Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 3. Поэзия рубежа веков
|
||
8 | Эстетические основы символизма | Общественно-исторические и историко-культурные предпосылки возникновения символизма. Философские основы течения и понятие образа-символа. Способы символизации. Структура художественного мира и трактовка отношений личности и среды. Эволюция русского символизма | |
9 | «Монументальный символизм» В. Я Брюсова. Солнечная мифология К. Д. Бальмонта | Место Брюсова в истории символизма. Характер поэтического видения (конструктивность, рационалистичность в соединении с импрессионизмом и иррационализмом). Своеобразие лирического героя. Урбанистическая тема в поэзии Брюсова. Особенности образности и ритмики. Историческое и мистическое в романе «Огненный ангел». Психологический облик К. Д. Бальмонта (поэт-актер). Пантеизм мироощущения и мифологизация стихий. Пафос Солнца («Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце»). Импрессионизм поэтики, философия мига. Напевность ритмико-интонационной организации («Я вольный ветер» и др.) | |
10 | «Творимая легенда» в творчестве Ф. Сологуба | Основные мотивы лирики Сологуба: проклятие жизни и воспевание смерти; фантастический гротеск и мечта о земле Ойле; депрессивная риторика и утонченность мелодии. Принцип мистической иронии. Роман «Мелкий бес» – «новая страница в русской прозе» (Е. Замятин). Реалистическое и мифологическое в романе, особенности субъектной организации | |
11 | Психологический символизм И. Анненского | Эстетическое бунтарство, субъективность идеала-мечты как общие черты «старших» символистов. Нетождественность деклараций и художественной практики. Основные черты Анненского – человека. Характер лирического героя: черты «лишнего человека», мотив совести и сострадания («В дороге», «Старые эстонки»). Тревожная атмосфера и задушевность интонации («Трилистник одиночества», «Трилистник обреченности»). «Психологический» символизм и особенности поэтического мира (импрессионизм пейзажа, микроурбанизм, сцепление вещи и лирического переживания – «Стальная цикада»). Психологический подтекст, особенности ритма и интонации (прозаизация поэтического языка, роль пауз, установка на беседность) | |
12 | Поэзия А. Блока как «Трилогия Вочеловечения» | Общая характеристика «эстетической утопии» младосимволистов. Особенности творческой индивидуальности Блока. Дискуссия о методе Блока в отечественном литературоведении. Основные этапы «Трилогии Вочеловечения»: от «мгновения слишком яркого света» («Стихи о Прекрасной Даме») – через «необходимый болотистый лес» («Балаганчик», «Город», «Снежная маска») – к «рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру» (циклы «Родина», «Ямбы»). Эволюция эстетического идеала и поэтики (изменения лирического героя, поэтического мира, центральных символов, ритма и интонации). «Трилогия Вочеловечения» как лирический роман. Проблематика и жанр поэмы «Соловьиный сад» | |
13 | Художественные искания и философия «теургии» Андрея Белого | Кружок «Аргонавты» и идея теургии. Эстетизация реальности в книге «Золото в лазури». Проблематика и художественное своеобразие «Симфоний». Тема Родины в книге «Пепел». Основной пафос, «некрасовские» интонации, появление сказа (голосов из народа). Осмысление судеб России в романах «Серебряный голубь» и «Петербург». Способы и приемы символизации, своеобразие поэтики (сказ, ритмизованная проза, лейтмотивность и т. д.). Своеобразие жанра символистского романа | |
14 | Эстетические принципы акмеизма | История возникновения акмеизма. Акмеизм и символизм. Манифесты акмеистов: Н. Гумилев «Наследие символизма и акмеизм», С. Городецкий «Некоторые течения в современной русской поэзии», О. Мандельштам «Утро акмеизма». Идея культурной памяти, синхроническая концепция истории, язык как средство («камень») и цель культуры. Память – важнейшее нравственное начало, противостояние хаосу и забвению. Приемы «семантической поэтики» | |
15 | Эволюция лирического героя в поэзии Н. Гумилева | Романтическое мироощущение и трагическая судьба Н. Гумилева. Раннее творчество Н. Гумилева: герой-маска, «адамизм», экзотика дальних странствий, тяготение к жанру баллады, энергичность ритма и звукописи. Поэма «Капитаны». Разлад мечты и действительности («Жираф», «Творчество»). Своеобразие трактовки темы любви. «Колчан» – война как один из ликов Апокалипсиса, пробуждающий Дух в человеке. Книга «Костер»: поиск гармонии с миром и неизбежность отчуждения. Философское содержание книги «Огненный столп»: путь к своему «я» («Душа и тело»), эстетическая саморефлексия («Слово», «Шестое чувство»). Идея прапамяти и новая, сюрреалистическая поэтика в стихотворении «Заблудившийся трамвай» | |
16 | «Величавая простота» в ранней лирике А. Ахматовой | Место поэзии А. Ахматовой в Серебряном веке. «Земное» чувство любви как основа мироощущения в реалистической поэзии Ахматовой. Конкретность облика лирической героини, точность психологической детали, создающая впечатление камерности, интимности. Глубина и драматизм переживаний, сдержанность в выражении чувства, интерес к окружающему миру – источники «величавой простоты» лирики Ахматовой. Неразрывность личной судьбы с судьбой народа как основа масштабности образа лирической героини второй половины 1910-х годов. Особенности поэтики и ритмико-интонационной организации. Тема 1913 года в «Поэме без героя» | |
17 | Лирический характер в творчестве М. Цветаевой | Жизненный и творческий путь: «от поэтики быта к поэтике слова» (М. Гаспаров). Романтическая концепция человека («тайный умысел Бога»), торжество поэзии над бытом («голос правды небесной против правды земной»). Богатство ритмических ходов, открытая пафосность интонации, паронимия, углубление в морфологический и фонетический состав слова в поисках глубинной семантики | |
18 | Эстетическая программа футуризма | Авангард и авангардизм. Внутренняя неоднородность русского футуризма. Место в истории поэзии. Культ «самовитого слова»; эстетическое бунтарство, тенденция к экспрессионизму и примитивизму. Теория «заумного языка» А. Крученых | |
19 | Эго-футуризм И. Северянина. Лингвистическая утопия В. Хлебникова | Мажорность тона, эстетический эпатаж, гедонизм, сверхизобилие экзотизмов и неологизмов, экстравагантность как установка на отклонение от канона. Игра с формой, певучесть ритма, новизна рифм. Китч и лирическая ирония, лицо и маска. Творчество Северянина в эмиграции. Цикл «Медальоны» – поэтический памятник культуре Серебряного века; диалогичность лирического слова. «Высокое безумие» (В. Лавров) поэта-романтика. Идея преображения мира через познание тайн числа и слова. Космизм натурфилософской поэзии Хлебникова, метаморфозы живой и неживой природы, прошлого и будущего. Попытка создания единого общеславянского «заумного» языка, корнесловие, семантизация звука | |
20 | Лирический герой в дооктябрьском творчестве В. Маяковского | Маяковский и футуризм, становление мировоззрения и творческой индивидуальности. Образ буржуазного города («Ночь», «Утро»), приемы гротеска, деформации. Романтическая позиция лирического героя, противопоставленность богатой творческой личности обывателям и мещанам («А вы могли бы?», «Нате»). Гиперболический образ лирического героя («Я», «Себе, любимому…»), трагедия одиночества («Дешевая распродажа»). Сатирические гимны. Поэма «Облако в штанах» – синтез идейно-эстетических исканий Маяковского предоктябрьских лет. Лирический герой и буржуазный мир. Лирический герой и народная масса. Своеобразие поэмы «Человек», неразрешимость конфликта Человека и Повелителя Всего, роль травестирования библейского сюжета |
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.003 с.)