Художественный метод и стиль. Литературная эволюция, проблема влияния. Литературные направления, течения, школы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественный метод и стиль. Литературная эволюция, проблема влияния. Литературные направления, течения, школы.



Художественный метод – способ худ. отражения действительности, который определяется совокупностью наиболее общих и устойчивых черт литер. творчества, а именно: характером отбора явлений действительности, ср-вами худ. изобразительности, общей оценкой изображаемого и соотнесенностью эстетического идеала с закономерностями развития действительности.    

Стиль – особенности письменной речи у того или иного автора. Но со 2-й пол. 18в. Стилем начали называть особенности формы и в произведениях других видов искусства – скульптуры, живописи, архитектуры. Отсюда установилось более широкое общеискусствоведческое значение слова. В этом значении термин «стиль» необх. применять и в лит-ре, т. к. форма литер. произведения имеет не только речевой строй, но и предметную изобразительность, и композицию. Все эти стороны формы в единстве могут обладать тем или иным стилем.

Литературная эволюция

Во всемирно-историческом масштабе ученые (С.С. Аверинцев, А.В. Михайлов, Э.Р. Курциус, С.Н. Бройтман и др.) разграничивают три стадии литературного развития:

1) Архаическая–ритуально-мифологические практики, фольклор (от палеолита до 7-6 вв. до н. э.)

Черты:

Основной принцип мировосприятия и сознания –синкретизм– нет субъекта-объекта, линейного времени.

Характеристика Автора/героя/субъекта: анонимность и отсутствие понятия авторства, нерасчлененность автора и героя.

Отношение слова и реальности: словесная и предметная реальности не различаются, слово = действие/предмет.

Принцип сюжетостроения, структурная характеристика: кумуляция → на поздних этапах появляется и параллелизм – тип образа, в котором идея тождества и различения еще не стали самоценными и не отделились друг от друга. → Именно из параллелизма «выросли» тропы, основанные на различении и свидетельствующие о «выходе» за рамки синкретизма.

2) Традиционная, классическая – эпоха риторики (с 7-6 вв. до н. э. в Греции и первых вв. н. э. в Индии и Китае). Завершается эта стадия в середине - второй половине 18 вв. в Европе, а на Востоке – в XIX - XX в

Черты:

Основной принцип мировосприятия и сознанияэ́йдос – одновременно образ и идея (сочетание конкретно-образного и отвлеченного начал; уже не чистый синкретизм, но и не абсолютное различие). Возникает эстетическая теория (Аристотель, Буало), она предписывает правила → Ориентация литературы на риторическую культуру, готовые формы, на жанровый и стилевой канон (каноничность искусства).

Характеристика Автора/героя/субъекта: появляются линейное время, всезнающий автор и готовый герой, выраженный как образ-характер: образ человека, увиденный извне, с точки зрения другого, и виденный как «другой», а не как «я».

Отношение слова и реальности: слово перестает восприниматься как действительность и уже не совпадает с ней.

Принцип сюжетостроения, структурная характеристика: возрастает роль косвенной формы передачи чужой речи → возникает наррация (повествование).

3) Авторская, неклассическая – со 2-й пол. 18 – нач. 19в. до сегодняшнего дня.

Черты:

Основной принцип мировосприятия и сознаниямодальность – категория, характеризующая способ действия или отношение к действию. Автор сам смотрит на мир, который, оказывается, не описан, не помещается в рамки теорий – «концепция неготового мира», представлением о том, что «ничего окончательного о мире еще не сказано, мир открыт и свободен, еще все впереди и всегда будет впереди».

Характеристика Автора/героя/субъекта: в субъектной сфере: появляется возможность создания «образа я в форме другого или другого в форме я» (автор = герой).

Отношение слова и реальности: поэтич., худ.модальность – слово-текст как вероятностная модель, виртуальный мир, эстетически реализованный и действующий.

Принцип сюжетостроения, структурная характеристика: преобразование жанровой системы, происходит деканонизация жанров (роман в стихах Пушкина, поэма «Мертвые души», Козьма Прутков и пр.).

Литературные направления, течения, школы

Литературное направление – это произведения писателей той или иной страны и эпохи, достигших высокой творческой сознательности и принципиальности, которые проявляются в создании ими соответствующей их идейно-творческим стремлениями эстетической программы.

Основания, необходимые для того, чтобы отнести творчество различных авторов к одному литературному направлению:

Следование одним и тем же культурно-эстетическим традициям.

Единые мировоззренческие установки (т.е. однотипность миропонимания).

Общие или близкие принципы творчества.

Обусловленность творчества единством социальной и культурно-исторической ситуации.

К литературным направлениям относятся: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм.

Литературное течение – это поэтическая группировка, отмеченная большим или меньшим единством приемов художественного оформления у входящих в нее писателей. Характерным признаком художественно-литературного течения является его хронологическая ограниченность.

Литературная школа – это сложившаяся общность писателей, осознавшая себя, теоретически очертившая свои границы и выделявшаяся из литературного процесса в самостоятельное образование, имеющее свою теоретическую платформу, принципы, программу. Школы могут образовываться и называться по лидеру – школа Гоголя, некрасовская школа и так далее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.01 с.)