Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и общая характеристика
Преступное поведение — более широкое понятие, чем преступление. Как известно, преступление определяется в советском уголовном праве как предусмотренное законом общественно опасное, виновное и наказуемое действие или бездействие, посягающее на социалистические общественные отношения. Из этого определения вытекает, что речь идет о внешне выраженном акте человеческого поведения, который причинил ущерб объекту посягательства или поставил его под угрозу причинения вреда. Однако криминолога, изучающего причины преступлений, интересует не только и не столько указанный акт сам по себе, сколько предшествовавшие ему объективные и субъективные обстоятельства, с которыми были связаны возникновение мотивов, постановка целей, выбор средств, принятие субъектом будущего преступления решений и т.д. Все эти обстоятельства в процессе их формирования еще не образуют состава преступления, как уже завершенного акта. Однако они могут быть включены в понятие преступного поведения, которое в криминологическом понимании охватывает как формирование преступного намерения, так и его осуществление. Таким образом, преступное поведение есть процесс, развертывающийся в пространстве и времени и включающий внешние объектированные действия, образующие состав преступления, и предшествующие им психологические явления и процессы, которые детерминируют их совершение. Важным аспектом изучения преступного поведения является анализ его механизма. Под ним мы понимаем связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних, психических процессов и состояний, детерминирующих решение совершить преступление, направляющих и контролирующих исполнение этого решения. Механизм преступного поведения представляет собой динамическое явление, определенное взаимодействие составляющих его элементов. В самом общем виде он характеризуется как «переработка личностью воздействий внешней среды на основе социальной и генетической информации, формирование отношения к деятельности и деятельность, определяемая психологическими процессами и воспрещенная уголовным законом»1. Как видно, внутренне-личностные элементы механизма преступного поведения — это психические процессы и состояния, рассматриваемые в динамике, притом не изолированно, а во взаимодействии с факторами внешней среды, детерминирующими это поведение.
Механизм преступления включает в себя три основных звена:
359 ()
1) мотивацию преступления; 2) планирование преступных действий, 3) исполнение преступления и наступление общественно опасных последствий (рис. 5). В первое звено входят потребности личности, ее жизненные планы и интересы, которые во взаимодействии с системой ценностных ориентаций личности порождают мотивы преступного поведения. Во втором звене механизма преступного поведения мотивация конкретизируется в план совершения противоправного поступка. Субъект определяет непосредственные цели и объекты своих действий, а также средства, место и время совершения преступления, принимая соответствующие решения. Третье звено — непосредственное совершение преступления Оно охватывает как преступные действия (бездействие) субъекта, так и наступление преступного результата. По сути дела, здесь преступное поведение совпадает с преступлением как внешним актом общественно опасного и противоправного поведения. Рис. 5. Общая схема механизма преступного поведения
Преступления по своим субъективным свойствам, как известно, делятся на умышленные и неосторожные. Среди умышленных выделяются преступления, совершенные в состоянии аффекта. Механизм преступного поведения во всех этих случаях имеет специфику. Наиболее полно и развернуто механизм преступного поведения представлен в группе так называемых предумышленных преступлений, т.е. тех, совершение которых сознательно планировалось субъектом еще до наступления ситуации, в которой осуществилось его преступное намерение. Всякое социальное поведение представляет собой форму взаимодействия человека с другими людьми, с внешней средой. Преступное поведение как формируется, так и осуществляется при тесном взаимодействии внешних и внутренних факторов. Механизм преступного поведения по существу связывает воедино личность и внешнюю среду и поэтому не может быть глубоко понят и проанализирован, если не будет рассмотрен в связи и на стыке этих явлений.
360 ()
Анализ содержания и особенностей функционирования этого механизма весьма важен как с теоретической, так и с практической точек зрения. В научном отношении он важен потому, что раскрывает свойства личности преступника и те стороны внешней социальной среды, которые образуют причины и условия, способствующие совершению преступлений. В практическом — потому, что помогает определить меры, способные предотвратить преступление, изменить направленность личности правонарушителя. Механизм преступного поведения, как будет видно из дальнейшего изложения, содержит по форме те же психологические элементы — процессы и состояния, — что и механизм правомерного поступка, но наполненные другим социальным (и идеологическим) содержанием. В нем, как и при совершении общественно полезных действий, отражается внешняя среда, в которой действует человек, но это отражение, как правило, дефектно. Механизм преступления, функционируя в развернутом или свернутом (сжатом) виде, включает различные эмоциональные состояния, реализуя волю и сознание субъекта, однако и эмоции, и воля, и сознание преступника направлены большей частью на достижение антиобщественных целей, и их содержание противоречит объективным закономерностям социального развития. Анализ механизма преступного поведения показывает, что поведение становится антиобщественным и противоправным вовсе не в одной какой-то точке причинной цепи, ведущей к преступному акту. Здесь уместно отметить два обстоятельства: во-первых, как правило, антиобщественный характер поступка складывается постепенно, начиная с незначительных отклонений от социально одобряемых норм; во-вторых, «критическая точка» развития, после которой поведение явно приобретает антиобщественный характер, может быть расположена в самых различных местах причинной цепочки, образующей это поведение. Сложность распознавания наличия у индивида преступной мотивации обусловлена именно тем, что мотивация его поступков сложно структурирована и лишь какой-то ее блок может содержать явную антиобщественную устремленность. Остальные же структурные элементы могут быть социально нейтральны или даже позитивны и тем самым маскировать не только для стороннего наблюдателя, но, иногда, и для самого индивида наличие негативных элементов в его сознании. В силу этого обстоятельства, как правило, имеются большие возможности для предотвращения нежелательного развития событий. Так как оно обычно начинается даже не с открытых или внешних конфликтов и противоречий, а с более или менее заметных различий в позициях, нормах поведения, потребностях и возможностях людей, во многих случаях их можно вовремя заметить, уменьшить и устранить, а если это не удалось то, во всяком случае, воспрепятствовать их дальнейшему развитию и превращению в противоречия и конфликты, ведущие к преступлению. Общее понятие механизма преступного поведения не только не
361 ()
исключает, но предполагает существование его в различных вариантах. Это относится не только к различиям, связанным с видами преступлений или формами вины субъекта, но и к особенностям развития преступной деятельности в рамках одного и того же состава. Тот факт, что мотивация и поведение различных лиц приобретают антиобщественный характер в разных звеньях рассматриваемого механизма, зависит как от особенностей внешней среды (конкретной жизненной ситуации), так и от свойств данной личности.
Разнообразие вариантов (форм и разновидностей) механизма преступного поведения весьма велико; можно даже утверждать, что каждый такой механизм не менее индивидуален, чем личность преступника. Но так же, как возможна типология личностей преступника, включающая определенное число характерных групп личностей, возможна и типология механизмов преступного поведения. В ее основу должно быть положено классифицированное разнообразие тех элементов поведения, которые были вовлечены в процесс формирования преступных намерений, принятия решений и их осуществления. Рассматривая с этой точки зрения механизмы преступного поведения, наиболее часто встречающиеся в реальной действительности, мы остановимся в дальнейшем изложении на четырех основных группах: а) механизмы преступного поведения, связанные с деформацией потребностей и интересов личности; б) механизмы, связанные с расхождением (противоречием) между потребностями (интересами) и возможностями субъекта; в) механизмы, связанные с деформацией нравственных и правовых представлений, ценностных ориентаций и социальных установок личности; г) механизмы, связанные с дефектами процесса принятия и осуществления решений. Представляет прямой практический интерес выяснение не только разновидностей этих механизмов применительно к разным видам преступлений, но и анализ их распространенности в реальных исторических условиях. Можно полагать, что те или иные варианты (типы) механизмов формирования и реализации преступного поведения распределены в разных социально-демографических группах неравномерно: при этом частота их встречаемости зависит как от типов личности, так и от социальных, экономических, культурно-психологических условий, образа жизни разных категорий граждан. Выяснение таких взаимосвязей должно способствовать улучшению профилактической работы по предупреждению преступлений и ликвидации причин, их порождающих.
Взаимодействие потребностей И возможностей личности Первое звено механизма преступного поведения охватывает формирование мотивов преступления. Эти мотивы разнообразны не в меньшей степени, чем порождающие их причины. К числу послед-
362 ()
них относятся внешние и внутренние факторы и обстоятельства, которые, как правило, более или менее тесно связаны с потребностями личности и возможностями их удовлетворения. Как отмечалось выше, многим преступлениям предшествует мотивация, связанная с деформированными, в том числе извращенными потребностями личности, преобладанием корыстных или агрессивных стремлений, эгоистических интересов. Именно возникновение этой потребности и служит начальным элементом развития криминальных событий. Каким же образом деформированная или извращенная потребность порождает преступное поведение? Наиболее распространенный механизм состоит в том, что такая потребность приходит в столкновение с правовыми и моральными запретами: она, как правило, не может быть удовлетворена правомерными средствами, а это влечет поиски неправомерных путей и приводит в ряде случаев к преступному поведению. Вполне понятно, что в этом механизме участвует также ряд других психологических элементов, играющих не менее значимую негативную роль. К ним часто относятся искаженные ценностные ориентации и дефекты правового сознания, ошибки в принятии решений и недостатки волевых качеств личности. Если же существуют и действуют достаточно сильные сдерживающие факторы (например, в сфере правосознания), то даже деформированные (извращенные) потребности не приведут к антиобщественному поступку: они будут нейтрализованы и реализуются в так называемых замещающих действиях (сублимация) либо могут измениться в социально благоприятном направлении.
Рис. 6. Искаженные потребности и преступное поведение
На рис. 6 показан общий механизм формирования преступных намерений, действующий на основе искаженных потребностей и интересов личности. Видно, что осознаваемые потребности контролируются системой ценностных ориентаций и правосознанием лично-
363 ()
сти. В результате возникает возможность принятия различных решений, одно из которых ведет к совершению преступления. Удовлетворение извращенной общественно опасной потребности преступными же средствами — это наиболее тяжелые и опасные преступления, преступления, как правило, совершаемые длительное время, часто — организованной преступной группой, в наименьшей степени поддающиеся быстрой коррекции и профилактике и требующие от общества особых усилий и мер по их пресечению. Из рисунка видно также, что в некоторых случаях деформированные и даже извращенные потребности могут быть удовлетворены законным путем. Например, страсть к накопительству не обязательно удовлетворять путем совершения хищений: в художественной литературе проходит целая вереница типов скряг и скопидомов, более или менее успешно достигающих этой же цели правомерными средствами. Стремление властвовать над людьми нередко реализуется в авторитарном, грубом отношении с родственниками (детьми) или подчиненными, не всегда образующем нарушение уголовно-правовых запретов. Тем не менее в этих случаях в поведении субъекта граница дозволенного и недозволенного бывает обычно весьма неустойчивой, при наличии острой, конфликтной ситуации вероятность совершения преступления со стороны лиц, потребности которых деформированы, а тем более носят извращенный характер, остается достаточно высокой.
Все, что сказано о возникновении и динамике деформированных и извращенных потребностей, распространяется и на такую категорию, как интерес, который можно определить как «специфическое отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности»2. Интерес включает, во-первых, осознанные потребности, во-вторых, различного рода планы, предположения, ожидания и надежды субъекта; в-третьих, эмоционально привлекательные стороны или сферы деятельности и ее объекты. «...Все то, за что человек борется, связано с его интересом»3, — писал К. Маркс. При этом интерес личности может быть общественно значимым, полезным для класса, социальной группы, всего общества, а может и противоречить им. По материалам исследований советских криминологов, интересы, совпадая с потребностями, являлись основным мотивом совершения хищений (94% изученных дел) и занимали большое место среди мотивов умышленных убийств, тяжких телесных повреждений (42%)4. В некоторых случаях мотивом преступления может быть ложно понятый общественный интерес; в большей части такого рода случаев речь идет собственно не об общественных, а о ведомственных или местнических интересах, нередко совпадающих с личными (корыстными, карьеристскими, престижными) интересами недобросовестных работников. В рассмотренных случаях исходным звеном механизма преступ-
364 ()
ного поведения были возникшая деформация или извращение потребностей личности, удовлетворение которых встречало естественные препятствия со стороны окружающих лиц, государственных и правовых установлений, нравственных норм. Но есть и другие случаи, когда потребности и интересы личности не представляют какого-либо существенного отклонения от нормы, а механизм преступного поведения включается в тот момент, когда эти нормальные интересы и потребности приходят в столкновение, в конфликт с имеющимися у данного лица возможностями для их законного удовлетворения. Стремление к материальному благополучию, к самореализации и самовыражению в обществе, нормальная сексуальная потребность могут стать источником преступлений только тогда, когда для удовлетворения таких потребностей будут использоваться преступные — общественно опасные, нетерпимые обществом средства и способы удовлетворения этих потребностей. Очевидно, что для применения таких незаконных средств могут быть две причины: недоступность законных возможностей для удовлетворения потребностей личности или искажение ее ценностных ориентаций, нравственного и правового сознания. В юридической и криминологической литературе делались попытки (вызванные оправданным взглядом на потребность как на важнейшую движущую силу человеческого поведения) объяснить основные причины преступности несоответствием или разрывом между потребностями и возможностями их удовлетворения5. Тесная связь антиобщественных деформаций поведения с негативными изменениями в сфере потребностей личности приводила к попыткам понять любое преступное поведение как следствие неудовлетворенности потребностей личности, без подробного анализа самой сферы потребностей, без учета диалектической связи сферы потребностей с ценностями, со средствами удовлетворения и т.п. Более детальный анализ проблемы потребностей показывает, что она не может выдержать такой криминологической «перегрузки» и из нее нельзя вывести все проблемы и причины преступности. Тем не менее для многих случаев преступного поведения неудовлетворенная потребность и в самом деле является первоначальным «пусковым звеном». Неудовлетворение потребности способно вызвать разные последствия. Если речь идет о потребностях, обеспечивающих стабильность привычных, сложившихся условий жизни индивида, то большей частью у субъекта наступает психологическое состояние апатии, депрессии. Может возникнуть ощущение, что произошла трагедия. При неудовлетворении же потребностей, связанных с будущими планами, чаще возникает иное состояние, именуемое в психологии фрустрацией6, которое может вызвать озлобление, раздраженность, неадекватность реакций. Заметим, что некоторые случаи хулиганства, грубого вандализма и т.п. могут быть рассмотрены именно под таким углом зрения. Невозможность удовлетворения естественных, нормальных по-
365 ()
требностей в наших условиях встречается редко. Исследования конца 70-х годов показали, например, что число краж личной собственности граждан, объясняемых разного рода возникшими материальными затруднениями, не превышало 3-4%7. Нежелательность, а то и опасность для человека и общества неудовлетворения нормальных потребностей очевидна. Пути снижения и устранения этого также ясны. Это ликвидация разрыва между потребностями и реальными средствами их удовлетворения, причем устранение этого разрыва двустороннее — воспитание разумных потребностей и развитие средств и способов их удовлетворения. Необходимо нахождение оптимальных для индивида и общества соотношений между структурой и интенсивностью потребностей и структурой доступных средств их удовлетворения. Большая роль в этом процессе оптимизации принадлежит не только воспитательной, но и организационной и информационной работе по доведению до широкого сведения данных о существующей «инфраструктуре» удовлетворения потребностей, об открываемых советским государством и обществом конкретных возможностей для проявления гражданской, профессиональной, творческой активности. В силу особенностей взаимодействия людей в малых социальных группах, образа их жизни и поведения, при реализации нормальных потребностей и интересов могут подчас возникнуть препятствия, иногда весьма серьезные. На этой почве складываются неприязненные отношения и возникают конфликты, перерастающие во взаимную вражду. Как отмечал Н.А. Барановский, совершение тяжких насильственных преступлений наиболее типично при столкновении противоположных и несовместимых социальных потребностей виновного и потерпевшего. В 36% случаев такие криминогенные конфликтные ситуации возникали по вине самих потерпевших. Исследования этого автора показали, что нормальными потребностями в такого рода ситуациях руководствовались почти 17% лиц, совершивших тяжкие насильственные преступления, в том числе 14% из них стремились к установлению отношений равенства и взаимопонимания, 3% — нормальных семейных отношений8. Во всех подобных случаях речь идет по существу о том, что лицо попадает в так называемую проблемную ситуацию, из которой не находит в силу тех или иных причин правильного социально приемлемого выхода. Проблемной называется такая ситуация, в которой возникает необходимость решить определенную задачу, в частности, найти способ преодоления препятствия на пути к поставленной цели. Представим себе, что целью субъекта является установление мира в семье, налаживание нормальных семейных отношений. Этому препятствует поведение жены, относящейся к мужу недоброжелательно, но не желающей развода из материальных соображений. Понятно, что наладить жизнь в такой семье довольно трудно. Не находя верного решения, муж начинает попрекать жену, конфликтовать с ней. Это ведет
366 ()
к обоюдным ссорам, которые способны перерасти в насильственное преступление. Как свидетельствуют криминологические исследования, в конкретных ситуациях межличностного взаимодействия, которые непосредственно предшествуют насильственным преступлениям, большую роль играют негативные эмоциональные моменты, психологические стрессы. Возникают озлобление (52%), гнев (10%), чувство мести (20%), чувство ревности (3%) и др. Нельзя не отметить, что почти треть мужей, осужденных за убийство жены, совершили преступление в результате ее измены (в том числе половина — вследствие систематических измен)9. Психологи, изучавшие проблемные ситуации, указывают на следующие характерные разновидности конфликтов: а) конфликт потребностей (например, между разными потребностями членов семьи); б) функциональный конфликт, связанный с недостижением поставленной цели (в частности, из-за ограниченных возможностей); в) информационный конфликт, связанный с недостатком знаний о путях и средствах достижения цели10. По существу при всех этих конфликтах проблемная ситуация ограничивает возможности субъекта. Так, конфликт потребностей связан с тем, что не хватает средств для одновременного удовлетворения обеих (всех) потребностей; информационные конфликты отражают дефицит знаний о существующих возможностях, который (дефицит) нельзя в данный момент восполнить. Что же понимается во всех этих случаях под возможностями? Как уже вытекает из сказанного, имеются в виду как объективные, так и субъективные условия достижения целей, удовлетворения потребностей субъекта, причем эти цели и потребности носят в рассматриваемых случаях правомерный и морально одобряемый (или допускаемый) характер. В сфере экономических отношений ограниченность возможностей выступает чаще всего на фоне сопоставления своих потребностей с потреблениями и возможностями других членов общества; в сфере быта это, главным образом, различного рода препятствия в межличностных отношениях — любви, браке, семейной жизни, товарищеском общении, достижении высокого социального престижа и статуса и т.п.; в области производственной деятельности ограничения возможностей, препятствующие правомерному поведению, выступают, например, как бюрократические рогатки на пути ценного изобретения, как расхлябанность и бесхозяйственность, мешающие решению экономических задач. Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что ограничения возможностей могут быть не только объективными, но и субъективными, присущими личности самого действующего субъекта. Например, стремясь к любви, дружбе, уважению (потребности вполне одобряемые), субъект в силу своих личных качеств не пользуется взаимностью. Желая поднять свой материальный уровень (потребность также несомненно правомерная), гражданин, однако, не может получить вышеоплачиваемую работу, так как не имеет не-
367 ()
обходимой квалификации. Рассчитывая на продвижение по службе, работник не учитывает, что его деловые качества ниже, чем у других сотрудников. Во всех этих случаях возникает конфликт между потребностями (интересами) и возможностями, причем ограниченность этих возможностей связана с личностью самого данного субъекта. Означают ли подобные ситуации, что конфликт неразрешим? Разумеется, нет; он разрешим, но для этого нужны иные средства и подчас большие усилия: получение необходимого образования, упорная работа над собой, изменение линии своего поведения и т.п. Не всякий на это решается; некоторые предпочитают более «простой» путь: устроиться на высокооплачиваемую работу «по знакомству»; заработать на сомнительных сделках и т.п. Здесь и начинает функционировать механизм преступного поведения. На рис. 7 схематически изображены основные его звенья в рассматриваемом случае. Видно, что, как и ранее, совершение преступления при ограничении возможностей не является фатальным: объективно имеется правомерный путь поведения, включающий перестройку собственных представлений о сложившейся ситуации, а подчас — и самой объективно сложившейся обстановки. Но субъективно человек часто оценивает положение иначе — как разрешимое только противоправным путем, с помощью незаконных средств.
Рис. 7. Ограничение возможностей и преступное поведение
Выбор незаконных средств достижения цели — главный элемент механизма преступного поведения. Антиобщественный характер преступного поведения, говорим мы, а не антиобщественный характер преступной потребности или даже цели. Переступить порог от замысла, стремления к действию определенными (социально опасными, социально неодобряемыми) средствами позволит себе лишь
368 ()
тот, у кого отношение между потребностями и средствами их удовлетворения складывается не в пользу общества. Названное соотношение — ключевой момент в оценке свойств личности, в том числе свойств личности преступника. Определяющим в понимании основных особенностей личности преступника будет оценка его отношения к общественному интересу. Если этим интересом пренебрегают, если личное (даже когда деформация этого личного индивидом не осознается) ставится выше общественного — опасность совершения преступления становится реальной. Гипертрофированный индивидуализм — главная черта, которая отличает преступника от непреступника. Пренебрежение к общественному интересу — свойство всех преступников. От чего же зависит тот тип решения, который принимает действующий субъект? В первую очередь от его мировоззрения, системы ценностных ориентаций, уровня политического нравственного, правового сознания и других качеств личности.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.041 с.) |