Понятие и виды правотворчества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды правотворчества.



В отечественной науке правотворчестве понимается в широ­ком и узком смыслах. В узком смысле — это деятельность специ­ально уполномоченных государственных органов по установле­нию, изменению или отмене норм права. В широком данное по­нятие охватывает деятельность по познанию потребностей в нор­мативном регулировании тех или иных общественных отноше­ний. Правотворчество в отечественной науке отличают от правообразования, считая правотворчество лишь заключительным эта­пом в процессе образования права. В литературе указывается ряд признаков правотворчества:1.Это государственная деятельность, так как нормы права изда­ются или санкционируются органами государства, именно го­сударство придает нормам права общеобязательную силу. 2.Это сознательно-интеллектуальна»деятельность, так как она связана, во-первых, с познанием потребностей в правовом ре­гулировании тех или иных общественных отношений, а во-вторых, с формулированием правил поведения, средств их ре­ализации, санкций за их нарушение.3.Это процессуальная деятельность. Правотворчество имеет оп­ределенные стадии, осуществляется в установленном поряд­ке. В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:-непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума;-правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);-правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента);-правотворчество органов местного самоуправления;-локальное правотворчество (например, на предприятии);-правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов). В зависимости от значимости правотворчество делится на:-законотворчество - правотворчество высших представительных органов (парламентов), в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой;-делегированное правотворчество - нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента;-подзаконное правотворчество - здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, гос. комитетами, местными орг. Гос. управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций.

 

Принципы правотворчества.

Каждый нормативный акт издается с определенными целями. Кроме того, правотворчество в целом имеет общие цели. К ним можно отнести регулирование общественных отношений, их упорядочение и развитие в определенном направлении. По мнению В.М. Сырых, перед субъектом правотворчества встают три основные задачи:1.Сформулировать эффективно действующие нормы права.2.Создать надежный механизм их реализации в конкретных правовых отношениях.3.Согласовать законодательные новеллы с системой действующего законодательства. К принципам правотворчества относятся следующие:1.Законность.Принимаемые нормативные акты должны соответствовать Конституции РФ и нормативным актам более высокой юридической силы, прежде всего законам. Принцип законности имеет и процессуальный аспект — нормативные акты должны приниматься в соответствии с процедурами, обозначенными в законодательстве.2.Принцип социальной справедливости.Принцип справедливости означает, что правотворческая деятельность должна быть направлена на удовлетворение интересов всего народа, а не привилегированных социальных слоев в ущерб остальным.3.Принцип демократизма.Он означает, что народ должен принимать как можно более активное участие в правотворческой деятельности. Представляется, что не следует переоценивать значение данного принципа, так как подчас с помощью народа в истории прикрывались самые неблаговидные действия (расстрелы врагов народа, сосредоточение власти в руках диктатора и т.д.).4.Принцип исполнимости.Он означает, что принимаемые нормативные акты, во-первых, не должны предъявлять непомерных требований к поведению граждан, а во-вторых, должны быть обеспечены материальными и организационными ресурсами.Также выделяют и др принципы: гласность, системность, профессионализм, научность и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.006 с.)