Раздел 3. Поэзия рубежа веков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Поэзия рубежа веков



8 Эстетические основы символизма     Общественно-исторические и историко-культурные предпосылки возникновения символизма. Философские основы течения и понятие образа-символа. Способы символизации. Структура художественного мира и трактовка отношений личности и среды. Эволюция русского символизма
9  «Монументальный символизм» В. Я Брюсова. Солнечная мифология К. Д. Бальмонта     Место Брюсова в истории символизма. Характер поэтического видения (конструктивность, рационалистичность в соединении с импрессионизмом и иррационализмом). Своеобразие лирического героя. Урбанистическая тема в поэзии Брюсова. Особенности образности и ритмики. Историческое и мистическое в романе «Огненный ангел». Психологический облик К. Д. Бальмонта (поэт-актер). Пантеизм мироощущения и мифологизация стихий. Пафос Солнца («Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце»). Импрессионизм поэтики, философия мига. Напевность ритмико-интонационной организации («Я вольный ветер» и др.)
10  «Творимая легенда» в творчестве Ф. Сологуба     Основные мотивы лирики Сологуба: проклятие жизни и воспевание смерти; фантастический гротеск и мечта о земле Ойле; депрессивная риторика и утонченность мелодии. Принцип мистической иронии. Роман «Мелкий бес» – «новая страница в русской прозе» (Е. Замятин). Реалистическое и мифологическое в романе, особенности субъектной организации
11 Психологический символизм И. Анненского Эстетическое бунтарство, субъективность идеала-мечты как общие черты «старших» символистов. Нетождественность деклараций и художественной практики. Основные черты Анненского – человека. Характер лирического героя: черты «лишнего человека», мотив совести и сострадания («В дороге», «Старые эстонки»). Тревожная атмосфера и задушевность интонации («Трилистник одиночества», «Трилистник обреченности»). «Психологический» символизм и особенности поэтического мира (импрессионизм пейзажа, микроурбанизм, сцепление вещи и лирического переживания – «Стальная цикада»). Психологический подтекст, особенности ритма и интонации (прозаизация поэтического языка, роль пауз, установка на беседность)
12 Поэзия А. Блока как «Трилогия Вочеловечения»     Общая характеристика «эстетической утопии» младосимволистов. Особенности творческой индивидуальности Блока. Дискуссия о методе Блока в отечественном литературоведении. Основные этапы «Трилогии Вочеловечения»: от «мгновения слишком яркого света» («Стихи о Прекрасной Даме») – через «необходимый болотистый лес» («Балаганчик», «Город», «Снежная маска») – к «рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру» (циклы «Родина», «Ямбы»). Эволюция эстетического идеала и поэтики (изменения лирического героя, поэтического мира, центральных символов, ритма и интонации). «Трилогия Вочеловечения» как лирический роман. Проблематика и жанр поэмы «Соловьиный сад»
13 Художественные искания и философия «теургии» Андрея Белого     Кружок «Аргонавты» и идея теургии. Эстетизация реальности в книге «Золото в лазури». Проблематика и художественное своеобразие «Симфоний». Тема Родины в книге «Пепел». Основной пафос, «некрасовские» интонации, появление сказа (голосов из народа). Осмысление судеб России в романах «Серебряный голубь» и «Петербург». Способы и приемы символизации, своеобразие поэтики (сказ, ритмизованная проза, лейтмотивность и т. д.). Своеобразие жанра символистского романа
14 Эстетические принципы акмеизма   История возникновения акмеизма. Акмеизм и символизм. Манифесты акмеистов: Н. Гумилев «Наследие символизма и акмеизм», С. Городецкий «Некоторые течения в современной русской поэзии», О. Мандельштам «Утро акмеизма». Идея культурной памяти, синхроническая концепция истории, язык как средство («камень») и цель культуры. Память – важнейшее нравственное начало, противостояние хаосу и забвению. Приемы «семантической поэтики»
15 Эволюция лирического героя в поэзии Н. Гумилева     Романтическое мироощущение и трагическая судьба Н. Гумилева. Раннее творчество Н. Гумилева: герой-маска, «адамизм», экзотика дальних странствий, тяготение к жанру баллады, энергичность ритма и звукописи. Поэма «Капитаны». Разлад мечты и действительности («Жираф», «Творчество»). Своеобразие трактовки темы любви. «Колчан» – война как один из ликов Апокалипсиса, пробуждающий Дух в человеке. Книга «Костер»: поиск гармонии с миром и неизбежность отчуждения. Философское содержание книги «Огненный столп»: путь к своему «я» («Душа и тело»), эстетическая саморефлексия («Слово», «Шестое чувство»). Идея прапамяти и новая, сюрреалистическая поэтика в стихотворении «Заблудившийся трамвай»
16  «Величавая простота» в ранней лирике А. Ахматовой     Место поэзии А. Ахматовой в Серебряном веке. «Земное» чувство любви как основа мироощущения в реалистической поэзии Ахматовой. Конкретность облика лирической героини, точность психологической детали, создающая впечатление камерности, интимности. Глубина и драматизм переживаний, сдержанность в выражении чувства, интерес к окружающему миру – источники «величавой простоты» лирики Ахматовой. Неразрывность личной судьбы с судьбой народа как основа масштабности образа лирической героини второй половины 1910-х годов. Особенности поэтики и ритмико-интонационной организации. Тема 1913 года в «Поэме без героя»
17 Лирический характер в творчестве М. Цветаевой     Жизненный и творческий путь: «от поэтики быта к поэтике слова» (М. Гаспаров). Романтическая концепция человека («тайный умысел Бога»), торжество поэзии над бытом («голос правды небесной против правды земной»). Богатство ритмических ходов, открытая пафосность интонации, паронимия, углубление в морфологический и фонетический состав слова в поисках глубинной семантики
18 Эстетическая программа футуризма     Авангард и авангардизм. Внутренняя неоднородность русского футуризма. Место в истории поэзии. Культ «самовитого слова»; эстетическое бунтарство, тенденция к экспрессионизму и примитивизму. Теория «заумного языка» А. Крученых
19 Эго-футуризм И. Северянина. Лингвистическая утопия В. Хлебникова     Мажорность тона, эстетический эпатаж, гедонизм, сверхизобилие экзотизмов и неологизмов, экстравагантность как установка на отклонение от канона. Игра с формой, певучесть ритма, новизна рифм. Китч и лирическая ирония, лицо и маска. Творчество Северянина в эмиграции. Цикл «Медальоны» – поэтический памятник культуре Серебряного века; диалогичность лирического слова. «Высокое безумие» (В. Лавров) поэта-романтика. Идея преображения мира через познание тайн числа и слова. Космизм натурфилософской поэзии Хлебникова, метаморфозы живой и неживой природы, прошлого и будущего. Попытка создания единого общеславянского «заумного» языка, корнесловие, семантизация звука
20 Лирический герой в дооктябрьском творчестве В. Маяковского Маяковский и футуризм, становление мировоззрения и творческой индивидуальности. Образ буржуазного города («Ночь», «Утро»), приемы гротеска, деформации. Романтическая позиция лирического героя, противопоставленность богатой творческой личности обывателям и мещанам («А вы могли бы?», «Нате»). Гиперболический образ лирического героя («Я», «Себе, любимому…»), трагедия одиночества («Дешевая распродажа»). Сатирические гимны. Поэма «Облако в штанах» – синтез идейно-эстетических исканий Маяковского предоктябрьских лет. Лирический герой и буржуазный мир. Лирический герой и народная масса. Своеобразие поэмы «Человек», неразрешимость конфликта Человека и Повелителя Всего, роль травестирования библейского сюжета

 


IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.003 с.)