Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Молодёжный экстремизм. Сущность. Проблемы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПРОФИЛАКТИКА Введение Российское государство по своим историческим основам является многонациональным. В нём сосуществовали разные культуры, обогащая нравственные начала России, основанные на принципе единства многообразия. В современных условиях на фоне сложной этнополитической ситуации, неконтролируемой миграции и последствий экономического кризиса создаются предпосылки для разного рода конфликтов на почве межнациональной, межрелигиозной розни, а также нетерпимости к иным политическим взглядам. Проблема распространения экстремизма в Российской Федерации является одним из факторов, угрожающих национальной безопасности целостности государства. Если терроризм, бесспорно, отвергается обществом, то экстремизм - ключевой элемент разрушения основ конституционного строя, все еще воспринимается гражданами как вполне допустимый инструмент политического противостояния. Молодежная среда, в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки, является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Социальные опросы показывают, что более 70% молодёжи поддерживают лозунг «Россия для русских». В опубликованных источниках нет единой информации о масштабах молодёжного экстремизма, статистических данных об организациях и преступлениях, совершенных молодыми экстремистами. В течение последних лет в ряде регионов России активизировались неформальные молодежные группы, участились случаи нападения активистов молодёжных группировок скинхедов на иностранных граждан. Данные тенденции стремятся использовать в своих интересах представители различных движений, которые манипулируют молодёжью, пытаются втянуть в свои ряды, используют её, в том числе и в экстремистских целях. Основными чертами современного молодёжного экстремизма являются: - возрастающая организованность, сплочённость группировок, формирование в них идеологических, аналитических и боевых структур; - усиление мер конспирации; - применение для распространения своей идеологии и координации действий новейших информационных и коммуникационных технологий; - активное укрепление межрегиональных и международных связей организаций экстремистской направленности; - распространение экстремизма на националистической почве в молодёжной среде; - резкая активизация противоправной деятельности группировок, стремление совершать тяжкие, вызывающие большой общественный резонанс, преступления (убийства иностранных студентов, мигрантов) и дерзкие, демонстративные административные правонарушения; - переход от хулиганских действий к осуществлению террористических актов. Термины и понятия Экстремизм (от латин. еxtremus – крайний) – крайний, приверженный крайним взглядам на мир, особенно в политике и религии. В зависимости от идеологической направленности в общей системе экстремизма выделяют такие устойчивые разновидности (направления), как политический, религиозный, этнонациональный и др. виды. Указанные разновидности экстремизма взаимосвязаны друг с другом и нередко трансформируются один в другой. Молодёжный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодёжных объединений противоправного характера. Ксенофобия (от греч. xenos- чужой и phobia – страх) – навязчивый страх, враждебность ко всему чужому, не своему, иностранному. Психологически эти понятия связаны тем, что и там, и там происходит идентификация по альтернативе «мы – они», «свои – чужие»; появляется система чужеродности, образ врага, особое мышление. Радикальный – затрагивающий самые основы; глубокий, решительный, коренной. Радикализм – 1) политическое течение, сторонники которого подвергают критике существующую систему и настаивают на необходимости радикальных преобразований и реформ; 2) использование радикальных методов при решении каких – либо вопросов, решительный образ действий. Терроризм – это крайнее проявление экстремизма; явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан. Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности. Расизм – это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психологической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества. Фашизм – это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установление культа вождя. Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам. Этнический сепаратизм – движение этнического меньшинства за отделение, обособление. Толерантность – терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Понятие толерантности многовариантно. Одни рассматривают толерантность через этнический аспект, другие через конфессиональный. Обобщенное понимание есть в конфликтологии: толерантность – особая нравственная категория, отражающая активную социальную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми, группами иной национальной, религиозной социальной среды, иных взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Маргинализм (от лат. «марго») - край, черта, т.е. «находящиеся за чертой». Маргинализм представляет собой бескровный социальный протест, выражающийся в игнорировании личностью требований официальной морали, стремлении выйти из-под контроля общественных институтов. Маргинализм зародился в 1960-70-х годах. Он осуждает все - официальную культуру, культ труда и семейный деспотизм, консервативные догмы. Уход из социума приводит к созданию собственной субкультуры, собственных норм поведения, нравственности и морали. При этом сформированная в движении культура может носить какие-либо специфические особенности (субкультура), либо носить бунтарский характер, противопоставляя себя общепринятой культуре (контркультуре). Пермиссивность (от английского «пермишен») - дозволение. Концепция «вседозволенности» возникла на Западе в начале 1970-х годов как отражение особого типа поведения молодежи, бунтующей против культуры и морали «старого» капиталистического (а впоследствии и социалистического) мира. После перестройки, объявившей невиданную доселе свободу, демократия стала восприниматься подростками (да и не одними ими) как вседозволенность. В условиях СССР, а после его распада - в России - пермиссивность обычно проявлялась в наркомании и сексуальной свободе. В разной форме это является специфической чертой всех протестных подростковых движений.
Предпосылки и причины образования неформальных молодежных формирований Экстремизм можно рассматривать с точки зрения права, политологии, психологии и морали. Приведем такие примеры. Группа подростков в городе N.собралась на первомайскую демонстрацию. Стали готовить плакаты, лозунги, повязки на рукава. Руководил подготовкой мужчина, который занимался рукопашным боем. На плакатах был нарисован человек в красном пиджаке, кидающий хлеб стоящей на коленях нищенке пожилого возраста. Плакат был подписан: «Если ты не убьешь его, он заморит тебя». Спрашивается: разве так надо бороться с несправедливостью? Разве это не подстрекательство к разборкам, которые к трудовой солидарности не имеют никакого отношения. Если бы завуч не увидела эти плакаты, вполне вероятно, что подростки прошли бы с ними по улице большого города. Проблема экстремизма и сегодня по-прежнему остра. Он проявляет себя по – разному: логотипы на майках «Не раздумывай и никого не жалей», «Белый воин», «Тюрьма племен, империя – палач». Достаточно посмотреть в Интернете некоторые сайты с изображением Вини – Пуха со свастикой и федеральный список запрещенных экстремистских материалов. Ради чего они создавались? Главный мотив – разрушение, своеобразный вандализм души, единение с себе подобными ради того, чтобы остальные обратили на это внимание. И еще – чтобы заработать деньги. Каким путем? Якобы в борьбе с неверными, с властью, с несправедливостью и т.п. Причину молодежного экстремизма следует искать в осознаваемом и не осознаваемом молодыми людьми ощущении социальной обделенности, может быть, даже своеобразной социальной ущербности. При этом основания для ощущения обделенности у молодых людей могут быть различными. Они могут иметь чисто экономическую природу: резкое расслоение общество на бедных и богатых, когда одни не могут свести концы с концами, а другие не знают, что им придумать, чтобы не умереть со скуки на куче денег – естественно, в таком случае обделенными себя ощущают не вторые. Они могут вытекать из идеологических особенностей конкретной ситуации в обществе, когда намеренно или по недооценке важности происходит девальвация, разрушение идеи патриотизма. Они могут быть следствием невозможности по тем или иным причинам добиться своей цели. Так, например, в период Студенческой революции была такая политизированная субкультура, как «новые левые». К концу 60-х годов ХХ столетия, не получив поддержки со стороны общества, а также, не воплотив в жизнь ни одного из своих ожиданий, не достигнув ни одной цели, часть «новых левых» переродилась в экстремистско – террористическое объединение «Метеорологов», девизом которых было: «Я сегодня метеоролог: я сам заказываю (или делаю) погоду». Но что бы ни вызывало у молодых людей ощущение обделенности, оно является потенциальной возможностью формирования экстремизма в молодежной среде. Именно потенциальной, поскольку люди, по тем или иным причинам чувствующие себя обделенными, есть абсолютно во всех обществах на любых этапах развития. Так, можно испытывать собственную обделенность в социальном происхождении («Почему я сын крестьянина, а не князя?»), в везении («Дуракам везет, а у меня всегда всё не слава Богу»), во внешнем виде («Вот если бы я была красивой, тогда бы я не жила так»), в материальном благополучии и т.п. Однако все эти и подобные им случаи единичны, а потому они не опасны для общества. Иное дело, когда такие случаи перестают быть единичными и приобретают объективный характер. Чтобы потенциальная возможность формирования экстремизма превратилась в действительность, молодым людям со сходным ощущением социальной обделенности необходимо объединиться. Это будет вторым этапом. Следующим, третьим этапом будет переход молодых людей от экстремистских взглядов к экстремистскому поведению. На этом этапе молодые люди, объединенные общей экстремистской идеей, в основе которой чувство социальной обделенности, несправедливости к себе, вступают в открытый бой с «врагом». И здесь важно не конкретное воплощение этого «врага» (им могут быть и успешные люди, и представители иных рас и т.п.), а то, что «он» в их глазах становится врагом, которого надо победить. На всех 3-х этапах общество может вмешаться в схему развития экстремизма в молодежной среде и предотвратить возникновение экстремистских идей и переход их в действия. Однако на деле пока в России в ход развития подобных молодежных объединений, как правило, вмешиваются лишь те взрослые и организации, стоящие за ними, которым для достижения тех или иных целей необходимы именно экстремистски настроенные молодые люди. При этом они не пытаются минимизировать эти настроения молодых людей, а наоборот, подогревают их, чтобы иметь в своих руках готовых к любым действиям послушных исполнителей. Итак, схема развития экстремизма в молодежной среде имеет 3 ступени: чувство социальной обделенности, несправедливости к себе – объединение в неформальную молодежную группу – переход к экстремистским действиям. Пока уже объединёнными вместе людьми ещё не сформулирована идея общего значительного (в указанном выше смысле) «врага», в их неформальной группе царит атмосфера, хотя и грубой, но всё же игры. Но как только группа определяется с тем, кто является её врагом (или вернее, назначает себе врага, так как действительным врагом для неё являются порядки, царящие в обществе), игра отодвигается на 2-ой план, а на первый выходит стихия уличного митинга. В группе превалирующим становится чувство агрессии, и молодые люди начинают «бороться до победного конца»; наступает деструктивный период, который часто приводит к экстремистским террористическим действиям. Позиция молодых людей наступательная, они постоянно ищут встреч с врагом. Такова в общих чертах схема развития экстремизма в молодёжной среде. Условия для формирования экстремизма в молодёжной среде в России начали складываться во 2-ой половине 80-х годов ХХ столетия. Однако действительно благодатная почва для него начала создаваться самим реформируемым обществом с начала 90-х годов. Резкое расслоение общества привело к формированию целой армии практически нищих людей, балансирующих на грани выживания. Эту ситуацию усугубила девальвация и разрушение идеи патриотизма. В итоге Родина из предмета гордости вдруг превратилась в предмет презрения. Хочется сделать несколько замечаний о значении патриотической идеи. В России всегда эта идея была невероятно сильной. В те времена, когда в Европе было принято сдаваться на милость победителю и выносить ему ключи от города, в России боролись до последнего за свою Родину, предпочитая смерть иностранному игу. Девальвация же патриотической идеи особенно в молодёжной среде может привести не только к экстремизму, но и к необратимым процессам для страны в целом. Здесь ещё следует не упускать из вида, что в таких сейчас благополучных странах, как США и Китай, отношения «бедные – богатые» тоже не простые. Однако в этих странах патриотическая идея играет важнейшую роль в поведении людей, определенным образом сглаживая имеющиеся социальные конфликты. Неформальные группы выполняют ряд важных функций: - адаптируют подростка к обществу; - присваивают первичный статус; - облегчают потерю связей с родительским домом; - передают специфические для подросткового возраста и данного молодежного социокультурного слоя ценностные представления; - сплачивают «силы сопротивления» авторитаризму взрослых; - удовлетворяют потребность в сексуальных контактах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.76 (0.008 с.) |