Департамент социального развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Департамент социального развития



Департамент социального развития

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Доклад

О положении детей и семей, имеющих детей,

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре за 2019 год

Ханты-Мансийск

Год

Введение

Доклад подготовлен в соответствии с распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.12.2012 №776-рп           «О правилах подготовки доклада о положении детей и семей, имеющих детей, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – доклад),  в целях обеспечения органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее также – автономный округ, Югра) объективной, систематизированной информацией о положении детей и семей, имеющих детей, тенденциях его изменения для определения приоритетных областей и направлений деятельности по решению проблем детства, а также разработки необходимых мероприятий по обеспечению прав детей, их защиты и развития.

Основными направлениями деятельности региональной политики в отношении семей и детей являются:

повышение рождаемости, повышение статуса семьи;

создание условий для более широкого обеспечения семейной формы воспитания детей, предупреждения социального сиротства;

повышение качества жизни, защита прав и законных интересов детей, семей с детьми;

совершенствование нормативной правовой базы в области улучшения положения детей, семей с детьми.

В настоящем докладе содержится анализ основных аспектов региональной политики в отношении детей и семей, имеющих детей, за 2019 год в сравнении с 2018 и 2017 годами.

Структура доклада отражает вопросы социально-экономического положения семей с детьми, состояния здоровья женщин и детей, питания, образования, воспитания и развития детей (в том числе детей-инвалидов, детей мигрантов), трудовой занятости подростков и родителей, профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Доклад основывается на официальных материалах территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти автономного округа за 2019 год в сравнении с 2018 и 2017 годами:

Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по автономному округу – Югре (далее – УМВД Югры);

Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Пенсионный фонд Югры);

Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депсоцразвития Югры);

Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Фонд социального страхования Югры);

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Комиссия по делам несовершеннолетних Югры);

Уполномоченного по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – Уполномоченный по правам ребенка в Югре);

Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Общественная палата Югры);

Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – Государственная инспекция труда в Югре);

Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депобразования и молодежи Югры);

Департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депспорт Югры);

Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депстрой Югры);

Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее - Депимущества Югры);

Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депздрав Югры);

Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депкультуры Югры);

Департамента общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Департамент общественных и внешних связей Югры);

Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Деппромышленности Югры);

Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Дептруда и занятости Югры);

Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депэкономики Югры).

В приложении к докладу приведен перечень основных нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принятых в 2019 году, влияющих на различные аспекты жизнедеятельности детей и семей с детьми, а также статистические показатели, характеризующие динамику изменения положения детей в 2017-2019 годах.

Электронная версия доклада размещена на едином официальном сайте государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Депсоцразвития Югры в разделе «Статистическая информация».

 

1. Основные демографические характеристики [1]

Демографическая политика автономного округа направлена на повышение уровня рождаемости, сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, в том числе детей и подростков, снижение уровня заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни населения, повышение ценности и престижа семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях, сохранение многопоколенной семьи.

Численность постоянного населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ, Югра) на 1 января 2020 года составила 1 674 676 человек, увеличившись по сравнению с 2017 годом на 9 602 человека или на 1,18% (на 1 января 2019 года – 1 663 795 человек, на 1 января 2018 года – 1 655 074 человека).

Городское население составляет 92,5% или 1 549 313 человек, сельское 7,5% или 125 363 человека.

На 01.01.2020 численность детей в возрасте до 17 лет включительно, проживающих в автономном округе, составила 426 532 человека (на 01.01.2019 - 424 792 ребенка (+0,4%), в том числе 119 009 детей (-5,8%) в возрасте от 0 до 4 лет; 55 644 ребенка (-0,95%) – 5-6 лет; 211 503 ребенка (+3,6%) – 7-15 лет; 40 376 детей (+5,8%) – 16-17 лет.

Снижение рождаемости в 2019 году в сравнении с 2018 годом отразилось на численности детей в возрасте от 0 до 4 лет. При этом детское население увеличилось на 1 740 человек или 0,4% (за три года детское население увеличилось на 5 879 человек или 1,4%; на 01.01.2018 – 420 653 детей).

Доля детей в общей численности населения осталась на уровне 2018 года и составила 25,5%.

По предварительным данным за январь-декабрь 2019 года в Югре родились 20 821 ребенок (в 2018 году – 22 538, в 2017 году – 23 299).

За период 2017-2019 годов отмечается отрицательная динамика абсолютного количества рождений. Уменьшение количества рождений составило за трехлетний период 10,6% или 2 478 детей.

Суммарный коэффициент рождаемости (число детей, рожденных одной женщиной репродуктивного возраста) в 2019 году составил 1,76 (в 2018 году – 1,87, в 2017 году – 1,88).

Коэффициент рождаемости составил 12,5 промилле на 1 000 населения, снизившись на 1,6 промилле в сравнении с 2017 годом (в 2018 году – 13,6,              в 2017 году – 14,1).

Снижение показателей рождаемости в автономном округе обусловлено снижением количества женщин, вступивших в активный репродуктивный возраст. За три года количество женщин репродуктивного возраста       (15-49 лет) в Югре уменьшилось на 0,3 % или 1 349 женщин (на 01.01.2020 -429 121; на 01.01.2019 - 429 420; на 01.01.2018 - 430 470). С 2010 года количество таких женщин снизилось на 10 % или 47 522 женщины.

При этом суммарный коэффициент рождаемости за 2019 год в автономном округе составляет – 1,76, что выше среднероссийского на 0,26 единиц (РФ - 1,5) и превышает показатель, установленный Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», к 2024 году – 1,7). За январь-декабрь 2019 года в Югре зарегистрированы 12 204 брака (в 2018 году – 11 370, в 2017 году – 13 972).

Коэффициент брачности составил 7,3 промилле на 1000 населения           (в 2018 году – 6,9, в 2017 году – 8,5).

За январь-декабрь 2019 года в Югре зарегистрированы 7 744 развода (в 2018 году – 8 868, в 2017 году – 9 051).

Коэффициент разводимости составил 4,6 на 1 000 населения (в 2018 году – 5,3, в 2017 году – 5,5).

Миграционный приток населения из зарубежных стран
(в основном из государств-участников СНГ) также влияет на численность детей, постоянно проживающих в автономном округе.

За 2019 год количество фактов постановки на миграционный учет
иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания
в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре составило 197 777 (+0,2%),
из них, не достигшие восемнадцатилетнего возраста – 13 195, что составляет 6,7% от общего количества фактов постановки на миграционный учет
(за 2018 год – 197 359 фактов, за 2017 год – 209 767 фактов).

Ответственность за постановку на миграционный учет несовершеннолетних лиц, въехавших на территорию Российской Федерации совместно с родителями, несут их законные представители.

Срок временного пребывания ребенка устанавливается на срок пребывания родителей и продлевается по имеющимся у них основаниям.

В соответствии с законодательством Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие восемнадцатилетнего возраста, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеет право подать заявление на получение разрешения на временное проживание или вида на жительство, в том числе
в отношении иностранного гражданина, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, или признанного недееспособным или ограниченным                       в дееспособности, родителем, усыновителем, опекуном или попечителем которого он является.

В период с 2017 по 2019 годы приняты 1 304 решения о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации детям до           18 лет (в 2019 году – 280, в 2018 году – 455, в 2017 году – 569) и 423 решения о выдаче вида на жительство (в 2019 году – 145, в 2018 году – 151, в 2017 году – 127).

Ребенку, родившемуся на территории Российской Федерации, после получения одним из родителей разрешения на временное проживание либо вида на жительство, может быть выдано разрешение либо вид на жительство по заявлению этого родителя, поданному в произвольной форме в подразделение по вопросам миграции по месту его жительства.

В соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002           №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» в гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами и лицами без гражданства:

А) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, – по заявлению этого родителя;

Б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, – по заявлению этого родителя;

В) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, – по заявлению опекуна или попечителя, имеющего гражданство Российской Федерации.

За 2019 год гражданство Российской Федерации на основании вышеуказанной статьи приобрели 1 048 иностранных граждан и лиц без гражданства (за 2018 год – 887, за 2017 год – 743) в возрасте от 1 года до 18 лет, из них в соответствии с пунктом А – 1 007, пунктом Б – 33, пунктом В – 8.

По сравнению с 2018 годом количество детей, приобретших российское гражданство, в соответствии с указанной статьей закона, увеличилось на 15,4%, с 2017 годом на 29,1 %.

Кроме того, гражданство Российской Федерации несовершеннолетние дети вправе приобрести совместно с родителями, в соответствии с Федеральным законом №62-ФЗ и международными соглашениями.

Так, за 2019 год приобрели гражданство Российской Федерации                           в упрощенном порядке 5 898 иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории автономного округа, из них: 654 ребенка (за 2018 год – 5240, из них детей – 1461; за 2017 год – 6151, из них детей – 1663); в соответствии с международными соглашениями – 294, из них 31 ребенок (за 2018 года – 303, из них детей – 38; за 2017 год – 363, из них детей – 41).

В основном желание изменить гражданство изъявили граждане Республики Таджикистан, Украины, Азербайджанской Республики                           и Республики Казахстан.

За 2019 год в УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному
округу – Югре о приеме в гражданство Российской Федерации обратились
6 450 иностранных граждан и лиц без гражданства (за 2018 год – 5 271, за 2017 год – 5 375). Лица, изъявившие желание прекратить гражданство Российской Федерации, не зарегистрированы.

Оформлено и удостоверено наличие гражданства Российской Федерации 9 362 детям (за 2018 год – 10 773, за 2017 год – 19124). 

Пособия, предоставленные

семьям с детьми из средств федерального бюджета

 

За счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Закон 81-ФЗ) в автономном округе семьям, имеющим детей, предоставлялись следующие пособия:

единовременное пособие по беременности и родам в размере 655,49 рублей, в 2019 году не предоставлялось (в 2018 году – не предоставлялось, в 2017 году – предоставлено 1 женщине);

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, в размере 655,49 рублей, в 2019 году выплата произведена 1 женщине (в 2018 году – не предоставлялось, в 2017 году – предоставлено 1 женщине);

единовременное пособие при рождении ребенка неработающим гражданам в размере 17 479,73 рублей, в 2019 году пособие получили 2 632 неработающих граждан или на 2 663 детей, что на 2% ниже показателей 2018 года (в 2018 году – 2779 человек на 2 811 детей, в 2017 году – 2 876 человек на 2 904 ребенка);

единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в размере 27 680,97 рублей, в 2019 году предоставлено 10 женщинам (в 2018 году – 17 женщинам, в 2017 году - 15 женщинам);

ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в размере 11 863,27 рубля, в 2019 году предоставлено 73 гражданам на 74 детей, что на 16,1 % меньше показателя 2018 года (в 2018 году – 87 гражданам на 89 детей, в 2017 году – 88 гражданам на 88 детей);

ежемесячное пособие по уходу за ребенком (до достижения ребенком возраста полутора лет) гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию и осуществляющим уход за ребенком (детьми), в размере 3 277,45 рублей на первого ребенка и 6 554,89 рубля на второго и последующих детей в 2019 году выплачено на 16 073 ребенка, что на 2,6% меньше показателя 2018 года (в 2018 году – на 16 496 детей, в 2017 году – на 17 253 детей);

ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, в размере 40% от среднего заработка в 2019 году выплачено 82 женщинам, что на 17,2% меньше показателя 2017 года (в 2018 году – 99 женщинам, в 2017 году - 128 женщинам).

В соответствии со ст. 5 Закона 81-ФЗ в автономном округе к размерам государственных пособий применяется районный коэффициент 1,5, за исключением Кондинского района – 1,3;

единовременное пособие при всех формах устройства детей в семьи граждан в размере 26 219,64 рубля (в 2018 году – 25 138,64 рублей, в 2017 году – 24 641,85 рублей), а в случае усыновления ребёнка-инвалида, ребёнка в возрасте старше семи лет и детей, являющихся братьями и (или) сестрами, в размере 200 339,04 рублей (в 2018 году – 192 079,62 рублей, в 2017 году – 188 283,0 рубля) на каждого ребенка.

В 2019 году пособие выплачено при устройстве в семьи граждан 752 несовершеннолетних (в 2018 году – 886 несовершеннолетних, в 2017 году – 822 несовершеннолетних). Снижение числа получателей обусловлена сокращением на 20% детей, оставшихся без попечения родителей.

Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по автономному округу в 2019 году выплачены:

пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности –     9 794 выплат, средний размер – 983,2 рубля (в 2018 году - 10 739 выплат, средний размер - 949,5 рублей, в 2017 году – 11 234 выплаты, средний размер – 927,2 рублей);

единовременное пособие по беременности и родам женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию – 13 270 выплат, средний размер - 181 057,8 рублей (в 2018 году - 14 324 выплаты, средний размер - 170 162,7 рублей, в 2017 году – 15 544 выплаты, средний размер 152 969,4 рублей);

пособие при рождении ребенка гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 18 877 выплат, средний размер 26 219,2 рублей (в 2018 году - 20 183 выплаты, средний размер 25 470,3 рублей, в 2017 году – 21 482 выплаты, средний размер 24 238,7 рублей);

ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет гражданам, которые обеспечивают за ним фактический уход и воспитание – 30 790 получателей, средний размер – 13 056,4 рублей (в 2018 году - 35 543 получателя, средний размер – 11 554,6, в 2017 году – 34 486 получателей, средний размер – 9 711,4 рублей).

При осуществлении переданных Фонду социального страхования полномочий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета:

оплачены четыре дополнительных выходных дня работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми – инвалидами. В 2019 году всего оплачены 36 374 дня, средний размер пособия составил 3 552,1 рубля (в 2018 году - 34 080 дней, средний размер - 3 267,5 рублей, в 2017 году – 27 635 дней, средний размер –3 662,4 рубля);

по национальному проекту «Здоровье» «Родовой сертификат». В 2019 году количество получателей талонов составило 19 656 человек на общую сумму 199 988,0 рублей (в 2018 году - 21 537 человек на общую сумму 216 200,0 рублей, в 2017 году – 22 217 человек на общую сумму 225 767,0 рублей).

 

Единовременная помощь в соответствии с Законом автономного округа от 24.12.2007 №197-оз «О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

Единовременная помощь для выхода семьи на самообеспечение предоставлена 65 малоимущим семьям, из них 2 многодетным семьям, средний размер помощи составил 49,6 тыс. руб. (в 2018 году – 85 семьям, из них 24 многодетным семьям, 46,9 тыс. руб., в 2017 году - 134 малоимущим семьям, из них 24 многодетным семьям, соответственно). 21 семья получила помощь на развитие личного подсобного хозяйства, 44 семьи - на предоставление услуг населению.

Целью данного вида социальной поддержки является стимулирование граждан к активизации собственного трудового потенциала, повышение реальных доходов семей, и выхода их из разряда нуждающихся в государственной помощи.

Единовременная помощь в связи с экстремальной жизненной ситуацией оказана 11 110 семьям, из них 6 904 семьям на условиях социального контракта, средний размер помощи – 26,9 тыс. руб. (в 2018 году - 8 612 семьям, из них 5 570 семьям на условиях социального контракта средний размер помощи – 24,7 тыс. руб., в 2017 году – 8 644 семьям, из них 5 298 семьям на условиях социального контракта, средний размер помощи – 23,8 тыс. руб. соответственно);

Помощь оказывалась на приобретение одежды, обуви детям, спальных мест, поддержание жизнедеятельности.

Выплаты ежемесячных пособий и компенсации направлены на улучшение положения семей с детьми.

 

Диспансеризация детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

 

Проведение диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в автономном округе регламентировано Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.02.2013 № 72 «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.04.2013 № 216н «Об утверждении Порядка диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью», межведомственного приказа Депсоцразвития Югры, Депздрав Югры, Депобразования и молодежи Югры от 22.02.2017 № 168/157-р/328                  «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» (далее – приказ). Согласно приказу осуществляется межведомственное взаимодействие медицинских организаций и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разной ведомственной подчиненности.

В ведомстве Депздрав Югры находится казенное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Урайский специализированный Дом ребенка» (далее – КУ «Дом ребенка», Учреждение). Это единственное учреждение в автономном округе, которое осуществляет прием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также страдающих тяжелой врожденной патологией.

В КУ «Дом ребенка» созданы благоприятные условия пребывания, приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей в возрасте до 5 лет.

Учреждение оказывает первичную медико-санитарную помощь в рамках имеющейся лицензии на осуществление медицинской деятельности. При этом, основное направление работы КУ «Дом ребенка» направлено на реабилитацию детей, имеющих особенности развития.

Медицинская помощь воспитанникам Учреждения оказывается в приоритетном порядке как в медицинских организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, так и, при наличии медицинских показаний,
в медицинских организациях Министерства здравоохранения Российской Федерации, расположенных за пределами автономного округа.

Медицинская помощь детям, оставшимся без попечения родителей и воспитывающимся в приемных семьях (далее – опекаемые дети), организована в соответствии с нормативными документами Министерства здравоохранения Российской Федерации, клиническими рекомендациями Союза педиатров России, в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Льготное лекарственное обеспечение подопечных детей осуществляется согласно постановлению Правительства автономного
округа от 27.02.2010 № 85-п «Об обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или со скидкой, за счет средств бюджета автономного округа».

Проведение мероприятий диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, способствует повышению доступности оказания медицинской помощи детям указанной категории, улучшению качества их жизни, что в конечном итоге позволит увеличить количество детей, передаваемых на воспитание в семью.

В 2019 году количество детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих в стационарных учреждениях, прошедших диспансеризацию, составило 473 ребенка (в 2018 году – 554 ребенка, в 2017 году – 515 детей).

В 2019 году количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную семью, прошедших диспансеризацию, составило 4 915 детей (в 2018 году – 4 882 ребенка, в 2017 году – 4 551 ребенок).

 

Лекарственное обеспечение

Предоставление детям, имеющим статус «ребенок-инвалид», набора социальных услуг, в части бесплатного лекарственного обеспечения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999                    № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». По итогам 2019 года обеспечены лекарственными препаратами 2 311 детей (в 2018 году- 2 119 детей, в 2017 году - 2 132 ребенка).

В соответствии с Законом автономного округа от 07.07.2004 № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», постановлением Правительства автономного округа от 27.02.2010 № 85-п «Об обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или со скидкой, за счет средств бюджета автономного округа» (далее – постановление № 85-п) в автономном округе осуществляется:

бесплатное обеспечение детей из многодетных семей в возрасте до шести лет лекарственными препаратами по медицинским показаниям. В 2019 году число детей из многодетных семей в возрасте до шести лет, обеспеченных бесплатными лекарственными препаратами, составило 4 373 ребенка (в 2018 году – 4 474 ребенка, в 2017 году – 4 703 ребенка);

обеспечение лекарственными средствами (витаминами, препаратами, содержащими железо) кормящих матерей, входящих в состав семей со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.       В 2019 году 1 кормящая мать обеспеченна лекарственными средствами;

обеспечение льготными лекарственными средствами детей в возрасте до трех лет. В 2019 году число детей в возрасте до трех лет, обеспеченных лекарственными средствами, составило 30 646 детей (в 2018 году – 32 249 детей, в 2017 году – 32 193 ребенка);

обеспечение льготными лекарственными средствами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов или попечителей, приемных семьях, патронатных семьях, детских домах семейного типа. В 2019 году число детей, обеспеченных лекарственными препаратами, составило 731 ребенок (в 2018 году – 718 детей, в 2017 году – 657 детей).

 

Организация питания детей

Организация питания детей в общеобразовательных организациях автономного округа осуществляется в соответствии с нормами федерального законодательства и законодательства автономного округа.

    Всего в государственных общеобразовательных организациях автономного округа питанием в 2019 году обеспечены 2 435 обучающихся или 100%, в том числе 449 воспитанников, проживающих в государственных общеобразовательных организациях. На указанные цели из бюджета автономного округа направлено в 2019 году 98 103,1 тыс. рублей, в том числе на обеспечение питания воспитанников, проживающих в государственных общеобразовательных организациях - 47 266,1 тыс. рублей.

Расходы бюджета автономного округа на предоставление социальной поддержки обучающимся по программам среднего профессионального образования в государственных профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования в виде предоставления питания за 2019 год составили 158 288,6 тыс. рублей. Среднегодовое количество обучающихся льготной категории – 5 908 человек.

В целях предоставления мер социальной поддержки в виде предоставления бесплатного двухразового питания обучающимся льготных категорий муниципальных и частных общеобразовательных организаций из бюджета автономного округа выделяются субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов. Объем расходов по субвенции за 2019 год составил 1 655 759,4 тыс. рублей.

Всего льготным бесплатным двухразовым питанием обеспечены 59 666 человек, в том числе 41 449 ребенка из многодетных семей, 8 490 детей из малообеспеченных семей, 3 613 детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей, 6 114 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 

Образование, воспитание и развитие детей, в том числе детей-мигрантов и детей-инвалидов

6.1.Общее образование

С целью соблюдения конституционных прав граждан на получение образования в автономном округе созданы условия для получения обязательного бесплатного общего образования независимо
от социального статуса и места проживания детей.

В целях реализации гарантий граждан на общедоступность
и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего
и среднего общего образования, а также во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях
и стратегических задачах развития Российской Федерации на период
до 2024 года» приоритетными задачами перед региональной системой образования является:

обеспеченность общим образованием 100% граждан независимо
от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения
к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям,
а также других обстоятельств;

внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков
и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности
в образовательный процесс, а также обновление содержания
и совершенствование методов обучения предметной области «Технология».

Доступность дошкольного образования для детей в возрасте старше           3 лет составляет 100%, от 1,5 до 3-х лет – 93,2%.

В 15 муниципальных образованиях автономного округа обеспечена 100% доступность дошкольного образования  для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет (гг. Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Покачи, Радужный, Урай, Ханты-Мансийск, Белоярский, Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Октябрьский, Советский, Сургутский, Ханты-Мансийский районы), в 2018 году – в 12 муниципальных образованиях автономного округа.

На 01.01.2020 осуществляют обучение по программам дошкольного образования 409 организаций, которые посещают 119,0 тыс. детей, в том числе 8,2 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья.

В автономном округе организована системная работа по созданию условий для развития конкуренции на рынке услуг дошкольного образования, стимулированию негосударственного сектора к получению лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Созданы условия, позволяющие предпринимателям, получившим лицензию, участвовать в бюджетном финансировании на программы дошкольного образования.

В 10 муниципальных образованиях автономного округа (г.г. Ханты-Мансийск, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Сургут, Югорск, Октябрьском, Советском и Сургутском районах) функционируют 25 частных организаций, предоставляющих услуги дошкольного образования, на 2 850 мест, из них в 2018 году созданы 155 мест, в 2019 году -24 мест.

Всем детям, состоящим в очереди на получение места в дошкольной образовательной организации, предоставляется возможность получения услуг по присмотру и уходу.

Детям в возрасте до трех лет предоставляется возможность получения услуг по присмотру и уходу в группах кратковременного пребывания. На базе 165 дошкольных образовательных организаций функционируют группы кратковременного пребывания, которые посещают 2020 детей, в том числе 1932 ребенка в возрасте до трех лет.

Услуги присмотра и ухода за детьми младшего и дошкольного возраста оказывают 37 индивидуальных предпринимателей. Услугами охвачены 1 582 ребенка.

На базе государственного образовательного бюджетного учреждения среднего профессионального образования «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» функционируют группы по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста на 15 мест.

Также функционируют 374 консультационных пункта (центра) на базе образовательных организаций, в которых проводится работа с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия, психологические тренинги с детьми и семьями.

В целях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) в автономном округе создано необходимое нормативное правовое обеспечение реализации ФГОС ДО.

В настоящее время в Югре 100% дошкольных образовательных организаций осуществляют реализацию общеобразовательных программ дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО. Это позволяет создать равенство возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения.

В 2019 году проведен мониторинг развивающей предметно-пространственной среды и материально-технического обеспечения условий реализации ФГОС ДО.

В ходе мониторинга установлено, что во всех образовательных организациях созданы условия для реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий в группах комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья
(далее – ОВЗ).

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечила возможность реализации совместной деятельности педагогов, родителей (законных представителей) и детей, в том числе с ОВЗ.

Увеличено количество занятий двигательной активности с целью развития детей и укрепления их здоровья.

Введены национально-культурные компоненты в реализации образовательных программ дошкольного образования с учетом возрастных особенностей детей.

Реализация инвестиционного проекта «Билдинг-сад»

В автономном округе реализуется проект «Билдинг-сад», который обеспечивает ввод новых мест в систему дошкольного образования за счет развития негосударственного сектора данных услуг, а также создает социальные и инфраструктурные условия для улучшения качества жизни семей.

По состоянию на 01.04.2020 введены в эксплуатацию 10 «Билдинг-садов» на 739 мест.

В 2020 году планируется ввод еще трех «Билдинг-садов»
в г. Нижневартовск на 140 мест и в г. Сургуте на 80 и 40 мест.

Реализация проекта «Сертификат дошкольника»

С 01.01.2016 введен «Сертификат дошкольника», утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 04.12.2015 № 448-п        «О порядке предоставления сертификата на право финансового обеспечения места в организации, осуществляющей образовательную деятельность
по реализации образовательных программ дошкольного образования».

Сертификат является именным документом, удостоверяет право
на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, доступной услуги по присмотру и уходу за ребенком (детьми)
в образовательной организации и предусматривает персонифицированное финансовое обеспечение получения общедоступного бесплатного дошкольного образования и доступной услуги по присмотру и уходу
за ребенком (детьми) в образовательной организации.

Размер финансового обеспечения доступной услуги присмотра
и ухода в частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, составляет 4000 рублей в месяц на одного ребенка.

На 01.01.2020 выданы 2 844 сертификата дошкольника на право финансового обеспечения мест в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования. Всего за период реализации проекта выданы более 9,5 тыс. сертификатов (г. Ханты-Мансийск, г. Югорск, г. Мегион, г. Сургут,              г. Нижне



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.111 с.)