Историческое развитие Элладской Церкви. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческое развитие Элладской Церкви.



В XIII в. во времена латинского владычества на Востоке, Православная Церковь в Греции была гонимой. Некоторых греческих митрополитов заточили в тюрьмы, другие вынуждены были скрываться. На кафедрах оставлялись лишь те, кто признавал над собой власть папы. По всей Греции развернулась энергичная пропаганда католицизма, хотя и безуспешно. В 1261 году был отвоеван Константинополь у латинян, началось восстановление православных епархий.

Со времени завоевания Греции турками (XIV-XV вв.) латинское насилие прекратилось – епархии были подчинены Константинопольскому Патриарху, но положение греков, как и прочих покоренных турками народов, было тяжелым.

Как только в 1768 году началась война между Россией и Турцией, греки сочли это время удобным для завоевания своей независимости. Едва русский флот под командованием графа Орлова появился в Средиземном море, греки Морей и Архипелага восстали против турок. Греческие моряки присоединились к русским и действовали с ними вместе.

Первые десятилетия XIX века явились временем настойчивых усилий греков свергнуть турецкое иго. И только после Русско-Турецкой войны в 1829 году Турция была вынуждена подписать мирный договор в Адрианополе, по которому, в частности, обязалась признать независимость Греции. Греческие провинции были признаны самостоятельным государством, ему было присвоено название Греческого, или Эллинского. Через некоторое время стали раздаваться голоса, что в самостоятельном государстве должна быть и независимая Церковь.

В 1833 году в Элладу по настоянию Англии прибыл возведенный на престол 17-летний баварский принц Оттон. До совершеннолетия Отгона для управления государством было назначено регентство из трех баварцев: графа Армансперга, фон-Маурера и генерала Гейдегга. Устройство церковных дел было одной из главных забот нового правительства. С этой целью была создана комиссия, которая представила правительству проект устройства Церкви, в основе которого была идея ее автокефальности. После рассмотрения проекта в правительственных кругах и на созванном в Навплии соборе архиереев, правительство в июле 1833 года объявило Элладскую Церковь автокефальной. Была провозглашена самостоятельность Элладской Церкви. Но еще во время ее провозглашения многие греческие епископы и миряне выразили свое сомнение в том, может ли быть законной автокефалия, полученная без благословения Матери-Церкви, в данном случае – Церкви Константинопольской. После провозглашения автокефалии недовольные действиями правительства открыто выступили с протестами. Константинопольский престол также совершенно справедливо смотрел на провозглашение самостоятельности Элладской Церкви – части Константинопольского Патриархата – без его согласия как на дело антиканоническое.

В 1850 году для решения церковных дел Эллады Патриарх Константинопольский Анфим IV созвал Собор, в деяниях которого было подтверждено положение, что право давать самостоятельность Церкви принадлежит тому Патриархату, в ведении которого находилась новоучрежденная Поместная Церковь. Наконец, было постановлено, что элладские епархии, до сего времени подчинявшиеся Константинополю, освобождаются от всякой зависимости и Элладская Церковь провозглашается автокефальной. Вопреки регламенту 1833 года Собор постановил, чтобы постоянный Синод состоял только из епископов и решал церковные вопросы согласно божественным и священным правилам – без мирского вмешательства. Правительству теперь надлежало составить новое положение о церковном управлении в духе соборного постановления и согласно церковным канонам. Но оно не изменило своего отношения к Церкви, так как считало прежние свои действия вполне законными. В 1852 году был рассмотрен законопроект, составленный в духе закона 1833 года. Новый закон, как и прежний, стеснял свободу действий членов Синода и ставил их в зависимость от властей гражданских.

В 1852 году был обнародован закон о разделении королевства на 24 епархии: Афинская митрополия, девять архиепископий, а остальные епископии. Епархии были разделены на приходы. Епископы избирались Синодом, но утверждались королем. Священники и диаконы избирались самими прихожанами и рукополагались архиереями после предварительного испытания.

Правительственные реформы коснулись и элладских монастырей. Правительство распорядилось закрыть все монастыри, имеющие меньше шести монахов. Имущество закрытых монастырей подлежало конфискации в пользу народного казначейства. Монахи из них были перемещены в действующие монастыри. Неупраздненные монастыри должны были ежегодно вносить в казначейство пять процентов от своего дохода. В результате Церковь лишилась 394 монастырей из 542.

В 1866 году к Элладской Православной Церкви присоединилась паства Ионических островов. В 1881 году, по Берлинскому трактату 1878 года, к Греции были присоединены Фессалия и часть Эпира (Арта); девять местных епархий, после надлежащих сношений местного Синода с Константинопольским Патриархом, также вошли в состав Церкви Эллады.

В 1922 году все епархиальные архиереи получили титул митрополитов.

После Первой мировой войны среди греческой иерархии началось движение за освобождение Церкви от государственной опеки. В 1923 году был созван Собор Греческой Церкви, который изменил ее устройство, издав основной закон Автокефальной Церкви Эллады. Но в сентябре 1925 года Теодорос Пангалос, сосредоточивший в своих руках всю полноту государственной власти, издал новый закон, в котором повторил основные положения закона 1852 года.  

Со времени издания в декабре 1923 года Основного закона Автокефальной Элладской Церкви она возглавлялась рядом выдающихся Афинских Архиепископов. К числу наиболее известных Архиепископов принадлежат Хризостом I (1923 –1938), Феоклит II, Хризостом II (1962 –1967), Иероним (1967–1973) и с января 1974 г. Серафим.

В последние годы возглавления Элладской Церкви Архиепископом Хризостомом II важное место занял вопрос о «метафетоне» (принципе перемещаемости митрополитов), решение которого привело к конфликту иерархии с правительством. Следует отметить, что в течение последних ста лет в истории Элладской Церкви ни один епископ не сменил вверенной ему епархии. В 1959 году по решению политических партий оно было снова изъято с целью положить конец отдельным злоупотреблениям некоторых иерархов, добивавшихся перевода из небольших и бедных епархий в богатые, в основном по соображениям меркантильным.

Большинство митрополитов настаивало на восстановлении «метафетона». Собравшийся 16 ноября 1965 года Синод постановил осуществить намеченные перемещения епископов. Вместе с тем были избраны епископы на 15 свободных кафедр.

21 апреля 1967 года в Греции произошел военный переворот, а в мае того же года греческое правительство, опираясь на прежние решения, вынесло ряд постановлений, касающихся Церкви. Был распущен прежний состав Священного Синода, число членов Синода уменьшено с 12 до 9, упразднена должность правительственного уполномоченного при Священном Синоде. Был образован новый избранный (аристиндин) состав Священного Синода, который получил право избрания иерархов и замещения свободных кафедр через применение так называемой тройной системы. По этой системе Священный Синод избирал трех кандидатов, из которых правительство через короля отбирало одного.

Вмешательство нового военного правительства в чисто церковные дела братской Церкви Эллады, подлежащие согласно практике и канонам Православной Церкви исключительному ведению епископской власти, весьма смутило совесть православных русских людей.

25 ноября 1973 года в Греции произошел новый военный переворот. Митрополит Иоаннинский Серафим благословил и нового президента Гизикиса, и новое правительство. Когда протест Архиепископа Иеронима против этого шага митрополита Серафима был отклонен Священным Синодом Элладской Православной Церкви, Архиепископ 9 декабря 1973 года в проповеди и в специальном послании Священному Синоду публично заявил о своем решении уйти в отставку 31 декабря 1973 года.

Перед Элладской Православной Церковью, таким образом, снова встал вопрос об избрании Предстоятеля. Предлагали два способа избрания: или путем соборного решения всей иерархии, или только расширенного – чрезвычайного – Синода. Вопрос решился опубликованием 11 января 1974 года закона президента Греции «Об определении способа избрания Предстоятеля Элладской Церкви и приведения в порядок некоторых церковных дел». Им определялись:

1. Новый состав Синода.

2. Незамедлительное избрание Предстоятеля Элладской Церкви – на одном заседании Синода без перерыва – в присутствии министра образования и религии.

Естественно, что митрополиты, лишенные права избирать и быть избранными, выступили с решительным протестом Синоду и правительству, требуя отсрочки избрания. Они обращали внимание на то, что светские власти не имели права без синодального суда отстранять более половины митрополитов Элладской Церкви. Мало того, они предупредили, что в случае непринятия их предложения они оставляют за собой право определения дальнейшей линии своих действий. Протест этот не был воспринят. 12 января 1974 года в монастыре Петраки в Афинах состоялось заседание Синода, на котором на пост главы Элладской Церкви был избран Архиепископ Серафим.

С 1998 г. главой Элладской Церкви являлся Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул.

Принцип подчинения Элладской Православной Церкви, как учреждения, греческому правительству, заложенный еще в XIX в., продолжает действовать и сегодня. Особенно это заметно при возникающей время от времени смене правительства Греции. Ярким подтверждением может служить следующий факт. В 1987 г. парламент страны принял закон о церковном имуществе. Церковь в Греции владела крупными земельными участками и недвижимостью. Новый закон лишил Элладскую Церковь права на владение собственностью, а управление митрополичьими и приходскими советами передал в руки местных властей, что грубо нарушало независимость Церкви. Священноначалие заявило о своем решительном протесте. Экстренное заседание Синода расценило это как прямое вмешательство в дела Церкви с целью лишить ее самостоятельности. В итоге в 1988 г. злополучный закон был отменен, и правительство заключило с Церковью соглашение о невмешательстве в ее дела.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.008 с.)