Звеновая или отрядная система. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Звеновая или отрядная система.



Единственный правильный ответ на это – конечно, звеновая система!

Лучше слабая, чем никакая. Вся суть скаутской работы как воспитательной системы заключается в том, что воспитатель действует на небольшие группки друзей через их сверстника - вожака. В любой обстановке, где играют дети, на практике образуются своего рода натуральные группы, в которых выявляются и вожаки. В своей работе начальник отряда должен постепенно развивать принцип этой звеновой системы на своих сборах, в играх и состязаниях, посредством особых заданий. При отсутствии звеновых сборов следует уделять 10-15 минут отрядных сборов на сбор звена, давая место широкой самодеятельности и, наконец, собирать своих вожаков на сборы совета отряда и направлять их работу со звеньями.

 

СОВЕТ ОТРЯДА

Это продолжение развития той же звеновой системы. Собирая своих вожаков, начальник отряда продолжает поддерживать или создает ядро для управления и администрации отряда, в то же самое время заботится о продвижении своих вожаков по разведческой лесенке.

· Сбор совета отряда выглядит как сбор звена.

· Официальное начало - построение, молитва, звеновые церемонии.

· Отрядные дела - протокол, разработка расписания, составление отрядных планов, советы начальника отряда относительно планов звеновых сборов, обсуждение поведения членов отряда.

· Далее - как сбор звена вожаков - беседа начальника отряда, прохождение разрядов, специальностей, разучивание новых песен, игры, шутки.

· Сбор заканчивается соответствующей церемонией.

 

Начальник отряда всегда несет моральную ответственность за воспитание и педагогическую работу в отряде, но он не командир, а старший брат и вождь. Чем больше у него помощников, тем лучше. Он готовит себе помощников и распределяет работу и настаивает на четком ее исполнении. В совете отряда, кроме вожаков, может быть и старший вожак (не обязательно вожак звена), он старше других и имеет опыт вожака. Нужны также секретарь, казначей и завхоз.

 

НАЧАЛЬНИК ОТРЯДА

Обратим внимание на личность и роль начальника отряда, без которого отряд существовать не может. Это скаут и руководитель, у которого идеалы и моральные законы те же, что и у его разведчиков. Он также обязан совершенствоваться.

От начальника отряда, как от руководителя, ожидается, что он всегда будет вести и показывать пример во всех проявлениях человеческой жизни - заботиться о своем здоровье, развивать свои физические силы, обращать внимание на развитие ума, воли и чувства, уметь ладить с людьми, любить детей и строить свой авторитет на личном примере. Особое внимание начальник отряда должен уделять своей духовной жизни - молитве, посту, участию в богослужениях, причащению - это дает руководителю силы, опыт и авторитет для духовного влияния на своих ребят. Как скаут, начальник отряда постоянно обогащает свои скаутские познания, читая скаутскую литературу, извлекая из нее полезные идеи и советы, темы для бесед, старается быть частью всей организации и идти в ногу с ней.

ДУХОВНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

В идеале у каждого отряда должен быть свой духовный руководитель - священник. Желательно, чтобы это был член Организации, прошедший руководительские курсы. Для успешного развития духовной жизни в отряде желательно, чтобы он принимал участие во всех сторонах отрядной жизни - лагерях, походах, испытаниях. Таким образом, он становится для ребят другом, скаутским руководителем, но, прежде всего, духовным отцом.

 

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАЦИИ

У начальника отряда немало административных забот, в особенности, если он начальник отдельного отряда (не в дружине). В таком случае он становится представителем организации в городе. Его большая задача создать общество родителей и друзей - ОРДР - для моральной и материальной помощи в работе. Регистрация и ежегодная отчетность перед вышестоящей инстанцией, уплата членских взносов и исполнение директив - все зависит от начальника отряда, организатора. Если отряд смешанный, необходимо иметь соответствующих помощников не только в городе, но и в лагере. Начальник отряда ответственен и за отрядное делопроизводство - списки, сборы, летопись, казначейская книга, переписка, хозяйство и т.д.

 

ДУХ ОТРЯДА

Это настроение - любовь, дружба, преданность и гордость за честь своего отряда - которое создается в результате успешной, интересной и радостной совместной работы отряда. Сам начальник отряда верит в разведчество и живет в нем, не отделяя разведчество от своей жизни, и таким образом своим примером учит своих ребят. Отряд носит имя великого человека, пример которого служит путеводителем отряда. Сам отряд выбирает цвета отряда, связывая их с именем отряда. Имя и цвет находятся на знамени отряда (см. «Положение об эмблемах»). Отряд имеет свой герб, простой, чтобы все могли его нарисовать, свой девиз, отрядную песню, клич, свой отрядный праздник - день основания, свои традиции и церемонии и, наконец, свою штаб-квартиру или стену, которую можно украсить по своему вкусу (см. конспект "Символика").

ОТРЯДНЫЕ СБОРЫ

Работа в отряде ведется в виде сборов, походов, выступлений и лагерей. В нормально работающем отряде еженедельно происходят звеновые сборы, а раз в месяц - отрядные. Там, где звеновая система еще не налажена, отрядные сборы следует проводить чаще. В этом случае часть сбора посвящается звеновым сборам - исполнение заданий, занятиям по разрядам или подготовке к состязаниям. Беседа по родиноведению, игры, состязания, песни – проводятся совместно всем отрядом.

Задачи нормального отрядного сбора, проводимого не вместо, а помимо звеновых сборов:

· Провести смотр состояния звеньев;

· Дать возможность звеньям состязаться друг с другом;

· Дать отряду знания, которые не могут дать вожаки - религиозное воспитание и родиноведение;

· Укрепить отрядный дух совместными радостными переживаниями - играми, песнями, церемониями.

 

Отрядный сбор продолжается 2-3 часа. Желательно собираться на природе, но не обязательно. Предварительно на совете отряда распределяется, кто и что делает.

 

Дежурное звено приходит заранее приготовляет помещение.  
Помощник или дежурный строит отряд.  
Начальник отряда принимает рапорт, проводит строгий смотр звеньев: стойка, форма, руки, ботинки. 5 минут
Церемония начала сбора.  
Молитва, поднятие флага (желательно, не копия лагерных церемоний), законы, отрядная песня, клич - дело фантазии начальника и совета отряда. 10 минут
Звеньям дается задание общего характера, чтобы все могли участвовать. Задания разнообразные, связанные с разведческой практикой. 30 минут
Снова в штаб-квартире, сели в круг.  
Начальник отряда ведет беседу. 10 минут
Разучивают по теме соответствующую песню. 10 минут
Межзвеновое состязание: аккуратность, смекалка, поиски пунктов на карте, игра Кима исполнение песни, журавель. 30 минут
Занятия по разрядам проводить трудно, но разведческая практика доступна всем.  
Строй, упражнения на быстроту, природоведение, ручной труд, подарок мамам. 20 минут
Вторая половина сбора посвящена играм и песням.  
Костер, свечка. 50 минут
В разгар веселья начальник отряда овладевает вниманием всех и сообщает им все то, что следует запомнить к следующему сбору.  
Заключительная церемония - молитва, спуск флага, девиз и гимн. 15 минут

 

Совет отряда проводит короткое совещание о результатах сбора.

Начальник отряда может задержать кого-нибудь из ребят, чтобы поговорить.

 

Иногда в отряде проводятся особые сборы, посвященные спевке, ручному труду, репетиции. Такие сборы должны включать церемонии, игры и беседы.

 

ПОХОДЫ

Поход - это выезд за город не меньше, чем на 12 часов. Но мы рассмотрим и другие возможности деятельности вне штаб-квартиры. Общий принцип - как можно больше походов с ночевкой, дневных прогулок по городу с заданием.

Ко всем им относятся следующие советы:

· Информация должна быть заблаговременной и точной - что, где, как, когда, почему, что взять, как одеться, где собираться и т.п.;

· Сбор перед походом включает проверку снаряжения;

· Начало похода, так же как и конец, отмечается строем и молитвой;

· Начало похода и возвращение должны быть точными;

· Передвижение - поездка, марш - должны быть обеспечены с точки зрения безопасности;

· Распределение должностей заранее обсуждено на совете отряда.

 

Виды походов также многообразны:

· Бивак с ночевкой и лагерной программой;

· Поход - разведческая практика;

· Поход - большая игра - задания по звеньям, разведка;

· Горный поход для старших и опытных;

· “Робинзоновский” поход - в дикое место с "подножным кормом";

· Поход по тревоге;

· Поход с препятствиями;

· Исторический поход;

· Паломничество к святыне;

· Ночной поход;

· Зимний поход на лыжах;

· Поход доброго дела;

· Поход для ознакомления - фабрика, ферма, музей, учреждение.

 

ОТРЯДНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Отрядные выступления бывают разные: приглашение гостей, скаутов, других единиц, родителей, друзей.

Все эти выступления должны быть смотром успехов и состояния отряда:

· "Свечка" - костер в штаб-квартире с приглашением скаутов других единиц;

· Чашка чая - вечер с программой и танцами;

· Спектакль на определенную тему - пьеса, монтаж, песни;

· Выставка - поделки, фотографии, рисунки и т.д.;

· День разведчика - парад, костер;

· День Матери;

· Елка.

 

МЕЖЗВЕНОВЫЕ СОСТЯЗАНИЯ

В отряде они могут быть постоянными, отражающими жизнь звена в течение всего года - количество сборов, посещаемость, ношение формы, сдача разрядов, специальностей, разучивание новых песен, ведение звеновой книги, порядок в снаряжении и т.п. Звено - победитель получает переходящий приз - значок на флажок.

Периодические состязания - в день св. Георгия, в лагере, в День матери - обычно по пунктам практики. Они могут быть и литературными, спортивными, состязанием по сигнализации и т.п. Эпизодические состязания устраиваются, чтобы состязаться по определенному предмету.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ОТРЯДНОЙ РАБОТЫ

Планируя работу отряда, необходимо считаться с законами природы. Следует помнить, что в области психики установлено что:

· Утро способствует воздействию на волю человека в преодолении трудностей;

· День - воздействию на ум (занятия);

· Вечер - воздействию на чувства (переживания);

· В течение дня человек наиболее способен к умственной деятельности с 9 до 12 и с 15 до 17 часов;

· В течение года человек наиболее восприимчив к учению осенью, зимой и весной.

При планировании работы отряда начальник отряда сначала устанавливает, какая общая задача стоит перед отрядом в предстоящий год, затем более подробно разрабатывает план на каждую четверть года.

· Осень - реорганизация, отчеты, походы, занятия по разрядам, День Матери;

· Зима - подготовка к елке, выставке, занятия, сборы у камина, доброе дело, выезд на снег;

· Весна - выход в природу, усиление занятий по разрядам, выставки, религиозные переживания в связи с постом, Пасхой, день св. Георгия, подготовка к лагерю;

· Лето - биваки, походы, лагерь, встречи с другими скаутами.

 

Квартальное планирование работы делает дальнейшую разработку плана по месяцам более легкой - подробные планы сборов, походов, сборов совета отряда.

 

ЛАГЕРЯ

Недаром говорится, что скаутский год делится на 50 недель подготовки и 2 недели лагеря. Может быть, это и преувеличено, но лагерь все же является самым ярким и интересным моментом в жизни разведчиков.

В связи с этим, перед начальником отряда стоит серьезная задача быть всецело подготовленным, чтобы использовать лагерное время в воспитательном смысле. В лагере дети находятся всецело под его влиянием и надзором. В то же время он должен быть в состоянии поддерживать четкий административный порядок. Наша работа направлена на индивидуальное воспитание ребенка, поэтому идеальным считается лагерь отряда численностью не более 30 человек.

Ребенок, живущий в городе, подвергнут влиянию массы, телевизора, дешевых развлечений. Поэтому самым ценным в лагерной жизни для руководителя является возможность помочь ребятам в развитии их хороших качеств.

Разведчество - это лесная школа, которая приучает к самостоятельности, воспитывает чувство любви к природе, развивает дружбу (см. «Положение о лагерях» и конспект "Лагерное дело").

 

Конспект составлен в 1994 году на основании курсового материала "Работа с отрядом", издание ГК ОРЮР 1964 года.


МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ

 

Разведчество - это система внешкольного воспитания, целью которой, посредством ее педагогических принципов, является всестороннее развитие молодежи:

Развитие телесное - физическая закалка, укрепление здоровья, ряд специальных навыков;

Развитие умственное - способствующее приобретению знаний, развитию памяти, наблюдательности и т.п;

Развитие духовное - выработка твердого характера, силы воли и высокой нравственности.

В основе разведческой педагогики лежит использование психологических и эмоциональных стремлений и способностей молодежи к самовоспитанию. У нас не должно быть уроков, а только направление по должному пути, где устраняется основная проблема воспитания - "отцы и дети", где не должно быть приказов, а только показ, но где имеется и строгая дисциплина, действующая для всех одинаково.

Молодежь стремится к самоутверждению. Разведчество поощряет стремление к доброму, к лидерству, поручая молодежи должности, доверяя ей ответственные посты.

Разведчество обращает внимание на жизнь в природе. Походы и лагеря, помимо физического развития и здоровья, помимо благодатного влияния природы на психику и на эстетическое воспитание, приучают к самостоятельности и уверенности в своих силах и возможностях и поощряют моральный рост разведчика.

Основной метод разведческого воспитания игра (не школа). Ребята ожидают не обучения, а веселой компании, приключений, походов и лагерей, красивой формы, торжественных церемоний. Поэтому у нас нет экзаменов - есть испытания, состязания, бег. Разведчики не “зубрят”, а живут, работают, занимаются, играют.

Ввиду всего этого задача молодых руководителей - глубоко продумывать каждый шаг, планируя работу с ребятами (в городе ли они, или в лагере). Все занятия должны способствовать телесному, умственному и нравственному развитию ребят. Из этого следует, что секрет успеха в постоянном и умелом сочетании всех этих элементов воспитания.

Итак, цель не маршировка и построение мостов - а вера и верность ребят, их бодрость, находчивость, товарищество и жертвенность.

Разряды созданы для внешней оценки успехов на пути разведки. Будучи несомненно полезными, все же они не цель, а только средство нашей работы.

Специальности имеют более практический характер - они составляются так, чтобы для получения специальности разведчики должны были иметь не только знания, но и должны были проявить и некоторую разведческую инициативу, принести пользу ближним своими знаниями.

На многовековом опыте выработались основные принципы преподавания (Ян Коменский), которые относятся к нашей работе.

НАГЛЯДНОСТЬ. Разведческая подготовка к жизни учит показом. Говоря о гербе России, покажи, объясни его; учишь вязать узел - завяжи сам, дай попробовать его употребить; говоришь о поведении скаутов - сам своим примером покажи.

ДОБРОВОЛЬНОСТЬ. Вступление в организацию и подчинение ее правилам обуславливаются на добровольных началах. На сборах, в походах и лагерях должен быть порядок, следовательно, подчинение дисциплине, выполнение заданий должно происходить по собственному почину ребят. Руководитель должен как можно меньше приказывать, должен стараться не злоупотреблять строем (мы не армия). С вопросом добровольности связан и вопрос взысканий и поощрений. Все замечающий руководитель не хвалит (при всех) давно зарекомендовавших себя хороших ребят, он хвалит тех, кто старается изжить свои недостатки. Замечания делаются с глазу на глаз и наказание (желательно в той же области провинности) должно быть осмысленно и принести пользу провинившимся.

"ИНТЕРЕСНОСТЬ" сборов - неизбежное требование, вытекающее из добровольности участия в них. Однообразие - враг интересности. В каждый сбор следует стараться включать что-то новое, интересное ("изюминку"). Для этого надо следить за интересами ребят, искать, собирать материалы для оживления сборов, не повторять то же самое, иметь в запасе что-нибудь, чем можно заменить то, что не интересует ребят в данное время.

АКТИВНОСТЬ. Во всех разведческих начинаниях надо стремиться к участию всех. У нас нет зрителей - все участники. Руководитель не должен все делать сам (хоть и умеет лучше!). Поручая работу разведчикам, он прививает им вкус к ответственности, самостоятельной работе, инициативе.

ПЛАНОВОСТЬ. Для равномерной и последовательной работы с ребятами необходимо иметь план. План - не только шпаргалка для данного сбора. Это план, основательно продуманный и подробный. Планирование начинается с общего плана работы дружины (не исключая и общественные начинания). Далее - общий план работы отряда на год, более подробный на три месяца, наконец, подробные планы сборов на месяц. При этом следует иметь и запасные планы сборов на случай непредвиденных обстоятельств или непогоды (кто что делает, что взять с собой, что приготовить для заданий) - все это также относится к планированию.

ГИГИЕНА. Это не только соблюдение чистоты. Составляя планы, следует подумать, полезно ли это для здоровья. Чаще выводить из помещения на природу, на свежий воздух. Не переутомлять ребят беседами, занятиями, менять ритм игр. Проверять, как одеваются на сборы, не забывая и эстетику и, наконец, всегда иметь с собой аптечку.

ПОСТЕПЕННОСТЬ следует рассматривать с двух точек зрения: проведения самого сбора и постепенного воспитания разведчиков. В проведении сбора план должен считаться с принципом распределения занятий: от легкого материала переходить к трудному, от медленного ритма - к живому. Начало всегда спокойное, серьезное, а к концу оживление достигает вершины. Сбор кончается в самый веселый момент.

В отношении постепенного воспитания все скауты разделены на три группы: волчата/белочки, разведчики/разведчицы и витязи/дружинницы.

Для каждой группы поставлены цели воспитательной работы, разработаны соответствующие методы обучения: у в/б - глазки, у р/р - разряды.

В программах для каждой группы имеются все разделы: религия, родиноведение, разведчество и практика. Начальные общие понятия с возрастом и продвижением вверх, по разведческой лесенке, углубляются и только лишь после сдачи 1-го разряда полностью заканчиваются.

ДЕДУКЦИЯ и ИНДУКЦИЯ. Излагая материал, следует считаться с возрастом ребят. Для младших более доступен индуктивный способ - от частного к общему. У старших (14 и выше), наоборот, можно применять дедуктивный способ, излагая тему, переходить от общего к частному.

ДРАМАТИЗАЦИЯ. Всякая наука на практике выглядит иначе, чем в теории. Только в действительной жизни проверяются и закрепляются знания. Поэтому все наши занятия необходимо приблизить к жизни. Занятия проводить в виде происшествий из жизни (перевязать, перенести раненого). Для младших все игры облечь в интересные фабулы, а занятия украсить захватывающими рассказами и пояснениями.

Все выше описанные правила, касающиеся методики работы, необходимо соблюдать при составлении планов, а также в работе с разведчиками.

Однако, помимо этого, успех разведческой работы во многом зависит и от личности самого руководителя. Он должен быть искренне, всей душой разведчиком, любить разведческую жизнь, организацию, дружную разведческую семью. Он должен с радостью выполнять законы и правила, соблюдать традиции. Только тогда он сможет в своих разведчиках зажечь стремление быть настоящим разведчиком. Руководитель не должен стоять выше разведчиков, а находиться в самой их гуще.

Теперь несколько мыслей и советов относительно занятий с ребятами.

Занятия по религии лучше всего предоставить духовнику. Если же их проводит руководитель, он выберет для них подходящую серьезную обстановку и будет излагать материал в интересных и серьезных беседах. Необходимо также живое участие руководителя в религиозной жизни совместно с ребятами.

Методика родиноведения (национального воспитания) для нас имеет большое значение, так как мы стараемся воспитать не знатоков России, а научить детей любить Россию, развивать в них лучшие черты национального характера. Для этого мы используем самые разнообразные средства. Штаб-квартира и лагерь - это "уголок России". Стержень родиноведения - беседы, а также песни, игры, танцы, обычаи и т.д.

Занятия по разведчеству знакомят ребят со скаутским движением. Их лучше всего проводить зимой. Чем старше возрастом ребята, тем более следует расширять разбор истории разведчества, законов и символики. Развитие хорошего разведческого духа и практика исполнения законов достигаются интересными и содержательными походами, лагерями, сборами и заданиями. Самая важная часть разведческой программы - практика. Все теоретические занятия останутся словами, если они не будут дополняться практикой в повседневной жизни звена или отряда. На лоне природы закрепляется то, что было дано на сборах - идеализм, дружба, любовь к природе, преодоление препятствий, чувство долга и глубокая религиозность.

Практические занятия дают ребятам много полезных жизненных навыков и знаний, а во время совместной работы и состязаний развивают также дух звена или отряда. Практику, конечно, можно проводить только на практике, посредством интересных игр и заданий на природе. Для этого требуется тщательно продуманный план и терпение, так как только постоянные упражнения сделают ребят настоящими разведчиками.

 

1997 г.


РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ

ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ

Воспитательные принципы скаутизма всегда тесно соприкасались и были неразрывно связаны с христианским воспитанием.

Первый закон - "Разведчик верен Богу" - основа нашей личной жизни, нашего духовного роста, стимул нашей педагогики, критерий всего нашего дела. Без этой основы все остальные законы теряют свою соль. Необходимо подчеркнуть, что мы верны Христу Богу, в Троице славивому Отцу, Сыну и Святому Духу.

Центр мира ценностей разведчества имеет внутри себя иерархию, во главе которой стоит Бог ("Бог наш генерал", А. И. Суворов). Бытие в эмиграции и болезненное чувство отсутствия Родины склонны вытеснять религиозное чувство, нарушая иерархию ценностей.

Лишение иерархии ее главы лишает ее смысла, так как от здания остаются лишь обломки стен, стремящиеся в неопределенно "высокое и красивое" без крыши. Они постоянно рушатся из-за отсутствия фундамента. Примеры - в нашей личной жизни и в хаосе политической жизни, когда мировоззрения с искаженной иерархией ценностей принимаются за истину и проводятся в жизнь политическими системами, ведущими мир к пропасти самоуничтожения.

Вторая ценность разведчества - ребенок. Вся работа обращена к нему и проводится ради него, во имя меньшего по возрасту и силам брата или сестры.

Без религиозного воспитания разведчество стало бы спортивно-патриотическим обществом хороших привычек и манер, утеряло бы основное оправдание своего существования, которое осмысляет и освещает, а иногда и освящает все остальное.

Мы исходим из предпосылки, что человеческая душа "по природе - христианка" и что в ней заложено стремление к Богу. Нам нужно только содействовать ее приближению к Богу:

· Растопить лед равнодушия и неверия;

· Расторгнуть сон духовной лени.

Так как христианином нужно не только называться, но и быть им, религиозно-воспитательную работу надо проводить в трех направлениях:

1. Развивать личную духовную жизнь ребят, связывая ее с благими делами повседневной жизни;

2. Вводить в церковное служение, участвовать в церковной жизни;

3. Готовить к миссионерскому служению в своей собственной среде.

Некоторые считают, что пафос разведчества не включил в себя религиозного момента, духовно миновал его. Зародившись в Англии, скаутизм испытал влияние протестантизма, и мы еще не сумели преобразить его православием:

· Разграничивать житейское и церковное;

· Уделять религии почетное, но отдельное место;

· Бог занимает у нас ограниченное место (в лагере при подъеме/спуске флага, по воскресеньям);

· Тенденция "морализации" религии, потеря живого Бога.

ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ РЕЛИГИЯМ

Формально членами ОРЮР могут быть и буддисты и магометане. Отдельные группы иноверцев можно выделить в особые автономные соединения со своим религиозным миром, самостоятельно решающим вопросы религиозного воспитания.

Основная работа должна вестись под знаком православия, путем соборного воцерковления братства руководителей. В духовном единстве православной церковности должна быть наша сила, залог успеха. Это можно воплотить в общей молитве, в общем участии в таинстве (говение всего отряда, например), в совместном чтении Евангелия, в беседе у костра на волнующую нас тему религиозного характера.

 

МЕТОДИКА

Используя нашу методику (беседы, традиции, символику, песни, богослужения в лагерях и биваках на лоне природы и т.д.), не останавливаться на чисто обрядной стороне, а привести молодежь к Богу и расположению к религиозной жизни:

· посеять любовь ко всему - Богу и людям, природе, животным;

· влить в сознание присутствие Бога во всем и во всякое время;

· привить разведчикам любовь к Богу, как мы стараемся привить им любовь к русскому, к России.

"Вера без дела мертва есть" - нужно не только называться христианином, но и быть им. Вся 2000-летняя история христианства предельно динамична. Мы должны до мозга костей проникнуться этой динамичностью, активностью, так подходящей к возрасту разведчика. Важно, как и во всем остальном, проявить руководительское чутье и понимание нужд и запросов молодежи, найти тон, созвучный данной группе молодежи.

Искренне верующий молодежи немного. В эмиграции больше внешнего, заученного западного равнодушия, привычного времяпрепровождения, нежели мыслей о Боге. В России больше духовной напряженности и искания, но также и незнания о Боге, предубежденного отталкивания от церковной обрядности. В итоге много молодежи антицерковной и внецерковной. Поэтому наш подход должен быть постепенным, чтобы не оттолкнуть ребят неискренностью или фанатизмом.

Руководитель должен стремиться к самосовершенствованию, преображению во Христе, но не сразу требовать этого от разведчика, а сообразно строить ступени его духовного развития (как волчонок не поймет глубины наставления Макария Великого, так разведчик, увлекаясь спортом и играми, не обязательно поймет весь глубокий смысл Иисусовой Молитвы).

 

СПЕЦИАЛЬНОСТИ углубляют элементарное понятие о христианстве, требуемое в разрядах, и предоставляют ребятам возможность включиться в церковное служение. Требования рассчитаны на средний уровень разведчиков, но многим придется потрудиться, чтобы все выучить. Так и надо. Специальности надо заработать. Руководитель и духовник должны помогать разведчику и поощрять его, избегая формального подхода, стараясь быть индивидуально снисходительными.

Требования на религиозные специальности можно определить, посоветовавшись с духовником. Требования религиозных специальностей для иноверцев - соответственно их вере.

Следует помнить, что, рассказывая о жизни святых, необходимо говорить о сути их достижений - святости, а не только о земных достижениях. Пример - житие св. Сергея Радонежского:

Земные достижения Духовные достижения:
- основал монастырь; - выбор в детстве посвятить всю жизнь Христу;
- мирил князей; - подвиг молитвы;
- вдохновлял на борьбу; - к его наставлениям прислушивалась вся страна
- давал советы Великому князю.  

 

Почему мы часто не можем передать то, что составляет неповторимое исключительное чудо его личности - тайну его святости, а передаем только исторические данные?

ПРЕПОДАВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ. Следует ясно отличать религиозное преподавание от религиозного воспитания, т.е. знание о Боге и знание Бога.

Преподавание - азбука знаний, изучение молитв, изъяснение Закона Божия, устройства и истории Церкви и т.д. Задача семьи, школы, духовенства создать ту сеть проводов, по которым должен пробежать ток религии. Трудно привить душе религиозное состояние без религиозного преподавания. Лучше это делать в условиях школы.

Воспитание - это толчок, от которого формальные знания начинают звучать, приобретают краски, начинают радовать и вдохновлять, когда ребенок знает о Боге, о стремлении человеческого сердца к Нему как к любящему и милующему Отцу. Задача юношеской организации должна была бы состоять в том, чтобы способствовать пробуждению религиозного чувства.

Дать толчок для того, чтобы ток пробежал по проводам. Поэтому нужно, прежде всего, проверить наличие таких проводов и, если они не проложены, отложить воспитание и заняться преподаванием.

РАБОТА БЕЗ ДУХОВНОГО ОТЦА

Для руководителя недостаточно быть религиозным, проводить с ребятами беседы на религиозные темы, учить их молитвам, водить в церковь на богослужения. Религиозность не может быть внешней. Молитва должна быть искренна. Беседы - от сердца. Обмануть детей трудно.

Как передать эту искренность, если ее нет у руководителя? Ответ: воспитывать ее в себе, расширять духовный опыт, знакомиться с богословской литературой, читать Евангелие. Религиозность появляется не всегда по наитию, чаще - по изучении религии, как любовь к музыке, художеству.

Помощью нашему маловерию является 2000-летний опыт христианства, а еще более:

· 1000-летний опыт русского православия;

· Монастыри, старцы и подвижники;

· Святые, в стране русской просиявшие: (Серафим Саровский, Сергей Радонежский, Св. Кирилл и Мефодий, Александр Невский, о. Иоанн Кронштадтский, блж. Ксения Петербургская);

· Церковная жизнь, ее богослужения и чинопоследования;

· Таинства, посты, торжественные праздники;

· Творчество Достоевского и таких современных христианских писателей как Солоухин;

· Святая Русь;

· Избегать соблазна критиковать церковных деятелей и церковную общественность, "недостоинство христиан пусть никогда не заслоняет перед нашим взором великой ценности христианства";

· Нужно внушить детям мысль апостола Павла, что " Церковь свята и непорочна" и что отдельные ее члены за грехи свои будут держать ответ перед Богом.

 

Некоторые руководители, радуясь, что заниматься разрядами будет батюшка, ограничиваются "отбыванием" необходимых служб (когда надо подавать пример волчатам) или присутствием на торжествах. Детям нужно дать почувствовать жизнь церкви личным примером, всегда помня, что православие не доказывается, а показывается.

К сожалению, руководителями, обладающими особенным религиозным мироощущением, являются отдельные лица, а не все братство руководителей. Важно не останавливаться на доморощенном представлении о православии "на уровне пасхального стола" и ожидать, что религиозное воспитание может помочь в борьбе с денационализацией. Оба понятия распространены среди некоторых руководителей.

Богоугодная задача руководителей - это их служение Богу. Это значит быть творческим катализатором, соучастником, пробудить духовное "Я", живущее в сердце ребенка, и дать возможность этому "Я" встретиться с Господом Богом.

Идеально, когда духовный руководитель может посетить лагерь, еще лучше - жить в лагере, служить. Но если нет, можно устроить в лагере религиозный сбор в воскресенье или в праздник.

1. Подыскать особое изолированное от цивилизации, чистое, тихое, красивое место.

2. Прийти со знаменем в полной форме.

3. Пример программы (длительность - час, участвуют все):

· Пение хором “Царю Небесный”, “Отче Наш”, “Верую” и т.д.;

· Чтение из Евангелия на соответствующий день; Короткая проповедь (на основах Православной Церкви);

· Молитва;

· Чтение законов;

· Беседа на тему дня;

· Пение " Будь Готов" или "Коль славен".

4. Прийти и уйти строем.

Преподавать Закон Божий без санкции священника недопустимо. Наша задача ввести детей в церковь через храм, а не уводить их из храма только потому, что "с нашим священником не договоришься".

Подготовка преподавателя - составить план урока и учесть вопросы. На вопросы необходимо отвечать, если не сразу, то хотя бы к следующему уроку. Внимание к вопросам детей укрепляет их доверие к преподавателю. Влияние иноверцев. Тактично и осторожно нейтрализовать влияние иноверцев и не бороться, не искоренять, а дополнять тем, чего не хватает у иноверцев (например, у протестантов нет икон, у православных они есть).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.11.28 (0.107 с.)