Помощь союзникам в рамках закона о ленд-лизе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Помощь союзникам в рамках закона о ленд-лизе



К моменту вступления США во Вторую Мировую войну на стороне союзников, на различных фронтах ведения боевых действий складывалась следующая обстановка:

- Франция капитулировала после решительного блицкрига немецких войск, и впоследствии была оккупирована Германией и Италией[55];

- Английский экспедиционный корпус не смог помочь Франции, и был вынужден отступить морем из окруженного Дюнкерка, в рамках самой масштабной спасательной операции. К зиме 1941 г. Англия была окружена морской блокадой и в стратегическом плане проигрывала Битву за Атлантику[56];

- После внезапного нападения Гитлера на СССР, немецкие войска смогли быстрыми темпами оккупировать все приграничные территории, осадить Ленинград, что впоследствии приведет к его блокаде, и подойти к Москве[57];

- Япония, как союзник Гитлера на Востоке, провела успешную кампанию по аннексии большей части Китая, установила марионеточное правительство в Манчжурии, а после неудачных попыток вторжения в СССР (битвы при Хасане и Халкин-Голе), сосредоточилась на укреплении ВМФ и аннексии островов Тихоокеанского бассейна[58].

С целью оказать поддержку своим стратегическим и торговым партнерам, Правительство США разработало план поэтапных поставок различных военных, продовольственных и вспомогательных ресурсов своим основным союзникам. Так, 11 марта 1941 г. Конгрессом был принят «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов» (An Act to Promote the Defense of the United States), который вошел в историю под общим наименованием «ленд-лиз»[59]. Закон о ленд-лизе (в буквальном переводе lend lease – «одолжить в аренду») предусматривал предоставление нуждающимся странам ресурсов, на взаимовыгодных условиях:

- Поставленные ресурсы военного назначения, требовали частичной денежной компенсации, в то время как потерянные в ходе боевых действий – списывались и оплате уже не подлежали;

- Поставленные ресурсы гражданского назначения, в случае использования их после войны, оплачивались полностью на основе долгосрочных кредитов;

- В случае необходимости, оставшаяся в строю военная техника или оборудование, должны быть возвращены обратно в США после получения соответствующего запроса[60].

Также был предусмотрен «обратный ленд-лиз», по которому союзники должны были предоставить армии США полную инфраструктуру внутри своего государства, для обеспечения комфортных условий пребывания американских военных. Подобное соглашение было заключено с Великобританией, Австралией и Новой Зеландией[61].

Первоначально в программу ленд-лиза были вовлечены только страны Британской Империи и Китай. Первая – как основной торговый и стратегический партнер в Европе, вторая – как основной сдерживающий фактор растущей японской экспансии в Восточном регионе. Именно открытое предоставление помощи Китаю, вкупе с последующим за этим введением эмбарго на поставку японских нефтепродуктов, станет решающим фактором агрессии Японии против своего основного конкурента в Тихом Океане. Позже, в ноябре 1941 г., в программу ленд-лиза был включен СССР и по общему объему поставок за все время войны, он занимает второе место после всех стран Британской Империи.

Общий объем и номенклатура поставок в СССР, варьировались в зависимости от текущей ситуации на фронте. Так, с конца 1941 г. и весь 1942 г. наибольшим приоритетом была доставка непосредственно военных ресурсов для переброски на фронт – бронетехника, автомобили, вооружение, боеприпасы. Начиная с 1943 г., поставки стимулировали внутренние производственные мощности СССР, и в основном представляли собой вспомогательные материальные ресурсы – топливо, цветные металлы, заводские станки и т.д. Ближе к концу войны номенклатура поставок сместилась больше в сторону гражданской необходимости – строительное оборудование, материалы для последующего восстановления разрушений после войны[62].

93,5 % всех поставок, были осуществлены через три основных маршрута. Тихоокеанский маршрут (Западное побережье США-Дальневосточные порты СССР) принял на себя почти половину поставок (47,1 %) от их общего количества. Из-за действующего нейтралитета между Японией и СССР, все поставки могли осуществляться только кораблями под советским флагом, однако и это не всегда было безопасно. Морская часть пути по этому маршруту занимала 18-20 суток, после чего грузы отправлялись по железной дороге в нужные точки страны[63].

Трансиранский маршрут (Восточное побережье США-Персидский Залив-Иран-Каспийское море-СССР) обеспечил четверть всех поставок (23,8 %), но в тоже время был самым протяженным – только морская часть маршрута занимала порядка 75-ти дней. Для наиболее выгодного использования наземной части маршрута, в Иране была создана инфраструктура – проведена масштабная модернизация морских портов, создана сеть железных дорог, были построены заводы автомобильной и военной техники, для непосредственной отправки в СССР из Ирана[64].

Самым опасным, но в тоже время самым быстрым способом поставки грузов, были арктические конвои, идущие по маршруту Великобритания (или Исландия)-Северный ледовитый океан-Баренцево море-Северные порты СССР. Морская часть маршрута занимала около двух недель, но была сопряжена наибольшей опасностью из-за активных действий германских ВВС и подводного флота. Всего за время действия программы арктических конвоев, Великобритания потеряла 85 торговых и 16 боевых судов. Самым печально-известным, был конвой PQ-17, который потерял 23 корабля из 36[65].

Программа ленд-лиза была обоюдовыгодна для СССР и США. Советский Союз, благодаря непосредственной военной помощи, получал возможность перебазировать свои производственные мощности вглубь страны. Соединенные Штаты, в свою очередь, мобилизировали свой трудовой фронт, обеспечив загрузку собственных производств, и выиграв необходимое время для подготовки армии. Всего за время Великой Отечественной войны, СССР получил помощи на 9,4 миллиарда долларов (включая расходы на транспортировку – 11.3 млрд.), что в пересчете на цены 2018 г. составляет более 160 млрд. долларов[66].

Долгое время, из-за обострившейся геополитической обстановки и начавшейся Холодной войны, в отечественной историографии роль ленд-лиза либо сознательно преуменьшалась, либо же не упоминалась вовсе. Так, в «Краткой Истории» Великой Отечественной войны, факт иностранной помощи учитывается, но оценивается следующим образом: «в целом эта помощь не была сколько-нибудь значительной и никак не могла оказать решающего влияния на ход Великой Отечественной войны»[67]. Всего же по общим оценкам советских историков, объем помощи союзников за все время войны, оценивается ими в размере 4%. Методология выявления этого значения, до сих пор вызывает ряд вопросов. Доподлинно известно лишь то, что впервые к этому числу пришел председатель Госплана, Николай Вознесенский, в работе «Военная экономика СССР в Период Отечественной войны». Автор, выставляя США как «Ожиревший на народной крови в период второй мировой войны монополистический капитализм», оценивает иностранную помощь следующим образом: «…если сравнить размеры поставок союзниками промышленных товаров в СССР с размерами производства промышленной продукции на социалистических предприятиях СССР за тот же период, то окажется, что удельный вес этих поставок по отношению к отечественному производству в период военной экономики составит всего лишь около 4 %»[68]. Каким образом Вознесенский пришел к этому числу – неизвестно, потому что оценить советский ВВП было затруднительно из-за отсутствия конвертируемости рубля, а сравнение счета на единицу продукции некорректно по своей сути. Сам же Вознесенский в 1950 г. был расстрелян по Ленинградскому делу, и, следовательно, не мог дать комментарии по поводу своих расчетов. Однако цифра в 4% в дальнейшем широко использовалась в Советском Союзе, как отражающая официальную точку зрения о значимости ленд-лиза, и многими историками используется до сих пор.  

Далее будет подробно представлена номенклатура наиболее важных поставок по ленд-лизу, с учетом значимости их влияния на ход войны в конкретный исторический отрезок. 

В первые годы войны СССР столкнулся с наступательными силами механизированной военной машины Вермахта, и борьба с танками противника была одной из приоритетных задач. Противотанковые ружья и орудия не всегда справлялись с броней вражеской техники, а многие танки собственного производства, уже не отвечали актуальным требованиям идущих боевых действий. Всего за годы войны по ленд-лизу из США и Великобритании было доставлено 12700 танков, что составило 16,3% от общего количества выпускаемой в СССР бронетехники[69]. Несмотря на небольшой процентный показатель, значимость этих поставок сыграла не менее важную роль. Во-первых, каждый доставленный по ленд-лизу танк, был оснащен радиоаппаратурой, что существенно улучшало коммуникацию и помогало лучше координировать действия в бою. Образцы радиоаппаратуры копировались советскими инженерами, и ими оснащались уже советские танки. Во-вторых, иностранные танки позволяли закрывать проблемные участки фронта, когда на них не хватало советской техники. В самые тяжелые этапы битвы под Москвой, около 30% всей поступающей на фронт техники, составляли присланные арктическими конвоями, британские танки системы «Матильда» и «Валентайн». Британский тяжелый танк «Черчилль», был прислан только в количестве 300 экземпляров, но во время Курской битвы, это был единственный танк, лобовая броня которого могла выдержать попадание немецкого «Тигра». Самым же массовым иностранным танком в пользовании РККА, был американский М4 «Шерман», доставленный в количестве 3664 штук. В-третьих, помимо боевых машин на танковых шасси поставлялась еще и инженерная техника – тягачи, минные тральщики, мостоукладчики, передвижные ремонтные мастерские[70].

Поставки авиатехники также сыграли свою роль, пусть и не совсем однозначную. С одной стороны, это помогло решить вопрос нехватки самолетов в первые месяцы войны, вызванные точечными ударами вражеской авиации по приграничным советским аэродромам. С другой стороны, первые поставки британских самолетов, представляли собой истребители Hurricane, которые существенно уступали немецким Messerschmitt Bf.109. Однако на момент начала войны, основным советским истребителем, был довоенный И-16, который по основным качествам сильно уступал британскому самолету. Самым массовым истребителем ленд-лиза по праву является американский P-39, более известный по советской классификации как «Аэрокобра», которые были доставлены в количестве почти 5 тыс. боевых машин – половина от всего того количества, что были за тоже время произведены в США (9,5 тыс.). Второй по результативности советский летчик – Александр Иванович Покрышкин, летая с весны 1943 г. на «Аэрокобре» записал на свой счет 48 вражеских самолетов, доведя количество личных побед до 59. Из числа доставленных по ленд-лизу самолетов, следует отметить американский А-20 «Бостон», который в изначальной классификации относился к классу штурмовиков, но в условиях боев на Восточном фронте, в основном использовался как бомбардировщик. По эффективности А-20 сильно опережал основной советский аналог Пе-2. Кроме всего прочего, важно учитывать, что каждый иностранный самолет имел отапливаемую кабину и радиоаппаратуру. Всего же в Советский Союз по ленд-лизу было доставлено 22150 самолетов (12% от советского производства)[71].

Хуже в СССР обстояли дела с колесными и полугусеничными бронетранспортерами. Свыше 6000 образцов этой военной техники (100% от общего количества выпущенных в СССР), были доставлены в Советский Союз по ленд-лизу. Разведывательный бронеавтомобиль М3А1 «Скаут», которых за все время было доставлено 3034 машины, приписывался к механизированным и бронетанковым ротам и отлично подходил для первичной разведки местности. Более тяжелые полугусеничные образцы на базе бронетранспортеров М2-М9 включительно, находили различное применение на полях битв Восточного фронта:  

- В артиллерийских соединениях, иностранные БТР использовали для транспортировки тяжелых пушек и гаубиц (до иностранных поставок за это отвечала либо конная тяга, либо не предназначенные для этого гражданские тракторы);

- В танковых соединениях бронетранспортеры приспосабливали под передвижные командные пункты, способные перевозить офицеров, чтобы непосредственно из машины координировать действия бронетанковых войск;

- На базе БТР М3, создавались высокомобильные САУ СУ-57, способные быстро менять позицию и вести беглый огонь по противнику;

- На базе БТР М5, создавались зенитные СУ М-17, вооруженные четырьмя 12,7 мм пулеметами, которые были грозным оружием не только против вражеской авиации, но также против пехоты и легкой техники[72].

Решающую роль в исправлении низкой мобильности Красной Армии сыграли присланные по ленд-лизу 470 тысяч грузовых и легковых автомобилей военного назначения, что составило 163% от общего числа выпущенных в СССР. Самый массовый американский грузовик Studebaker US-6, в рядах советской армии находил огромное множество применений: средство транспортировки больших соединений пехоты, легкой артиллерии, грузов снабжения. Знаменитые системы залпового огня БМ-13 «Катюша» устанавливались именно на американские грузовики, в то время как образцы на советских машинах, по большей части, были потеряны еще в начале войны[73]. И, несмотря на то, что производство автомобилей в СССР в этот период не прекращалось, важно учитывать, что советские автомобили не были специализированы под военные нужды, в отличие от присланных из США[74].

Среди прочих единиц боевого вооружения по ленд-лизу было доставлено 8 тыс. зенитных орудий, около 5 тыс. противотанковых орудий, около 13 тыс. пистолетов, свыше 8 тыс. винтовок, 135 тыс. единиц автоматического стрелкового вооружения (пистолетов-пулеметов и пулеметов). Несмотря на то, что иностранные образцы вооружения технологически не превосходили советские, решающее значение поставок этих образцов приходится на первые месяцы войны, когда формированные в тылу части остро нуждались в оснащении, а собственные производственные мощности еще не набрали обороты. В дальнейшем, в поставках легкого и стрелкового вооружения не было острой необходимости – производственные мощности Советского Союза прекрасно справлялись с оснащением собственной армии, в то время как воюющие на Тихом океане солдаты союзников, больше нуждались в подобном вооружении[75].

Огромную роль в снабжении вооруженных сил вооружением, продовольствием и другими необходимыми нуждами, играют железные дороги. Именно поэтому контроль наиболее важных железнодорожных узлов и разъездов давал существенное стратегическое преимущество контролирующей стороне. Соответствующая номенклатура поставок по ленд-лизу значительно помогла исправить существующий дефицит. В общей сложности, в пользование советской армии и тыла было доставлено:

- 1981 паровоз (240% от советского производства)

- 66 дизель-электровозов (1100% от советского производства);

- 11075 вагонов (1000% от советского производства);

- 622100 тонн рельсов (56,5% от советского производства)[76].

Не последнее место в номенклатуре поставок играли различные средства связи. 80% всего радиооборудования (помимо того, что уже находилось в присланной технике), было доставлено по ленд-лизу. По большей части, именно отсутствие соответствующих средств связи для обеспечения должной коммуникации между подразделениями, стали основной причиной высоких потерь в первые месяцы войны. Всего же за время войны в Советский Союз было доставлено:

- 35800 радиостанций;

- 9351 радиостанция для советских истребителей;

- 2 миллиона км телефонного кабеля;

- 2,5 миллиона телефонов;

- 200 телефонных станций;

- 445 радиолокаторов[77].

Поставки ресурсов военного назначения не только оказывали существенную поддержку действующей армии непосредственно на передовой, но также, сильно стимулировали советские производственные мощности тыловых предприятий. 2,1 млн. тонн доставленных по ленд-лизу нефтепродуктов позволили увеличить общий объем производства авиабензина в 15 раз (с 110 тыс. тонн в год в 1941 г. до 1670 тыс. тонн в год в 1944 г.). 628,4 тыс. тонн чистого авиационного бензина и 737.3 тыс. тонн бензина светлых фракций, суммарно составляли почти 2/3 всего топлива, которыми заправляли советские самолеты. 295 тыс. тонн взрывчатых веществ, не считая 127 тыс. тонн пороха, составляли 53% от общего советского производства за аналогичный отрезок времени. Не уступали по количественным показателям поставки цветных металлов и сплавов. Медь, без сплава с которой невозможно изготавливать артиллерийские снаряды и патроны, была доставлена в количестве 404 тыс. тонн (76% от советского производства). Алюминий – основной материал для самолетостроения – был поставлен в количестве 301 тыс. тонн (106% от советского производства). Кроме того, без алюминия невозможно создать двигатель Т-34 – самого массового танка Второй Мировой войны. Других, не менее важных металлов и сплавов, было доставлено: олова – 29 тыс. тонн, кобальта – 470 тыс. тонн, стали – 2,8 млн. тонн[78].

Помимо очевидных военных и ресурсных поставок, по ленд-лизу было получено множество товаров первой необходимости. 15,4 млн. пар армейской обуви, 106 тыс. тонн хлопка, 96 тыс. тонн шерсти, 49 тыс. тонн кожи, 1,5 млн. теплых одеял и 257,7 млн. пуговиц – значительно помогли решить вопрос не только военного обмундирования, но и снабжения тыла. Практически все антибактериальные препараты – сульфаниламиды и пенициллины, которые существенно помогали лечить раненных советских солдат – были поставлены по ленд-лизу[79].

 Неоценимый вклад армейского и гражданского снабжения, лежит на иностранных поставках продовольствия, которые в сумме составляли порядка 4,5 млн. тонн. Из этого количества еды, самые весомые позиции занимали:

- 49.5 тыс. тонн пшеницы;

- 238 тыс. тонн мороженной свинины и говядины;

- 624 тыс. тонн сахара;

- 81 тыс. тонна сливочного масла;

- 307 тонн шоколада;

- 664 тыс. тонн мясных консервов;

- 331 тыс. литров спирта[80].

По подсчетам профессора Северного Арктического Федерального Университета им. Ломоносова – Супруна М.Н., при переводе всего тоннажа продовольствия в калории – только за счет присланных по ленд-лизу продуктов питания, можно было кормить 10-ти миллионную армию в течение 1688-ми суток (Великая отечественная война шла 1418 суток)[81]. В этом контексте, значение иностранного продовольствия не поддается оценке, потому что собственные продрезервы были израсходованы в начале войны, а большая часть плодородных территорий Украины, Северного Кавказа и Черноземья были либо оккупированы, либо разорены, и как следствие – не могли накормить многомиллионную советскую армию и мирных жителей. Дефицит собственного продовольствия оказался настолько очевидным, что к 1944 г. общий объем поставленных по ленд-лизу продуктов питания, составил 25% от общего количества поставок[82].

Исходя из первоначальных условий соглашений по ленд-лизу, а именно – обязательство заплатить за уцелевшую военную и гражданскую технику с учетом их износа, американское правительство оценило общий объем выплат в 2,6 млрд. долларов (при том, что материальной помощи с учетом расходов на транспортировку было доставлено на 11,3 млрд. долларов). Для первого этапа переговоров с советской стороной в 1948 г., сумма была снижена вдвое – до 1.3 млрд. долларов, однако СССР был намерен заплатить только 170 млн. долларов, и как следствие – переговоры ни к чему не привели. На втором этапе – в 1949 г. советская сторона предлагала выплатить 200 млн. долларов с рассрочкой на 50 лет, в то время как США настаивали на уплате 1 млрд. с рассрочкой на 30 лет[83]. На третьем этапе переговоров в 1951 г. американская сторона снизила требования до 800 млн. долларов, однако СССР все равно соглашался заплатить только 300 млн. долларов. Из-за последующего обострения отношений между странами, переговоры не велись вплоть до 1972 г. и именно тогда было достигнуто соглашение по выплате 722 млн. долларов до 2001 г[84]. СССР успел выплатить 48 млн. долларов до середины 1973 г., но из-за вновь обострившихся отношений вызванных ужесточением международной торговли, дальнейшие выплаты прекратились. Возобновление переговоров по погашению долга произошло в 1990 г. и с вычетом уплаченных ранее 48 млн. долларов, требуемая сумма составила 674 млн. долларов[85]. После развала СССР, Российская Федерация как правопреемник, окончательно рассчиталась с долгом по ленд-лизу только в 2006-ом году[86].

Таким образом, из общего объема помощи в 11,3 млрд. долларов, США попросили выплатить за уцелевшую технику только 1,3 млрд. долларов, т.е. около 12%. Из этой суммы, СССР, а затем и Россия, согласились заплатить только 722 млн. долларов, т.е. 55% от назначенной суммы и 6,5% от общей суммы поставок. С учетом того что сумма долга не индексировалась исходя из уровня инфляции, и при пересчете на цены 2018 г. составляет свыше 160 млрд. долларов – реальная оплата долга по ленд-лизу составляет 0,4% от общей суммы иностранных поставок.[87]

Отвечая на дискуссионный вопрос «Мог ли СССР победить в войне без помощи ленд-лиза», можно только выстраивать гипотезы на основе невозможности объективно оценить реальные производственные мощности Советского Союза без учета иностранных поставок. Если объем поставленного союзниками вооружения и боевой техники, в той или иной степени мог быть компенсирован советской промышленностью, то в отношении транспорта, продовольствия и стратегического сырья, ситуация очень скоро переросла бы в критическую.

Нехватка железнодорожного и автомобильного транспорта, значительно бы ударила по снабжению и мобильности советской армии, что в свою очередь, снизило бы темпы проведения операций и увеличило количество потерь. Нехватка ценных металлов и других, необходимых для производства ресурсов, привела бы к существенному сокращению выпуска новых вооружений. Недостаток продовольствия, на фоне практически полного истощения запасов, со временем перерос бы в серьезный кризис или даже голод уровня блокадного Ленинграда. Вполне возможно, что Советский Союз мог бы победить и в таких условиях, однако и без того огромное количество потерь по итогам Великой Отечественной войны, увеличилось бы в разы[88].


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.022 с.)