Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Иван Крамской – лидер демократического направления в искусстве, философ, портретист.
Путь Ивана Николаевича Крамского (1837-1887 гг.) в искусство характерен для разночинца. Он родился в маленьком городке Острогожске в семье мелкого чиновника, закончил четырехклассное училище, был переписчиком, подмастерьем у иконописца, ретушером у фотографа, наконец приехал в Петербург и поступил в Академию художеств. Крамской немало времени уделял исполнению заказов, писал множество портретов, из которых наиболее интересен автопортрет 1867 г. К зрителю повернуто некрасивое, но умное и волевое лицо с пристальным взглядом. Здесь нет ничего, что могло быть с вязано с привычными представлением о художнике, зато Крамской передал типичные черты разночинца 60-ых гг. Именно так, по воспоминанию Ильи Ефимовича Репина, и выглядел в то время Крамской: “Вместо прекрасного бледного профиля у этого было скуластое лицо и черные гладкие волосы вместо каштановых кудрей до плеч, а такая трепанная жидкая бородка бывает только у студентов и учителей”. Известным Крамского сделала работа “Христос в пустыне” (1872 г.). В центре безграничной каменистой пустыни под широким светлым небом сидит Иисус Христос, прибывающий в напряженном, скорбном раздумье. Для многих современников плотно читалось как понятное иносказание: образ Христа был символом нравственного подвига, готовности к жертве во имя людей. Крамской хотел изобразить героя, совершившего нелегкий выбор и предчувствующий трагическую развязку. В 1873 г. в Ясной Поляне, в усадьбе Льва Николаевича Толстого, Крамской работал над его портретом для галереи Павла Михайловича Третьякова. Удивительное сходство не главное достоинство этой работы. В ней прочитывались важные достоинства личности писателя: глубокий ясный ум, воля, спокойная уверенность. Основное внимание художник уделял лицу (руки не закончены, под свободными складками тела не чувствуется тела). Молодую женщину в мехах и бархате с высокомерным выражением лица, которая едет по Невскому проспекту (“Неизвестная”, 1883 г.), критики назвали “исчадьем больших городов”. В картине усматривается обличительный смысл. Однако в лице героини можно увидеть не только надменность, но и грусть, затаенную драму. Крамской сыграл очень важную роль в художественной жизни 70-80-ых гг. Он помог сплотиться художникам, ощутившим насколько устарели академические правила, выразил в речах, статьях и письмах потребность в новом искусстве, которое отражало бы реальную жизнь. Крамской писал: “нам непременно нужно двинуться к свету, краскам и воздуху, но…как сделать, чтобы не растерять драгоценное качество художника – сердце?”.
Жанровая живопись передвижников В. Максимов, К. Савицкий, И. Ярошенко, В. Маковский. В Живописи передвижников на первый план выдвинулся бытовой жанр. Главной темой стало изображение народной жизни (в то время для многих слова реализм и бытовой жанр звучали почти как синонимы). Старший из передвижников, работающий в бытовом жанре, был Григорий Григорьевич Мясоедов (1834-1911). Произведение, принесшее ему большой успех, - “Земство обедает” (1872). Земство – выборный орган самоуправления в Российской империи. Художник здесь отказался от прямого противопоставления участников земского собрания: крестьян и господ – на последних намекает только лакей, который моет посуду в помещении с открытым окном. Крестьяне же, степенно расположившиеся у стены, заняты своей скудной трапезой. Они то и составляют главный интерес для мастера, создавшего в этом полотне целую галерею образов деревенских жителей. Самая известная картина Василия Максимовича Максимова (1844-1911) – “Приход колдуна на крестьянскую свадьбу” (1875 г.). Сюжет выбран на редкость удачно: показаны яркие стороны крестьянского быта – свадебный обряд и вера в колдовство. Очевиден обличительный смысл (тогда это был почти обязательным требованием к произведению искусства) – суеверии и непросвещенность крестьянства. К тому же на всем лежит отпечаток страшной сказки. Колдуна, похоже, не приглашали, теперь же ему спешат угодить, а он смотрит с мрачным торжеством. Игра света и тени в плохо освещенной избе усиливает зловещие впечатление и приобретает значение символа (молодожены - в светлом пятне, а колдун как бы распространяет вокруг себя тьму). Владимир Егорович Маковский (1846-1920) работал исключительно в жанровой живописи. В одной из лучших его работ, “На бульваре” (1886-1887) художник изобразил конкретное место – Тверской бульвар в Москве. Содержание картины прочитывается без труда: крестьянка с младенцем приехала к мужу, который, видимо, уже давно уехал на заработки в город. Душой он совершенно отдалился от семьи и родной деревни. По случаю приезда жены, он, конечно, выпил, но разговаривать ему с ней не о чем. Тупо глядя в пространство, он что то наигрывает на гармони. И несчастная женщина понимает: мужа у неё все равно что нет, ни она, ни ребенок ему больше не нужны. Всю эту длинную и несколько сентиментальную историю мастер передает всего лишь двумя фигурами, сидящими на лавочке осеннего московского пейзажа.
Николай Александрович Ярошенко (1846-1898) писал довольно много полотен, но известность ему принесла картина “Всюду жизнь” (1887-1888). Её сюжет не столь однозначен, как у Маковского. Кто эти люди в зарешеченном вагоне? В дверном проеме маячит фуражка: видимо это охранник. Ссыльные? Преступники? Ясно одно: им не сладко приходится на свете, но они умеют радоваться жизни. Многие жанровые полотна передвижников кажутся несколько прямолинейными и “повествовательными”. Но лучшие из них и сейчас способны волновать зрителя.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.45.253 (0.007 с.) |