Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общий характер ведической религии

Поиск

В целом религия ведического периода отличается сравнительной простотой и несложностью. Центральный момент этой религии - принесение жертвы. Образы богов довольно многочисленны, и большинство их- олицетворения явлений природы; но в каждом случае исполнитель обряда имеет дело лишь с одним определенным богом. Образы богов суть в значительной степени лишь различные олицетворения одного и того же явления; поэтому они нередко сливаются и легко переходят один в другой. Вначале многие из них были, вероятно, племенными богами.

Полное преобладание мужских божеств и почти отсутствие женских отражают, видимо, господство патриархального строя общества.

В Ведах не упоминаются ни святилища, ни храмы. Жертвы приносятся или в доме, или на открытом воздухе, на особом жертвеннике. Не было, очевидно, и изображений богов. Нет никаких упоминаний о профессиональном жречестве.

Эта сравнительно простая религия отражала переходный, родоплеменной общественный строй.

Брахманский период. Изменения общественного строя

Около начала первого тысячелетия до н. э. наметились серьезные перемены в общественной жизни народов Индии. Арийцы подчинили себе бассейны Инда и Ганга, основали здесь ряд деспотических раннерабовладельческих государств, или княжеств, перешли к оседло-земледельческому хозяйству. Переход этот совершился, видимо, под сильным влиянием местного доарийского населения (дравидов и мунда). Культура последнего вообще составила крупный вклад в культурное развитие Индии; это отразилось, как мы увидим дальше, и в религии.

Социальные противоречия между завоевателями и покоренным населением, а также и в среде самих завоевателей все более обострялись. Шла борьба между отдельными княжествами. В этой борьбе первое место заняло около середины первого тысячелетия до н. э. государство на нижнем Ганге Магадха, ставшее центром объединения почти всей Северной Индии.

В это время сложились основы кастового строя Индии, который, как известно, почти до наших дней являлся специфической чертой общественной жизни этой страны. В древности были известны четыре так называемые классические касты - по-санскритски варна (дословно цвет); эти древние касты нередко и теперь называют варнами для отличия от нынешних каст - джати. Этими четырьмя варнами (кастами) были: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.

Господствующее место в государствах Северной Индии, особенно в Магадхе, заняли брахманы - наследственное кастово обособленное жречество, приносители жертв, знатоки священных Вед. В ведический период такого обособленного общественного слоя еще не было; он образовался в связи с общей классовой дифференциацией. Брахманы монополизируют в своих руках всю область культа и, обладая священными знаниями, приобретают чрезвычайно большой общественный вес. Наряду с ними важное место занимает другая из господствующих каст - каста воинов - кшатриев. Из их среды выходили князья и цари. Третью касту - вайшьев - земледельцев, скотоводов и торговцев - составляло свободное население, принадлежавшее в основном к племенам арийцев - завоевателей. Три перечисленные касты считались благородными и арийскими; они назывались также дважды рожденными. Четвертая, бесправная каста рабов, включавшая потомков покоренных аборигенов Индии, - шудры (слуги).

Законы Ману

Этот кастовый строй Индии был закреплен в памятнике законодательства и религии Индии - в Законах Ману. Этот сборник, составленный, как полагают, около V в. до н. э. (но записанный гораздо позже), сделался кодексом социального строя Индии на все последующие столетия. В нем не только отчетливо обрисовывается кастовая структура индийского общества, но она закрепляется и освящается религией.

Господствующей кастой, согласно кодексу Ману, являются брахманы (брамины) - жрецы. Вот что говорится там об их привилегиях и общественном положении:

"Брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы (священного закона), занимает высшее место на земле как владыка всех существ. Все, что существует в мире, - это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это. Брахман ест только свое, носит свое и дает свое; все другие люди существуют по милости брахмана"*.

* (Законы Ману. М. (Институт востоковедения), 1960, стр. 29.)

Главное и почетное занятие брахмана - изучать Веды и обучать им других. Не знающий Вед брахман приравнивается к бесплодному евнуху. Жизнь брахмана, по законам Ману, делится на четыре периода: молодой брахман изучает Веды под руководством учителя; затем он женится, обзаводится хозяйством, воспитывает детей; третья часть его жизни - это жизнь отшельника в лесу; наконец четвертый период - жизнь аскета, отказавшегося от всякой собственности, питающегося подаянием.

Обожествление касты брахманов - наиболее яркая черта этого кодекса кастового строя. Касты рисуются в сборнике законов Ману, как установленные самими богами.

Люди трех арийских варн проходили обязательные обряды посвящения (упанайяна): брахманы на седьмом году жизни, кшатрии на десятом, вайшьи на одиннадцатом. Посвящение сопровождалось наложением священного шнура, который потом носился всю жизнь на левом плече, пропущенный под правую руку. Посвящение рассматривалось как второе рождение (откуда и название "дважды рожденные"). Шудры не проходили посвящения и считались чужеплеменниками. В этом сказалась связь варн с традициями древнеарийского родоплеменного строя.

Много говорится в Законах Ману о власти царя. Власть эта божественного происхождения. "...Когда люди, не имеющие царя, рассеялись во все стороны от страха, владыка создал царя для охраны всего этого (мира), извлекши вечные частицы Индры, Анилы, Ямы, Солнца, Агни, Варуны, Луны и владыки богатств. Так как царь был создан из частиц этих лучших из богов, он блеском превосходит все живые существа". Главная обязанность царя - охранять кастовый строй и привилегии брахманов. "Царь, встав утром, пусть почтит брахманов... мудрых в управлении, и поступает по их (советам). Пусть всегда чтит брахманов, пожилых, знающих Веду, чистых... Храбрость в битвах, защита народа, почитание брахманов - лучшее средство для царей достичь блаженства"*.

* (Законы Ману, стр. 127, 130, 134.)

На первое место в эту эпоху выдвинулся новый бог - Брама, или Брахма, которому и стали приписывать кастовое устройство.

По мифу, сложенному в этот период, сами касты произошли из разных частей тела Брахмы: из уст его - брахманы, из рук - кшатрии, из бедер - вайшьи и из ног - шудры. Каждой касте сам Брахма предназначил род деятельности.

"Для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый (т. е. Брахма), для рожденных от уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия.

Обучение, изучение (Веды), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение (милостыни) он установил для брахманов.

Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатриев.

Пастьбу скота и также раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие - для вайшьев.

Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим варнам со смирением"*.

* (Законы Ману, стр. 28.)

Вся эта эпоха истории религии Индии называется обычно брахманской, по преобладанию в эту эпоху брахманов.

Изменения в религии

Сообразно возвышению социальной роли профессионального кастового жречества- брахманов сильно усложняется культ. Он ярко отражает строго аристократический кастовый строй общества Индии. Прежде всего усложняется пантеон древних богов. Те боги - олицетворения сил природы, о которых говорят гимны Веды, - отступают на второй план. На первый план выдвигаются новые божества, в значительной степени кастовые. Одним из главных, а впоследствии главным богом становится Брахма.

Происхождение этого божества чрезвычайно интересно. В Ведах, как мы уже знаем, упоминается Брахманаспати - олицетворение молитвы. В брахманский период Брахманаспати превращается в верховного бога вселенной. Молитва, связанная с принесением жертвы, культовые действия брахманов имеют такую огромную силу, что им подчиняется весь мир, и эта сила олицетворяется в виде бога Брахмы, который содержит в себе все.

В эту эпоху сложилась в Индии поговорка: мир подчиняется богам, боги подчиняются заклинаниям, заклинания подчиняются брахманам, следовательно, брахманы - наши боги.

Из других божеств главное значение получают Вишну и Шива. Последний связывается с ведическим богом бури Рудрой, но по существу он скорее древний доарийский бог (о его предполагаемом изображении в эпоху Моженджо-Даро уже говорилось). Имя Вишну совпадает с одним из ведических олицетворений солнца, но по своему облику и функциям - это новый бог.

Наряду с этими главными божествами выдвигаются и другие. Видное место занимают женские божества, которые почти отсутствовали в ведической религии. Каждое мужское божество получило свою женскую пару. С Вишну связывается богиня Лакшми, с Шивой - богиня Парвати, которую также называют Дурга, Кали. Появляется и множество других богов. Все вместе они совершенно оттесняют ведические божества. Современные исследователи предполагают, что большинство их заимствовано из местных доаринских культов: это древние общинные божества-покровители, вошедшие в брахманский пантеон по мере того, как само местное население постепенно сливалось с завоевателями-арийцами.

От древнеарийской (ведической) религии сохранилось почитание предков. В Законах Ману оно ставится по важности даже выше, чем культ богов: "Для дважды рожденных обряд в честь предков важнее обряда в честь богов..."*.

* (Законы Ману, стр. 71.)

Культ в брахманский период стал строго аристократическим. Публичных обрядов и жертвоприношений не было. Принесение жертвы, считавшееся главным культовым действием, составляло частное дело. Руководить жертвоприношением, произносить гимны мог только брахман. Он делал это по приглашению. Принесение жертвы требовало больших затрат, большой подготовки, поэтому оно было доступно только богатым, знати. Простой народ совершенно не участвовал в культе: общественных жертвоприношений не было, частные же жертвоприношения беднякам были недоступны. Общественных храмов не было тоже.

Боги получают характер кастовых богов. Брахма, выдвинувшийся в качестве главного бога, есть бог брахманов; к нему могут обращаться с молитвами только брахманы. Индра - единственный из древних ведических богов, который сохранил свое значение, - превратился в бога кшатриев. У вайшьев - земледельцев - одним из главных богов стал древний Рудра, отождествлявшийся позднее с Шивой. Шудры вообще были отстранены от официального культа.

Вера в перевоплощение

В эту эпоху выдвинулась одна из важных религиозных теорий, которая позже сделалась краеугольным камнем индусской религии: идея перевоплощения. Едва ли можно сомневаться в том, что и эта идея перешла в брахманскую религию из древних местных верований. Ведь в ведической религии арийцев представления о загробной судьбе души были вообще очень смутны, а вера во вторичное воплощение души умершего, видимо, начисто отсутствовала. Напротив, в верованиях местных племен (дравидов и мунда) видное место занимали, как и теперь занимают, тотемические представления о реинкарнации. Они-то и получили развитие в брахманизме, но развитие совершенно своеобразное, связанное с кастовым строем.

В Законах Ману учение о переселении душ изложено только в последней, 12-й главе, в других же главах фигурируют вместо него представления о мучениях грешников в аду. Но в более поздних брахманистских сочинениях - Упанишадах господствует идея переселения душ.

Согласно брахманским представлениям, душа человека после его смерти не погибает, а переселяется в другое материальное тело. Во что именно она воплотится, это зависит от поведения человека в теперешней жизни, и прежде всего от соблюдения им кастовых правил.

Главное и основное правило - соблюдать законы касты. Шудра, если он покорно и смиренно служит остальным кастам, исполняя все правила поведения своей касты, получает возможность в посмертном перерождении воплотиться в человека более высокой касты. Напротив, человек, который нарушает законы своей касты, в следующем воплощении не только может быть понижен в касте, но может обратиться в низшее животное. Брахманы устанавливали даже категории грехов, за которые человек получает определенное возмездие. За мысленный грех человек должен будет воплотиться в представителя низшей касты, за словесный грех - в животное, а за греховный поступок - в неодушевленный предмет.

Таким образом, древняя вера в перевоплощение приняла вид своеобразного догмата о загробном воздаянии и стала служить религиозным освящением эксплуататорского кастового строя.

Карма

В индийской религиозной философии того времени было выработано и теоретическое обоснование учения о перерождении - идея кармы. Понятие кармы сложное, и оно по-разному толковалось разными течениями индийской философии. В русском языке ему приблизительно соответствуют два понятия - причинность и судьба. "Закон кармы, - пишут историки индийской философии С. Чаттерджи и Дж. Датта, - означает, что все поступки индивида, хорошие или плохие, вызывают и соответствующие им последствия в его жизни, если эти поступки совершаются с желанием получить от них плоды", то есть преднамеренно*. Каждый хороший поступок влечет за собой награду для человека, каждый дурной - наказание; но, как правило, не в этой жизни, а в будущем воплощении. Сама судьба человека или любого другого существа в этой жизни есть результат его поступков в прежнем существовании. Своим поведением человек сам создает свою судьбу в будущем воплощении. Так философская идея кармы легла в основу брахманского религиозного учения о перерождении.

* (С. Чаттерджи и Дж. Датта. Введение в индийскую философию. М., 1955, стр. 27.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.198.143 (0.01 с.)