Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормы построения предложений
1. При подлежащем, в составе которого собирательное существительное с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд, часть и др.) или числительное, сказуемое может иметь форму и единственного, и множественного числа. Форма ед. ч. сказуемого употребляется: 1) при нераспространённом существительном собирательного значения: Большинство было против, меньшиство — за; 2) при наличии управляемого слова в форме Род. п. ед. ч. в составе подлежащего: Подавляющее большинство интеллигенции живёт мечтой об ином уровне жизни; 3) при существительном со значением объекта, а не субъекта действия в составе подлежащем: Ряд положений доклада не вызвает возражений; Часть строителей направлена на объект; 4) при количественно-именном сочетании в функции подлежащего (форма ед. ч. указывает при этом на совместное действие или совокупность предметов): Пять учеников отсутствует; Семь книг не хватает (Ср. с формой мн. ч., указывающей на раздельность совершения действия, отдельные предметы: Последние пять книг заинтересовали меня; Семь учеников не выполнили задания); 5) при обозначении количества, меры веса, пространства, времени (особенно при словах дней, лет, минут, часов и т. д.): Закуплено тридцать килограммов яблок и двадцать — апельсинов; Пятнадцать минут остаётся до конца урока; 6) обычно при составных числительных, оканчивающихся на один: Двадцать один ученик посещает музыкальную школу; 7) при подлежащем — имени числительном (в значении абстрактного числа) без существительного: Двенадцать делится на три; 8) при подлежащем, в составе которого существительное со значением определённого количества (пара, тройка, семёрка, десятка, сотня и т. п.) или неопределённого количества (масса, уйма, бездна, пропасть и т. п.): Первая тройка игроков получила призы; Пара бегунов вырвалась вперёд; Масса проблем захватила его; Бездна знаний была в этой голове; 9) при конструкциях типа те, кто и все, кто: Те, кто пришел... Все, кто ответил...
Форма мн. ч. сказуемого употребляется: 1) при дистантном расположении главных членов, их оторванности друг от друга: Половина студентов педагогических вузов в период каникул работают с детьми; 2) при наличии однородных сказуемых или однородных подлежащих: Большинство студентов успешно учатся, принимают участие в работе научных семинаров, интересно отдыхают; Ряд писателей, учёных, общественных деятелей обратились к правительству с заявлением;
3) при подлежащем с причастным оборотом или придаточным с союзным словом который, имеющими форму мн. ч., если подлежащее расположено перед сказуемым: Часть работ студентов, выполненных в прошлом году (которые были выполнены в прошлом году), заслуживают высокой оценки (этим подчёркивается и раздельность каждой из совокупности работ); 4) при сказуемом, выраженном краткой формой качественного прилагательного или относительным прилагательным: Треть уроков были непродуманы и неинтересны. Большая часть изделий — деревянные; 5) при словах все, эти: Эти шесть пакетов получены вчера; Все десять задач решены правильно.
Обе формы (ед. и мн. ч.) сказуемого могут употребляться при обозначении приблизительного количества: а) если существительное ставится перед числительным: Человек шесть вышло (вышли) из подъезда; б) если в составе подлежащего употребляются слова около, свыше, больше, меньше, много, мало, немного, немало, сколько, столько, несколько (форма ед. ч. при обозначении пассивного состояния, а мн. ч. — при обозначении активного состояния)): На столе лежало (лежали) около двадцати книг; Столько известных людей осталось(ись); Много вопросов было(и) поднято(ы) на собрании; Немало их хотело(и) бы вернуться; За оврагом росло(и) несколько берёз; Здесь прогуливались(ось) несколько пар.
2. Особую сложность вызывает употребление в речи деепричастий и деепричастных оборотов. Они придают высказыванию книжный характер, отличаются сжатостью. При необходимости их можно заменить синонимичными конструкциями — придаточными, падежными формами имён существительных, глаголами: Глубоко задумавшись, она бродила по саду — В глубокой задумчивости она бродила по саду — Она глубоко задумалась и бродила по саду и т. д.
Следует помнить: 1) Деепричастие в двусоставном предложении обозначает добавочное действие субъекта-подлежащего, основное действие которого названно глаголом в спрягаемой форме: Успешно сдав сессию, первокурсники отправились в поход. Ошибочными являются конструкции, в которых действие, выраженное спрягаемым глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием (деепричастным оборотом), относятся к разным лицам, например: *Проходя мимо этого дома, мне вспомнилось детство (Правильнее выразить эту мысль кострукцией с придаточным предложением: Когда я проходил мимо этого дома, мне вспомнилось детство); *Направляясь в школу, ученика испугал промчавшийся на красный свет автомобиль.
2) Нельзя употреблять деепричастие (деепричастный оборот) в безличном предложении, главный член которого не имеет в своём составе формы инфинитива, например: *Прочитав эту книгу, мне стало грустно. Исключение. Возможно употребление деепричастия в таком безличном предложении, главный член которого включает в свой состав инфинитив: Нужно было изучить большой объём литературы, не имея для этого возможностей.
3) Ненормированным является употребление деепричастного оборота в страдательной (пассивной) конструкции: субъект действия пассивной конструкции не совпадает с субъектом действия, обозначенного деепричастным оборотом. Например, грамматически неправильна фраза: *Глядя в окно, ученик был вызван учителем к доске (в предложении два субъекта: ученик (глядел в окно) и учитель (вызвал ученика к доске)). Правильно: Глядевший в окно ученик был вызван учителем к доске или Когда (в то время как) ученик глядел в окно, учитель вызвал его к доске.
Практические задания
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.008 с.) |