Взаимоотношения трех религий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимоотношения трех религий



Любопытно, что, несмотря на такое мирное сожительство конфуцианства, даосизма и буддизма (сань-цзяо - три религии - так называют его китайцы), между ними велась борьба; но борьба не за верующих, потому что китайцы обычно, смотря по обстоятельствам, выполняют обряды всех трех религий. Нет, это была борьба чисто политическая: конфуцианские чиновники и даосские жрецы постоянно соперничали из-за должностей, из-за доходных мест, из-за влияния на политическую жизнь. Вопреки учению Лао Цзы, который проповедовал невмешательство в государственные дела, даосские жрецы всегда стремились к власти. Были эпохи в жизни Китая, когда партия жрецов, опираясь на союз с другими группами и пользуясь своим влиянием в императорском гареме (обычно даосские жрецы сильное влияние оказывали на женскую часть двора), оттесняла от должностей конфуцианских чиновников и захватывала в свои руки власть. Даже крупные перевороты не обходились без их участия. Например, чисто конфуцианская династия Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.) была свергнута в результате ряда крестьянских восстаний, из которых самое мощное - известное восстание "желтых повязок" 184 г. - было возглавлено даосами. Были и эпохи, когда буддизм и буддистские монахи пользовались особым покровительством императорской власти; так было в годы династии Суй (581-618), а особенно Юань (1260-1368). Любопытно, что конфуцианское чиновничество в истории Китая наибольшее влияние имело не при национальных династиях Тан, Сун и Мин, а главным образом в эпохи иноземных династий: монгольской и маньчжурской. Иноземные династии, очевидно, чувствовали себя непрочно в стране и старались опереться на образованное чиновничество. А национальные династии Китая, ближе державшиеся к более широким слоям китайского населения, испытывали гораздо большее влияние со стороны связанных с народными массами даосских жрецов.

Шаманизм

Кроме этих трех религий в Китае в эпоху господства маньчжурской династии (1644-1910) существовал еще и древний шаманизм - помимо отдельных шаманских элементов даосского культа, - принесенный в Китай маньчжурами-завоевателями (они тогда сохраняли еще черты родоплеменного строя) и превратившийся в своеобразный официальный, точнее, придворный культ. В установленные дни совершались дворцовые шаманские обряды и жертвоприношения; был даже издан в Пекине шаманский служебник. Этот факт побудил, как известно, видного русского синолога Иакинфа Бичурина поставить шаманизм в ряд великих древних религий.

Ислам

Наконец, в Китае немало мусульман. Ислам проник в Китай впервые в X-XII вв. (если не считать его появления в западных провинциях еще в эпоху арабского халифата) через Кантон и Юннань, а в Северо-Западный Китай - в XVI в. Мусульмане резко противостоят приверженцам всех других религий. Однако сколько их - точно не установлено; во всяком случае, они исчисляются миллионами.

Китайский пантеон

Китайский пантеон богов весьма обилен и сложен*. В него входят и боги, позаимствованные из других религий, и местные божества Китая. Главным богом считается небесный император Шанди, который отождествляется иногда с небом - Тянь. Однако культ неба представлял собой в старом Китае монополию императоров. Никто, кроме императора, не мог приносить жертвы самому небу. Другие люди могли приносить жертвы лишь второстепенным богам.

* (См. П. С. Попов. Китайский пантеон. Сб. Музея антропологии и этнографии, т. I, вып. 6. Спб., 1907.)

Конфуцианские и даосские божества не разграничены между собой. Нередко это одни и те же боги.

Из второстепенных богов видное место занимали такие, как излюбленный в Китае бог богатства Цай-шэн; затем божества - покровители профессий для ремесленников. Очень крупную роль играли божества - покровители отдельных местностей, умершие выдающиеся лица, иногда чиновники, мандарины и т. д. Купцы почитали помимо бога богатства также местных богов-покровителей. Для крестьян главную роль играли земледельческие божества. Видное место в верованиях китайцев занимает дракон: многочисленные духи-драконы (лун-шэн) управляют дождем и водными источниками, поэтому их тоже чтят крестьяне. Главный из драконов - Лун-ван ("князь драконов") связывался с императором, и культом его руководил сам император.

Земледельческий культ

Так как земледелие издавна составляло основу всей экономики Китая и ему придавалось особо важное государственное значение, то и земледельческий культ, который у большинства народов сохранил чисто крестьянский характер, у китайцев приобрел черты тоже официального государственного культа. Одним из главных объектов этого культа был Шэн-нун ("божественный земледелец"), один из легендарных императоров, которому приписывалось изобретение земледелия. Ему был посвящен особый жертвенник в Пекине, где император приносил торжественные жертвы. В начале весны ежегодно совершалась важная государственная церемония магической первой пахоты: сам император в сопровождении видных сановников проводил плугом борозду на священном участке земли, после чего приближенные и чиновники вспахивали этот участок*.

* (См. Н. Коростовец. Китайцы и их цивилизация. Спб., 1896, стр. 463-465; Георгиевский, стр. 102.)


Торжественная церемония проведения императором первой борозды перед началом весенних полевых работ. С китайского лубка XIX в.

В народных верованиях и культе видное место занимали ту-ди - местные духи. В честь их повсюду строились небольшие храмы, иногда крошечного размера; им молились о дожде, об урожае, об избавлении от всяких бедствий. В каждом городе почитался свой городской покровитель - Чэн-хуан (имя это от слов "чэн" - город и "хуан" - обводный канал или ров; дословно означает - ров, защищающий город). В императорском Китае очень почитался Гуань-ди - бог войны; ему, например, особенно молились китайцы - участники антиимпериалистического восстания 1900 г.*

* (См. Попов, стр. 12-13, 18-21.)

Мантика (фынь-шуй)

Очень крупную роль среди магическо-религиозных обрядов, связанных с даосизмом, играла система так называемой геомантики - гадания о свойствах земли, вернее, о свойствах местности: по-китайски фынь-шуй ("ветер и вода"). Согласно верованию, каждая местность находится под влиянием добрых и злых сил, связанных с особенностями рельефа. Какой-нибудь холм определенного очертания влияет на все, что находится по соседству, влияет не только на живых, но и на тех умерших, которые похоронены вблизи. Иногда в истории Китая целые города и деревни пустели и теряли обитателей после того, как даосские жрецы объявляли, что фынь-шуй в этом месте неблагоприятен; и наоборот, местности, которые были объявлены благоприятными, быстро заселялись. Особенно важно было узнать характер местного фынь-шуй в связи с погребением, ибо хоронить своих предков нужно было там, где этому благоприятствует местность. На этой почве сложилась особая профессия из числа даосских жрецов и гадателей, специалистов по фынь-шуй, искателей счастливых местностей, таких же шарлатанов, как и другие гадатели. По их указаниям китайцы нередко откапывают своих умерших родственников из "несчастливой" могилы и переносят останки их в другое, более "счастливое" место*.

* (См. Коростовец, стр. 302.)

Помимо системы фынь-шуй применяются и разные другие виды мантики. Есть различные способы гадания. Например, вопрос пишется на куске бумаги, который сразу же сжигается на алтаре храма, а жрец пишет ответ на песке.

С даосскими представлениями связались и сохранившиеся у китайцев древние поверья о девственном зачатии, вероятно пережиток первобытных тотемических верований. Они приурочены к легендам о первых императорах: мать императора Фу-си зачала его, по легенде, наступив на след великана; император Шэн-нун был зачат матерью от горного духа, император Хуан-ди - от света молнии, император Яо - от красного дракона, философ Лао Цзы- от падающей звезды и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.006 с.)