Влияние налогов на финансовые результаты компании. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние налогов на финансовые результаты компании.



Налоги – необходимый инструмент функционирования государства с целью повышения уровня развития экономики, как предприятий, так и государства в целом. Будучи важным источником пополнения государственного бюджета, налоговые поступления позволяют государству выполнять свои функции и удовлетворять потребности общества. В современном обществе, помимо фискальной функции, налоги также выполняют регулирующую функцию, стимулируя развитие отдельных секторов экономики и перераспределяя доходы среди всех членов общества. Коммерческие организации являются одним из основных плательщиков налогов. Налоги, уплачиваемые коммерческими предприятиями, влияют на финансовые результаты работы по-разному и далеко не в одинаковой степени.

Влияние налогов на результативность деятельности предприятия связывают с таким понятием как «налоговая нагрузка» или «налоговое бремя». Исследователями уже давно изучаются основные вопросы и категории налогообложения и определяют сущность основных категорий налоговой сферы, но существуют различные подходы зарубежных и отечественных ученых к определению понятия «налоговая нагрузка».

Налоговая нагрузка является относительным показателем, характеризующим сумму денежных средств, извлекаемую из финансов предприятия посредством налогообложения, и отражает степень влияния всей налогов на деятельности предприятия, а также государства в целом.

Еще одна проблема изучения налогового бремени – отсутствие единой методологии расчета. В целом в экономической литературе существует три основных подхода к измерению уровня налогового бремени предприятия:

1) налоговая нагрузка определяется соотношением суммы налоговых поступлений в бюджет к совокупному доходу предприятий;

2) налоговая нагрузка равна разнице между общей суммой налоговых поступлений и суммой расходов и трансфертов из бюджета;

3) налоговая    нагрузка    определяется     соотношением     налоговых поступлений и ВВП.

Налоги, оплачиваемые коммерческой организацией, влияют на финансовые результаты работы по-разному, но не в той же степени. Принципиально важным для организаций является источник уплаченных налогов, поскольку это во многом определяет конкурентоспособность их продуктов, объем продаж и, в конечном счете, финансовые показатели эффективности. К таким источникам относятся: расходы организации, прибыль, прибыль от реализации. Самая большая группа налоговых платежей – это налоги, которые относятся к расходам. Налоги, включенные в стоимость производства, включают: страховые взносы, транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых, земельный налог.

Косвенные налоги (НДС, акцизы) включены в цену товаров (работ, услуг) и оплачиваются конечными пользователями. Теоретически косвенные налоги исключают возможность ущемления интересов производителей и продавцов товаров, т. к. источником их оплаты являются доходы конечных потребителей. Однако в некоторых случаях плательщик косвенных налогов может стать производителем или продавцом, то источник их платежа становится прибылью, а определенная часть косвенных налогов учитывает особенности прямого налогообложения. Такие ситуации могут возникать в нескольких случаях: поставка товаров значительно превышает эффективный спрос на них из-за их избыточного предложения на рынке; спрос на товары приходится на значительную долю косвенных налогов в цене, что делает товары недоступными для большинства потребителей; абсолютное или относительное снижение реальных доходов населения; неконкурентоспособность товаров, трудности с их внедрением и т. д. В любом из этих случаев налогоплательщикам приходится либо снижать цены, сокращая издержки производства или прибыль, либо сокращая производство и продажи. Это показывает регулирующую роль косвенных налогов, направленных на сдерживание деловой активности, поощрение организаций к повышению конкурентоспособности продукции и снижению производственных издержек за счет внедрения новых технологий, технологий и т. д.

Увеличение цен продажи за счет включения НДС и акцизов в них приводит к снижению потребительского спроса и конкурентоспособности продукции, поскольку цена является одним из ее важнейших компонентов. В свою очередь, снижение конкурентоспособности продукции отрицательно сказывается на объеме продаж и, следовательно, на стоимости затрат и прибыли предприятия.

Косвенные налоги являются эффективным регулятором производства. Они косвенно направляют руководителя организации на создание роста прибыли за счет повышения эффективности производства, а не увеличения цены. Более эффективно ослаблять влияние косвенных налогов за счет сокращения затрат, а именно затрат на единицу продукции (работ, услуг). В то же время наиболее эффективным является повышение производительности труда, сокращение затрат на рабочую силу и снижение материальных затрат. Налоги, связанные с издержками производства (страховые взносы, земельный налог и т. д.), а также косвенные налоги, повышают цены на продукцию и оплачиваются покупателями товаров, работ и услуг. Для большинства российских организаций рост цен на продукцию, работы и услуги за счет включения косвенных налогов и налогов на расходы подрывает экономическую заинтересованность в снижении издержек, приводит к отводу оборотного капитала от использования их для производства, созданию дополнительная потребность в организациях, которые они вынуждены покрывать за счет банковских кредитов, предоставляемых с высокой процентной ставкой, что отрицательно сказывается на финансовом состоянии, порождая значительные суммы неплатежей в экономике страны.

Налоговые платежи существенно влияют на все показатели деятельности организации не только в текущих, но и в предполагаемых периодах. Это влияние можно оценить с положительной и отрицательной точек зрения. Негативное влияние налогов проявляется в прямом снижении доходов и инвестиционных возможностей организации. Это прямое влияние проявляется в результате реализации фискальной функции налогов. К позитивным моментам можно отнести косвенные стимулы для организаций найти пути повышения эффективности использования ресурсов, эффективности труда, производства и управления в организации. В целях повышения эффективности деятельности организации необходимо систематически анализировать влияние налоговых платежей на финансовые показатели предприятия.

Размер налоговых ставок оказывает значительное влияние на конечный результат деятельности предприятий и заполнение государственного бюджета. Высокие ставки, хотя они должны увеличить сумму налоговых поступлений в бюджет, на практике могут иметь обратный эффект, в то время как низкие ставки наоборот могут увеличить поток налогов. Кривая Лаффера, которая связывает налоговые ставки и налоговые поступления, лучше всего иллюстрирует эти отношения. По словам Артура Лаффера, существует оптимальная ставка налога, которая максимизирует сумму налоговых платежей.

В случае, если ставки налога ниже оптимальных, некоторые потенциальные налоговые поступления не принимаются государственным бюджетом, что является дополнительной прибылью предприятия. С точки зрения государства этот эффект отрицательный, поскольку существует риск недостаточного заполнения государственного бюджета для реализации, функций, возложенных на государство. С точки зрения предприятия низкие ставки стимулируют предпринимательство, поскольку они обеспечивают высокий уровень рентабельности.

Кроме того, чрезмерно высокие налоговые ставки, уменьшающие прибыль предприятий, напротив, сдерживают предпринимательство, что может привести к ряду негативных последствий:

1) некоторые предприятия не могут быть прибыльными и рентабельными, а в результате они вынуждены прекратить свою деятельность;

2) существует большой риск уклонения предприятий от уплаты налогов, и, следовательно, увеличение уровня теневой экономики;

3) важным компонентом собственного капитала предприятия является нераспределенная прибыль, которая значительно уменьшается с увеличением суммы уплачиваемых налоговых платежей. Недостаток нераспределенной прибыли отрицательно сказывается на финансовой стабильности, финансовой независимости предприятия, что приводит к сокращению суммы дивидендов, снижению цены акций и, как следствие, сумм, которые возможно инвестировать в деятельность предприятия.

Поэтому для развития экономики государству желательно создать оптимальное налоговое бремя с минимальными налоговыми ставками, которое обеспечивало бы получение достаточного количества денежных средств в бюджет, но не были бы излишне обременительными для предприятия.

По нашему мнению, учитывая нынешнюю отечественную экономическую ситуацию характеризующуюся низким уровнем предпринимательства и высоким уровнем теневой экономики, целесообразно оставлять уровень налогового бремени на существующем уровне.

Ежегодно налоговая система РФ претерпевает существенные изменения: уточняются неоднозначные положения, адаптируются и внедряются подходы, успешно работающие в мировой практике, разрабатываются и совершенствуются меры, направленные на поддержку инвесторов и борьбу с налоговыми нарушениями.

Среди последних изменений налогового законодательства, которые начали действовать с 01 января 2018 года, можно отметить так называемую «кодификацию концепции необоснованной налоговой выгоды», введение инвестиционного вычета при расчете налога на прибыль, включение в законодательство положений о международном обмене информацией о финансовых счетах и подготовке документации по международным группам компаний. Рассмотрим их подробнее.

НК РФ дополнен статьей 541, согласно которой под необоснованной налоговой выгодой фактически понимается уменьшение налоговой базы/налога к уплате в результате искажения налогоплательщиком сведений о фактах хозяйственной жизни/объектах налогообложения.

Таким образом, налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу/сумму налога при соблюдении следующих условий:

- отсутствуют искажения сведений о фактах хозяйственной жизни/объектах налогообложения;

- основной целью сделки не является полная или частичная неуплата и/или зачет (возврат) суммы налога;

- обязательство по сделке фактически исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и/или лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

При этом в тексте статьи 541 НК РФ отсутствует упоминание о презумпции добросовестности налогоплательщиков, а также о привычном для налогоплательщиков способе подтверждения добросовестности - проявлении должной осмотрительности при выборе контрагента. Также в новых правилах отсутствуют положения о налоговой реконструкции как способе расчета налоговых обязательств при осуществлении доначислений [6].

Введение инвестиционного вычета по налогу на прибыль. Инвестиционный вычет фактически будет представлять собой уменьшение суммы налога на прибыль на сумму инвестиций в основные средства, относящиеся к 3-7 амортизационным группам. Инвестиционный вычет вводится законом субъекта РФ и будет применяться по решению самого налогоплательщика. В случае применения инвестиционного вычета налогоплательщик лишается права начислять амортизацию и применять амортизационную премию в отношении тех основных средств, к которым был применен вычет. При этом инвестиционный вычет нельзя будет применять выборочно в отношении отдельных объектов. Инвестиционный вычет может стать привлекательным инструментом управления налоговой нагрузкой, особенно в условиях развития инновационных схем и форм государственного регулирования экономики [11; 12]. К сожалению, воспользоваться правом на уменьшение налога на прибыль налогоплательщики смогут лишь после принятия конкретным регионом нормативного акта о внедрении вычета на своей территории и соответствии возможным дополнительным критериям, которые регион вправе установить. Отметим, что уменьшению подлежит текущий налог на прибыль, и механизм полезен тем, кто генерирует существенную прибыль, несмотря на осуществление капитальных вложений. Все эти факторы, а также ограничения по амортизации основных средств, их дальнейшему использованию и ряд других должны быть учтены при принятии решения о целесообразности применения нового механизма [13].

Особыми схемами исчисления и уплаты налогов пользуются резиденты так называемых территорий опережающего развития (ТОРы) и свободных портов, единственный пока из которых реализуется во Владивостоке. На сегодняшний день для резидентов предусмотрен целый ряд льготы и преференции в части налогообложения. Учитывая, что налоговая политика государства является одним из главных факторов, оказывающих влияние на формирование благоприятной предпринимательской среды, снижение фискальной нагрузки для резидентов ТОРов и свободного порта создает возможности получения дополнительных доходов и улучшения своих финансовых показателей [14]. ФНС России письмом от 13 июля 2017 года № ЕД-4-2/13650 направила в адрес нижестоящих налоговых органов методические рекомендации, подготовленные совместно с СК России, по установлению в ходе проведения налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих о наличии умысла в действиях должностных лиц налогоплательщика.

В Методических рекомендациях подробно описываются стандартные схемы уклонения от уплаты налогов, приводится методика по обнаружению умысла при совершении налогового правонарушения и документированию результатов контрольных мероприятий в акте налоговой проверки и решении по ее итогам.

Также к методическим рекомендациям прилагается список вопросов, которые территориальные налоговые органы обязаны задать сотрудникам налогоплательщика, выступающим субъектами уголовной ответственности по составам налоговых преступлений (ст.ст. 199, 199.1 и 199.2 УК РФ).

Следование налоговыми органами изложенным в письме рекомендациям фактически может привести к расширению практики применения штрафа в размере 40% за умышленное совершение налоговых правонарушений, а также уголовному преследованию виновных лиц.

27 ноября 2017 года был принят закон, направленный на создание в РФ правового поля, предоставляющего российским финансовым институтам возможность выполнения Стандарта ОЭСР об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах (Common Reporting Standard или CRS), в рамках которого финансовые институты стран-участниц направляют информацию о счетах своих клиентов в местные налоговые органы, которые в дальнейшем производят взаимный обмен данной информацией. Согласно информации, опубликованной на официальном сайте ФНС России, первая отчетность должна будет поступить в ФНС России от организаций финансового рынка (ОФР) до 31 июля 2018 года в отношении счетов, открытых до 2018 года [15].

Законом    установлен     перечень    ОФР   (кредитные     организации, страховщики, профессиональные участники рынка ценных бумаг, доверительные управляющие, НПФ и ряд других лиц) и закреплены их обязанности по представлению в ФНС России:

- финансовой информации о клиентах, выгодоприобретателях и/или лицах, прямо или косвенно их контролирующих, являющихся налоговыми резидентами иностранных юрисдикций;

- иной информации, относящейся к заключенному между клиентом и организацией договору на оказание финансовых услуг.

Представление информации не является нарушением банковской тайны и не требует получения согласия клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих. Любая финансовая информация, полученная ФНС от ОФР и компетентных органов иностранных государств (территорий) в рамках обмена, может использоваться ФНС и территориальными налоговыми органами при осуществлении своих полномочий.

Итак, каждая организация имеет право использовать методы налоговой оптимизации и планирования, установленные законом, для максимального сокращениях налоговых обязательств перед бюджетом. Оптимизация налоговых платежей является одним из важных резервов роста бизнеса. Результатом оптимизации налогов является увеличение реальных возможностей организации для дальнейшего развития и повышения ее эффективности. Поэтому изучение влияния налоговых платежей на деятельность организации является важным условием для налогового регулирования организаций.

Таким образом, налоги оказывают различное влияние на производительность организации. Экономическим субъектам необходимо стремиться к укреплению позитивного воздействия налогов и ослаблению их негативного воздействия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.239.231 (0.027 с.)