Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рифма, ее значение и эволюция. Классификация рифм. Способы рифмовки. Строфика, виды строф.
Рифма и строфа не являются обязательными условиями стихотворной речи, есть много не рифмованных стихов (так называемый «белый стих») и много стихотворных текстов, не оформленных строфически, то есть стихотворение может быть написано «сплошным текстом» или у него какие-то иные, не связанные со строфикой принципы композиционного членения. Скажем, в баснях мораль часто отделяется графически от основного текста, но это не строфа. В то же время рифма и строфа являются постоянными «спутниками» стиха. С античных времен, с русской народной поэзии и до сего дня поэзия тесно связана со строфикой и рифмами. Рифма – звуковой повтор преимущественно в конце двух или нескольких стихов, чаще всего – начиная с последнего ударного слога в рифмуемых словах. До XVIII века такой повтор на Руси называли «краесогласием». Правда, в широком смысле слова рифма не обязательно «крае согласие», возможны и внутренние рифмы, то есть фонетическая схожесть внутренних позиций в разных стихах. Но классическая рифма, действительно, тяготеет к концу стиха. Почувствовать эти связи можно и на примере «от противного». Если мы «обманем» читателя и вместо ожидаемой фонетически и логически рифмы установим совсем другую связь, моментально возникнет иронический эффект. Вот, например, концовка стихотворения Саши Черного «Переутомление». Стихотворение представляет собой монолог исписавшегося поэта, а заканчивается оно так: Нет, не сдамся... Папа – мама, Дратва – жатва, кровь – любовь, Драма – рама – панорама, Бровь – свекровь – морковь... носки! Иронический эффект достигается именно потому, что автор нас «обманул» – установил связь между «любовью и носками» вместо ожидаемым «любовь – вновь» или чем-то в этом роде. Кроме того, для ощущения рифмы необходимо, чтобы рифмованные строки оказались в ожидаемых позициях. Если позиция неожиданна для данной культуры, мы рифмы не почувствуем: На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой она. И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет. (М. Ю. Лермонтов) В известном стихотворении Лермонтова рифмованы все строки, но читателю обычно кажется, что рифмованы только четные (2 и 4). Это происходит потому, что рифмы 1 – 5 и 3 – 7 с переносом на другую строфу русскому сознанию непривычны, мы их просто не замечаем. Лермонтов пытался приблизиться к мелодике и аллитерациям оригинала (стихотворение Гейне), в результате часть рифм «потерялись». Сравним другой перевод:
Незыблемо кедр одинокий стоит На Севере диком, суровом, На голой вершине, и чутко он спит Под инистым снежным покровом. И снится могучему кедру Она – Прекрасная пальма Востока, На знойном утесе, печали полна, И так же, как он, одинока. (Перевод И. П. Павлова) Как видим, никаких проблем с ощущением рифмы не возникает. Другое дело, что по силе воздействия лермонтовский шедевр значительно превосходит текст Павлова. Рифмы могут быть очень разными, классифицировать их можно по разным основаниям: По характеру клаузулы различают, соответственно, мужские, женские, дактилические и гипердактилические рифмы. По фонетическим характеристикам звуков: - бедная (весны – зимы) – ассонансная природа (гласные) - точная (вёсел – бросил) – совпадение заударной части - богатая (восток – поток) – рифмуется и заударная, и предударная части, и предударный согласный - глубокая (вода – провода, слышен свист и вой локомобилей – дверь лингвиста войлоком оббили) По типу звука: - ассонансная (любовь – кофе) – совпадает только гласный - консонансная (позор – пузырь) – совпадение согласных По сложенности: - неравносложная (врезываясь – трезвость) – рифмуются слова с разными рифменными окончаниями По сложности: - простая - составная (в облака ты – плакаты, делать жизнь с кого – дзержинского) – рифма складывается из нескольких слов Ещё по чему-то: - разноударная (морю – говорю) И ещё: - графическая (утес – лес, на свете – Гете) Важнее понимать, что нет рифм «хороших и плохих». Рифма связана с целостной структурой и смыслом стихотворения. Иногда простая стандартная рифма уместнее яркой и неожиданной, иногда – наоборот. Все зависит от художественной задачи и мастерства поэта. Строфа – это периодически повторяющаяся группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком. Кроме того, строфа, как правило, представляет собой относительно законченный в смысловом отношении и композиционно фрагмент.
Виды строф: - простые (несколько строк с конкретной рифмовкой) двустишья – смежная (парная) рифмовка элегический дистих – строфа из двух нерифмованных строк четверостишья (катрен) смежная (парная) перекрёстная опоясывающая классическое чередование альтернанса – женская и мужская рифма чётная (х А х А) пятистишья - сложные (составные) – объединяют несколько простых одическая строфа (АВАВ ССД ЕЕД) по именам поэтов спенсерова (1-8 – 5тистопный, 9 – 6тистопный ямб; АВАВ ВСВС С) по лит. персонажу онегинская (АбАб ССдд ЕффЕ гг) твёрдые формы – весь текст регламентирован сонет, рондо октава – сквозная рифмовка (Аб Аб Аб СС) - цепные терцины (АбА бСб СдС …) Астрофический стих – нет разделения на строфы (Гаспаров относил к ним терцины) Гетерострофический стих – строфы не тождественны Графическая строфа (строфоид) – есть графическая отбивка (как между строфами)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.007 с.) |