Место «форм организации обучения»  в структуре дидактики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место «форм организации обучения»  в структуре дидактики



Курсовая работа

по дисциплине «Методика обучения и воспитания»

по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение» (по отраслям) направленность (профиль) «Правоведение и правоохранительная деятельность»

на тему:

«Формы учебной деятельности учащегося»

 

 

Выполнила:

Студентка ВИ-ПиПД-2-1группы исторического факультета

Александрова А.Г.

 

Руководитель 

доцент Плужникова Е.А.

 

 

Армавир, 2021

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы реализации форм учебной деятельности в современных образовательных организациях. 5

1.1. Место «форм организации обучения» в структуре дидактики.. 5

1.2. Понятие форм учебной деятельности в дидактике. 6

1.3. Условия оптимального сочетания форм учебной деятельности в становлении учащегося как субъекта учебного процесса. 10

Выводы по первой главе. 13

Глава 2. Особенности организации учебной деятельности в современном процессе обучения. 14

2.1 Понятие, структура, сущность и содержание учебной деятельности.. 14

2.2. Классификация видов учебной деятельности.. 19

2.3. Место форм обучения в организации учебной деятельности.. 27

Выводы по второй главе. 35

Заключение. 36

Список литературы.. 37

 

 

Введение

Современное общество характеризуется следующими показателями развития – уровень общественных, экономических, политических и культурных отношений, в том числе основным параметром является образование. Для успешного осуществления обучения требуются знания и умелое использование разнообразных организационных форм процесса обучения, также необходимо их постоянное совершенствование и модернизация.

На современном этапе развития общества права человека на получение образования в нашей стране реализуются на основании Закона РФ «Об образовании», предусматривающий многообразные формы, типы и виды организации учебной деятельности.

Форма организации обучения выступает как внешняя сторона организации учебного процесса, зависящая от количества обучаемых учащихся, времени и места обучения, а также порядка его реализации. Кроме того, она может отражать временную регламентацию учебных занятий. Форма обучения органически связана со структурой общения между обучающими и учащимися, а также со своей внутренней, содержательно-процессуальной стороной, а значит, одна и та же форма обучения способна иметь различную внешнюю модификацию и структуру, которые зависят от задач и методов учебной деятельности.

Состояние исследуемого вопроса на сегодняшний день представлено многими трудами, например, Чередов И.М. в ряде своих работ рассуждал о принципе оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися и его реализации на уроке в процессе познавательной деятельности учащихся. Дьяченко В.К., Виноградова Н.Д., Первин Н.Б. изучали коллективные формы организации обучения. Усов А.В. занимался созданием системы организационных форм обучения. Оконь В., Стрезикозин В.П., Семенов Н.А., Божович Л.И., Скаткин М.Н., Янцов А.Н. и др. разрабатывали методические положения, касаемых аспектов организационных форм обучения. Исследованием групповой формы обучения занимался Лийметс Х.И.. Пидкасистый П.И. изучал самостоятельную познавательную деятельность школьников в образовательном процессе. Был выдвинут ряд положений: об индивидуализации обучения Шабалкина З.П., Рабунского Б.С.; о семинарах и учебных конференциях Вайнера О.Е., Мазуренса В.И.; о развитии организации факультативных занятий Кабардина О.Ф., Камина М.П., Монахова В.М., Новикова С.М., Комского Д.М., Поташева Н.Г.; об экскурсиях Дьякович С.В., Князевой Р.Н., Синявского В.В., Сочиновой В.А..

Проблема:как реализуются формы учебной деятельности учащегося в современном образовании?

Объект курсовой работы: место форм реализации учебной деятельности учащегося в современном образовании.

Предмет курсовой работы: условия реализации эффективной учебной деятельности учащегося.

Исходя из определения объекта и предмета, целью курсовой работы является рассмотреть формы организации учебной деятельности ученика и студента.

Задачи работы:

1. Изучить теоретические основы организации учебной деятельности.

2. Рассмотреть различные подходы к определению учебной деятельности.

3. Рассмотреть классификации форм организации учебной деятельности.

Методы педагогического исследования:

1. анализ педагогической литературы, нормативных документов;

2. обобщения опыта работы известных педагогов по проблеме;

3. изучение продуктов учебной, воспитательной деятельности и др.;

Источники исследования: труды выдающихся педагогов, нормативно-правовые акты, учебные пособия для школы и др.

В структурном отношении работа состоит из введения, заключения, двух глав, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы реализации форм учебной деятельности в современных образовательных организациях

Выводы по первой главе

В структуре дидактики организационные формы обучения составляют отдельную ячейку. Организационные формы обучения - это виды учебных занятий, отличающихся друг от друга дидактическими целями, составом учащихся, местом проведения, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и учащихся. Сам процесс обучения состоит из двух видов деятельности: учение и преподавание. В организационных формах обучения реализуется система взаимодействия учения и управления учебной деятельностью преподавателем по определенному, заранее установленному порядку и режиму.

Одна форма может отличаться о другой по следующим критериям:

· Месту проведения;

· Степени руководства деятельностью со стороны учащихся;

· Времени и режиму проведения;

· Степени обязательности для учащихся участия в той или иной деятельности;

· Степени самостоятельности учащихся;

· Степени учета интереса детей в данной познавательной области.

Фронтальная, групповая и индивидуальная работа учащихся используется в различных организационных формах обучения, поскольку создает разные возможности для реализации образовательных, воспитательных и развивающих функций обучения. Выбор организационных форм диктуется особенностями учебного предмета, содержанием учебного материала, особенностями учебной группы.


Выводы по второй главе

Учебная деятельность – это деятельность, направленная на усвоение знаний и овладение умениями и навыками.

Учебная деятельность является одним из основных видов деятельности человека, направленных на получение теоретических знаний и усвоение способов деятельности в процессе решения учебных задач. Регулярная учебно-познавательная деятельность положительно влияет на интенсивное развитие у ее субъектов теоретического сознания и мышления.

В структуру учебной деятельности учащегося входят потребность, задача, мотивы и операции.

Осуществление обучения происходит в различных организационных формах обучения, которые призваны упорядочить учебный процесс.

Формами учебной деятельности учащихся называются способы организации деятельности учащихся, характеризующиеся взаимосвязью учащегося с окружающими людьми.

Использование различных организационных форм обучения положительно влияет на развитие у учащихся познавательной самостоятельности как необходимого качества социально активной личности.


Заключение

Таким образом, учебная деятельность – это один из видов практической педагогической деятельности, цель которой самосовершенствование человека, на основе культуры и опыта старшего поколения, представленных в учебных программах в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться. Результатом учебной деятельности выступает систематизированное и актуализированное знание, полученное учащимся в процессе обучения.

Для успешного осуществления обучения необходимо знания и умелое использование разнообразных организационных форм процесса обучения.

В современной педагогике общие формы обучения делятся на коллективную, групповую и индивидуальную. В структуру процесса обучения входят формы, направленные на изучение теории на практическую подготовку учащихся. К организационным формам теоретического обучения относятся лекция, урок, семинар, экскурсия и самостоятельная работа, а к формам организации практического обучения – практическое занятие, курсовая работа, практики и деловые игры. Форма организации обучения – это устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения.

В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса: индивидуальное обучение и воспитание, классно-урочная система и лекционно-семинарская система.



Список литературы

1.  Бордовская Н.В., Реан А.А., Педагогика-С-Пб,2000

2.  Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах.- М.2008.- 228 с.

3.  Выготский, Л. С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 388 с.

4.  Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения – М, 1998

5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., 1986. - 240 с.

6.  Дьяченко В. К. Новая дидактика – М,2001

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс,1997.- 480с.

8. Кунгурова, И. М.Формирование творческой активности студентов педагогического вуза в процессе обучения // Сибирский педагогический журнал. – 2006. – № 2. – С. 124 – 132.

9.  Л. П. Крившенко и др. Педагогика.  - М.,2005.-427с.

10.  Леонтьев, А. Н. Проблемы деятельности в психологии // Вопросы психологии. – 1972. –№ 9. – С. 95–100.

11.  М. Н. Скаткин. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики – 2 изд. – М.: Просвещение, 1982. – 319 с.

12.  Махмутов М.И. Современный урок. — М., 1981.

13.  Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый

14.  Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика - СПб.: Питер, 2002. - 432 с.

15.  Семушина Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях - М.: Мастерство, 2001. – 272 с.

16.  Ситаров В.А. Дидактика - М.: ACADEMA, 2002

17.  Танцоров С. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. Рига: Педагогический центр ''Эксперимент'', 1997.

18.  Тушнолобов П.И.. "Проблема форм организации обучения в дидактике" Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность», no. 2, 2016, pp. 85-86.

19.  Философский энциклопедический словарь. – 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия,1989. – 815 с.

20.  Харламов И. Ф. Педагогика-М.,1999.-517с.

21.  Хуторской А.В. Современная дидактика / А.В.Хуторской.- СПб.: Питер, 2001.

22.  Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни. М.: Московский центр качества образования, 2010.

23. Чередов И.М. Методика планирования школьных форм организации обучения. — Омск. 1983. — 101 с.

24.  Чередов И.М.. Формы учебной работы в средней школе. – М. «Просвещение» 1988.

25.  Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК // Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – Издание 2-е, стереотипное. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – С. 285-295.

 

Курсовая работа

по дисциплине «Методика обучения и воспитания»

по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение» (по отраслям) направленность (профиль) «Правоведение и правоохранительная деятельность»

на тему:

«Формы учебной деятельности учащегося»

 

 

Выполнила:

Студентка ВИ-ПиПД-2-1группы исторического факультета

Александрова А.Г.

 

Руководитель 

доцент Плужникова Е.А.

 

 

Армавир, 2021

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы реализации форм учебной деятельности в современных образовательных организациях. 5

1.1. Место «форм организации обучения» в структуре дидактики.. 5

1.2. Понятие форм учебной деятельности в дидактике. 6

1.3. Условия оптимального сочетания форм учебной деятельности в становлении учащегося как субъекта учебного процесса. 10

Выводы по первой главе. 13

Глава 2. Особенности организации учебной деятельности в современном процессе обучения. 14

2.1 Понятие, структура, сущность и содержание учебной деятельности.. 14

2.2. Классификация видов учебной деятельности.. 19

2.3. Место форм обучения в организации учебной деятельности.. 27

Выводы по второй главе. 35

Заключение. 36

Список литературы.. 37

 

 

Введение

Современное общество характеризуется следующими показателями развития – уровень общественных, экономических, политических и культурных отношений, в том числе основным параметром является образование. Для успешного осуществления обучения требуются знания и умелое использование разнообразных организационных форм процесса обучения, также необходимо их постоянное совершенствование и модернизация.

На современном этапе развития общества права человека на получение образования в нашей стране реализуются на основании Закона РФ «Об образовании», предусматривающий многообразные формы, типы и виды организации учебной деятельности.

Форма организации обучения выступает как внешняя сторона организации учебного процесса, зависящая от количества обучаемых учащихся, времени и места обучения, а также порядка его реализации. Кроме того, она может отражать временную регламентацию учебных занятий. Форма обучения органически связана со структурой общения между обучающими и учащимися, а также со своей внутренней, содержательно-процессуальной стороной, а значит, одна и та же форма обучения способна иметь различную внешнюю модификацию и структуру, которые зависят от задач и методов учебной деятельности.

Состояние исследуемого вопроса на сегодняшний день представлено многими трудами, например, Чередов И.М. в ряде своих работ рассуждал о принципе оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися и его реализации на уроке в процессе познавательной деятельности учащихся. Дьяченко В.К., Виноградова Н.Д., Первин Н.Б. изучали коллективные формы организации обучения. Усов А.В. занимался созданием системы организационных форм обучения. Оконь В., Стрезикозин В.П., Семенов Н.А., Божович Л.И., Скаткин М.Н., Янцов А.Н. и др. разрабатывали методические положения, касаемых аспектов организационных форм обучения. Исследованием групповой формы обучения занимался Лийметс Х.И.. Пидкасистый П.И. изучал самостоятельную познавательную деятельность школьников в образовательном процессе. Был выдвинут ряд положений: об индивидуализации обучения Шабалкина З.П., Рабунского Б.С.; о семинарах и учебных конференциях Вайнера О.Е., Мазуренса В.И.; о развитии организации факультативных занятий Кабардина О.Ф., Камина М.П., Монахова В.М., Новикова С.М., Комского Д.М., Поташева Н.Г.; об экскурсиях Дьякович С.В., Князевой Р.Н., Синявского В.В., Сочиновой В.А..

Проблема:как реализуются формы учебной деятельности учащегося в современном образовании?

Объект курсовой работы: место форм реализации учебной деятельности учащегося в современном образовании.

Предмет курсовой работы: условия реализации эффективной учебной деятельности учащегося.

Исходя из определения объекта и предмета, целью курсовой работы является рассмотреть формы организации учебной деятельности ученика и студента.

Задачи работы:

1. Изучить теоретические основы организации учебной деятельности.

2. Рассмотреть различные подходы к определению учебной деятельности.

3. Рассмотреть классификации форм организации учебной деятельности.

Методы педагогического исследования:

1. анализ педагогической литературы, нормативных документов;

2. обобщения опыта работы известных педагогов по проблеме;

3. изучение продуктов учебной, воспитательной деятельности и др.;

Источники исследования: труды выдающихся педагогов, нормативно-правовые акты, учебные пособия для школы и др.

В структурном отношении работа состоит из введения, заключения, двух глав, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы реализации форм учебной деятельности в современных образовательных организациях

Место «форм организации обучения»  в структуре дидактики

Науку, изучающую и исследующую проблемы образования и обучения, называют дидактикой. Это особая часть педагогики, изучающая закономерности общего процесса образования и воспитания в обучении[21].

 Одной из целей дидактики является конкретизация базисных суждений о формах организации обучения.

В состав дидактической науки входят семь разделов: данные о содержании образования и обучения; обучающий процесс с позиций различных дидактических систем в пределах педагогики и психологии; закономерности и принципы процесса обучения; методы и средства обучения; организационные форы и реализация учебного процесса; методы управления результатами обучения; технологии и системы обучения, классические и новейшие приемы и методики обучения[6].

Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения.

Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т. п.Принимая законченный характер, форма выражается в упорядоченности учебного процесса в отношении позиции его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, отрезков, единиц обучения по характеру деятельности и по времени[24].

В дидактике формы организации процесса обучения – это взаимодействие педагога с учащимися при решении образовательных задач, которые решаются через различные пути управления деятельностью, общением, а также отношениями, рамках которых реализуется содержание образования, образовательные технологии, стили, методы и средства обучения. Основным предметом исследования дидактики является сущность процесса обучения как двух взаимосвязанных элементов - деятельности (преподавание) учителя и деятельности учащихся (учение).

Преподавание – это деятельность учителя (преподавателя) по передаче обучаемым информации, организации их учебно-познавательной деятельности, стимулированию познавательного интереса, самостоятельности, творчества и оценки учебных достижений[19].

Назначение деятельности учителя состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся, он ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ребенка по пути познания. Учитель создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся.

Учение представляет собой деятельность, которая состоит из освоения, закрепления и применения освоенных знаний, умений и навыков.

Конструкции данных элементов процесса обучения выступают формами организации обучения.

Между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса существует тесная взаимосвязь, но при этом каждая категория остается самостоятельным элементом дидактической системы.

Формы организации обучения отражают особенности объединения учащихся для организуемых учителем занятий, в процессе которых и совершается учебно-познавательная деятельность.

Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.055 с.)