Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Проза рубежа веков

Поиск
2 А. И. Куприн. Жизнелюбивый талант Общая характеристика «жизнелюбивого таланта» А. Куприна (круг тем, особенности сквозного героя, своеобразие сюжетостроения, черты стиля). Повесть «Молох»: новое в обрисовке социальной среды (завод) и в типах (гротескный образ капиталиста Квашнина). Своеобразие Боброва как типа «лишнего человека», внутренний монолог как средство раскрытия образа. Противоречивость в изображении рабочей массы. Роль пейзажа, символики в повести. Поэтизация «естественного» человека, живущего в единении с природой («Олеся» – лесная сказка). Сочетание эпического и лирического типов сюжета. Функция элементов сказочного хронотопа. Проблема свободы личности в произведениях 1900-х годов. Трагизм индивидуалистических поисков героя-интеллигента («Поединок»). Мастерство в создании образа Ромашова (контраст и аналогии в системе образов, внутренний монолог, несобственно-прямая речь). «Великий маленький человек» в рассказах «Гамбринус», «Листригоны». Гуманизм произведений о любви 1910-х годов («Суламифь», «Гранатовый браслет»). Жанровое своеобразие
3 И. А. Бунин     Общая характеристика творческой индивидуальности Бунина, ее социально-психологическая основа, место творчества Бунина в русской литературе. Бунин – поэт, поэтика его пейзажной лирики («Листопад»). Лирическая проза конца 1890-х – начала 1900-х годов («Сосны», «Антоновские яблоки»): особенности сюжета, функции пейзажа. Проблема индивидуального и общего в раздумьях лирического повествователя. Сближение с писателями «Среды». Знакомство с Горьким. Усиление социальных мотивов под влиянием событий первой русской революции. «Деревня» – изображение глубокого кризиса в России, размышления о судьбах народа, полемика вокруг повести. Своеобразие жанра повести. Исследование тайн народного характера в деревенских рассказах 1910-х годов. Особенности психологического анализа («Веселый двор», «Захар Воробьев», «Игнат»). Углубление эпического начала бунинской прозы. Проблемы «социального» и «космического» зла, пессимистические и пантеистические мотивы в рассказах «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Сны Чанга». Бунинское понимание любви как преодоления ограниченности индивидуального существования, поэтичность и неизбежный трагизм любви. Композиция как основное средство выражения авторской позиции («Легкое дыхание»). Основные темы и мотивы творчества Бунина в эмиграции. Черты экзистенциализма в мировоззрении писателя. Цикл «Темные аллеи» – новая трактовка личности по сравнению с реализмом XIX века. Жанровое своеобразие
4 Л. И. Андреев. Концепция трагического гуманизма     Противоречивость творчества Л. Андреева, основные аспекты его изучения на современном этапе. Проблема отчуждения – центральная проблема Л. Андреева. Поиски преодоления человеческой разобщенности в рассказах 1890-х годов («Баргамот и Гараська», «Ангелочек») и ощущение непреодолимой враждебности жизни («Петька на даче»), «отчуждение» собственной жизни героем («У окна»). Художественное пространство и время как средства выражения авторской концепции. Сюжетно-композиционное построение рассказа «Большой шлем», исследующего всеобщее отчуждение. Символика и идея рока. Тема одиночества («Молчание»), трагизм утраты веры в разумное мироустройство («Жизнь Василия Фивейского»). Способы философского «укрупнения» частной ситуации. Отчуждение в самом человеке, его чувственности («Бездна») и интеллекта («Мысль», «Признаки»). Л. Андреев в годы первой русской революции. Трагически-гротескный образ войны («Красный смех»), соотношение социальных и этических проблем (сочувствие рабочим – и размышления о смерти и одиночестве в рассказе «Губернатор», осуждение террора, казней и воссоздание мучительного ожидания смерти в «Рассказе о семи повешенных». Черты экспрессионизма в поэтике драматургии Л. Андреева («Жизнь человека»)
5 Взаимодействие реализма и романтизма в рассказах М. Горького 1890-х годов     Центральное положение Горького в реализме начала ХХ века. Многогранность и внутренняя целостность творческой индивидуальности Горького. Романтически-возвышенная и героико-революционная тенденция в его творчестве. Отрицание обывательского страха перед жизнью и потребительского отношения к ней. Проблема «ницшеанства» раннего Горького, новый тип романтического героя. Романтическая поэтика и влияние на нее реалистических традиций (новое понимание идеала, действительности, их соотношения). Особенности реалистических рассказов Горького 1890-х годов, новое в решении проблемы героя и среды, острый драматизм сюжета и принципы композиции, жанровое своеобразие, роль образа героя-рассказчика. Взаимопроникновение двух тенденций (романтической и реалистической) в творчестве 1890-х годов – свидетельство поисков нового принципа художественного отражения действительности. Роман «Фома Гордеев» – завершающее произведение первого периода творчества Горького. Понятия «внутренний мир художественного произведения» и «хро­нотоп». Функции хронотопа. Культурные модели пространства и времени, их отражение в литературе. Концепты и архетипические мо­дели хронотопов. Составные элементы (формы) про­ст­ран­ст­вен­­но-временного образа мира в литературном произведении. Ме­то­ди­ка анализа хронотопа
6 Горький – создатель социально-философской драмы Отличие социально-философской драмы М. Горького от социально-бытовой драмы А. Островского и лирико-психологической драмы А. Чехова. Трансформация семейно-бытовой драмы в социально-философскую («Мещане»). Пьеса «На дне». Дискуссия о пьесе в отечественном литературоведении. Сюжет как воплощение авторской концепции. Проявление философичности в поэтике пьес Горького
7 Полемика о романе Горького «Мать». Способы выражения авторской позиции в романе Дискуссия о романе «Мать» в современном литературоведении. Реалистическое и романтическое в принципах и приемах художественного воплощения действительности. Новое в решении проблемы положительного героя. Формы выявления авторской позиции (в сюжете, композиции, портрете, пейзаже, речевой организации повествования


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.249 (0.01 с.)