Предмет теории государства и права. Соотношение теории государства и права с другими юридическими науками. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет теории государства и права. Соотношение теории государства и права с другими юридическими науками.



Предмет теории государства и права. Соотношение теории государства и права с другими юридическими науками.

ТГП – наука об общих закономерностях возникновения и развития государства и права. Возникла в 15-17 вв.(В начале называлась «энциклопедия права»). (основатель Стефан Бутто).Предмет той или иной науки — это круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает. Предмет теории государства и права составляют: 1) Общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; (Н закономерности соотношения типа и формы государства) 2) Явления, хотя и не считающиеся закономерностями, но характеризующие государство и право в целом (Н форма правления, нормы права, правовые отношения и т.д.) К этой же группе иногда относят в литературе современные политико-правовые доктрины. 3) Правовые понятия и категории.Правовые понятия – мысленные предметные образы, воспроизводящие в сознании государственно-правовые явления и процессы.Правовые категории - предельные по уровню обобщенности правовые понятия (политическая система, государство, право).Предмет теории гос-ва и права следует отличать от объекта данной науки. Объектом теории гос-ва и права яв-ся гос-во и право, государственно-правовая действительность.Предмет теории государства и права называют двуединым. Это означает, что в него входят два основных феномена – государство и право в закономерностях своего развития и функционирования. Науки принято делить на 3 основные группы:1)естественно-математические; 2) технические 3)гуманитарные (общественные) науки. Государство и право яв-ся общественными институтами, поэтому и изучающие их юридические науки считаются гуманитарными.Система юр наук, т.е. наук, изучающих государственно-правовую действительность, получила наименование «правоведение»(юриспруденция). ТГП также яв-ся частью правоведения, изучая проблемы гос-ва и права в целом. Систему юридич.наук можно разбить на следующие группы:1)теоретико-исторические науки (ТГП, история государства и права т.д.) 2) науки, изучающие структуру и деятельность гос. Органов (правоохранительные органы); 3) отраслевые юр.науки, предметов которых является отдельная отрасль права (ГП, УП и т.д.) 4) науки, изучающие международное право (международное частное право, международное публичное право); 5) специальные (прикладные) науки (криминалистика, судебная экспертиза).ТГП в системе правоведения занимается наиболее общими проблемами гос-ва и права, является теоретической базой, основой для других юридических наук. С др стороны, изучая общие закономерности возникновения, развития и функционирования гос-ва и права, ТГП опирается на достижения частных юридических наук. Теория гос-ва и права вооружает юридические науки общими принципами и методами познания гос-ва и права. Теория государства и права органически связана и со многими гуманитарными науками. Прежде всего она связана с историей, изучающей прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.По сравнению с философией и социологией ТГП яв-ся более частной наукой, так как изучает не бытие или общество в целом, а лишь гос-во и право как общественные институты. ТГП взаимодействует с политологией, однако политология изучает гос-во и право как элемент политической системы общества, а ТГП – как правовую форму организации политической власти.

Функции ТГП.

Теория государства и права изучает государство и право в наиболее общем виде. Она изучает наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Как отрасль науки она имеет свои функции. Функциями теории государства и права принято считать главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль теории государства и права как науки в юридической практике и общественной жизни.

Теория государства и права как наука выполняет следующие функции: 1. Онтологическая. Теория государства и права исследует бытие государства и права, их возникновение, развитие и исторические судьбы. 2. Методологическая. Теория государства и пpaвa является теоретической и методологической основой для других юридических наук, вооружает их методами исследования государства и права. 3.Эвристическая. Теория государства и права не только исследует уже открытые закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, но и открывает новые.4. Систематизирующая функция. Теория государства и права приводит многообразие юридических наук в единую систему.5. Идеологическая. Теория государства и права вскрывает и изучает те ценности, которым должны служить государство и право.6. Воспитательная. Теория государства и права участвует в формировании личности юриста, знакомит его с основными правовыми понятиями, закладывает основы правовой культуры.7. Практически-прикладная (организаторская). Теория государства и права, как и юридические науки в целом, оказывает влияние на правовую политику государства; вырабатывает рекомендации, касающиеся функционирования органов государства, совершенствования законодательства и правоприменительной практики.8. Прогностическая. Теория государства и права предсказывает будущее развитие государственности и права, прогнозирует дальнейшую эволюцию государственных и правовых явлений.

 

Гос-ный суверенитет (ГС).

Государственный суверенитет есть самостоятельность государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Суверенитет является специфической чертой государственной власти, специфическим признаком государства. Термин «суверенитет» происходит от латинского «верховенство».К понятию суверенитета вплотную подошел уже Н.Макиавелли, который разработал учение о присущей государю верховной воле, единой и ни от кого не зависящей. Автором термина «государственный суверенитет» считается Жан Боден, который понимал под суверенитетом «абсолютную и постоянную власть». Постепенно теории абсолютного суверенитета в науке уступают место концепциям ограниченного суверенитета. В современном международном праве государственный суверенитет ограничен в отношении развязывания и ведения агрессивной войны, применения репрессий к гражданам, в экологической сфере.Суверенитет государства имеет свои символы. Таковыми считаются герб, флаг, гимн, а иногда также столица и денежная единица.Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости. В теории права государственный суверенитет включает следующие аспекты:1) единство и распространение государственной власти на все население и на все общественные объединения страны; 2) право осуществлять внутреннюю и внешнюю политику от имени всего общества; 3) исключительное право государства на издание общеобязательных правил поведения и на применение принуждения в отношении населения; 4) общеобязательность решений государственных органов для всех, кого они касаются;5) прерогатива, т.е. возможность отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти. Суверенитет государства может быть формальным. Такой суверенитет провозглашается, но реально не осуществляется в силу зависимости, например, экономической, от других государств. Ограничение суверенитета может быть добровольным и принудительным. Добровольное имеет место при вступлении в федерацию, принудительное – по отношению к государству, побежденному в войне. Конституция РФ провозглашает Россию суверенным государством. Статья 4 указывает, что «суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию». Такое распространение государственного суверенитета на всю территорию страны в международном праве получило наименование «территориального верховенства». Важную роль в охране суверенитета Конституция РФ отводит Президенту. Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета нации. Под последним понимается право нации самостоятельно определять свою судьбу вплоть до образования независимого государства. Государственный суверенитет также следует отличать от народного суверенитета. Последний означает, что единственным источником и верховным носителем государственной власти является народ. Принцип народного суверенитета закреплен в законодательстве многих демократических государств, в том числе в Конституции РФ 1993 года.

 

Понятие, признаки госвласти (В) Её отнош-е с властью политич-й.

При этом указывается, что власть - это способность воздействовать на поведение инди­видов..Особые свойства государственной власти:Силой, на которой она базируется, является государство: Государственная власть публична.Государственная власть суверенна.Государственная власть универсальна Всеобъемлющий характер (универсальность). Означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории. Государственная власть имеет возможность законно применять принуждение.Государственная власть обладает прерогативой на издание общеобязательных правил поведения – юридических норм и на применения государственного принуждения.Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно. Гос В опирается на определ-е основы (эконом-ю, соц-ю, нравственно-идеолог-ю основы).Соотношение гос-й и политической власти:в науке имелосчь 3 основных подхода к такому соотношению. 1. Античные авторы считали, что политика это искусство управления, а в варварских гос-вах таким искусством не обладели. Поэтому госвласть там не будет политической. Она будет политической в полисах – городах гос-вах. Таким образом считалось, что политическая власть Уже государственной. 2. Классики марксизма отождествляли гос-ю и политическую власть. Михаил Иосифович Байтин – современный представитель данного подхода; 3. Профессор Кейзеров и профессор Дмитриев – наиболее известные представители. Суть – любая госвласть является политической, но не всякая политическая власть – является государственной. Политическая власть это вид общественной власти, который связан с удовлетворением интересов больших социальных групп, например, классов, наций. У политической и госвласти общие цели, т.к. любое гос-во вынуждено учитывать интересы социальных групп, однако у государственной и политической власти разные субъекты. Субъектами политической власти являются политические лидеры, политические партии, народ избиратель. Субъектами госвлсти явл-ся лишь уполномоченные госорганы. Таким образом, политическая власть м считаться государственной лишь в том случае, сли она выражена в системе специальных госорганов.

 

Гражданское Общество (ГО) и правовое государство (ПГ). Основные признаки ПГ

ГО – совоупность негос-ных институтов, отнош-й и интересов. Это то пространство, в кот-м люди и их объединения реализуют свои многообразные потребности и интересы. Главным действ-м лицом ГО явл-ся личность как носитель определенных потребностей и интересов. Если ГО предст-т собой совоупность горизонт-х отнош-й, то ПГ- совоупность  вертик-х, властных отношений. В литературе выделяется ряд признаков гражданского общества. К ним относят следующие.1.Это открытая для общения с другими социальная система.2.Это сложноструктурированная и плюралистическая система.3. Это саморазвивающаяся и самоуправляемая система и т.п. Кроме того, выделяются принципы существования и успешного функционирования гражданского общества. Это: 1. экономическая свобода, рыночная экономика 2. легитимность и демократический характер власти 3. признание и защита естественных прав человека и гражданина 4. наличие правового государства 5. равенство перед законом и судом, надежная правовая защищенность личности 6. политический и идеологический плюрализм 7. свобода слова и печати 8. невмешательство государства в частную жизнь, взаимная ответственность государства и личности 9. социальное партнерство и национальное согласие и т.д. В самом общем виде ПГ м определить, как гос-во, деят-ть кот-го подчинена П и в кот-м признаются, уважаются и защищаются права и свободы чел-ка и гражданина. ПГ призвано правовыми ср-вами обеспечить условия для сущ-ния и успешного функц-вания ГО. Признаки ПГ:1. Приоритет права (господство права) – деят-ть в гос-ве д.б. подчинена праву как нормативно закрепленной справ-сти. 2.Правовая защищенность чел-ка и гражданина.3.Взаимная ответ-сть гос-ва и личности.4.Высокая правовая культура граждан. 5. Огранич-сть деят-ти госорганов правом. 6. Верхов-во закона в системе НА-в, его приоритет перед актами министерств и ведомств. Этот принцип включает следующие аспекты: 1) закон обладает высшей юрид-кой силой в {-е НА-в. В случае противоречия закона и подзаконного акта приоритет принадлежит закону, а противоречащий ему акт подлежит отмене or изменению; 2) именно закон как акт представит-го органа власти д регламент-ть основные права, свободы и обязанности чел-ка и гражданина; 3) наиболее важные общ-ные отнош-я д.б. урегулированы именно законом. 7. Наличие развитого ГО.8. Провозглашение и действие принципа разделения властей. 9. Единство П и закона. Принимаемые в гос-ве законы д.б. правовыми по содержанию и форме, д соотв-вать фундамент-ным правовым ценностям: свободе, справ-сти, упорядоченности общ-ной жизни и тд10. Возвышение роли суда как гаранта прав чел-ка и гражданина. Такие признаки, как госсуверенитет, соблюдение законности – хар-ют любой тип гос-ва, а не только ПГ.

 

Монархия: понятие и виды.

По форме правления государства делятся на монархии и республики. Форма правления – это элемент формы государства, который характеризует порядок организации и взаимоотношения высших органов государственной власти, а также их отношения с населением. Монархия — это форма правления, при которой вся полнота госу­дарственной власти сосредоточена в руках одного человека — монарха(царя, короля, шаха, императора, султана и т.п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом испол­нительной власти. Для монархии характерны следующие признаки: 1 Единоличный характер власти главы государства.2.Пожизненное осуществление главой государства (монархом) властных полномочий.3.Передача верховной власти в порядке наследования.4.Юридическая безответственность монарха за принимаемые ре­шения. Монархии подразделяются на абсолютные и ограниченные. Ограниченные в свою очередь делятся на дуалистические и пар­ламентские. В абсолютной монархии отсутствуют органы или законы, ко­торые ограничивали бы власть монарха. Он контролирует все вет­ви власти, а иногда является и руководителем церкви в данном государстве (теократическая монархия). Фактически власть монарха ограничивается правящей семьей. В современном мире примерами абсолютных монархий служат Саудовская Аравия, Бруней и др. В дуалистической монархии исполнительная власть принад­лежит монарху, законодательная осуществляется парламентом. Полномочия парламента достаточно узки, правительство форми­руется монархом и ответственно перед ним. Монарх имеет право роспуска парламента или его нижней палаты, может налагать на законы парламента абсолютное вето. Акты монарха по юридичес­кой силе равны или даже выше законов парламента. Примерами современных дуалистических монархий служат Иордания и Ма­рокко. В парламентской монархии монарх «царствует, но не правит», его роль номинальна. Правительство формируется парламентом из лидеров партий большинства и ответственно перед парламен­том. Если монарху и принадлежит право вето или право роспуска парламента, то фактически монарх данными полномочиями не пользуется. В настоящее время парламентскими монархиями являются Великобритания, Япония и ряд других го­сударств.

 

Реалистическая школа права.

Реалистическая школа права относится к юридическому пози­тивизму (другие названия данной школы - прагматический позитивизм, позитивизм решений). Идейной основой данного направления в юриспруденции стала идеология прагматизма. Сущ­ность философии прагматизма выразил философ Пирс: «Существовать - значит быть полезным». Применительно правовой сфере основная установка прагматизма может быть выражена следующим образом: «Правовые явления должны изучаться с точки зрения их полезности». Поэтому сторонники реалистической шко­лы отрицательно относились к дискуссии о том, что такое право. Вместо этого юристы должны обобщить имеющуюся юридичес­кую практику. Реалистические доктрины могут быть условно разделены на два направления: американское и скандинавское. Представителя­ми американского реализма являлись Карл Льюэллин (Ллевел­лин), Оливер Холмс, Джером Фрэнк, скандинавского - Алф Росс, Карл Оливеркрона и др. Иногда представителей скандинавского реализма относят к психологической школе права в связи с тем, что значительное внимание они уделяли психологическим аспек­там судебного пpoцесса, интуиции судьи. Остановимся более подробно на особенностях американского реализма. Его представители рассматривали право как, совокуп­ность судебных решений, как предсказание будущего решения суда. Не отрицая регулирующей роли закона, они считали, что закон носит слишком общий и абстрактный характер и не порож­дает прав и обязанностей для конкретных лиц до вынесения соот­ветствующего судебного решения. Сторонники реалистической школы положительно относились к неопределенности права, считая ее достоинством, а не недостат­ком, так как право должно уметь приспосабливаться к изменяю­щимся условиям общественной жизни. Положительным моментом реалистических теорий права яв­ляется то, что они обратили внимание на судебную деятельность как фактор правообразования, акцентировали внимание на процес­се вынесения судебных решений. В то же время реалистические доктрины подвергаются критике по следующим направлениям:1.Определение права как совокупности судебных решений при­менимо лишь для стран «общего права» (англосаксонской правовой семьи), где суды наделены правотворческими функци­ями.2. 3.Неопределенность права, за которую выступают реалисты, сни­жает качество права как социального регулятора, может дезориентировать участников общественных отношений.

 

Историческая школа права.

Историческая школа права возникла в Германии в конце ХVШ - начале XIX в. на основе изучения обычного права. Основоположником этого направления правовой теории стал профессор Геттингенского университета Густав Гуго. Другими известными представителями этой школы были Фридрих Карл фон Савиньи и Георг Пухта. Представители исторической школы рассматривали право как выражение народного духа. По их мнению, право не сотворяется, а обнаруживается в ходе развития конкретного народа. Задача юриста состоит в том, чтобы облекать в юридическую форму то, что уже существует в народном духе. Законодательная деятельность в этом процессе является лишь финальной стадией. Развитие права сторонники данной школы уподобляли развитию национального языка. Право является выражением особенностей национального характера, поэтому оно неприменимо к другим народам, как и язык. На этой основе историческая школа отрицала возможность существования единого для всех народов права, призывала изучать юридические институты в контексте их конкретного времени и места, а не с точки зрения всеобщих или абстрактных принципов. Знания о развитии права необходимо получать на основе изучения истории. Право идентично мнению народа относительно его прав и справедливости. Истинные истоки права находятся в народной вере, обычаях, «здравом смысле народа». Вкладом исторической школы в развитие юридической науки является следующее:1.Представители данной школы обратили внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворчестве. 2. Справедливо было отмечено то, что законодатель не может творить нормы права произвольно, по своему усмотрению. В то же время во взглядах сторонников исторической школы имеется ряд противоречий: 1.Рассмотрение права как выражения духа конкретного народа приводит к отрицанию возможности заимствований из права других народов, что опровергается многочисленными примерами..З.Сторонников исторической школы отличает отрицание за юристом какой-либо творческой роли..4.Неверно считать все обычаи выражением народного духа, здравого смысла. Многие обычаи соблюдаются из удобства или по подражанию.

 

Классификация норм права.

Норма права - это установ­ленное или санкционированное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения, обеспеченное воз­можностью применения государственного принуждения. Классификация норм права проводится по многочисленным основаниям.1.По предмету правового регулирования (по отраслям права) различают уголовно-правовые, гражданско-правовые нормы, нормы трудового права и т. д.2.По юридической силе можно выделить нормы законов и нормы подзаконных актов. При этом нормы законов можно разделить на нормы конституции, нормы конституционных законов, нормы обычных законов.3.По действию в пространстве в РФ различаются:-нормы, действующие на всей территории РФ;-нормы, действующие на территории субъекта Федерации;-нормы, действующие в пределах муниципального образования.4.По действию во времени правовые нормы могут быть:-постоянными, т. е. действующими до своей официальной отмены;-временными, т. е. действующими в течение определенного срока;-чрезвычайными, т. е. действующими в условиях чрезвычайной ситуации.5.По действию по кругу лиц нормы могут быть общими, т. е. действующими на всех лиц на данной территории; специальными, т. е. касающимися определенных групп населения (депутатов, пенсионеров и т.п.); исключительными, т. е. регулирующими деятельность определенного государственного органа (таковы, например, нормы, касающиеся деятельности Президента РФ).6.По характеру регулируемых отношений нормы права делят на материальные и процессуальные. Последние регламентируют порядок и процедуры защиты субъективных прав, предусмотренных нормами материального права.7.По характеру содержащихся в них предписаний различают управомочивающие, обязывающие и запрещающие нормы. Управомочивающие нормы предоставляют участникам общественной жизни определенные субъективные права, предоставляют им возможность совершения каких-либо действий. Обязывающие нормы налагают обязанность совершения известных активных действий (уплата налогов). Запрещающие нормы налагают обязанность воздержаться от совершения определенных действий, т.е. обязанность не нарушать установленный запрет.8.По роли в правовом регулировании правовые нормы делятся на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные нормы регламентируют различные виды правомерного поведения, охранительные определяют порядок осуществления юридической ответственности, регулируют меры по предупpeждению правонарушений. К специализированным нормам относятся:-Нормы-дефиниции (нормы-определения). Примером такой нормы может служить определение государственного служащего в Федеральном Законе «Об основах государственной службы РФ».-Нормы-принципы. Примерами данного вида норм служат предписания Уголовного Кодекса РФ, содержащие принципы уголовного права.-Закрепительные нормы. К закрепительным нормам относятся, например, предписания об ответственности нecoвеpшеннолетних.-Оперативные нормы. Данный вид норм вводит в действие, продлевает или отменяет действие других норм. Такие нормы, в частности, содержатся в Федеральном законе «О введении в действие части 1 Гражданского Кодекса РФ».-Коллизионные нормы. Данный вид предписаний выполняет свою регулирующую роль при коллизиях норм права. Коллизионные нормы определяют, какой из противоречащих друг другу нормативных актов или иных источников права будет действовать.9.В соответствии с методами правового регулирования можно выделить императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные нормы.

 

Принципы правотворчества.

Каждый нормативный акт издается с определенными целями. Кроме того, правотворчество в целом имеет общие цели. К ним можно отнести регулирование общественных отношений, их упорядочение и развитие в определенном направлении. По мнению В.М. Сырых, перед субъектом правотворчества встают три основные задачи:1.Сформулировать эффективно действующие нормы права.2.Создать надежный механизм их реализации в конкретных правовых отношениях.3.Согласовать законодательные новеллы с системой действующего законодательства. К принципам правотворчества относятся следующие:1.Законность.Принимаемые нормативные акты должны соответствовать Конституции РФ и нормативным актам более высокой юридической силы, прежде всего законам. Принцип законности имеет и процессуальный аспект — нормативные акты должны приниматься в соответствии с процедурами, обозначенными в законодательстве.2.Принцип социальной справедливости.Принцип справедливости означает, что правотворческая деятельность должна быть направлена на удовлетворение интересов всего народа, а не привилегированных социальных слоев в ущерб остальным.3.Принцип демократизма.Он означает, что народ должен принимать как можно более активное участие в правотворческой деятельности. Представляется, что не следует переоценивать значение данного принципа, так как подчас с помощью народа в истории прикрывались самые неблаговидные действия (расстрелы врагов народа, сосредоточение власти в руках диктатора и т.д.).4.Принцип исполнимости.Он означает, что принимаемые нормативные акты, во-первых, не должны предъявлять непомерных требований к поведению граждан, а во-вторых, должны быть обеспечены материальными и организационными ресурсами.Также выделяют и др принципы: гласность, системность, профессионализм, научность и др.

 

Виды правовых отношений.

Правоотношения — это урегулированное нормами права волевое общественное отношение, участники которого наделены субъективными правами и юридическими обязанностями. Правовые отношения могут классифицироваться по различным основаниям:1)в зависимости от предмета правового регулирования (отраслевого признака) правоотношения подразделяются на конституционные, административные, уголовные, гражданские и т.п.;2)в зависимости от характера - на материальные (финансовые, трудовые и т.д.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные и др.);3)в зависимости от функциональной роли - на регулятивные (возникают на основе норм права или договора) и охранительные (связаны с государственным принуждением и реализацией юридической ответственности);4)в зависимости от природы юридической обязанности - на пассивные, связанные с осуществлением запретов, пассивных обязанностей (правоотношения собственности), и активные, связанные с осуществлением определенных положительных действий (правоотношения займа);5)в зависимости от состава участников - на простые, возникающие между двумя субъектами (правоотношения купли-продажи), и сложные, возникающие между несколькими субъектами (правоотношение отбывания уголовного наказания);6)в зависимости от продолжительности действия – на кратковременные (правоотношения мены) и долговременные (правоотношения гражданства);7)в зависимости от степени определенности сторон – на абсолютные и относительные. Абсолютные- определенному управомоченному лицу носителю абсолютного субъективного права противостоит обязанность неопределенного числа обязанных лиц(н-р:праву собственника вещи соответствует обязанность всех других лиц не препятствовать ему в ее использовании) Относительные- управомоченному лицу противостоит определенное обязанное лицо, т.е. требовать исполнение обязанности можно только от этого лица(требовать возврат займа можно только у лица, взявшего деньги в заем).

 

Содержание правоотношения. Субъективное право, юридическая обязанность.

Правоотношения — это урегулированное нормами права волевое общественное отношение, участники которого наделены субъективными правами и юридическими обязанностями. Юридическое содержание составляют субъективные права и юридические обязанности субъектов, материальное — акты субъектов по реализации своих прав и обязанностей, волевое — воля государства на регулирование соответствующих отношений и воля участников на вступление в правовые отношения. Большинство отечественных авторов понимают под содержанием правоотношений субъективные права и юридические обязанности субъектов (участников). Субъективное право — это закрепленные в законе вид и мера возможного, дозволенного поведения субъекта. Термин «субъективное» означает, что данное право принадлежит конкретному лицу, в отличие от объективного права, которое никому конкретно не принадлежит. Носитель субъективного права именуется управомоченным лицом. В основе субъективного права лежит юридически обеспеченная возможность. Эта возможность многоаспектна, она включает в себя следующие элементы: Возможность собственного активного поведения (право-поведение). Возможность потребовать от обязанного лица выполнения его обязанности (право требования). Возможность обратиться за защитой своего нарушенного права к соответствующим государственным органам (право-притязание). Юридическая обязанность — это закрепленные в законодательстве вид и мера должного поведения субъекта. Носитель юридической обязанности именуется обязанным лицом. Обязанное лицо не может отказаться от исполнения своей обязанности без согласия на то управомоченного лица. Можно выделить три основных элемента юридической обязанности: Необходимость совершить определенные активные действия либо воздержаться от совершения определенных действий. Необходимость отреагировать на законные требования управомоченного лица.3.Необходимость претерпеть неблагоприятные последствия за не исполнение или ненадлежащее исполнение своей обязанности. Совокупность субъективных прав и юридических обязанностей лица называется правовым статусом. Правовой статус в отечественной науке подразделяют на общий, специальный и единичный. Общий правовой статус — это положение лица как гражданина государства, причем во многих странах, в том числе в Российской Федерации, закреплен равный для всех общий правовой статус. Специальный статус отражает правовое положение человека как представителя определенной социальной группы (студенты, пенсионеры, государственные служащие и т.п.). Индивидуальный правовой статус определяется особенностями конкретного человека (возраст, пол, профессия, семейное положение и т.д.). Общий и индивидуальный правовой статус соотносятся как общее и единичное.

 

Объекты правовых отношений.

Правоотношения — это урегулированное нормами права волевое общественное отношение, участники ко­торого наделены субъективными правами и юридическими обя­занностями. В философии под объектом подразумевается то, что подвер­гается воздействию со стороны субъекта. Под объектом правоот­ношений в отечественной науке понимается то, по поводу чего они возникают. По данному вопросу существуют два основных подхода: монистический и плюралистический. Представители монистического подхода (о.с. Иоффе и др.) исходили из того, что объектом правоотношения является пове­дение его субъектов. Таким образом, объект у правоотношений всегда один и тот же. Разновидностью данного подхода явилась позиция, согласно которой объектом правоотношения является по­ведение обязанной стороны. Согласно плюралистическому подходу, объекты у разных правоотношений различны. Например, В.М. Сырых считает объектами правоотношений материальные и духовные блага, в целях обладания которыми граждане и иные лица вступают в конкретные правоотношения и выделяет 4 основные группы таких объек­тов: материальные блага, духовные блага, услуги и личные не­имущественные блага. Материальные блага понимаются как объек­ты природы или овеществленные результаты трудовой деятель­ности. К материальным благам относятся земля, строения, транспорт, промышленные и продовольственные товары и т.д. К ду­ховным благам относятся произведения науки, литературы, жи­вописи, кинематографии, а также иные результаты интеллекту­альной деятельности. Сюда же относятся идеологические ценнос­ти. Услуги представляют результат какой-либо деятельности, которого не существует на момент вступления участников в право­вое отношение и ради получения которого возникло это отношение. Услуга может выражаться как в создании нового материаль­ного или духовного блага (строительство дома, написание книги), так и в изменении свойств, качеств существующих материальных или духовных благ (ремонт электроприборов, перевозка). В систему личных неимущественных благ входят жизнь, здоровье, честь и достоинство, деловая репутация. Объект правоотношения не следует отождествлять с предме­том правового регулирования. Предмет правового регулирования понимается как сфера общественных отношений, урегулирован­ных нормами права.

 

Виды правонарушений.

. Каждое правонарушение конкретно, т. е. оно совершается конкретным лицом в определенном месте и в определенное время, противоречит конкретным правовым предписаниям.Правонарушение - это виновно совершенное вредное для общества противоправное деяние, влекущее юридическую ответственность.Классификация правонарушений: 1.Прежде всего, правонарушения можно подразделить на совершаемые в форме действия или в форме бездействия.2.Правонарушения можно различать по сфере общественной жизни, где они совершаются (в экономике, в управленческой деятельности и пр.,);3.По форме вины правонарушения подразделяются на умышленные и неосторожные.4.По степени общественной вредности правонарушения подразделяются на преступления и проступки. Преступления обладают особой степенью вредности, которая именуется общественной опасностью. Вызывает возражения существующая в литературе точка зрения о том, что общественной опасностью обладает любое правонарушение.Определение преступления содержится в ст. 14 УК РФ: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания». УК РФ закрепляет классификацию преступлений по степени тяжести на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.Преступления посягают на наиболее важные общественные отношения, а значит и влекут наиболее строгие наказания.Проступки подразделяются на административные, дисциплинарные, гражданские.Административные проступки запрещены нормами административного, финансового, земельного права, а также нормами процессуальных отраслей. Большинство административных проступков посягают на правила, установленные административными органами власти. Примерами административных проступков служат нарушения правил охоты, правил дорожного движения, санитарных норм и т.д.Дисциплинарные проступки посягают на внутренний распорядок деятельности предприятий, учреждений, организаций. Примерами дисциплинарных проступков служат прогулы, пропуски занятий студентами, нарушения воинской дисциплины.Гражданские правонарушения, иногда называемые деликтами, имеют объектом посягательства имущественные и личные неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, а в некоторых случаях и других отраслей права. Выражаются данные правонарушения либо в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, либо в причинении имущественного вреда. Примерами гражданских правонарушений являются поставка некачественной продукции, совершение незаконной сделки, причинение имущественного вреда владельцем источника повышенной опасности, например, автолюбителем, и т.п.

 

Предмет теории государства и права. Соотношение теории государства и права с другими юридическими науками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.037 с.)