Сочетание форм учебной деятельности в становлении учащегося как субъекта учебного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сочетание форм учебной деятельности в становлении учащегося как субъекта учебного процесса



Фронтально-групповая форма учебной работы подразумевает учебную работу группы в едином темпе над одним заданием. Учащиеся делятся следующим образом: по равному количеству человек в каждой. Кроме того, в группе должна быть половина хорошо успевающих учеников, например, сильный и средний.

С помощью такой формы учебной деятельности хорошо проводится работа над ошибками, при проверке домашнего задания.

На практике это делается так: ученикам выдаются проверенные тетради, и те в своих группах объясняют друг другу ошибки. Таким образом, дети своевременно осознают свои ошибки и стараются их больше не совершать. Эта форма более эффективна, поскольку педагогу довольно проблематично индивидуально обсуждать с каждым учеником его ошибки.

После прохождения новой темы, даются задания, а задача учеников выполнить их по группам. Первое задание выполняет сильный ученик — остальные обязаны слушать, второе — средний, а остальные также слушают и т.д.

Одна группа может выполнять задание на настольных досках или в тетрадях. После того, как работа выполнена, членами группы сообщается о своих решениях. Учащиеся в группах проверяют решения и оценивают работу друг друга. Отметки могут не выставляться, поскольку здесь главная цель в том, чтобы слабый ученик научился решать поставленные перед ним задачи. Фронтально-групповая форма учебной работы помогает реализовать это.

 В групповой работе ребята свободно выражают свои мысли, не боятся спрашивать непонятное у своих товарищей, что создает наилучшие условия для активной работы слабых учеников. Все это способствует формированию у них знаний, умений и навыков.

Однако имеется недостаток, при такой работе на протяжении долгого времени сильные ученики начинают чувствовать неудовлетворенность. Им нужны уже более сложные, оригинальные типы задач и упражнений. Слабым не всегда удается усвоить изученный материал. Решает эту проблему дифференцированно-групповая форма учебной работы.

При Дифференцированно-групповой форме учебной деятельности работают 3-4 группы учащихся по учебным возможностям. Педагогом им даются задания в трех-четырех вариантах. Первый вариант имеет легкий уровень сложности, второй — средний, третий — высокий, четвертым — осложненный.

Задание первого варианта ребятами выполняется с помощью педагога, а второго, третьего и четвертого решается самостоятельно.

После выполнения задания первого варианта, проводится  проверка заданий второго варианта. Учащиеся по очереди отвечают, а слабые и средние ученики слушают. Далее также проверяется третий вариант. После прослушивания слабые ученики приступают к самостоятельному выполнению второго варианта, а средние — третьего. А сильные и самые сильные учащиеся получают более сложное задание.

В итоге с помощью разноуровнего обучения знания каждого ученика углубляются. Поскольку ребята могут учиться в меру своих учебных возможностей.

Дифференцированно-групповая форма работы будет эффективнее всего при ее применении во время объяснения нового материала с использованием проблемного метода обучения.

При кооперированно-групповой форме учебной работы разными группами учеников выполняются отдельные части одного задания. Иными словами, в общеклассной форме работы ученики дополняют друг друга. При этом применяется проблемный метод обучения

После того, как представители групп решат все части задания, под руководством учителя силами учащихся делается вывод. Первые всегда рассказывают сильные ученики, а потом слабые, при этом сильные помогают слабым понять и объяснить задание.

При обобщении и систематизации знаний разные группы должны подготовить вопросы по изученной теме. Такая подготовка позволяет изучить тему со всех сторон.

Домашняя работа каждого ученика, при дифференцированно-групповой форме обучения, сначала оценивается в своих группах. Затем  один из группы высказывается. После выступления представителей всех групп совместно подводятся итоги работы.

На практике доказано, что кооперированно-групповая работа очень полезна потому, что вносит разнообразие в ход урока и вызывает особый интерес у учеников, а также стимулирует их активную познавательную деятельность.

Индивидуализированно-групповая форма учебной работы предполагает работу учителя с группой учеников, в то время как остальные учащиеся работают самостоятельно над другим материалом. Такая форма учебы позволяет держать в поле зрения учеников с низкой обучаемостью.

Индивидуализированно-групповая работа не является основной, но она дает возможность преподавателю дать знания всем ученикам и создать лучшие условия для развития одаренных.

Выводы по первой главе

В структуре дидактики организационные формы обучения составляют отдельную ячейку. Организационные формы обучения - это виды учебных занятий, отличающихся друг от друга дидактическими целями, составом учащихся, местом проведения, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и учащихся. Сам процесс обучения состоит из двух видов деятельности: учение и преподавание. В организационных формах обучения реализуется система взаимодействия учения и управления учебной деятельностью преподавателем по определенному, заранее установленному порядку и режиму.

Одна форма может отличаться о другой по следующим критериям:

· Месту проведения;

· Степени руководства деятельностью со стороны учащихся;

· Времени и режиму проведения;

· Степени обязательности для учащихся участия в той или иной деятельности;

· Степени самостоятельности учащихся;

· Степени учета интереса детей в данной познавательной области.

Фронтальная, групповая и индивидуальная работа учащихся используется в различных организационных формах обучения, поскольку создает разные возможности для реализации образовательных, воспитательных и развивающих функций обучения. Выбор организационных форм диктуется особенностями учебного предмета, содержанием учебного материала, особенностями учебной группы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.008 с.)