Влияние религии на общественное бытие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние религии на общественное бытие



Обратимся к другой стороне дела: к влиянию религии на различные стороны жизни людей, в том числе и ее материальные основы. Влияние это бесспорно велико, но оно всегда производное, вторичное, а не первичное. В буржуазной науке можно найти сколько угодно попыток объяснить именно воздействием религии самые различные явления общественной и материальной жизни людей. Из религиозно-магических представлений выводили и искусство (Кюн), и семейно-брачные нормы (Фюстель де Куланж), и происхождение государства (Фрэзер), и первобытную технику (Прейсс), и обычаи носить одежду (Гелльвальд), и чуть ли не язык (Марр). Но у этих фантастических теорий сейчас, пожалуй, и нет защитников. Только погребальные обычаи и сейчас еще многие объясняют как порождение религиозно-магических представлений, хотя это едва ли правдоподобнее, чем предположения о таком же происхождении брачных обычаев или государственной власти. Но, если магические и религиозные верования и не могут рассматриваться нами как первичные причины возникновения тех или иных общественных институтов, мы никак не можем отрицать, что они на них влияют. И именно исследование того, как влияла и влияет религия на искусство, знания, мораль, право, общественный быт, экономику, политику и пр., - исследование этого составляет вторую и не менее важную задачу любого серьезного изучения религии.

Хотя в этом отношении многое еще предстоит исследовать, однако некоторые, обобщения можно сформулировать и теперь на основе изложенного выше фактического материала.

Религия и искусство

Взять хотя бы воздействие религии на область художественного творчества. Оно отчетливо видно на всех ступенях исторического развития: от верхнепалеолитической пещерной живописи до современных картин на церковные сюжеты. Значит ли это, что именно на религиозной основе зародилось искусство? Конечно, нет. В какой степени и в каких случаях вдохновлялись и вдохновляются художники религиозными эмоциями или идеями - это должны исследовать сами искусствоведы. Но то, что уже известно из их исследований, свидетельствует против мнения о положительном, полезном влиянии религии на искусство. Скорее наоборот: религиозные представления сковывают художественную фантазию, догматы угнетают свободный художественный порыв. Достаточно вспомнить несколько примеров. В верхнепалеолитических пещерах прекрасные реалистические изображения животных (лишенные религиозно-магического элемента) встречаются рядом с уродливыми и беспомощными фигурами фантастических существ - последние явно выражают какие-то религиозные представления, возможно тотемические. У современных австралийцев такие же реалистические изображения животных контрастируют с примитивными, лишенными всякого художественного значения тотемическими фигурами и символами. В египетском искусстве настоящий художественный стиль встречается лишь в тех произведениях, которые не связаны ритуально-религиозным каноном (например, статуэтка писца). Греческое искусство развивалось и совершенствовалось по мере освобождения от традиционно-религиозной условности. То же видим мы в европейском искусстве эпохи Возрождения, где религиозные сюжеты остались лишь как форма и предлог для художественного воплощения совсем не религиозных идей (Рафаэль, Тициан, Микель-Анджело и др.). Это же касается европейской музыки, в которой религиозные сюжеты (церковная музыка Баха, "Реквием" Моцарта и др.) служат лишь оболочкой для выражения чисто человеческих чувств и идей.

Однако уже тот факт, что в течение многих веков художники, архитекторы, музыканты, поэты создавали свои произведения на религиозные темы и служители церкви пользовались ими для более сильного воздействия на верующих, для привлечения их величественной богослужебной музыкой, прекрасными статуями и картинами, изображениями святых, самой архитектурой готических, византийских или иных храмов, - сам этот факт свидетельствует о мощи религиозной идеологии и той церковной организации, которая ее представляет. Правда, церкви чем дальше, тем труднее становится заставлять - искусство служить своим целям. В последние десятилетия даже в буржуазных странах создание религиозной музыки, религиозной живописи, религиозной поэзии прекратилось.

Религия, мораль и право

Ну, а вопрос о связи религии с моралью и правом? Здесь многое тоже надо еще исследовать. По мнению защитников религии, именно она лежит в основе всякой морали; это мнение разделяют и некоторые свободомыслящие авторы. Есть и противоположное мнение, что религия только на поздних ступенях исторического развития связывается с моралью, вначале же не имеет к ней отношения (Плеханов). Оба мнения ошибочны. Истоки человеческой морали коренятся не в религии, а в реальных условиях жизни людей как общественных животных. Однако уже в общинно-родовую эпоху религиозные верования призваны были закреплять моральные нормы, придавая им сверхъестественную санкцию: вспомним систему табу - запретов или обычаи инициации юношей, когда им внушаются нормы племенной морали, подкрепляемые авторитетом предков или духа - патрона инициации, а позже и авторитетом племенного бога. В классовом обществе мораль и право, перестраиваемые в интересах правящего класса, получают ту же религиозную санкцию. Но здесь взаимоотношения морали и религии более сложны, и чем дальше, тем они более усложняются.

Например, в Индии, в Китае, в Японии подчиненное положение низших, зависимых классов всегда санкционировалось религиозным вероучением. Так было в значительной мере и в древних государствах Переднего Востока. Напротив, античный раб служил своему хозяину не во имя религиозных заповедей, а повинуясь голой силе. Лишь христианство возвело повиновение раба хозяину в религиозный долг, божью заповедь. В средние века та же христианская проповедь покорности и повиновения власть имущим сочеталась прямым насилием, а высшие классы порой открыто демонстрировали свое презрение к церковным заповедям. Это имело то последствие, что стихийный протест угнетенных масс в свою очередь облекался в форму требования восстановить божественную "справедливость", осуществить на деле религиозные заповеди. И в современных буржуазных государствах, как правило, сочетаются прямое насилие и идейное (религиозное) обоснование этого насилия: как говорил Ленин, "функция палача" и "функция попа" равно необходимы для эксплуататорского капиталистического строя.

Сказанное, конечно, отнюдь не исчерпывает всех сложных взаимосвязей морали и религии, права и религии. Ведь дело касается не только классовых взаимоотношений, но и сферы личных, семейных и прочих отношений, где нормы морали до сих пор нередко подкрепляются религиозными представлениями: "грех", "бог велел", "бог накажет", "бог тебя благословит" и пр.

Воображаемая польза религии

Возникает вопрос: неужели человечество, столько веков, столько тысячелетий живя под гнетом обманчивых идей и бесцельных ритуалов, не способно было понять, да и доныне не поняло всей нелепости, бесполезности, всего вреда религии? Почему оно, несмотря на огромный прогресс науки, положительных знаний, до сих пор не освободилось от религиозного дурмана? Не значит ли это, что религия все же играла в истории и какую-то положительную, полезную для людей роль?

Так и ставили вопрос некоторые буржуазные исследователи. Многие из них - и не только верующие, прямые защитники религии, но и люди более или менее свободомыслящие - пытались не раз доказывать, что религия при всех ее заблуждениях как-то помогала и помогает людям в их борьбе за существование, то ли выступая как организатор коллективного опыта, то ли как кодекс социальных норм морали, то ли как некий маяк, указывающий людям идеальные цели.

Так ли это? Была ли и есть ли людям какая-то польза от религии?

Религиозные обряды и верования вырастают из каких-то материальных потребностей людей. Многочисленные примеры этого были показаны. Идет ли дело о промысловых или аграрных культах, о знахарском или шаманском лечении болезней, о культе богов - покровителей общины, города или государства, - все равно люди ожидают от религии удовлетворения каких-то своих нужд. Но удовлетворяет ли она их действительно? Конечно, нет. Только в тех случаях, когда религиозно-магические представления примешиваются к стихийным трудовым навыкам охотника, земледельца, ремесленника, может возникнуть ложное впечатление, что они помогают достижению реальной цели, тогда как на самом деле цель достигается умением, знаниями, усилиями человека, а религиозная примесь лишь отвлекает его от верного пути. В области морали и права людям нередко кажется, что если они поступают справедливо, то это во имя божьих заповедей, то есть повинуясь религиозным предписаниям. На самом же деле религия лишь подкрепляла сверхъестественной санкцией те нормы поведения, которые родились из самой же социальной практики и без которых немыслимо человеческое общежитие; при этом нельзя забывать, что наряду с нужными и полезными нормами права и морали та же религия, и, пожалуй, еще чаще, узаконяла и освящала неразумные, несправедливые нормы "права" и "морали".

Вообще история религии изобилует поучительными примерами того, что религиозные обряды, религиозные верования, религиозные предписания, возникшие из какой-то определенной реальной потребности, на деле не только не удовлетворяют этой потребности, а и приводят к обратному результату или к результату, несоизмеримому с поставленной целью.

Примеров можно привести сколько угодно. Вот несколько наиболее наглядных.

Пищевые запреты существуют в том или ином виде почти во всех религиях. Основа их - стихийное, но целесообразное стремление к регулированию общественного потребления. Но во что оно вылилось? В бессмысленную тотемическую табуацию, в нелепые правила иудаистской религии относительно способов убоя скота, в изнурительные христианские и мусульманские посты, зачастую подрывающие силы и без того истощенных людей, и т. д. и т. д. Какая разумная цель достигнута этими изуверскими ограничениями?

Другой пример - погребальные и поминальные обряды и связанные с ними верования. В основе их лежат полуинстинктивные, а частью и разумные действия: изолировать разлагающийся труп, а в то же время и как-то сохранить его в качестве дорогой реликвии в память о близком человеке, почтить эту память поминальной трапезой и пр. Но когда к погребальным и поминальным обычаям постепенно примешивались суеверные религиозно-магические представления, началось уродливое разбухание самих обрядов: бессмысленное принесение в жертву ценных вещей, оружия, животных, а затем, местами, и умерщвление людей - жен, рабов, слуг, пленных. На поминках гвинейского царька десятками убивали рабов и других людей: посылали их на тот свет к умершему повелителю как вестников. Для погребения египетского фараона Древнего царства десятки тысяч рабов в непосильном труде строили долгие годы высокую пирамиду, тысячами погибали на этой работе. Крестьянин-осетин и сейчас еще несет разорительные расходы на устройство хиста - поминок по умершим сородичам, чтобы не дать им "голодать".

Третий пример - религиозно-магическая медицина. На почве примитивного народного врачевания развилось знахарство, на основе стихийной психотерапии - шаманство; и в какой-то мере в свое время этим удовлетворялась насущная потребность человека - потребность борьбы с болезнями. Но эта практика, сдобренная суеверными представлениями, породила ядовитые цветы шарлатанских фокусов шаманов, их бесстыдные вымогательства - резать скот в жертву духам; породила жульническую торговлю ладанками, частицами мощей и прочим "целебным" хламом, массовый обман у "святых мест" (Киев, Почаев, Лурд и другие фабрики чудес). Трудно подсчитать, сколько обманутых и разочарованных, сколько заразившихся и разорившихся приходится на каждого действительно или временно исцеленного у этих "святых мест".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.012 с.)