Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика логопедической работы по обучению построению предложений с дошкольников с общим недоразвитием речиСтр 1 из 6Следующая ⇒
Методика логопедической работы по обучению построению предложений с дошкольников с общим недоразвитием речи Понятие о предложении. Усвоение моделей и правил построения предложений в онтогенезе. Нарушения построения предложений у дошкольников с общим недоразвитием речи. Основные подходы к обследованию умений строить и использовать предложения в собственной речи у дошкольников с общим недоразвитием. Основные подходы к обучению дошкольников с общим недоразвитием речи построению предложений. Э кспериментальная программа «Поможем Незнайке говорить правильно» по обучению дошкольников с общим недоразвитием речи второго уровня построению предложений. Литература. 1. Жукова Н.С., Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева Логопедия. Основы теории и практики. М.: Эксмо, 2011. 2. Логопедия.Теория и практика / под редакцией Филичевой Т.Б. М., Эксмо, 2017. 3. Основы дошкольной логопедии / Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. и др.. М., Эксмо, 2017. 4. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. Ростов н/Д, Феникс, 2016. 5. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. Боровцова Л.А., Куренкова А.Ю. Живые фразы: логопедическое пособие по обучению построению предложений дошкольников с общим недоразвитием речи. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2018. Понятие о предложении. Одной из задач речевого развития дошкольников является формирование грамматического строя речи – морфологии, словообразования и синтаксиса. Без овладения грамматикой родного языка невозможно речевое общение. В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание. В предложении, как основной коммуникативной единице, осуществляется соединение логических форм мышления, грамматических форм и лексико-семантических группировок слов. Предложение является основной коммуникативной единицей языка и речи. Предложение – одна из основных единиц языка, основная единица синтаксиса, наименьшая единица общения. При помощи предложения мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами, приказаниями. Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью, то есть представляет собой отдельное высказывание. Интонационная законченность выражается большой паузой в конце предложения.
Предложение – это единица речи, которая грамматически и интонационно оформлена по законам языка. Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого или одного из них. В предложении, кроме подчинительной, используется сочинительная связь – связь между равноправными словами или предложениями. Классификация предложений. По цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные. По интонации: восклицательные, невосклицательные. По количеству грамматических основ: простые, сложные. Классификация простых предложений. По количеству главных членов: двусоставные, односоставные. По наличию второстепенных членов: нераспространенные, распространенные. По наличию необходимых членов: полные, неполные. По наличию конструкций: осложненные, неосложненные. По синтаксической членимости: членимые, нечленимые. По характеру отношения к действительности: утвердительные, отрицательные. Классификация сложных предложений. По наличию союзов: союзные, бессоюзные. По характеру союзной связи: сложносочиненные, сложноподчиненные. В результате овладения определёнными языковыми закономерностями, ребёнок правильно моделирует собственные речевые высказывания. Неусвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения. Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматически формы слов. Модели предложений 1. Глагол + имя существительное (без предлога). Дай кашу. 2. Имя существительное + глагол. Мама стирает. 3. Имя существительное + глагол + имя существительное (без предлога).
Собака грызет кость. 4. Имя прилагательное + имя существительное + глагол. Маленький мальчик плачет. 5. Имя прилагательное + имя существительное + глагол + имя существительное (без предлога) или наречие. Маленький мальчик плачет громко. 6. Имя существительное + глагол + предлог + имя существительное. Маленький мальчик прыгает с лавки. 7. Имя прилагательное + имя существительное + глагол + предлог + имя существительное. (Имя прилагательное может стоять и в конце предложения). 8. Имя существительное + глагол + предлог + имя существительное + имя прилагательное + имя существительное. 9. Имя существительное и имя существительное + глагол. Имя существительное + глагол и глагол. 10. Имя существительное + глагол, а имя существительное + глагол. Имя существительное + глагол, но имя существительное + глагол. 11. Имя существительное + глагол, и имя существительное + глагол. 12. Предложения с подчинительными союзами.
Однако, в ряде случаев к старшему дошкольному возрасту при первично сохраненном интеллекте и нормальном слухе уровень сформированности лексико-грамматических средств языка может значительно отличаться от нормы. Словарный запас некоторых детей состоит лишь из небольшого количества звуковых комплексов, грамматически неоформленных, которые употребляются ребенком для обозначения лишь конкретных предметов и действий.
Задачи логопедической работы по обучению детей с ОНР построению предложений, представленные в программе «Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников»Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной (сборник программ «Коррекция нарушений речи», 2008.). I уровень развития речи: -Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома. -Учить детей составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Тата, спи. -Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идет). II уровень речевого развития: -Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам. -Учить распространять предложения за счет введения в них однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.). -Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных -Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, сладкий, красивый и т. п.). -Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой — моя» и их согласованию с существительными. -Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит). -Учить самостоятельному формулированию вопросов (Кто гуляет? Где кукла? -Учить подбирать существительные к названию действия (кататься — велосипед, летать — самолет, варить — суп, резать — хлеб). -Продолжать учить изменять существительные по категории падежа (дательный, творительный, родительный падежи). -Закреплять навык составления простых предложений по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!).
-Закреплять у детей навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?». -Закреплять навыки согласования прилагательных с существительными. -Закреплять умение заканчивать предложение, начатое педагогом. -Закреплять в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования числительных с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов, много коров и т. п.). -Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша ест. А ты?). -Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они) и согласование их с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят). -Формировать понимание и навык употребления в речи простых предлогов (на, в, под). III уровень речевого развития: -Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи. -Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода; -Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы). Эффективность использования коррекционных упражнений по обучению детей с ОНР зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия: - систематичность проведения упражнений; - распределение их в порядке нарастающей сложности; - подчинённость заданий выбранной цели; - чередование и вариативность упражнений; - воспитание внимания к речи.
Коррекционное обучение детей с ОНР по построению предложений включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. В ходе работы над предложением, осуществляется уточнение и расширение словаря. Трудностиосознания детьми с ОНР предлагаемых заданий приводят к необходимости выполнять следующие методические рекомендации: -неоднократно повторять задания; -выделить в материале ориентировки; -использовать инструкции с несколькими требованиями, предусматривающие речевое проговаривание действий; -опираться на показ картинок, наводящие вопросы. Таким образом, содержание логопедической работы по обучению детей с ОНР построению предложений включает в себя устранение синтаксических и морфологических аграмматизмов. Приложение Карточка №1.
Карточка №2.
Карточка №3 Карточка №4 Методика логопедической работы по обучению построению предложений с дошкольников с общим недоразвитием речи Понятие о предложении.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.025 с.) |