Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные подходы к обучению дошкольников с общим недоразвитием речи построению предложений. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Проблемой устранения общего недоразвития речи и развития навыков построения предложений у дошкольников занимались Филичева Т.Б., Чиркина, Г.В., Ястребова В.А., Туманова Т.В., Жукова Н.С., Мастюкова, Е.М., Ефименкова Л.Н., Лалаева Р.И., Ткаченко Т.А. и многие другие. Ефименкова Л.Н. разработала методические приёмы по формированию фразовой и связной речи у дошкольников с ОНР. Вся коррекционная работа должна проводиться в три этапа. На каждом этапе проводится работа по расширению словаря, формированию фразовой речи и логическое соединение предложений в связную речь. На первом этапе с детьми I речевого уровня в работе над фразой уделяется большое внимание формированию понимания грамматических форм слов. И уже усвоенную фразу включаем в диалог. На втором этапе с детьми II уровня речевого развития работаем над структурой предложения, его грамматическим и интонационным формированием. На третьем этапе с детьми III уровня речевого развития учим детей строить сложные предложения. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., ФиличеваТ.Б разработали систему обучения дошкольников составлению различных видов предложений. Выделяют 5 этапов логопедической работы: Первый этап – однословное предложение. Предложение из аморфных слов-корней. Основные задачи: вызвать подражательную речевую деятельность детей. Второй этап – первые формы слов. Необходимо научить строить двухсловные предложения. Третий этап обучения – двусоставное предложение. Научить грамматически правильно согласовывать слова в предложении из 2-3 слов. Четвёртый этап – предложения из нескольких слов. Научить правильно строить предложения из 2-3 слов, самостоятельно словоизменять существительные и глаголы. Пятый этап обучения – расширение объёма предложения. Сложное предложение. Научить строить сложноподчинённые и сложносочинённые предложения. Ильякова Н.Е. предлагает использовать разработанные логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5-6 лет, которые помогут активизировать у детей предметный и глагольный словарь. Используя материалы данных разработок, педагог сможет научить ребенка составлять и распространять простые предложения сначала без предлогов, а затем и с предлогами.
Ткаченко Т.А. при работе над формированием предложения у детей с ОНР педагог использует вспомогательные средства, такие, как наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате обозначается следующий порядок работы: Построение предложения по наглядному действию. Высказывание по следам наглядного (демонстрационного) действия. Построение предложения с использованием фланелеграфа. Составление предложений по сюжетной картине. Применение этой системы позволяет формировать связную речь у детей, которые изначально не владели развернутыми смысловыми высказываниями. Подбираются задания: - составление предложений по предметным картинкам, правильно ли передается замысел; - составление предложений по живым картинкам с демонстрацией действий на фланелеграфе; - восстановление предложений со смысловой деформацией. Например, Дул сильный ветер, потому что дети надели шапки; - составление предложений со словами из числа названных логопедом. По мере формирования у детей умения конструировать высказывания необходимо подвести их к выполнению более сложных заданий, побуждающих воображение и активизирующих творческую самостоятельность. К числу таких заданий можно отнести следующие: - составить предложение о каком-либо случае с мальчиком (девочкой), аналогично изображенный на сюжетной картинке; - завершить предложение, составляемое по готовому началу с опорой на картинку; - придумать начало предложения по готовому концу. Этот вид работы вызывает наибольшие затруднения. Помочь в этом случае детям может предъявление двух-трех образцов предложения на одну и ту же тему, коллективное придумывание нескольких вариантов начала предложения. Для облегчения задания подбираются предметные картинки, которые могут помочь в словесной характеристике вводимых персонажей. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. при проведении логопедической работы по развитию лексики предлагают обращать внимание на необходимость учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией.
Задачи логопедической работы по обучению детей с ОНР построению предложений, представленные в программе «Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников»Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной (сборник программ «Коррекция нарушений речи», 2008.). I уровень развития речи: -Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома. -Учить детей составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Тата, спи. -Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идет). II уровень речевого развития: -Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам. -Учить распространять предложения за счет введения в них однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.). -Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных -Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, сладкий, красивый и т. п.). -Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой — моя» и их согласованию с существительными. -Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит). -Учить самостоятельному формулированию вопросов (Кто гуляет? Где кукла? -Учить подбирать существительные к названию действия (кататься — велосипед, летать — самолет, варить — суп, резать — хлеб). -Продолжать учить изменять существительные по категории падежа (дательный, творительный, родительный падежи). -Закреплять навык составления простых предложений по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!). -Закреплять у детей навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?». -Закреплять навыки согласования прилагательных с существительными. -Закреплять умение заканчивать предложение, начатое педагогом. -Закреплять в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования числительных с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов, много коров и т. п.). -Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша ест. А ты?). -Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они) и согласование их с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят). -Формировать понимание и навык употребления в речи простых предлогов (на, в, под). III уровень речевого развития: -Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи. -Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода; -Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы).
Эффективность использования коррекционных упражнений по обучению детей с ОНР зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия: - систематичность проведения упражнений; - распределение их в порядке нарастающей сложности; - подчинённость заданий выбранной цели; - чередование и вариативность упражнений; - воспитание внимания к речи.
Коррекционное обучение детей с ОНР по построению предложений включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. В ходе работы над предложением, осуществляется уточнение и расширение словаря. Трудностиосознания детьми с ОНР предлагаемых заданий приводят к необходимости выполнять следующие методические рекомендации: -неоднократно повторять задания; -выделить в материале ориентировки; -использовать инструкции с несколькими требованиями, предусматривающие речевое проговаривание действий; -опираться на показ картинок, наводящие вопросы. Таким образом, содержание логопедической работы по обучению детей с ОНР построению предложений включает в себя устранение синтаксических и морфологических аграмматизмов. Приложение
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.32 (0.015 с.) |