Рифма, ее значение и эволюция. Классификация рифм. Способы рифмовки. Строфика, виды строф. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рифма, ее значение и эволюция. Классификация рифм. Способы рифмовки. Строфика, виды строф.



Рифма и строфа не являются обязательными условиями стихотворной речи, есть много не рифмованных стихов (так называемый «белый стих») и много стихотворных текстов, не оформленных строфически, то есть стихотворение может быть написано «сплошным текстом» или у него какие-то иные, не связанные со строфикой принципы композиционного членения. Скажем, в баснях мораль часто отделяется графически от основного текста, но это не строфа.

В то же время рифма и строфа являются постоянными «спутниками» стиха. С античных времен, с русской народной поэзии и до сего дня поэзия тесно связана со строфикой и рифмами.

Рифма – звуковой повтор преимущественно в конце двух или нескольких стихов, чаще всего – начиная с последнего ударного слога в рифмуемых словах. До XVIII века такой повтор на Руси называли «краесогласием». Правда, в широком смысле слова рифма не обязательно «крае согласие», возможны и внутренние рифмы, то есть фонетическая схожесть внутренних позиций в разных стихах. Но классическая рифма, действительно, тяготеет к концу стиха.

Почувствовать эти связи можно и на примере «от противного». Если мы «обманем» читателя и вместо ожидаемой фонетически и логически рифмы установим совсем другую связь, моментально возникнет иронический эффект. Вот, например, концовка стихотворения Саши Черного «Переутомление». Стихотворение представляет собой монолог исписавшегося поэта, а заканчивается оно так:

Нет, не сдамся... Папа – мама,

Дратва – жатва, кровь – любовь,

Драма – рама – панорама,

Бровь – свекровь – морковь... носки!

Иронический эффект достигается именно потому, что автор нас «обманул» – установил связь между «любовью и носками» вместо ожидаемым «любовь – вновь» или чем-то в этом роде.

Кроме того, для ощущения рифмы необходимо, чтобы рифмованные строки оказались в ожидаемых позициях. Если позиция неожиданна для данной культуры, мы рифмы не почувствуем:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет. (М. Ю. Лермонтов)

В известном стихотворении Лермонтова рифмованы все строки, но читателю обычно кажется, что рифмованы только четные (2 и 4). Это происходит потому, что рифмы 1 – 5 и 3 – 7 с переносом на другую строфу русскому сознанию непривычны, мы их просто не замечаем. Лермонтов пытался приблизиться к мелодике и аллитерациям оригинала (стихотворение Гейне), в результате часть рифм «потерялись». Сравним другой перевод:

Незыблемо кедр одинокий стоит

На Севере диком, суровом,

На голой вершине, и чутко он спит

Под инистым снежным покровом.

И снится могучему кедру Она –

Прекрасная пальма Востока,

На знойном утесе, печали полна,

И так же, как он, одинока. (Перевод И. П. Павлова)

Как видим, никаких проблем с ощущением рифмы не возникает. Другое дело, что по силе воздействия лермонтовский шедевр значительно превосходит текст Павлова.

Рифмы могут быть очень разными, классифицировать их можно по разным основаниям:

По характеру клаузулы различают, соответственно, мужские, женские, дактилические и гипердактилические рифмы.

По фонетическим характеристикам звуков:

- бедная (весны – зимы) – ассонансная природа (гласные)

- точная (вёсел – бросил) – совпадение заударной части

- богатая (восток – поток) – рифмуется и заударная, и предударная части, и предударный согласный

- глубокая (вода – провода, слышен свист и вой локомобилей – дверь лингвиста войлоком оббили)

По типу звука:

- ассонансная (любовь – кофе) – совпадает только гласный

- консонансная (позор – пузырь) – совпадение согласных

По сложенности:

- неравносложная (врезываясь – трезвость) – рифмуются слова с разными рифменными окончаниями

По сложности:

- простая

- составная (в облака ты – плакаты, делать жизнь с кого – дзержинского) – рифма складывается из нескольких слов

Ещё по чему-то:

- разноударная (морю – говорю)

И ещё:

- графическая (утес – лес, на свете – Гете)

Важнее понимать, что нет рифм «хороших и плохих». Рифма связана с целостной структурой и смыслом стихотворения. Иногда простая стандартная рифма уместнее яркой и неожиданной, иногда – наоборот. Все зависит от художественной задачи и мастерства поэта.

Строфа – это периодически повторяющаяся группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком. Кроме того, строфа, как правило, представляет собой относительно законченный в смысловом отношении и композиционно фрагмент.

Виды строф:

- простые (несколько строк с конкретной рифмовкой)

двустишья – смежная (парная) рифмовка

элегический дистих – строфа из двух нерифмованных строк

четверостишья (катрен)

смежная (парная)

перекрёстная

опоясывающая

классическое чередование альтернанса – женская и мужская рифма

чётная (х А х А)

пятистишья

- сложные (составные) – объединяют несколько простых

одическая строфа (АВАВ ССД ЕЕД)

по именам поэтов

спенсерова (1-8 – 5тистопный, 9 – 6тистопный ямб; АВАВ ВСВС С)

по лит. персонажу

онегинская (АбАб ССдд ЕффЕ гг)

твёрдые формы – весь текст регламентирован

сонет, рондо

октава – сквозная рифмовка (Аб Аб Аб СС)

- цепные

терцины (АбА бСб СдС …)

Астрофический стих – нет разделения на строфы (Гаспаров относил к ним терцины)

Гетерострофический стих – строфы не тождественны

Графическая строфа (строфоид) – есть графическая отбивка (как между строфами)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.007 с.)