека, направленных на получение теоретических знаний и усвоение способов деятельности в процессе решения учебных задач. Регулярная учебно-познавательная деятельность положительно влияет на интенсивное развитие у ее субъектов теоретического сознания и мышления.

В структуру учебной деятельности учащегося входят потребность, задача, мотивы и операции.

Осуществление обучения происходит в различных организационных формах обучения, которые призваны упорядочить учебный процесс.

Формами учебной деятельности учащихся называются способы организации деятельности учащихся, характеризующиеся взаимосвязью учащегося с окружающими людьми.

Использование различных организационных форм обучения положительно влияет на развитие у учащихся познавательной самостоятельности как необходимого качества социально активной личности.


Заключение

Таким образом, учебная деятельность – это один из видов практической педагогической деятельности, цель которой самосовершенствование человека, на основе культуры и опыта старшего поколения, представленных в учебных программах в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться. Результатом учебной деятельности выступает систематизированное и актуализированное знание, полученное учащимся в процессе обучения.

Для успешного осуществления обучения необходимо знания и умелое использование разнообразных организационных форм процесса обучения.

В современной педагогике общие формы обучения делятся на коллективную, групповую и индивидуальную. В структуру процесса обучения входят формы, направленные на изучение теории на практическую подготовку учащихся. К организационным формам теоретического обучения относятся лекция, урок, семинар, экскурсия и самостоятельная работа, а к формам организации практического обучения – практическое занятие, курсовая работа, практики и деловые игры. Форма организации обучения – это устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения.

В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса: индивидуальное обучение и воспитание, классно-урочная система и лекционно-семинарская система.



Список литературы

1.  Бордовская Н.В., Реан А.А., Педагогика-С-Пб,2000

2.  Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах.- М.2008.- 228 с.

3.  Выготский, Л. С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 388 с.

4.  Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения – М, 1998

5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., 1986. - 240 с.

6.  Дьяченко В. К. Новая дидактика – М,2001

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс,1997.- 480с.

8. Кунгурова, И. М.Формирование творческой активности студентов педагогического вуза в процессе обучения // Сибирский педагогический журнал. – 2006. – № 2. – С. 124 – 132.

9.  Л. П. Крившенко и др. Педагогика.  - М.,2005.-427с.

10.  Леонтьев, А. Н. Проблемы деятельности в психологии // Вопросы психологии. – 1972. –№ 9. – С. 95–100.

11.  М. Н. Скаткин. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики – 2 изд. – М.: Просвещение, 1982. – 319 с.

12.  Махмутов М.И. Современный урок. — М., 1981.

13.  Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый

14.  Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика - СПб.: Питер, 2002. - 432 с.

15.  Семушина Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях - М.: Мастерство, 2001. – 272 с.

16.  Ситаров В.А. Дидактика - М.: ACADEMA, 2002

17.  Танцоров С. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. Рига: Педагогический центр ''Эксперимент'', 1997.

18.  Тушнолобов П.И.. "Проблема форм организации обучения в дидактике" Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность», no. 2, 2016, pp. 85-86.

19.  Философский энциклопедический словарь. – 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия,1989. – 815 с.

20.  Харламов И. Ф. Педагогика-М.,1999.-517с.

21.  Хуторской А.В. Современная дидактика / А.В.Хуторской.- СПб.: Питер, 2001.

22.  Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни. М.: Московский центр качества образования, 2010.

23. Чередов И.М. Методика планирования школьных форм организации обучения. — Омск. 1983. — 101 с.

24.  Чередов И.М.. Формы учебной работы в средней школе. – М. «Просвещение» 1988.

25.  Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК // Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – Издание 2-е, стереотипное. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – С. 285-295.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.061 с.)