Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Расколы и секты. Шиизм и др.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности религии, но ни национальные, ни тем более классовые противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли, напротив, они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в разных течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах. Самый крупный (и один из самых ранних) раскол был вызван появлением шиизма ("шия" по-арабски партия, секта, схизма). Нередко считают, что в шиитском движении проявилось недовольство и борьба персов (как персидских феодалов, так и крестьян) против завоевателей - арабов, то есть что это была своего рода религиозная оболочка национального антиарабского движения в Иране. Это отчасти и верно, но такой характер шиизм принял не сразу, а лишь впоследствии. Началось же дело с внутренней борьбы среди арабов - с борьбы за власть между преемниками Мухаммеда. Четвертый халиф - Али был кровным родственником пророка - его двоюродным братом и зятем; приверженцы Али (шия-Али, то есть партия Али) не признавали законности предыдущих халифов, так как они были не из рода пророка, а были "избраны" религиозной общиной, то есть попросту узурпировали власть. Борьба за власть приняла форму спора о преемственности власти в халифате. Партия Али потерпела порзгжение, Али был убит, но сторонники его в дальнейшем укрепились в Иране и Ираке, и там шиизм широко распространился как выражение протеста против власти Арабского халифата. По шиитскому преданию, Али и его сыновья Хасан и Хусейн пали мучениками за веру. В память этого шииты ежегодно справляют траурный праздник шахсей-вахсей, при котором доведенные до экстаза фанатики наносят себе раны острым оружием или иными столь же дикими способами выражают свою религиозную преданность памяти мучеников. Главная черта шиизма - вера в то, что законными преемниками пророка Мухаммеда - имамами - могут быть только его сородичи-потомки, а "избранные" общиной (в действительности захватившие в ней власть) халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают сунну, составленную при первых халифах из преданий о пророке. Но шиизм не остался единым, внутри него возникли различные течения. Господствующим стало течение, признающее одиннадцать законных имамов - потомков Али; двенадцатый имам будто бы еще в 1Хв. таинственно скрылся и где-то пребывает невидимо, однако должен в конце времен объявиться как спаситель - махди. Это наиболее распространенное в шиизме течение особенно укрепилось в Иране и с начала XVI в. (при династии Сефевидов) стало там официальной государственной религией. Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и составляют скорее секты. Такова секта исмаилитов (по имени Исмаила, ее основателя; VIII в.), распространенная ныне в горных районах Афганистана, Бадахшана и др. Исмаилиты верят в то, что в их имамов последовательно воплощается мировая душа. До 1957 г. главой секты был Ага-хан, живший в Бомбее (Индия) и собиравший отовсюду дань с членов секты. В учение исмаилитов влилось много идей из домусульманских религиозно-философских систем Азии и из местных народных верований. От исмаилитской секты отделилась в IX в. группа карматов - демократическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины Аравии, устанавливали общность имущества. Руководители секты пытались соединить мусульманское вероучение с идеями неоплатоников и гностиков, они рассматривали человека как микрокосм, происшедший из божества. Секта карматов существовала до XI в. От того же исмаилизма отпочковалась секта хашишиунов (ассассинов), соединявшая мистицизм с фанатической борьбой за веру против немусульман. В годы крестовых походов ассассины были самыми ярыми врагами крестоносцев (кстати, от названия секты происходит французское слово "assassin" - убийца). Наконец в XI в. от того же корня отделилась группа последователей халифа Хакима. По имени видного главаря секты Исмаила ад Дарази последователи секты до сих пор известны как друзы (в Ливане).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.140 (0.01 с.) |