Историческое развитие Румынской Церкви. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческое развитие Румынской Церкви.



В годы существования Тырновского Патриархата (Болгарская Православная Церковь) (1235 – 1393) румынские епископы находятся в его ведении. Зависимость румын от Болгарской Церкви существовала из-за того, что румыны приняли алфавит, созданный святыми Кириллом и Мефодием, и славянский язык в качестве церковного языка.

После падения Тырновского Патриархата (1393) православные румыны снова на достаточно длительный период попали в зависимость от Константинополя.

В 1359 г. образовалась Валашская митрополия (первый митрополит – Иакинф Критопул) с центром в г. Куртя де Арджеш.

В середине XIV в. в Восточном Прикарпатье возникло другое государство – Молдавская земля, где в 1387 г. – также складывается митрополия (первый митрополит – Иосиф Мушат).

Румынские митрополиты избирались местными епископами и князьями (господарями). Вселенского патриарха ставили лишь в известность и испрашивали у него благословения на избрание.

Румынские митрополиты оказывали большое влияние на ход гражданских дел. Он выступали в качестве главных советников своих господарей, во время решения важнейших судебных и уголовных дел в присутствии самого господаря первый голос подавался митрополитом.

В румынских епархиях в начальный период их существования оформился особый институт управления – протопопиатство, Это были вспомогательные органы епархиальной власти. Титул протопопа в Румынии являлся административной должностью, а не саном.

С 1390-х гг Османы начинают вторгаться в Валахию. Молдавия была вынуждена окончательно признать зависимость от Османской империи. Но Валахия и Молдавия, став вассалами султана, сохраняли свою юридическую автономию в составе империи. Подчинение Константинополю носило формальный характер. С изданием в 1544 г. в г. Сибиу «Румынского катехизиса» начинается вытеснение церковно-славянского языка из богослужения в Валашском и Молдавском княжествах. В XVII в. в церковной литературе Валахии стали появляться романоязычные произведения на кириллице. Первым таким изданием было «Учительное Евангелие», переведенное и отпечатанное в 1642 г. в типографии Говорского монастыря, открытой при содействии Киевского митрополита Петра (Могилы).

В условиях Османского господства молдавские митрополиты неоднократно обращались за помощью к России.

В результате неудачного Прутского похода, предпринятого Петром I в союзе с молдавскими и валашскими господарями в 1711 г., турки жестоко расправились с румынами, а Церковь в Дунайских княжествах (с 1711 г. в Молдавском, а в 1716 г. в Валашском) была отдана под безраздельную власть греков. С начала XVIII в. в Румынской Церкви устанавливается греко-фанариотский режим и характеризуется как один из самых труднейших периодов в истории Церкви и румынского православного народа.

Греческая церковная администрация в это время подчиняет себе все церковное управление. Политика эллинизации, имела своей задачей угнетение и подавление румынской народности. Постепенно эллинизация стала проникать в народные массы и в Церковь. Если ранее зависимость от Константинополя была формальной, то теперь митрополичьи и епископские кафедры по большей части занимали греки.

Значение митрополита в стране, как уже отмечалось, было огромно. Отсюда становится понятным тот страшный удар, который наносился румынам при назначении митрополитом кого-либо из греков. Иногда митрополичьи звания греки попросту покупали. В священники митрополиты-фанариоты могли назначить всякого, кто только мог заплатить за это назначение. Гоняясь за наживой, они поставили много безместных священников, голодных, ничем не обеспеченных, не имевших приходов, бродивших по стране, предлагая свои услуги за хлеб и роняли все ниже и ниже звание священников в глазах народа.

Монашеская жизнь данного периода в Румынии также была в страшном упадке.

Таким образом, действия греческого духовенства в Дунайских княжествах привели не только к материальному, но и к духовно-религиозному кризису, уничтожили в народе национальное сознание. В результате верхние слои румынского общества – интеллигенция – стали в позицию, враждебную к Православию.

Стремление русского правительства к освобождению единоверцев от турецкого ига приводило к русско-турецким войнам. Первая русско-турецкая война (1768 – 1774), ареной которой были Молдавия и Валахия. По итогам войны предоставлялась свобода исповедания Православия в пределах Османской империи. Вторая русско-турецкая война (1787 – 1791). Итак, к концу XVIII в. в результате русско-турецких войн и помощи России произошло частичное ослабление владычества фанариотов в Дунайских княжествах. Но, безусловно, осуществление своих освободительных настроений румыны видели в присоединении к России. Выразителем этих стремлений был Молдавский митрополит Вениамин (Костаки) (1803 – 1808; 1812 – 1842). Он противодействовал пагубному влиянию фанариотов на народ и духовенство. В 1804 г. он открыл Духовную семинарию в монастыре Сокол, занимался изданием догматических и религиозно-нравственых книг, его церковные и гражданские реформы имели своей целью поднять умственный и нравственный уровень румын. Противодействие фанариотов вынудило митрополита Вениамина уйти на покой в 1808 г.

Тогда в ходе очередной русско-турецкой войны (1806 – 1812) произошло временное присоединение Румынских епархий к Русской Православной Церкви. Автоматически румынские епархии вышли из подчинения Константинополя.

Митрополит Гавриил управлял Молдо-Валашским Экзархатом на протяжении 1808–1812 гг. Он старался улучшить положение духовенства, поднять его авторитет. Конечно же, реформы Гавриила встретили сильный отпор со стороны фанариотов. Начавшаяся война с Наполеоном положила конец плодотворной деятельности владыки Гавриила.

В 1812 г. Молдавским митрополитом стал Вениамин (Костаки), а в 1823 г. митрополитом Валахии – Григорий IV (1823 – 1833), постриженный игуменом Нямецкой Лавры прп. Паисием Величковским. Владыка Вениамин поддерживал живые связи с Россией, посылал туда молодых румын для получения высшего богословского образования, перевел на румынский язык ряд сочинений Григория Богослова и др.

В годы греческого восстания (1821 – 1829) румыны выступили на стороне турок, турецкий султан в 1822 г. восстановил для румын право самостоятельного избрания румынских господарей из своей среды. Происходит вытеснение греческого языка из богослужения и замена его румынским, издательством целого ряда газет и журналов. Взамен Православию популярность стали набирать католицизм и протестантизм. Просвещенные Западом, румыны возненавидели Россию. Освободившись от российского протектората, в 1859 г. при поддержке Франции произошло объединение Валашского и Молдавского княжеств в единое государство – Румынию.

Князем был избран Александр Ион Куза – националист, враждебно настроенный к России и Православию. Его церковная политика сводилась к следующему. Во-первых, в 1863 г. был издан закон, согласно которому недвижимое церковное имущество (в том числе монастырское) конфисковывалось в пользу государства, а движимое шло на продажу с аукциона. Во-вторых, в 1865 г. Куза самочинно провозгласил автокефалию Румынской Православной Церкви без согласия Константинопольского Патриарха. Новообразованная «независимая» Церковь подчинялась государству. Митрополитов и епископов избирали и назначали на должность по указанию князя. В Православное богослужение стали проникать западные влияния: допущение звучания органа, введение григорианского календаря. Была предоставлена широкая свобода протестантскому прозелитизму. Духовенство стало сильно политизированным, играло роль в партиях.

В 1866 г. князем Румынским стал ставленник Пруссии – князь Карл, он также проводил антиправославную политику. Благодаря деятельности братьев Скрибанов в 1872 г. был принят, согласно которому, Румынской Церкви предоставлялось больше свободы: из названия Синода были убраны слова «Генеральный Национальный», как заимствованные из протестантизма; из состава Синода исключались миряне; светская власть отныне не могла полноправно распоряжаться в делах Церкви; было восстановлено право архиереев назначать настоятелей приходских церквей и заведовать духовными школами. Карл смог установить прочные контакты с Константинополем и предложил Вселенскому Патриарху проект автокефалии Румынской Церкви.

По результатам русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. Румыния становилась политически суверенным государством. Константинопольский Патриарх Иоаким III составил акт, провозглашающий автокефалию Православной Церкви в Румынии, но оставил за собой право посылать в Румынию св. Миро. Окончательно вопрос об автокефалии решился при новом Константинопольском Патриархе Иоакиме IV – 23 апреля 1885 г. специальным Томосом он провозгласил Румынскую Православную Церковь полностью самостоятельной.

В конце XIX – начале XX вв. Православие в Румынии занимало одно из самых последних мест в жизни общества, прессе, школах. В среде школьников, молодых людей, обучающихся в университетах растет тенденция религиозного индифферентизма. В других слоях общества (в т. ч. в ряду православных епископов) особую популярность получает протестантизм.

После Первой Мировой войны Сибиуская и Буковинская митрополии являются составными частями Румынской Православной Церкви. До этого они развивались самостоятельно. Сибиуская (Германштадская, или Трансильванская) митрополия охватывала территорию Трансильвании и Баната и была основана в 1599 г. Буковинская митрополия это территория, изначально входившая в состав Молдавского княжества. В 1402 г. здесь была основана Радовецкая епархия, подчиненная Молдавской митрополии.

В конце XIX – начале XX вв. Православие в Румынии было представлено 3 ветвями – Православной Церкви в королевстве Румынском, Сибиуской и Буковинской митрополиями. Так продолжалось вплоть до 1919 г., когда на Церковном Соборе произошло объединение епархий Румынии, Трансильвании и Буковины. Епископ Карансебешский Мирон (Кристя) (1910 – 1919) был избран Митрополитом-Примасом всей Румынии.

4 февраля 1925 г. Румынская Православная Церковь также была провозглашена Патриархатом. Поместные Православные Церкви признали этот акт каноническим, в том числе и Константинопольский Патриарх (Томос от 30 июля 1925 г.). Первым Румынским Патриархом стал Мирон (Кристя) (1925–1938).

С 1939 по 1948 гг. Румынскую Церковь возглавлял Патриарх Никодим (Мунтяну).

В период с 1948 по1977 гг. Предстоятелем Румынской Церкви был Патриарх Юстиниан (Марина). При нем, в октябре 1948 г., произошло – возвращение в Православие румын Трансильвании из католичества.

С 1977 по 1986 гг. Румынскую Церковь возглавлял Патриарх Иустин (Моисеску).

С 1986 г. по 2007гг. Патриарх Феоктист (Арэпашу).

Канонической территорией Румынского Патриархата является Республика Румыния, а также приходы православных румын в Австралии, Новой Зеландии, США, Канаде, Великобритании, Швеции, Франции, Германии, Австрии и Болгарии.

Епископат Румынской Православной Церкви насчитывает 39 архиереев (2000 г.). Верующих насчитывается ок. 18 млн. человек (1996 г.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.006 с.)