Историческое развитие Польской Церкви. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческое развитие Польской Церкви.



На рубеже XV – XVI вв. взаимоотношения Литвы и Руси вновь обостряются: происходит серия русско-литовских войн. В Литве и Польше вновь выходят постановления, ущемляющие положение православных.

В 1569 г. была заключена Люблинская уния, закреплявшая решения Городельского сейма. Уния положила конец самостоятельности Литовского княжества: отныне оно окончательно входило в состав Польского государства. Объединенное польско-литовское государство стало именоваться Речью Посполитой. Православное население Белоруссии и Западной Украины, оказавшееся в составе Польши, начало испытывать гнет католицизма.

Угнетения и преследования заставляли православных переходить в унию или прямо в католичество, так как, отказавшись от Православия, можно было получить различные льготы, административные должности. В итоге к концу XVII в. православная шляхта в Польше почти вся перешла в католичество.

Брестская уния 1596 г. поставила последнюю точку в объединении Польши и Литвы. Если до этого Православная Церковь не подвергалась открытым гонениям, то с конца XVI в. отношение к ней властей Речи Посполитой резко ужесточилось и после Брестского Собора до 1632 г. Православная Церковь была объявлена вне закона.

В XVI – XVIII вв. главными очагами Православия оставались монастыри, в основном на территории Западной Украины, а также монастыри в районе Слуцка, Пинска. В1732 г. польско-литовские власти наложили официальный закон: из жизни церквей изгонялся колокольный звон, хоронить мертвых разрешалось только ночью. В 1764 г. сейм вынес постановление, по которому карались смертью те, кто переходил из католичества в Православие. Ситуация начала меняться в XVIII в., Речь Посполитая стала ареной разделов между Пруссией, Австрией и Россией. В результате трех разделов Польши Пруссия захватила 20 % территории, Австрийская империя – 18 %, а Россия 62 % территории с 45 % населения.

В по итогу Венского конгресса (1814 – 1815) на территории княжества Варшавского было создано Царство Польское под опекой России. С переходом польских земель к России гонения на православных были прекращены. Большинство приходов присоединенных к России земель составили одну епархию, получившую в 1793 г. название Минской (ранее епархия называлась Слуцкой). Число православных верующих стало увеличиваться особенно за счет возвращения униатов в лоно Православия.

В 1840 г. учреждена самостоятельная Варшавская епархия. В 1905 г. из состава Холмско-Варшавской епархии выделилась самостоятельная Холмская епархия. Мирная жизнь епархий в Царстве Польском, входивших в состав Русской Православной Церкви, была нарушена внутренними событиями в самой России 1917 – 1918 гг. – прежде всего распадом Российской империи, и получением Польши государственной независимости.

После Первой Мировой войны в 1918 г. было восстановлено независимое Польское государство. В сентябре 1921 г. Синодом Русской Православной Церкви на Варшавскую кафедру был назначен архиепископ Георгий (Ярошевский), а в январе 1922 г. он был возведен в сан митрополита. Варшавской епархии была предоставлена широкая автономия.

В июне 1922 г. в Варшаве состоялся Собор православных епископов, где был поставлен вопрос о независимости Польской Церкви. Трое из пяти архиереев высказались за установление автокефалии Польской Церкви. Защитников канонического порядка и противников автокефалии правительство убрало со своих постов. В 1923 г. Собором епископов Польши Варшавским Митрополитом избран Дионисий. На вакантные кафедры были назначены сторонники церковной автокефалии. В 1923 г. Константинопольский Патриарх Мелетий IV официально утвердил Дионисия в качестве митрополита Варшавского и Волынского.

В ноябре 1923 г. митрополит Дионисий обратился к Святейшему Патриарху Тихону с просьбой благословить самостоятельное существование Польской Православной Церкви. Патриарх Тихон ответил отказом, мотивируя его неканоничностью. Тогда 13 ноября 1924 г. Вселенский Патриарх Григорий VII подписал Патриарший Томос о признании Православной Церкви в Польше автокефальной. Кроме того, Польская Церковь должна была получать св. Миро из Константинополя и обращаться к ней при рассмотрении общих вопросов, решение которых выходит за границы отдельной Автокефальной Церкви. Позиция Русской Православной Церкви была однозначной: автокефалия Польской Церкви незаконна, ибо получена без согласия и благословения Матери-Церкви.

В 1927 г. между Польским правительством и Римским папой был подписан конкордат, по которому католичество в Польше признавалось господствующей религией. Пользуясь этим, в 1930 г. католики выступили с судебным иском о возвращении себе сотен православных храмов, святынь и другого церковного имущества, которое якобы когда-то принадлежало им. Действия православного духовенства успехом не увенчались – ок. 500 православных храмов и монастырей перешло в руки католиков.

В 1930-е гг. униаты провели ряд съездов. В 1936 г. съезд униатского духовенства состоялся в Львове на нем было постановлено, что униатское духовенство должно получить полные права в сфере миссионерской деятельности среди украинцев, белорусов и русских, проживающих в Польше. Во второй половине 1930-х гг. началась кампания по разрушению и уничтожению православных храмов, а население подвергалось всевозможным притеснениям.

В ноябре 1938 г. польское правительство издало декрет, согласно которому, Православная Церковь в Польше ставилось в полную зависимость от государственной власти. При выборе нового епископа кандидат должен обязательно утверждаться министром исповеданий. Церковные должности могли занимать только польские граждане. В качестве официального богослужебного языка утверждался только польский язык.

1 сентября 1939 г. началась Вторая Мировая война. В результате Польское государство фактически прекратило свое существование и было разделено между СССР и Германией.

После Второй Мировой Польское государство было восстановлено. Большинство духовенства считало, что автокефалия 1924 г., – незаконна и было решено обратиться к Русской Православной Церкви, чтобы просить благословения на законную автокефалию.

Летом 1948 г. к Святейшему Патриарху Алексию I прибыла делегация польского духовенства, которое представило обращение, состоящее из следующих основных пунктов: а)Польская Православная Церковь признавала незаконной автокефалию 1924 г., и испрашивает у Русской Православной Церкви благословение на каноническую автокефалию; б) Польская Православная Церковь отказывалась от молитвенного и литургического общения с митрополитом Дионисием; в) Польская Церковь прекращала молитвенное общение с духовенством, которое разделяет точку зрения митрополита Дионисия.

В результате 22 июня 1948 г. Святейший Патриарх Алексий I и Священный Синод Русской Православной Церкви определили: а)Восстановить молитвенное и литургическое общение с Польской Православной Церковью; б)Предоставить Польской Православной Церкви законную самостоятельность (автокефалию); в)Польская Православная Церковь может самостоятельно выбирать себе предстоятеля.

Об этом решении Русская Православная Церковь проинформировала все Поместные Православные Церкви. Временным предстоятелем Польской Церкви стал архиепископ Белостокский и Бельский Тимофей (Шретер) (1948 – 1951).

В августе 1948 г. митрополит Дионисий направил Патриарху Алексию I покаянное письмо, где каялся во всем содеянном. В результате было решено, восстановить митрополита Дионисия в его каноническом общении с Матерью-Церковью и оставить ему сан митрополита, но без присвоения ему титула «Блаженнейший».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.004 с.)