Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пейзажная живопись передвижников. А. Саврасов, И. Шишкин, Ф. Васильев, А. Куинджи, В. Поленов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В творчестве художников - передвижников значительное место занимал пейзаж. На этих картинах мастера с проникновенным лиризмом и теплотой изображали уголки русской природы. Один из родоначальников русского реалистического пейзажа Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897 гг.) родился в Москве в семье купца. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, он уже в 24 года стал членом Академии художеств, а в 26 лет – преподавателем воспитавшего его училища.Саврасов много путешествовал, посетил Англию, Францию, Германию, Швейцарию. Вернувшись в Россию, художник принял участие в организации Товарищества передвижных выставок. На первой выставке Саврасов предложил произведение, которое сразу же сделало его известным – “Грачи прилетели” (1871 г.). Необычно светлая по колориту маленькая картина удивила зрителей простотой сюжета. Художник показал начало весны в захолустном уголке Костромской губернии. На первом плане кривые березы и грязный талый снег, в середине облупленная церквушка с колокольней. Перед ней щербатый сарай и покосившийся забор. Из облаков вот-вот пойдет снег, и даже грачи не оживляют убогого вида: их силуэты, словно темные пятна на полотне, а гнезда не уютны и растрепаны. Прекрасна здесь только сама живопись: снег написан нежнейшими оттенками сиреневого, голубого, желтого, коричневого, розового. В луже отражается небо, березы тянуться вверх, и это как бы расширяет пространство картины, вызывая ощущение пробуждающейся природы. На полотне “Проселок” (1873 г.) Саврасов изобразил раскисшую мокрую дорогу, уходящую вдаль под облачным небом, с лохматыми ветками на повороте и островками травы на обочине. Поздние маленькие этюды художника написаны легкими свободными мазками, свежестью красок, чистотой восприятия. Таков этюд “Дворик. Зима” (конец 70-х гг.), где зритель как бы из окна видит двор, окруженный деревянными постройками, и утиное семейство, греющиеся на зимнем солнышке. “Он сумел отыскать в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так хорошо чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу”, - писал о Саврасове его ученик, известный художник пейзажист Исаак Ильич Левитан. Иван Иванович Шишкин (1832-1898 гг.) родился в городе Елабуге в семье образованного и влиятельного купца. После окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а затем Академии художеств в Петербурге (с большой золотой медалью) он был отправлен в поездку по Европе. В Германии Шишкин окончил обучение и получил звание академика. Точность рисунка, суховатая живопись и пристрастие к монументальным композициям выделяли его среди других русских пейзажистов. Настоящую славу Шишкину принесла картина “Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии”, в 1872 г. получившая первую премию на выставке Общества поощрения художников (Общество поощрения художников (1821-1875 гг.; в 1875 – 1929 гг. – Общество поощрения художеств) – организация основанная дворянами – меценатами в Петербурге. Общество проводило конкурсы, выставки; с 1857 г. содержало рисовальную школу.). Впервые в русском искусстве художник показал не опушку леса и не вид на лесные дали, а величавую чащу с громадными стволами. Трещины коры, травинки, камни выписаны с наблюдательностью ученого-натуралиста, без поэтического трепета. Однако внимание зрителя привлекают и унылые пни по сторонам ручья на переднем плане, и наклонившаяся сосна в центре картины, которую поддерживает вершиной соседка, и забавная жадность двух медведей, которые заглядываются на улей. Шишкин всегда создавал свои произведения на основе нескольких мотивов, увиденных в разных местах. На картине “Рожь” (1878 г.) он написал сказочной высоты колосья – по плечи идущим вдалеке крестьянам. А посередине широко раскинувшегося поля могучие сосны, которым здесь не место; их корни не дали бы его вспахать. Эти намеренные ошибки художника вызывают, тем не менее, убедительный образ изобилия и богатырской мощи русской земли. Картину “Утро в сосновом лесу” (1889 г.) Шишкин создавал вместе со своим другом, Константином Апполоновичем Савицким (1844-1905 гг.), который изобразил на переднем плане медведицу с медвежатами, играющих на упавших гнилых деревьях, и туман над оврагом справа. Сосновый бор написал Шишкин. Ни тот ни другой художник не считал картину творческой удачей. Но публика полюбила её, наверное, за то, что медведем здесь присущи вполне человеческие отношения: дети балуются, а мама ворчит. Федор Александрович Васильев (1850-1873 гг.) закончил Рисовальную школу при Обществе поощрения художников, затем пользовался советами Шишкина и покровительством Крамского. Его произведения (“Оттепель”, 1871 г.; “Мокрый луг”, 1872 г.; “В Крымских горах”, 1873 г.) свидетельствуют о незаурядном даровании, не успевшим вовремя раскрыться из-за ранней смерти художника. Пейзажист Архип Иванович Куинджи (1841-1910 гг.) родился в Мариуполе на побережье Азовского моря. Его отец, грек по происхождению, был сапожником. Куинджи не получил систематического художественного образования, но рисовал постоянно. Он некоторое время жил у Ивана Константиновича Айвазовского в Феодосии, а в конце 60-ых переехал в Петербург. С друзьями, будущими передвижниками, много работал на природе. В 1873 г. Куинджи написал картину “На острове Валааме”. Еще не законченная, она уже привлекла внимание знатоков. Каменистая земля с редкими деревьями справа окаймлена озером. От горизонта надвигается темная мгла, поглощающая дальний лес. Хмурое небо почти все озарено необыкновенным светом с переливами, напоминающие сияние драгоценных камней. Мрачные пейзажи русского севера впервые были показаны так странно и прекрасно. На деньги, уплаченное за это произведение коллекционером Павлом Михайловичем Третьяковым, Куинджи совершил поездку в Европу. Здесь он набрался опыта, особенно его привлекли полотна французских живописцев барбизонской школы. В своих работах художник, прежде всего, стремиться передать игру света и тени. Пространство картины “Вечер на Украине” (1878 г.) тонет в сумраке, последние солнечные лучи освещают хаты на темном пригорке среди садов. Не все художники одобряли своеобразную живопись Куинджи, однако зрители с нетерпением ждали его работ. В их числе необычная по композиции картина “Березовая роща” (1879 г.). На первом плане изображены не деревья целиком, а только гибкие белые стволы. Позади них – силуэты кустов и деревьев, а вокруг – изумрудная зелень болота с прогалиной, полной темной воды. В 1881 г. Куинджи выставил пейзаж в спокойных светлых тонах, - “Днепр утром”. Сквозь туманную дымку слегка виден пригорок. Справа извивается лента реки, а над ней простирается бесконечная глубина неба. Эта лирическая работа была последней из тех, которая публика увидела при жизни Архипа Куинджи. Вскоре художник затворился в своей мастерской и до самой смерти не показывал своих произведений. Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) родился в дворянской семье, где живо интересовались историей, литературой, искусством. Учился в Академии художеств одновременно в Петербургском университете на юридическом факультете. Закончив обучение, молодой художник был направлен академией в заграничную командировку на 6 лет, побывал в Германии, Италии, Франции, изучал и копировал старых мастеров, знакомился с новыми веяниями в искусстве. Тогда же Поленов написал картины на сюжеты из европейской истории. Вернувшись в Россию в 1876 г., он получил за эти работы звание академика. В 1878 г. художник представил на передвижную выставку картину, за которую извинялся перед Иваном Николаевичем Крамским как за безделицу, оправдываясь тем, что не успел к сроку сделать более значительное. Это был “Московский дворик” – произведение ставшее этапом в русской живописи. Уголок старого Арбата: солнечное утро; в траве играют дети, около одной из тропинок стоит малыш; справа лошадь, запряженная в телегу, в глубине женщина с ведром, куры у сарая, за дощатым забором купола церкви Спас на Песках, белая колокольня, а надо всем – синие небо. В этой картине можно увидеть жанровую зарисовку из жизни простого народа, а можно – философскую мысль о соединении повседневного, будничного с возвышенным, вечным. Но скорее всего здесь раскрылся Поленов-созерцатель, который безмятежно наблюдает окружающий мир. Этот мир залит солнцем, и художник увлечен игрой красок, световыми эффектами. Русские художники были поражены, увидев подлинно пленэрную живопись – свет и воздух переданные в картине. Большую часть полотна “Бабушкин сад” (1878 г.) занимает пышно разросшаяся зелень. Через густое переплетение ветвей видна часть особняка, старинного, обветшавшего, но еще красивого. По садовой дорожке прогуливаются сгорбленная старушка и молодая девушка. Пейзаж здесь не является фоном: именно в нем сосредоточено внимание художника, любующегося тонкими цветовыми переходами в тени и на солнце. Картина окрашена грустью об уходящей в прошлое уюте дворянского быта. Поленов мечтал о больших исторических полотнах. Он задумал цикл из жизни Иисуса Христа и отправился в Египет, Сирию, Палестину, что бы написать Сына Божьего на фоне тех мест, где он родился и жил. Привезенные из путешествия солнечные этюды, необычные по цвету. Поленов показал их на передвижной выставке 1885 г. А в 1887 г. была выставлена работа “Христос и грешница” (первоначальное название “Кто из нас не без греха?” было запрещено цензурой). Сюжет произведения был взят из Евангелия от Иоанна. К Христу приводят женщину, которую застигли за прелюбодеянием, и спрашивают, надо ли её побить камнями, как велел Моисей. (Моисей – согласно Библии, первый ветхозаветный пророк, законодатель, религиозный наставник и вождь израильских племен). Христос отвечает: “Кто из нас не без греха, первый брось в неё камень”. Христос для художника – реальное историческое лицо. Он не выделен в картине не композиционно, ни цветом. С группой учеников Христос сидит под раскидистым деревом. Им противопоставлена толпа, схватившая грешницу. Все это – и люди, и кипарисы, и уходившие вдаль холмы – залито ярким солнцем Востока. С 1882 по 1895 г. Поленов преподавал в классе пейзажа и натюрморта Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Из его мастерской вышли такие художники, как Константин Алексеевич Коровин, Исаак Ильич Левитан.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.130.228 (0.01 с.) |