Религия - не только представления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религия - не только представления



Первый и самый очевидный вывод: история религии - это не просто история заблуждений человеческого ума. Если бы религия была лишь совокупностью ошибочных представлений о мире, роль ее в истории человечества была бы очень скромной: ведь немало ложных взглядов преодолели люди на своем пути к прогрессу; эти ложные взгляды, конечно, мешали движению вперед, но они рассыпались в прах с каждым шагом человека вперед к познанию мира. А судьба религии была иной: она вся переполнена фантастическими, ложными понятиями, но эти ложные понятия почему-то оказываются поразительно стойкими и как бы непроницаемыми для знания, основанного на опыте. Взять хотя бы христианство: простой человеческий здравый смысл, не говоря уже о научном исследовании, без труда показывает, что содержание ветхозаветных, новозаветных и других христианских книг переполнено грубейшими вымыслами, наивными фантазиями, а многие миллионы даже образованных людей продолжают в них верить. Значит, есть в религии что-то, на чем держатся эти ложные, несовместимые со здравым смыслом представления.

Содержание религии - не только фантастические представления в умах людей. Религия - это и установленные обряды, обязательные церемонии, жертвоприношения, запреты - табу; религия - это и кодекс морали и права, который входит составной частью в семейный и общественный быт, зачастую вторгается и в законодательство, суд, даже международные отношения; религия - это и материальные предметы, изображения, фетиши, иконы, храмы, монастыри. Религия, далее, это и определенные группы людей, посвятивших ей себя и в ней заинтересованных, - от первобытных колдунов, шаманов и "делателей дождя" до современных священников и монахов, епископов и патриархов, мулл, раввинов и лам. Религия, наконец, это и клерикальные организации, политические партии и профсоюзы вероисповедного направления, духовные школы и богословские факультеты в университетах.

Социальные носители религии

И сильна религия больше всего именно тем, что слишком много людей и влиятельных общественных групп связали с нею свои интересы, и даже чисто материальные интересы, что эти люди и группы - неотъемлемая составная часть правящих классов эксплуататорского общества или их исторических предшественников. Конечно, это не значит, что "религия выдумана попами", как полагали некоторые, склонные к упрощенному решению вопроса антирелигиозные писатели - от Жана Мелье и Сильвена Марешаля (XVIII в.) до Генриха Эйльдермана (XX в.). Корни религии лежат глубже.

Уже при общинно-родовом строе, особенно в его позднюю пору, как мы видели, не было недостатка в людях, специализировавшихся на выполнении магических и культовых обрядов, знатоков и хранителей религиозно-магических верований: выделение этих специалистов было одним из проявлений нараставшего общественного разделения труда и зачатком отделения умственного труда от физического. Эти специалисты были не только хранителями, но в значительной мере и создателями религиозных верований. Нельзя же думать, что даже элементарные, всем доступные и всеми разделяемые племенные верования зарождались сразу, самостоятельно и в одном и том же виде в головах всех членов племени и каждого в отдельности. Это было бы чудом почище любого религиозного чуда. Условия возникновения верований в каждой определенной общественной среде (в каждом определенном племени) были более или менее одинаковы, но сами верования зарождались - или, лучше сказать, осознавались, осмыслялись - вначале в голове одного или нескольких людей, а уже потом передавались от одного к другому, от родителей к детям, от стариков к подросткам. И есть все основания полагать, что именно в головах специалистов, посвятивших себя этого рода деятельности, раньше чем в чьих-либо других головах, оформлялись, видоизменялись, усложнялись религиозные представления, а уж от них попадали и ко всем другим. Ведь не случайно именно от колдунов, шаманов, жрецов получали этнографы-исследователи в большинстве случаев ту информацию, которая потом ложилась в основу описания верований данного народа.

Сказанное не есть, конечно, возврат к упрощенной "теории обмана": ведь известно, что те же колдуны, знахари, шаманы по большей части и сами верят - или полуверят - в то, чему учат своих соплеменников. Но они лично в силу специфики своей деятельности, во-первых, более других предрасположены к "сочинению" верований, а во-вторых, более других заинтересованы (и даже чисто материально) в сохранении и закреплении этих верований в сознании окружающих.

В классовом обществе религия становится в прямом и точном смысле слова орудием социального гнета, и этой роли она не могла бы играть, если бы все содержание религии сводилось к ошибочным взглядам людей на мир. Ошибочные взгляды сами по себе рассеиваются без труда, повседневный опыт опровергает их на каждом шагу. Поэтому трудность преодоления религии не в опровержении ложных представлений, как воображали буржуазные атеисты-просветители. Трудность в том, что за этими ложными представлениями стоит многовековая традиция сложившихся норм поведений, ритуала установленных для подобающих случаев обрядов, а за этой традицией в свою очередь стоит сплоченная, хорошо организованная сила жреческих и храмовых корпораций, церковной иерархии. Эта жреческо-церковная организация есть та непосредственная социальная сила, которая составляет основу и опору религии. Нет нужды напоминать, что в эксплуататорском обществе она сама есть лишь часть мощной организации правящего класса, аппарат идеологического принуждения в его руках.

Конечно, нельзя забывать и о непосредственно психологическом (и идеологическом) воздействии религии на сознание каждого отдельного человека, приученного традицией искать в религии поддержки и утешения при всякой неудаче, а особенно в случаях тяжелого несчастья. Эта традиция, складывавшаяся тысячелетиями, так глубоко укоренилась в психике людей, что даже в нашей стране и в других социалистических странах, где общественные корни религии подорваны и авторитет церкви пошатнулся, многие люди порой по-прежнему ищут утешения в религии.

Отсюда очевидна и та поистине огромная консервативная роль, какую религия играла, а частью еще и продолжает играть в жизни людей, и не только в чисто идеологической области, но и в быту, в сфере правовых взаимоотношений, в политике, в экономике.

Религия - зло для народов

Сделанный вывод настраивает, конечно, на грустный лад. Какой же неимоверно тяжелый балласт бесполезного и прямо вредного наследства тянут за собой люди с самых ранних времен своей истории и вплоть до наших дней! Сколько материальных и духовных сил растрачено впустую или задавлено и заглохло под мертвой тяжестью религиозной фантасмагории, нелепых поверий и предрассудков, бессмысленных ритуалов! Сколько людей отдавало и отдает лучшие свои силы, а то и всю жизнь свою и своих близких на служение несуществующим духам и богам!

А сколько было длительных и кровопролитных религиозных войн, преследований и казней инакомыслящих, убийств людей по суеверному подозрению в колдовстве и т. п. Пусть эти кровавые войны и преследования возникали чаще всего в действительности из-за материальных интересов, но они вдохновлялись религиозными идеями, и именно религиозные мотивы придавали им порой особую ожесточенность и свирепость: "бей неверных!", "смерть проклятым еретикам!", "истребляйте врагов божьих!" И если в наши дни религиозные войны фактически прекратились или утратили свою прежнюю кровопролитную форму, то вероисповедная рознь осталась и сейчас. Религия, как и раньше, не столько сплачивает, сколько разобщает людей, а если и сплачивает, то лишь для того, чтобы резче противопоставить их друг другу, как будто человечеству и без того мало было всякой взаимной розни и вражды!

Наконец, религиозные традиции взваливают на плечи трудящегося человечества огромную экономическую тяжесть. Чтобы снискать покровительство сверхъестественных сил, заручиться их помощью в хозяйстве, суеверный человек приносит жертвы - жертвы в самом буквальном смысле. Марийский крестьянин резал и отдавал богам последнюю корову, рыболов-коряк убивал собаку - главное свое богатство. Сила обычая и суеверный страх побуждают человека отдавать потустороннему миру почти последнее свое достояние в тщетной надежде на материальную награду. В древних восточных государствах многочисленные рабы и крестьяне, земледельцы и ремесленники, приписанные к храмам, всю жизнь свою несли непосильный труд на пользу жрецов; в средневековой Европе едва ли не половина всего крепостного крестьянского населения сидела на землях, принадлежавших епископам, монастырям, религиозным конгрегациям, и надрывалась на барщине в пользу церковных тунеядцев; и считалось, что эти люди служат богу. Индийский крестьянин и сейчас несет зачастую последнюю рупию ростовщику - брахману, тратит последние сбережения на устройство обязательного обряда или жертвоприношения. Русский крестьянин еще недавно, до установления Советской власти, твердо знал, что - женится ли сын, родился ли ребенок, умер ли кто в семье, справляется ли пасха или престольный праздник - за все, за все надо платить попу, хотя бы платить было и нечем. А в капиталистических странах так бывает порой и сейчас.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.008 с.)