Историческое развитие и понятие «форм учебной деятельности» в дидактике 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческое развитие и понятие «форм учебной деятельности» в дидактике



Формы организации обучения имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям.

По количеству учащихся формы обучения могут быть массовыми, коллективными, групповыми, микрогрупповыми и индивидуальными.

По месту учебы различают школьные и внешкольные формы обучения.

В зависимости от времени проведения занятия формы обучения делятся на классический урок, длительностью 45 минут, спаренные занятия - 90 минут, спаренные укороченные занятия - 70 минут, а также уроки «без звонков» произвольной длительности.

В различные исторические развития школы применялись определенные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иными формами организации.

Индивидуально-групповая использовалась в школах средневековья, в наше время проводится в виде репетиторства. При индивидуально-групповом обучении учитель занимался с целой группой детей, однако учебная работа по-прежнему носила индивидуальный характер. Учитель обучал 10—15 детей разного возраста, уровень подготовки которых был различным. Он поочередно спрашивал у каждого ученика пройденный материал, также в отдельности каждому объяснял новый учебный материал, давал индивидуальные задания. Закончив работу с последним учеником, учитель возвращался к первому, проверял выполнение задания, излагал новый материал, давал задание и так до тех пор, пока ученик, по оценке учителя, не освоит науку, ремесло или искусство. Начало и окончание занятий для каждого ученика, а также сроки обучения тоже были индивидуализированы. Это позволял учащимся приходить в школу в разное время года и в любое время дня[9].

Белл–ланкастерская система в Англии или система взаимного обучения. Её авторы священник А.Белль и учитель Дж.Ланкастер. Смысл данной системы заключался в том, что в первую очередь старшими учениками сначала под руководством учителя изучался материал, а потом они обучали других. Ее разработчики стремились распространить знания среди рабочих с минимальными затратами на подготовку учителей. Система взаимного обучения применялась в России после Октябрьской революции для массовой организации ликвидации неграмотности среди населения.

Бетовская система обучения как форма индивидуализации обучения появилась в начале двадцатого века в США. Процесс обучения имел две части: учебная работа с классом в целом и индивидуальные занятия с отстающими или неспособными учащимися.

Маннгеймская система, основатель которой Йозеф Зиккенгер, предусматривает дифференциацию обучения по способностям учащихся на основе психометрических обследований, характеристик. Принципами данной системы пользуются во многих странах, в том числе и России при организации лицеев, гимназий и др.

Дальтон-план – как система индивидуализированного обучения впервые был предложен учительницей Еленой Паркхерст в начале XXв в г.Дальтон. Идея этой формы обучения состояла в том, что успех учебной деятельности зависит от приспособления темпа работы в школе к возможностям каждого ученика, его способностей.

В центре всего обучения находится самостоятельная учебная деятельность учащихся, а учитель организует эту деятельность. Поэтому уроки и обычные класс не предусмотрены, создаются мастерские и лаборатории. Ученик работает самостоятельно на основе полученного задания от учителя.

Задания выдавались на год в начале учебного года по каждому предмету. Учащиеся отчитывались по ним в установленные сроки. Учащимся выдавались необходимые материалы, при необходимости они получали их от учителя-специалиста консультации.

В СССР в 1920-е годы использовали модификацию Дальтон-плана, называвшуюся бригадно-лабораторной системой. Задание выдавалось на группу, за выполнение которого она и отчитывалась. Однако 1932 году она была запрещена из-за своей несостоятельности.

Разновидностью Дальтон-плана оказался план Трампа (50-60 гг. XXв.), автор которого профессор Ллойд Трамп.

Задача плана Трампа как организационной формы обучения в максимальном стимулировании индивидуального обучения с помощью гибких форм его организации.

Занятия при таком обучении проводятся и в больших аудиториях, и в малых группах с индивидуальными занятиями

Время проведения видов занятий распределяется так, что на лекционные занятия и на индивидуальную работу в лабораториях и кабинетах отводится по 40% учебного времени, а занятия в малых группах занимают 20%;

Используется эта форма в небольшом количестве экспериментальных школ.

В массовых школам могут применяться в своей работе лишь отдельные элементы этого плана: обучение бригадой учителей, использование помощников учителей, занятия в больших аудиториях, организация самостоятельной работы учащихся в кабинетах.

В развитии плана Трампа создаютс «неградуированные классы», когда учебные предметы проходят и завершают изучение в разном темпе. Ученик по одному предмету может учиться в 5-ом классе, а по другому предмету быть в 3-ем классе.

Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А. Коменский.

Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности: постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения); учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков); каждый урок посвящается только одному предмету (монизм); постоянное чередование уроков (расписание); руководящая роль учителя (педагогическое управление); применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Важнейшей особенностью перечисленных выше форм организации обучения является то, что на любой из них учащийся учится работать: слушать, обсуждать вопросы при коллективной работе, сосредоточиваться и организовывать свою работу, высказывать свои суждения, выслушивать других, аргументировать свои доказательства, составлять конспекты, компоновать тексты докладов, работать с источниками знаний, планировать свои действия, организовывать свое рабочее место и т. д.

При групповой работе школьники усваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, подчиненного, формируют опыт вступать в контакты с окружающей средой взрослых.

Таким образом, формы организации обучения учащихся не стоят на месте, а изменяются, развиваются и совершенствуются вместе с развитием процесса обучения и образования.

В дидактике многие предпринимают попытки дать определение организационной формы обучения. И.М. Чередов термин организационная форма обучения раскрывает как специальную конструкцию процесса обучения, характер которой определяется его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся [23]. Такая конструкция представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым является процесс взаимодействия учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом.

Ведущими формами организации процесса обучения являются урок в общеобразовательном учреждении и лекция в высшем учебном заведении[15].

Одна и та же форма организации обучения может меняться в зависимости от задач и методов учебной работы. К примеру, урок-игра, урок-конференция, диалог, практикум, а также проблемная лекция, бинарная и лекция-телеконференция.

В школе существуют не только урок, но и другие организационные формы, такие как факультатив, кружок, лабораторный практикум, самостоятельная домашняя работа. Нельзя забывать и про формы контроля учебной деятельности: устные и письменные экзамены, контрольная или самостоятельная работа, зачет, тестирование, собеседование.

В вузе помимо лекций проводятся семинарские занятия, лабораторные работы, НИРС, самостоятельные учебные работы студентов, производственные практики, стажировки в других вуза. Для контроля оценки результатов обучения применяются такие формы, как экзамены и зачеты, балльно-рейтинговая система оценки; реферативная и курсовая, дипломная работы.

В рамках различных организационных форм обучения цель преподавателя обеспечивать активную познавательную деятельность учащихся, используя фронтальную, групповую и индивидуальную работу[14].

Фронтальная работа - это совместная деятельность всей группы, т.е. преподаватель дает учебный материал для всех учащихся, ставит одинаковые задачи, а группа решает единую проблему, тем самым, овладевая общей темой. Данная форма организации учебной деятельности обеспечивает общее продвижение учащихся в учении, однако она не универсальна, поскольку индивидуальные особенности и уровень развития каждого учащегося практически не учитываются.

При групповой работе учащиеся разделяются на несколько небольших групп, которые выполняют одинаковые или различные задания. Состав этих коллективов непостоянный и, как правило, различный по разным предметам. Количество людей в группе составляет от двух до десяти, в зависимости от учебного предмета и поставленной задачи. Обычно групповая работа учащихся применяется при решении задач и упражнений, выполнении лабораторных и практических работ, при изучении нового материала. Правильно организованная групповая работа создает благоприятные воспитательные возможности, приучает к коллективной деятельности[22].

Работа, при которой каждому учащемуся дается свое задание, выполняемое независимо от других, называется индивидуальной. Данная форма организации познавательной деятельности характеризуется высоким уровнем активности и самостоятельности учащегося. Особенно целесообразна для таких видов работ индивидуальные особенности и возможности учащихся. Индивидуальная работа имеет особое значение для формирования потребности в самообразовании, саморазвитии и выработки умений самостоятельно работать.[крившенко]

Каждая форма имеет свои недостатки и преимущества, поэтому, планируя урок, учителю необходимо подбирать сочетание форм так, чтобы усилить сильные нейтрализовать слабые стороны каждой формы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.005 с.)