Характеристика младшего возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика младшего возраста



Следовало бы разделить младшую ветвь на две группы: 7- 9 и 9 -11 лет. Благоприятный для внешкольной работы возраст. Потребность играть, в игре учиться жизни. Признание авторитета старших, желание подражать им.

 

НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ облегчает возможность воздействия. Все воспринимается без анализа. Полное доверие к старшим.

 

ПОДВИЖНОСТЬ - потребность упражнять все мускулы, постоянно переходить к Новому занятию, неумение долго заниматься одним предметом.

 

ИНДИВИДУАЛИЗМ - эгоцентричность, эгоизм. Ребенок утверждает свое "Я", занят собой, хочет найти свое место среди сверстников. Хвастливость, желание быть лучше других. Ссоры и сплетни. Дружба недолговечна, нужен лишь компаньон в игре. Нет чувства товарищества. Я, а не мы.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - быстро меняется настроение. Частые, мимолетные обиды, слезы.

 

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ и ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ. Ребенок впитывает и запоминает все, мир воспринимает интуитивно. Не вопрошает серьезно, удовлетворяясь простыми ответами. Взрослых видит подчас "насквозь".

 

ЛЮБОВЬ МАСТЕРИТЬ. Ребенок гордится своим достижением, любит похвалу.

 

ОТСУТСТВИЕ ТВЕРДЫХ МОРАЛЬНЫХ КРИТЕРИЕВ. Склонность ко лжи, собственничеству. Возмущение несправедливостью. Жалобы.

 

СПОСОБНОСТЬ ФАНТАЗИРОВАТЬ, то есть полностью переноситься в воображаемый мир, где комната с опущенными шторами становится кораблем, окно - иллюминатором, палка - ружьем, а стул - штурвалом.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ СТАИ (см. Положение о волчатах и белочках).

В каждой стае, даже самой маленькой, должны быть начальник и помощник. Начальник стаи должен быть взрослым, ответственным человеком, любящим детей, физически выносливым. В смешанной стае начальницей должна быть руководительница.

Желательны помощники, ведающие играми, спортом, ручным трудом. За всю работу стаи отвечает ее начальник. Стая делится на шестерки (по цветам: зеленая, голубая и т.п.) - строевые единицы, не работающие самостоятельно. Старшие в шестерке могут чередоваться. Возможна старшая шестерка, готовящаяся к переходу в отряд. В прогулках, поездках могут помогать разведчики и родители.

 

РАБОТА СТАИ В ГОРОДЕ

Сборы, прогулки, поездки за город, посещение кино, музеев, театров и т.п. Любое начинание должно быть тщательно подготовлено, и план его написан и роздан помощникам.

Основные компоненты сбора в городе: молитва, начало сбора (согласно традиции стаи), законы, беседа, рассказ или сказка, пение, занятия, ручной труд, игры, конец сбора. Важно, чтобы в стае были свои традиции и церемонии начала и конца сбора.

 

ИГРЫ - основной элемент каждого сбора. Их следует чередовать с другими занятиями. Чередовать также по типу (подвижные, сидячие, образовательные). Учить новым играм - младшие любят старые, знакомые игры.

 

ЗАНЯТИЯ - по "глазкам" и специальностям проводятся в виде собеседований, игр или состязаний.

 

РУЧНОЙ ТРУД желательно планировать так, чтобы в течение сбора дети закончили что-нибудь и могли взять с собой домой. Ручной труд - отдых после игры.

 

БЕСЕДЫ должны быть очень короткими, затрагивающими конкретную тему. Интересную сказку или захватывающий рассказ дети готовы слушать долго.

 

ПЕНИЕ интересует не всех, особенно мальчиков. Можно петь и разучивать то, что детям понятно и то, что нравится.

 

МЕТОДЫ РАБОТЫ

Основной метод заключается в игре в жизнь. Постоянное движение, познавание, упражнения (волчата, щенки, медвежата) по задуманному согласно нашим методам и программам плану.

Дать детям то, что не может дать семья, школа. Работа со стаей не может ни в чем уподобляться работе с отрядом. Прохождение и получение "глазок" не должно быть связано с серьезными занятиями и испытаниями. Получение "глазок" - скорее вехи пребывания в стае. Важнее поведение. Испытания на "глазки" производятся чаще всего в виде бега в помещении, в парке или возле лагеря. Обычно идут по два или три человека (на разные "глазки") от одного пункта к другому. На пунктах судьи задают им разные вопросы или просят что-то сделать.

Желательно не допускать до бега тех, кто не сможет сдать все.

 

ДРАМАТИЗИРОВАННАЯ ЦИКЛОВАЯ ИГРА - это продолжительная (4-8 сборов или весь лагерь) игра на определенную тему (казак, санитар, боярышня, эколог).

Цикловая игра бывает часто связана с темой специальности, но не всегда. Специальности - повар, пловец не поддаются драматизации.

Цикловая игра использует способность ребенка переноситься в воображаемый мир. Этот воображаемый мир лучше всего создается в драматизированных эпизодах, связанных с темой цикловой игры.

Цикловая игра, и в лагере (где ее легче проводить), и в городе (где труднее), требует большой подготовки: ознакомления с темой игры, приготовления костюмов, разучивания песен, кличей, танцев, относящихся к игре, а главное, и самое трудное, разработки игр и эпизодов.

Необходимо провести ряд бесед, которые подготовят детей к участию в играх и эпизодах. Нужно найти и подготовить добавочных помощников. Если есть возможность, заняться бутафорией - устройством шатра Кучума, терема и т.п.

Все вышеупомянутое помогает "перевоплощению" - переходу в воображаемый мир игры.

 

СТАЯ В ЛАГЕРЕ (смотри ПОЛОЖЕНИЕ о волчатах и белочках, пар. 1.5)

Программу лагеря следует разработать и расписать по дням. Это поможет избежать провалов и изнуряющих ночных заседаний штаба.

Лагерная жизнь должна быть полна радостных переживаний, отличающихся от того, что дети видят и переживают в городе. Этому способствуют наши лагерные церемонии, традиции и вся лагерная программа.

Множество новых переживаний может доставить цикловая игра, проводимая на протяжении всего лагеря, когда ежедневно весь лагерь на несколько часов переходит в воображаемый мир игры.

Для руководителя это большая работа, требующая детальной подготовки в городе.

Ежедневные костры в лагерях младших не обязательны. Младшие обычно поют "У задумчивого леса..." в начале костра и не перекрещивают рук. Костры можно заменять чтением или собеседованием у лампы. Допустимо зажигание свечей по палаткам (осторожно!).

Если лагерь с купанием, необходимо строго соблюдать все правила безопасности.

Лагерники делают все вместе в лагере. Никто не может уходить за пределы лагеря или бродить по лагерю в одиночку.

Если в лагере участвуют родители, они не должны оказывать своим детям особое внимание.

Старшая шестерка может жить при лагере или жить в особой палатке в лагере. Ее члены могут помогать в проведении цикловых игр.

У начальника лагеря должно быть достаточное количество помощников, но не слишком большое, особенно, если это разведчики. Полезны специальные помощники, ведающие спортом, ручным трудом, плаванием.

 

ТРАДИЦИИ В СТАЕ

У каждой стаи свои традиции. Свое название, свой способ украшать бунчук, свой способ строиться, собираться вокруг начальника и т.п. Важно иметь особую, торжественную традицию перевода в отряд. Традиции создаются постепенно, а не по заданию.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Говорить младшим о морали почти бесполезно, говорить о добрых делах, конкретных, нужно. Во всех случаях - в беседах, рассказах, собеседованиях, играх, приготовлении к цикловым играм необходимо всегда подчеркнуть добро и высказать порицание злу.

 

1994 г.


ВИТЯЗИ И ДРУЖИННИЦЫ

 

В "Положении о витязях и дружинницах" (В/Д) даны организационные указания о работе этой ветви. Однако, большого опыта работы с В/Д у нас нет. Эта работа началась давно (в начале двадцатых годов в Югославии), она велась и ведется до наших дней, и ведется везде по-разному.

В 1922 году Р. Баден-Пауэлл выпустил книгу "Rovering to Success" о работе старших скаутов - "роверов". Олег Иванович Пантюхов познакомил русских скаутов за границей с главными мыслями Баден-Пауэлла в своем циркуляре от 14 июня 1924 года. Циркуляр начинается словами:

"Дорогие друзья! В ожидании более полного перевода книги сэра Р. Баден - Пауэлла о Роверах я рассылаю пока перевод наиболее существенных глав этой книги. Перевод этот сделан с некоторыми сокращениями и изменениями применительно к нам русским, но название "Ровер" не удалось еще вполне точно перевести на русский язык. Наиболее удачное название из предложенных до сих пор это: "ушкуйники". Кроме этого названия существуют еще следующие проекты: "Ходоки", "Странники" и "Старики" - старые скауты ("Русским Скаутам", 1929 г., сс. 88-90). Олег Иванович подчеркнул, что работа "Роверов" - это служение.

СЛУЖЕНИЕ И ЛИЧНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ легли в основу работы наших В/Д. Служение Богу, Родине, ближним. Совершенствование - нравственное, умственное, совершенствование в семейной, общественной, профессиональной жизни. Оба момента связаны неразрывно, так как без совершенствования невозможно настоящее служение. Служение и совершенствование требуют больших усилий и жертвенности, религиозных и идеологических исканий. Ввиду столь серьезных требований, витязям и дружинницам предоставляется свобода в выборе форм их работы. Их работа строится на принципах самостоятельности, свободного выбора и свободного творчества. В/Д не должны сдавать какие-либо испытания. Вся их деятельность исходит из добровольно возложенного на себя служения и самовоспитания. На протяжении десятилетий круги В/Д работали в этом именно направлении. К сожалению, не всегда в круг шла молодежь, желающая служить и заниматься совершенствованием. Некоторые искали просто хорошей компании, занятий спортом и развлечений.

Чем бы круг ни занимался, важно иметь конкретную цель, стремление к которой дает осязаемые результаты. Круг должен жить рабочей жизнью, а не одними отвлеченными исканиями. И здесь на первый план выступает служение. Поле деятельности здесь не ограничено. Необходимы лишь желание и инициатива, чтобы помогать обездоленным, старикам, инвалидам, помогать церкви с уборкой или покраской, участвовать в восстановлении церквей и монастырей, помогать школе, помочь местной дружине в организации лагерей, походов, праздников, устройством штаб-квартиры, печатанием материалов, сбором средств и т.п.

Трудно говорить о типах кругов. У каждого круга свой профиль, так как в нем преобладает один аспект работы. Деление круга на звенья отнюдь не обязательно. Оно может быть нужно в большом и очень интенсивно работающем круге.

По-видимому, сводный круг - наиболее распространенный тип круга. Положительные стороны совместной работы: привычка совместной общественной работы, естественное, здоровое знакомство с представителями противоположного пола и вытекающие отсюда нормальные отношения (без насмешки, излишнего кокетства и пустого флирта), взаимное обогащение, нахождение общих интересов и идеалов и частичная подготовка к браку.

В плане служения родине и национальной работы встает вопрос участия в политических организациях. Согласно Уставу взрослые члены организации имеют право вступать в политические группировки, но не имеют права заниматься какой-либо политической работой в рамках скаутской организации. Все эти правила полностью относятся и к В/Д.

В связи со свободой, которой пользуются В/Д в своей работе, возникают крайности - проявления излишней независимости и даже нарушения нашей этики. Бывают случаи, когда В/Д, благодаря долгому пребыванию в организации и накопленному опыту, мнят себя руководителями "без зеленых галстуков" и злоупотребляют своими "псевдоруководительскими" правами, не желая становиться настоящими руководителями и брать на себя настоящую ответственность. Это недопустимо.

Работа витязей и дружинниц - завершение всей нашей работы, ведущей к созданию полноценного человека. Поэтому витязям и дружинницам не должно быть чуждым желание пройти руководительские курсы и стать руководителями.

Первый Курс для Начальников Кругов состоялся в Германии в 1948 году. Опыт этого курса остался неиспользованным. Первое Положение о работе кругов было издано в 1964 году. Летом 1993 года в Екатеринбурге был проведен второй КНК. К сожалению, результаты дискуссий и семинаров о работе В/Д не попали в нашу печать.

Название ВИТЯЗЬ было утверждено в 1943 году, после объединения подпольных разведчиков с перешедшими на подпольное положение Витязями Русского Студенческого Христианского Движения. Позднее, но точно неизвестно когда, были утверждены название дружинница и знак В/Д - лилия с белым крестом на сине-красном ромбе - знак организации Витязей.

Восстановление разведчества в России открывает нам обширные возможности развить деятельность кругов витязей и дружинниц на Родине.

Составлено на основе статьи скм. Р. Полчанинова «РАБОТА С КРУГОМ» (витязи и дружинницы), конспект КНО, 1993 г. и статей других авторов, которые были напечатаны в "Опыте".

 

1994 г.

____________________________________________________________________________

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.016 с.)