Нормы построения предложений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормы построения предложений



 

1. При подлежащем, в составе которого собирательное существительное с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд, часть и др.) или числительное, сказуемое может иметь форму и единственного, и множественного числа.

Форма ед. ч. сказуемого употребляется:

1) при нераспространённом существительном собирательного значения: Большинство было против, меньшиство — за;

2) при наличии управляемого слова в форме Род. п. ед. ч. в составе подлежащего: Подавляющее большинство интеллигенции живёт мечтой об ином уровне жизни;

3) при существительном со значением объекта, а не субъекта действия в составе подлежащем: Ряд положений доклада не вызвает возражений; Часть строителей направлена на объект;

4) при количественно-именном сочетании в функции подлежащего (форма ед. ч. указывает при этом на совместное действие или совокупность предметов): Пять учеников отсутствует; Семь книг не хватает (Ср. с формой мн. ч., указывающей на раздельность совершения действия, отдельные предметы: Последние пять книг заинтересовали меня; Семь учеников не выполнили задания);

5) при обозначении количества, меры веса, пространства, времени (особенно при словах дней, лет, минут, часов и т. д.): Закуплено тридцать килограммов яблок и двадцать — апельсинов; Пятнадцать минут остаётся до конца урока;

6) обычно при составных числительных, оканчивающихся на один: Двадцать один ученик посещает музыкальную школу;

7) при подлежащем — имени числительном (в значении абстрактного числа) без существительного: Двенадцать делится на три;

8) при подлежащем, в составе которого существительное со значением определённого количества (пара, тройка, семёрка, десятка, сотня и т. п.) или неопределённого количества (масса, уйма, бездна, пропасть и т. п.): Первая тройка игроков получила призы; Пара бегунов вырвалась вперёд; Масса проблем захватила его; Бездна знаний была в этой голове;

9) при конструкциях типа те, кто и все, кто: Те, кто пришел... Все, кто ответил...

 

Форма мн. ч. сказуемого употребляется:

1) при дистантном расположении главных членов, их оторванности друг от друга: Половина студентов педагогических вузов в период каникул работают с детьми;

2) при наличии однородных сказуемых или однородных подлежащих: Большинство студентов успешно учатся, принимают участие в работе научных семинаров, интересно отдыхают; Ряд писателей, учёных, общественных деятелей обратились к правительству с заявлением;

3) при подлежащем с причастным оборотом или придаточным с союзным словом который, имеющими форму мн. ч., если подлежащее расположено перед сказуемым: Часть работ студентов, выполненных в прошлом году (которые были выполнены в прошлом году), заслуживают высокой оценки (этим подчёркивается и раздельность каждой из совокупности работ);

4) при сказуемом, выраженном краткой формой качественного прилагательного или относительным прилагательным: Треть уроков были непродуманы и неинтересны. Большая часть изделий — деревянные;

5) при словах все, эти: Эти шесть пакетов получены вчера; Все десять задач решены правильно.

 

Обе формы (ед. и мн. ч.) сказуемого могут употребляться при обозначении приблизительного количества:

а) если существительное ставится перед числительным: Человек шесть вышло (вышли) из подъезда;

б) если в составе подлежащего употребляются слова около, свыше, больше, меньше, много, мало, немного, немало, сколько, столько, несколько (форма ед. ч. при обозначении пассивного состояния, а мн. ч. — при обозначении активного состояния)): На столе лежало (лежали) около двадцати книг; Столько известных людей осталось(ись); Много вопросов было(и) поднято(ы) на собрании; Немало их хотело(и) бы вернуться; За оврагом росло(и) несколько берёз; Здесь прогуливались(ось) несколько пар.

 

2. Особую сложность вызывает употребление в речи деепричастий и деепричастных оборотов. Они придают высказыванию книжный характер, отличаются сжатостью. При необходимости их можно заменить синонимичными конструкциями — придаточными, падежными формами имён существительных, глаголами: Глубоко задумавшись, она бродила по саду — В глубокой задумчивости она бродила по саду — Она глубоко задумалась и бродила по саду и т. д.

 

Следует помнить:

1) Деепричастие в двусоставном предложении обозначает добавочное действие субъекта-подлежащего, основное действие которого названно глаголом в спрягаемой форме: Успешно сдав сессию, первокурсники отправились в поход. Ошибочными являются конструкции, в которых действие, выраженное спрягаемым глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием (деепричастным оборотом), относятся к разным лицам, например: *Проходя мимо этого дома, мне вспомнилось детство (Правильнее выразить эту мысль кострукцией с придаточным предложением: Когда я проходил мимо этого дома, мне вспомнилось детство); *Направляясь в школу, ученика испугал промчавшийся на красный свет автомобиль.

 

2) Нельзя употреблять деепричастие (деепричастный оборот) в безличном предложении, главный член которого не имеет в своём составе формы инфинитива, например: *Прочитав эту книгу, мне стало грустно. Исключение. Возможно употребление деепричастия в таком безличном предложении, главный член которого включает в свой состав инфинитив: Нужно было изучить большой объём литературы, не имея для этого возможностей.

 

3) Ненормированным является употребление деепричастного оборота в страдательной (пассивной) конструкции: субъект действия пассивной конструкции не совпадает с субъектом действия, обозначенного деепричастным оборотом. Например, грамматически неправильна фраза: *Глядя в окно, ученик был вызван учителем к доске (в предложении два субъекта: ученик (глядел в окно) и учитель (вызвал ученика к доске)). Правильно: Глядевший в окно ученик был вызван учителем к доске или Когда (в то время как) ученик глядел в окно, учитель вызвал его к доске.

 

 

Практические задания

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.008 с.)