Эстетика и различные концепции искусства. Деление искусства на виды (основные классификации). Современное состояние проблемы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эстетика и различные концепции искусства. Деление искусства на виды (основные классификации). Современное состояние проблемы.



Литература как вид искусства. Понятия «литературность» и «художественность». Феномен художественной литературы, ее основные функции.

Характерные черты искусства:

Искусство как форма эстетического познания окружающего мира обладает определенными чертами.

1. Чувственное восприятие действительности: эмоциональность, искренность, большая роль интуиции, фантазии.

2. Субъективность: обращение к внутреннему миру человека, отражение в художественных образах индивидуального восприятия мира, личностное отношение к нему.

3. Образность: главный инструмент в эстетическом познании мира – художественный образ.

4. Наглядность: создание художественных образов происходит при помощи определенных средств (слово, звук, цвет, изображение).

Специфика литературы. Литература – это словесное искусство. Основными материалами являются речь и слово.

Отличительные свойства – универсальность, доступность, важность человеческого измерения. Литература переводит язык других видов искусства, например, языка архитектуры. Она изображает невидимое – звуки, запахи. Благодаря тому, что её основным языком является язык, то каждый образ обладает планом выражения и планом содержания. Он может быть иносказательным. Также важное свойство – неразличение языка объекта и метаязыка.

Функции художественной литературы как вида искусства:

- познавательная - дает возможность познать мир и человека;

- воспитательная - воспитывает моральные качества и эстетический вкус;

- эстетическая - строит мир по законам красоты, создает яркие художественных образы, в которых воплощено представление о жизни и духовных идеалов;

- гедонистическая - дает наслаждение от процесса чтения и осмысления прочитанного.

- языкотворческая

Существует теория конститутивистская (эссенциалистская): доказано, что литература – непреложная данность и существуют объективные причины, которые надо исследовать. Теория кондиционалистская: литература не претерпевает внутренних изменений и текст может перестать быть произведением искусства из-за каких-либо внешних условий. Первая теория больше изучает поэзию, вторая – прозу.

Две противоположные тенденции в литературе:

1. Стремление к иерархической распределённости (по жанрам, направлениям, хорошо/плохо, т е всё структурировать.

2. Нейтрализовать противопоставления, сделать всё равноправным, снять ценностные барьеры. К этому стремится и современная литература. Она хочет выйти за рамки, чтобы всё было приемлемым и равноправным.

Так же в литературе происходит «живой процесс», т к мы знаем, что происходит с разными текстами. Некоторые старые тексты открываются гораздо позже, могут пересматриваться (например, в Средневековье Античность отвергалась, в Возрождении – напротив, однако в Возрождении рассматривали не всю античность, а отдельных авторов, т е поменяли восприятие, когда по одному автору могли судить о целом периоде).

Литература – соединение материального и духовного. Материальное – форма текста, а духовное – то, что возникает в сознании читателя.

Литературность – cиcтeмa пpинципoв жaнpoвoй opгaнизaции cлoвecныx тeкcтoв в пpoцecce иx coздaния и фyнкциoниpoвaния; cooтвeтcтвиe нopмaм литepaтypнoгo языкa. Это понятие было введено Якобсоном в начале 1920-х годов. Предметом поэтики является литературность. Это качество, которым должно обладать произведение искусства.

Попытки выделить виды литературности привели к тому, что единый, общий, постоянный ее критерий установить оказалось невозможным. Сам Якобсон предложил более строгое определение литературности, поставив ее в зависимость от функции высказывания. Литературность он связал с его так называемой «поэтической функцией». Поэтическая функция ориентирована на саму форму сообщения, на текст, замкнутый в себе. Эта функция и придает тексту качество литературности. В «поэтической функции» Якобсона содержится стремление привнести в критерий литературности момент качественности, обозначаемый словом «художественность».

Художественность – этo эcтeтичecкaя кaтeгopия кaчecтвa тoгo или инoгo пpoизвeдeния, oпpeдeляющaя eгo пpинaдлeжнocть к oблacти иcкyccтвa. Подразумевает становление произведения в согласии с идеальными нормами и требованиями искусства как такового, предполагает успешное разрешение и преодоление противоречий творческого процесса, ведущего к созданию произведения как органического единства формы и содержания.

Очертить рамки художественной литературы в наше время очень сложно, поскольку постмодерн пытается раздвинуть рамки, размыть границы, соединить искусства между собой. Т е искусство интегрирует, и сложно определить, литература это или нет, художественная или нет. Может, и не надо решать эту проблему, т к это субъективное восприятие – искусство это или не искусство (например, очерк до 19в. считался публицистической литературой, а потом это вошло в художественную). Худ лит как феномен – очень сложный вопрос, есть много точек зрения, единого мнения нет, расплывчатое понятие.

Речевая и языковая организация художественного текста. Соотношение поэтического (художественного), литературного и разговорного языка. Грамматические, фонетические и синтаксические средства выразительности.

Речь персонажей – выразительная или нет, выступающая как средство типизации; индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает понять отношение автора.

Речь повествователя - оценка событий и их участников

Своеобразие словопользования общенародного языка (активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, профессионализмов).

Приемы образности (тропы - использование слов в переносном значении) - простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз).

Язык художественной литературы имеет разветвленную внутреннюю дифференциацию в соответствии с делением словесного искусства на роды и виды.

Понятие вида менее широкое, чем род. Видов гораздо больше. В пределах каждого рода в разные периоды развития литературы различали виды (типы), или жанры:

- в эпосе – эпопею, былину, сказку, роман, повесть, поэму, рассказ, очерк, басню, анекдот;

- в лирике – эпиграмму, эпитафию, эпиталаму, идиллию, эклогу, песню, романс, послание, элегию, думу, гимн, дифирамб, оду, мадригал, канцону;

- в драме – трагедию, комедию, драму, мелодраму, водевиль и т.д.

Жанр – тип словесно-художественного произведения.

Принципы деления на жанры:

1)по принадлежности к разным родам поэзии: эпические (героическая или комическая поэма), лирические (ода, элегия, сатира);

2)по ведущему эстетическому качеству, эстетической «тональности»: комическое, трагическое, сатирическое;

3)по объёму и соответствующей структуре произведения: объём во многом зависит от двух основных моментов – от рода и эстетической «тональности»; лирика по объёму обычно невелика, драма имеет размеры, определяемые сценическими условиями; трагедийность требует развёрнутости, а элегические мотивы могут не слишком «разворачиваться».

Воспринимаемая сторона формы лит. произведений – это их словесный строй, или особенности их худ. речи. Т.е. речь – не какое-то одно развернутое устное высказывание, а вся словесная деятельность людей. Также нужно различать язык и речь. Язык – это тот запас слов и те грамм. принципы их сочетания в предложениях, которые живут в сознании людей и с помощью которых люди могут общаться между собой. Речь – это язык в действии, процесс словесного общения между людьми.

Определенный подбор слов и синтаксические конструкции в речи зависят от особенностей эмоционально-мыслительного содержания высказываний. Так, выделяют различные виды речи: 1) речь научных и философских работ; 2) речь политико-публицистических статей и ораторских выступлений; 3) речь юридических документов; 4) речь религиозных книг; 5) речь худ. произведений. В них отдельные высказывания всегда отличаются общественной направленностью, внешней законченностью и оформляются письменно.

От этих видов речи отличается разговорная речь, представляющая собой процесс словесного общения людей в повседневной жизни. Здесь проявляются разные языковые территориальные диалекты (или говоры), а также различные речевые социальные диалекты. Областные говоры исторически возникают как разновидности национального языка, они свойственны коренному населению определенной местности и обнаруживают большую устойчивость в фонетических, лексических и грамматических особенностях. Социальные диалекты принадлежат отдельным прослойкам общества разных местностей, зависят от духовной и материальной культуры, профессии и исторически более изменчивы.

На основе нац. языка возникает литер. язык, который складывается на высоком уровне культурного развития народа. Он формируется в письменных и ораторских видах речи, в особенности в речи художественной, публицистической, юридической. Письменные и ораторские виды речи создают новые слова и обороты, разрабатывают грамм. строй. В рез-те возникает нац. литер. язык как лексикограмматическая система, более богатая и совершенная, чем говоры и диалекты.

Художественная речь.

Худ. речь отличается своими специфическими особенностями, поэтому занимает особое место. С помощью слов худ. речи писатели воспроизводят те индивидуальные черты своих персонажей, которые составляют предметный «мир» произведения. Именно поэтому слова нац. языка в худ. речи получают то образное значение, которого у них нет в других видах речи – научной, философской и т. д. Вместе с тем с помощью оттенков значения слов и их интонационно-синтаксических связей писатели выражают свое идейно-эмоциональное отношение к изображаемой им жизни. Поэтому речь худ. произведений обладает эмоциональной выразительностью – это образно-экспрессивная речь.

Когда у народов складывались нац. литер. языки, речь худ. произведений получила решающее значение. Именно в письм. худ. речи формировались нормы нац. литер. языка. Так, в России лит. язык начал складываться с сер. 18в. Большое значение имели произведения Ломоносова, позднее – Карамзина, Пушкина.

В тексте произведений большое место занимают диалоги персонажей, т. к. лит-ра воплощает соц. хар-ры людей разных эпох и различных соц. слоев. И речь литер. персонажей имеет свои особенности:

Принцип отражения жизни – чем дальше писатель от реализма, тем в большей мере в действиях, чувствах героев, а также в их речи раскрывается идейно-эмоциональная направленность, тем ближе их речь к авторской речи. И наоборот, чем глубже реализм писателя, чем в большей мере герои говорят в соответствии с особенностями своих социальных характеров, тем скорее писатель может применять в речи героев элементы их социальных, культурных, профессиональных диалектов. 

Средства выразительности:

Грамматические: 1) однородные члены - помогают перечислить действия героев, конкретизируют признак предмета; 2) обращение - называет собеседника, выражает к нему отношение говорящего, раскрывает авторское представление о герое; 3) вводные слова – выражают оценку, чувства говорящего, указывают на последовательность изложения; 4) обособленные определения, обстоятельства и приложения, которые конкретизируют, уточняют предметы; 5) ССП, СПП + бессоюзные предложения.

Фонетические: звуковые повторы – аллитерация, ассонанс, звуковая анафора и эпифора, паронимическая аттракция (сближение слов, имеющих звуковое сходство: «В тисках бесконечной тоски» у Маяковского).

Синтаксические: сравнительный оборот, ритор. вопрос, восклицание и обращение, ряды однородных членов, неполные предложения, односоставные(назывные) предложения, эллипсис (пропуск одного из главных членов предложения, при этом оставшиеся члены получают сильное акцентное выделение).

Модерн и постмодерн

Модернизм и постмодернизм

(компиляция таблиц Ихаба Хассана и Валерия Брайнина-Пассека)

Модернизм

Постмодернизм

I. Ментальные характеристики:

Бинарное мышление мышление бинарными оппозициями: добро-зло, хорошо-плохо, высокое-низкое, друг-враг, свой-чужой, мужское-женское и др. Причем одна из оппозиций, как правило, признается позитивной, а другая негативной.

Критика бинаризма

попытка уйти от жесткого и «грубого» бинарного мышления, открыть широкий «срединный» спектр между крайностями, а также реабилитировать вторую «слабую» оппозицию, угнетаемую в классическую и в некотором смысле модернистскую эпохи.

Монизм (дуализм) вера в единый универсальный Смысл-ценность. Модернистское сознание верит, что объективно существует Истина – алетейя, – которая находится под ворохом ошибочных мнений и суждений.

Плюрализм

объективной истины нет, есть договоренности, мнения. Поэтому вместо поиска истины, истока предлагается творческое создание Смыслов, диалог мнений и позиций (дискурс), работа со смыслами, языковая игра.

Метафизика Вера в единый Смысл (Логос, то есть Слово) приводит к метафизическому (религиозному) взгляду на мир, которому свойственен поиск истока, истины. Это идеалистическая позиция, утверждение трансценденции (вера в потустороннее, нематериальное, духовное).

Постметафизика

эмпирическая и символическая позиция, отрицание трансцендентного.

Разум (вера в разум), дух, логика, системность, иерархичность Еще одно следствие бинарного, а также метафизического мышления (единый Смысл/Логос/Слово/Бог устанавливает вертикальную иерархию).

«Постмодернистская чувствительность»,

телесность,

алеаторика,

отсутствие иерархий и систем

Множественность Смыслов переводит ситуацию в горизонтальную плоскость (вместо вертикальной иерархии – горизонтальная сеть). Обратите внимание, что «Смыслы» пишется с большой буквы, поскольку речь идет не о банальной ситуации «каждый вычитывает из текста что-то своё, находит свои смыслы», речь идет о снятии метафизической повестки: грубо говоря, место единого Бога/Смысла множится и переводится из потустороннего положения в посюстороннее.

Структурализм как философская база Сходные явления: формализм, морфологизм, структурная лингвистика де Соссюра, структурный (основанный на бинарных оппозициях) анализ в литературоведении (В.Я. Пропп, Ю.М. Лотман) и др. Выявление рациональных, логических структур.

Постструктурализм как философская база

Французская философия 1960-70-х гг. (М. Фуко, Ж. Делез, Р. Барт, Ж. Деррида и др.) Асистемный подход. Де-конструкция (пере-сборка) как методология мысли и письма. Недоверие всему состоявшемуся, застывшему, утвердившемуся, рациональному, иерархичному: постструктуралистская мысль видит в этом тоталитарный и разрушительный заряд (см. книгу «Диалектика Просвещения» М. Хоркхаймера и Т. Адорно).

Оптическая рефлексия бестелесный «взгляд с точки зрения вечности.

Топологическая рефлексия (Валерий Савчук)

нелинейный, но непрерывный (топологический) характер современного мышления (рефлексии) + психомоторика мышления (см. «постмодернистская чувствительность»).

Постижение мира Вера в постижимость мира (гностицизм)

Эпистемологический кризис

кризис познания: нельзя найти/изобрести ничего нового, «всё уже было», «нет ничего нового под солнцем»), при этом речь не только о гуманитарной сфере: например, можно открыть физическую частицу, но это будет только дополнение к общей физической модели мира, это не принципиально новое знание о нем; вся эпистемология сводится к косметической модернизации «велосипеда» (всё прочее – изобретение этого велосипеда).

 

Первичность как позиция Прямое следствие предыдущего пункта. Человек верит в то, что может познать мир, что он может открыть новые знания, что он – создатель нового мира (творец). Отсюда романтический культ «новаторства» и утопический пафос в модернистской литературе.

Вторичность как позиция

Человек осознает свою глобальную вторичность во всем (благодаря огромному культурному и интеллектуальному багажу). Отсюда ирония и самоирония.

В истории человечества было несколько стадий критики антропоцентрической парадигмы мышления (то есть человек постепенно как бы вытеснялся из центра бытия): 1) гелиоцентрическая система мира Н. Коперника; 2) теория эволюции Ч. Дарвина; 3) психоанализ З. Фрейда; 4) концепция «эгоистичного гена» Р. Докинза.

Паранойя Можно рассматривать модернистскую личность как цельную или как захваченную своей сверх-идеей (это и есть ситуация паранойи). Типаж – Родион Раскольников («Преступление и наказание»).

Шизофрения

Постмодернистская личность обладает плавающей идентичностью, которая комбинируется из разных элементов и может «пересобираться».

Поскольку в основе пост- позиции критика бинаризма, постмодернистская личность не стремится сделать окончательный выбор по всем позициям (свой или чужой, за политический режим или против, традиционной ориентации или нет), предпочитая перманентную ситуацию выбора. Личность – не цельная субстанция, а набор выборов, сама возможность и свобода выбора.

Типаж – Веничка Ерофеев («Москва – Петушки»)

Дополнение: уровень ментальных установок позволяет увидеть достаточно почтенную генеалогию обеих парадигм мышления. Все многообразие способов мышления философы неоднократно пытались представить как маятник двух основных типов.Например,У. Джеймс (американский философ и психолог) выделял два типа философии: мягкий (рационалист/интеллектуалист, идеалист, верующий, монист, догматик) и жесткий (сенсуалист, материалист, неверующий, плюралист, скептик); первый соответствует модернистской личности, а второй – постмодернистской. Аргентинский писатель Х. Борхес считал, что все люди рождаются на свет либо последователями Платона, либо Аристотеля. «Платоновская» линия, получается, соответствует модерну: онтология → средневековый реализм → метафизика → в ХХ веке: неопозитивизм, структурализм, феноменология;

Аристотелевская линия – постмодерну: логология → средневековый номинализм → прагматизм (или ирония) → в ХХ веке: постпозитивизм, постструктурализм, прагматизм (оппозиция феноменологии).

Тем не менее, как и в случае темпераментов, признаки «модернистской» и «постмодернистской» личности могут сочетаться в одной, а определение типа зависеть от того, в каких пропорциях сочетаются эти признаки. Наступление той или иной эпохи означает всего лишь преобладание одного из типов, а не замещение им всех остальных. Соответственно, представима ситуация, когда модернистская личность живет в эпоху постмодерна, имея при этом достаточно много черт своего времени.

II. Культурологические (литературные) характеристики:

Эмоциональное отрицание предшествующего

Для культуры принципиально отношение к прошлому. Модерн в этом аспекте действует по принципу Тьерри де Дюва, который утверждал, что всякое новое художественное направление отрицает предшественника, одновременно пытаясь утвердить себя в его глазах. По этой логике действовали все модернистские направления: символизм, импрессионизм, сюрреализм и др. Модернистский стиль претендует на то, чтобы быть самым верным, правильным, чтобы быть главным стилем (метанаррацией). Самые показательные примеры модернистского отношения к прошлому: авангард, отвергающий классику, и соцреализм, отвергающий, в свою очередь, модерн (и авангард в частности), что доказывает, между тем, «модернистское» происхождение соцреализма.

Деловое использование предшествующего Постмодерн не отрицает предшествующие стили, он дает возможность всем направлениям прошлого существовать вместе. В каком-то смысле постмодерн – это пространство, где могут сосуществовать стили; это площадь мегаполиса, на которой одновременно могут находиться буржуа в деловом костюме, уличный рокер, подросток-эмо, хипстер и священник. Постмодерн отрицает право одного из стилей на главенство (кризис метанарраций), поскольку так проявляется тоталитарный дискурс власти, уничтожающий свободу.

Создание нового

Уже сами синонимические термины указывают на культ нового: модерн («современный»), ар-нуво («новое искусство»), югендстиль («молодой стиль»).

Комбинация старого Раз «все уже создано», остается комбинировать из того, что есть/было. Одной из самых узнаваемых черт постмодернистского письма считается интертекстуальность – способ построения текста как диалога с другими текстами культуры и литературы. Этот способ активно использовался и в эпоху модерна: проза Д. Джойса, поэзия О. Мандельштама, который в свою очередь писал об «упоминательной клавиатуре» Данте, имея в виду по сути ту же интертекстуальность. Только отличие в том, что интертекст у Мандельштама (и тем более Данте) возникает для создания нового, своего, неповторимого (модернистская установка). А интертекстуальность как таковая (постмодернистская) имеет в виду другую установку: «я позволю текстам самим разговаривать друг с другом; самому языку создавать текстовое и смысловое пространство, без участия меня как автора», что ставит под сомнение позицию авторства в принципе (см. «Смерть автора» Р. Барта).

Оценочность в самоназвании: «Мы – новое»

Отсюда популярность жанра манифеста в модернистскую эпоху (см. манифесты символизма, акмеизма, футуризма и их прагматические установки)

Безоценочность в самоназвании: «Мы – всё» Отсюда стратегия единичного пути в искусстве. А если группы и появляются в постмодерновой ситуации (например, концептуализм или метареализм 1980-х), то внятного высказывания в жанре манифеста все равно не следует, поскольку постмодернистский художник не стремится навязывать свою точку зрения и не считает нужным «рекламировать» свой стиль, свое движение, свою группу как лучший выбор (а именно в этом цель всех манифестов).

Декларируемая элитарность

Это сближает модерн с традиционной классической ситуацией. Исторически объясняется неполным переходом от аграрного к индустриальному обществу на рубеже XIX-XX вв. Философски объясняется гностической установкой модерна: интерес к истинному знанию, доступному только посвященным.

Недекларируемая демократичность «Элита – массы» как бинарная оппозиция также деконструируется (снимается, переосмысливается в пользу «угнетаемой» позиции) в ситуации постмодерна, что приводит к размыванию границы между интеллектуальной, «высокой» и массовой, «низкой» литературами. Невозможно отнести ни к одному из «флангов» творчество У. Эко или В. Пелевина, точно так же как в музыке – творчество Led Zeppelin, например. По сути, мода на музыкальную классику (элитарное искусство) в качестве телефонных рингтонов – тоже свидетельство ситуации постмодерна.

Пафос

 

Ирония Тотальная ирония (паниронизм) – еще одна из самых узнаваемых черт постмодернистского текста, хотя на самом деле и ирония, и интертекстуальность являются в первую очередь формальными выражениями главных установок (критика бинаризма, множественность Смыслов и т.д.). Таким образом, наличие или отсутствие в тексте того или иного формального приема еще не повод определять текст как постмодернистский. Ведь и в литературе романтизма была распространена ирония, а поэзия Мандельштама, как указано выше, представляет из себя очень плотный интертекст. Необходимо понять логику приема. У. Эко: «Постмодернизм – это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности».  

Культ личности,

Автор

Самоирония, скриптор См. статью «Смерть автора» Р. Барта.

Цель, намерение

 

Игра

Вера в референциальность языка

бытие (модель Парменида) умопостигаемо, истинное знание можно передать словами (единство бытия, мысли и слова → онто-логия). Язык отражает реальность (референциальная функция).

Критика языка, крах «миметической» веры в язык язык не отражает действительность, он связан с реальностью условно: по конвенции, договоренности (люди договорились, что предмет стол будет обозначаться набором букв «с-т-о-л» в русском языке, «t-a-b-l-e» в английском и французском и т.д.). Бытие (модель софиста Горгия) нельзя помыслить, язык не отсылает (отрицание референции) к истине. Логика обратная: сначала мы говорим слова, потом они наполняются смыслами, из которых складывается картина мира, и мы видим уже «языковой мир». Мир не объективная данность, а продукт культуры, мышления, языка.

Установка на преобразование мира (жизнетворчество)

Искусство преображает мир, приближает его к идеалу.

Удовольствие от текста Установка на преобразование мира воспринимается как игра в Толстого, в ВПЗР (Великого Писателя Земли Русской). «Задуши меня, Аня, если я стану пасти народы», – говорил еще Н. Гумилев А. Ахматовой (что показывает условность всяких таблиц, ведь Гумилев – абсолютно модернистский автор). Разница в том, что отказ от установки на мир в ситуации постмодерна приводит к чистому удовольствию от самого текста, от его формы и языка (см. статью Р. Барта «Удовольствие от текста», 1973). Читатель не стремится с помощью слов «убежать» обратно в реальность, он получает удовольствие от самих слов, от самих знаков (от означающих, а не означаемого).

Означаемое

Все та же установка на внеязыковой мир, на реальность: в тексте главное не «как», а «о чем» (это и есть означаемое).

Означающее См. концепцию «плавающее означающее» Ж. Лакана и общепостмодернистскую и семиотическую концепцию «мир как текст». Любой постмодернистский текст – это игра означающих (см. интерес к анаграмматическому принципу в работах позднего де Соссюра). Всё в мире строится как текст, то есть как система знаков: от поведения и мимики человека, его психологии и одежды до городского пространства и генетического кода.

Семантика

Понимание произведения кроется в ответе на «школьный» вопрос «Что хотел сказать автор?»

Риторика, стиль Прочтение зависит от самого читателя, а не от интенций или замысла автора. Отсюда множественность интерпретаций, плюрализм читательских мнений. Традиционный текст противится некоторым прочтениям (эффект «притянуто за уши»). Постмодернистский текст за счет «двойного кодирования», строясь как слоеный пирог, проявляет демократичность, чтобы каждый читатель, вне зависимости от уровня подготовки, мог предложить равноценную интерпретацию.

Идея центричности

хотя в модерне центр уже не так заметен, как в традиционных текстах, его роль все равно что-нибудь выполняет. Например, миф (как в романах Д. Джойса, А. Платонова или М. Булгакова). Хаотичность текста структурируется благодаря наброшенной на нее сетке мифа; такой тип построения текста называется мифопоэтикой.

Децентрализация Демократичность и присущий философам-постструктуралистам 1960-х годов антибуржуазный антикапиталистический пафос (многие философы стали по сути вдохновителями студенческих волнений весной 1968 года в Париже).  

Герой

Герой как исключительная цельная личность (см. параметры модернистской личности в первой части таблицы), начиная с Нового времени, выступает основным центрирующим, связующим элементом. Именно на биографии героя строится главный жанр Нового времени – роман.

Персонаж В постмодернистском тексте действует скорее персонаж как функция, а не герой. Это позволяет избавиться от «мнимого» центра и как бы «открыть» текст для свободного прочтения и интерпретации. Это и некоторые социальные изменения приводят к кризису жанра романа, который фиксируется еще в первой половине ХХ века (см. статью О. Мандельштама «Конец романа», 1922). Тем не менее роман до сих пор остается самым распространенным прозаическим жанром, что во многом объясняется издательскими, рыночными стратегиями (книгу рассказов или тем более малую прозу гораздо труднее продать).

Линейность

Второй (после героя) ключевой центрирующий элемент произведения – сюжет – линейное рациональное развертывание мысли, идеи, действия.

Ризоматичность См. идею ризомы Ж. Делёза и Ф. Гваттари. Постмодернистский текст создает свою сложную систему (как образец экосистема «корневища» (с французского rhizome)), присутствует нелинейное разрастание текста (а не построение), отказ от классического линейного, детерминированного сюжета, еще большее «раскрепощение» текста.

Жанровая система

Четкие границы между жанрами.

Текст/книга Границы между жанрами становятся проницаемыми, четкой жанровой системы нет, размывается граница и между родами литературы: прозой, поэзией и драматургией. Самым удобным обозначением становится просто «текст» или «книга» (в этом постструктуралистский уход от иерархий и системности).  

Созидание целостности

Когерентность (целостность текста и замысла) – важнейшая черта классического и модернистского текста. Целостность и связность достигаются за счет единства замысла (Смысла), цельности героя, последовательности сюжета и единства стиля, жанра.

Фрагментарность, клиповое мышление, коллаж Постмодернистский автор интересуется не целым, завершенным (оно для него мертво, неинтересно), а швами, разрывами, переходами, отсюда фрагментарное письмо и принцип коллажа на всех уровнях: от замысла и героя до жанра и стиля (комбинирование элементов – см. отношение к прошлому в первой части таблицы). И вновь детали могут путать: коллаж и фрагментарность использовались и в модерне (см. кубизм в поэзии или философия В. Розанова), поэтому вновь обращаем внимание на верх таблицы: ментальные установки (импрессионизм и кубизм как искусство модерна претендовали на новаторство и на универсальный большой стиль; и даже Розанов, сильно повлиявший на постмодернизм в России и неофициальное советское искусство, в рамках которого русский постмодерн и возник, не мог занять необходимую для постмодернистского человека мета- позицию – дистанцированную по отношению к себе самому).

Произведение как завершенная работа

В классическом и отчасти в модернистском искусстве ценится именно цельное завершенное произведение творца. «Открытое» и как бы «неискусное», «неумелое» произведение принимается в штыки (см. «Черный квадрат» К. Малевича).

Текст как процесс Только процессуальное, незавершенное ценится как живое и интересное. Барт предлагает вместо произведения (то, что создал и сконструировал Автор) – текст (то, что складывается посредством творческой игры). Отсюда актуальность перфоманса, акционистского искусства, т.е. произведение искусства случается, а не закрепляется с помощью медиума (языка, красок, звуков), оно – в жесте. В этом отчасти тоже тот демократический, антибуржуазный характер постмодерна, поскольку завершенность авторского произведения искусства предполагает пассивное прочтение (отгадывание, что же хотел сказать Автор) – потребление этого произведения. В то время как перфоманс или случающийся «открытый» текст нельзя потребить, постмодернистские тексты провоцируют читателя на активность, они распадаются без читателя, остаются фрагментированным полем. Активный читатель в сотворчестве получает удовольствие от текста; традиционный буржуазный читатель отторгает такой текст, отказывая ему в статусе искусства (для такого читателя существует четкая граница между искусством и не-искусством).

Отчётливость границы искусство-неискусство

Всё может называться искусством Границы условны и проницаемы, поскольку один и тот же текст может восприниматься и как искусство, и как не-искусство в зависимости от эпохи, культуры, этнических традиций и т.д. Именно эту важность контекста актуализирует, например, московский концептуализм в 1970-80-х гг. (на западе это направление появилось уже в послевоенные десятилетия). Неслучайно одна из первых постмодернистских статей называлась «Пересекайте границы, засыпайте рвы» (автор – американский литературный критик Л. Фидлер). Эта литературно-критическая статья была опубликована в журнале «Плейбой» (в 1969 году), и этот жест также позволял пересечь (или, по крайней мере, проблематизировать) границу «массового и элитарного», «высокого и низкого».
     

Хронология ситуации постмодерна

Точных границ, конечно, нет, тем не менее в качестве начала постмодерна называют:

– 1941 год – смерть Джеймса Джойса и Вирджинии Вульф, ключевых модернистских авторов. Хотя Ихаб Хассан (американский теоретик литературы) видит черты постмодерна уже в «Поминках по Финнегану» (1939) – последнем романе Джойса.

– 1966 год – лекция Жака Деррида «Структура, знак и игра» (опубликована в 1967-м под названием «Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук»).

– 1969 год – статья Лесли Фидлера «Пересекайте границы, засыпайте рвы».

Большинство исследователей считает временем начала постмодернистской (и постиндустриальной) эпохи середину 1950-х – начало 1960-х гг. Именно в этот период появляются принципиально новые явления, определившие характер постмодерна:

– литература и музыка битников,

– феномен хиппи,

– сексуальная революция,

– «новый роман» (Le nouveau roman),

– левая интеллектуальная мысль во Франции,

– критическая теория (см. «Франкфуртская школа»),

– философия постструктурализма (в первую очередь, Жиль Делёз, Мишель Фуко).

В России постмодернизм как стиль письма возникает в период с 1964 по 1973 г. внутри неофициального советского искусства, когда появились тексты С. Соколова, Вен. Ерофеева, А. Битова, А. Синявского и др. Эти авторы не знали теоретиков постструктурализма, не знали самого понятия «постмодерн», но чувствовали перемену собственного сознания и писали, интуитивно следуя за этими переменами, писали те тексты, которые стали классикой русского постмодернизма.

Общая ситуация постмодерна начала проявляться лишь в к. 1980-х – 1990-х годах в связи с распадом СССР, когда начался постепенный, еще незавершенный переход российского общества в постиндустриальную фазу.

Самые разные суждения (радикально противоположные) высказываются по поводу окончания постмодерна:

– постмодерн до сих пор не завершен, так как не появилось ничего принципиально нового (об этом свидетельствуют сами термины: новый реализм, метамодернизм, постпостмодернизм, постконцептуализм и т.д.),

– постмодерн не завершен и не может быть завершен, поскольку общество достигло финальной стадии развития, наступил «конец истории» (см. Ф. Фукуяма),

– постмодерн не завершен, но мировая ситуация 2010-х годов предлагает новую повестку, насколько она окажется новой, покажет время,

– постмодерн завершился уже в 1970-80-х гг.

– постмодерн в России, в частности, завершился в 2000-х, когда свою популярность набрало движение «нового реализма».

Постмодернизм и авангард

Авангард, хоть и модернистский феномен, заслуживает отдельного сопоставления с постмодерном:

Общие черты:

– эклектичность(интерес к разным сферам, в том числе внетекстовым: массы, идеология). Роберт Вентури (постмодернистский архитектор): «Мало – это скучно»: одна из основных черт постмодернизма – его «всеядность»;

– проблематизация границы «искусство-неискусство»;

– эксперимент (игра);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.079 с.)