![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рифма, ее значение и эволюция. Классификация рифм. Способы рифмовки. Строфика, виды строф.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Рифма и строфа не являются обязательными условиями стихотворной речи, есть много не рифмованных стихов (так называемый «белый стих») и много стихотворных текстов, не оформленных строфически, то есть стихотворение может быть написано «сплошным текстом» или у него какие-то иные, не связанные со строфикой принципы композиционного членения. Скажем, в баснях мораль часто отделяется графически от основного текста, но это не строфа. В то же время рифма и строфа являются постоянными «спутниками» стиха. С античных времен, с русской народной поэзии и до сего дня поэзия тесно связана со строфикой и рифмами. Рифма – звуковой повтор преимущественно в конце двух или нескольких стихов, чаще всего – начиная с последнего ударного слога в рифмуемых словах. До XVIII века такой повтор на Руси называли «краесогласием». Правда, в широком смысле слова рифма не обязательно «крае согласие», возможны и внутренние рифмы, то есть фонетическая схожесть внутренних позиций в разных стихах. Но классическая рифма, действительно, тяготеет к концу стиха. Почувствовать эти связи можно и на примере «от противного». Если мы «обманем» читателя и вместо ожидаемой фонетически и логически рифмы установим совсем другую связь, моментально возникнет иронический эффект. Вот, например, концовка стихотворения Саши Черного «Переутомление». Стихотворение представляет собой монолог исписавшегося поэта, а заканчивается оно так: Нет, не сдамся... Папа – мама, Дратва – жатва, кровь – любовь, Драма – рама – панорама, Бровь – свекровь – морковь... носки! Иронический эффект достигается именно потому, что автор нас «обманул» – установил связь между «любовью и носками» вместо ожидаемым «любовь – вновь» или чем-то в этом роде. Кроме того, для ощущения рифмы необходимо, чтобы рифмованные строки оказались в ожидаемых позициях. Если позиция неожиданна для данной культуры, мы рифмы не почувствуем: На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой она. И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет. (М. Ю. Лермонтов) В известном стихотворении Лермонтова рифмованы все строки, но читателю обычно кажется, что рифмованы только четные (2 и 4). Это происходит потому, что рифмы 1 – 5 и 3 – 7 с переносом на другую строфу русскому сознанию непривычны, мы их просто не замечаем. Лермонтов пытался приблизиться к мелодике и аллитерациям оригинала (стихотворение Гейне), в результате часть рифм «потерялись». Сравним другой перевод:
Незыблемо кедр одинокий стоит На Севере диком, суровом, На голой вершине, и чутко он спит Под инистым снежным покровом. И снится могучему кедру Она – Прекрасная пальма Востока, На знойном утесе, печали полна, И так же, как он, одинока. (Перевод И. П. Павлова) Как видим, никаких проблем с ощущением рифмы не возникает. Другое дело, что по силе воздействия лермонтовский шедевр значительно превосходит текст Павлова. Рифмы могут быть очень разными, классифицировать их можно по разным основаниям: По характеру клаузулы различают, соответственно, мужские, женские, дактилические и гипердактилические рифмы. По фонетическим характеристикам звуков: - бедная (весны – зимы) – ассонансная природа (гласные) - точная (вёсел – бросил) – совпадение заударной части - богатая (восток – поток) – рифмуется и заударная, и предударная части, и предударный согласный - глубокая (вода – провода, слышен свист и вой локомобилей – дверь лингвиста войлоком оббили) По типу звука: - ассонансная (любовь – кофе) – совпадает только гласный - консонансная (позор – пузырь) – совпадение согласных По сложенности: - неравносложная (врезываясь – трезвость) – рифмуются слова с разными рифменными окончаниями По сложности: - простая - составная (в облака ты – плакаты, делать жизнь с кого – дзержинского) – рифма складывается из нескольких слов Ещё по чему-то: - разноударная (морю – говорю) И ещё: - графическая (утес – лес, на свете – Гете) Важнее понимать, что нет рифм «хороших и плохих». Рифма связана с целостной структурой и смыслом стихотворения. Иногда простая стандартная рифма уместнее яркой и неожиданной, иногда – наоборот. Все зависит от художественной задачи и мастерства поэта. Строфа – это периодически повторяющаяся группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком. Кроме того, строфа, как правило, представляет собой относительно законченный в смысловом отношении и композиционно фрагмент.
Виды строф: - простые (несколько строк с конкретной рифмовкой) двустишья – смежная (парная) рифмовка элегический дистих – строфа из двух нерифмованных строк четверостишья (катрен) смежная (парная) перекрёстная опоясывающая классическое чередование альтернанса – женская и мужская рифма чётная (х А х А) пятистишья - сложные (составные) – объединяют несколько простых одическая строфа (АВАВ ССД ЕЕД) по именам поэтов спенсерова (1-8 – 5тистопный, 9 – 6тистопный ямб; АВАВ ВСВС С) по лит. персонажу онегинская (АбАб ССдд ЕффЕ гг) твёрдые формы – весь текст регламентирован сонет, рондо октава – сквозная рифмовка (Аб Аб Аб СС) - цепные терцины (АбА бСб СдС …) Астрофический стих – нет разделения на строфы (Гаспаров относил к ним терцины) Гетерострофический стих – строфы не тождественны Графическая строфа (строфоид) – есть графическая отбивка (как между строфами)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.255.255 (0.011 с.) |