Каким образом осуществляется государственное регулирование и государственное воздействие на адвокатуру и адвокатскую деятельность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каким образом осуществляется государственное регулирование и государственное воздействие на адвокатуру и адвокатскую деятельность.



Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции, которая, обладая высшей юридической силой по отношению ко всем иным законодательным актам, закрепляет основополагающие положения для российской адвокатуры. Положения Конституции закрепляют необходимость существования в нашей стране адвокатуры как института гражданского общества и основные направления ее деятельности, прежде всего, защита высшей ценности – прав и свобод человека.

Институт адвокатуры призван гарантировать соблюдение провозглашенных в Конституции прав и свобод. Функционирование института адвокатуры является одним из главных средств обеспечения права граждан на квалифицированную, в том числе бесплатную, юридическую помощь, включая право обвиняемого на помощь адвоката (защитника).

В ст. 4 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре закреплено, что законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре состоит из следующих нормативных правовых актов, которые условно можно разделить на три группы:

1. Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре, который является основным нормативным правовым актом, детально регулирующим основы адвокатской деятельности и порядок организации и функционирования адвокатского сообщества.

2. Других федеральных законов, которые адвокаты используют при осуществлении своей профессиональной деятельности, а также принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность.

Федеральные законы составляют основной массив нормативных актов. Значительную часть источников правового регулирования деятельности адвокатов составляют процессуальные нормативные правовые акты: УПК, ГПК, АПК, КоАП. Указанные кодексы регулируют правовой и процессуальный статус адвоката как участника тех или иных процессуальных правоотношений, участником которых в том или ином качестве выступает адвокат, осуществляя функции защиты, представителя потерпевшего, гражданского истца или ответчика и т.д.

В качестве примера нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, издаваемых на основе и во исполнение законов, можно привести постановления Правительства РФ от 01.12.2012 № 1240 "О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации" и от 19.09.2003 № 584 "Об утверждении положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации"; приказ Минюста России от 16.08.2005 № 133 "Об утверждении формы удостоверения адвоката", приказ Минюста России от 05.02.2008 № 20 "Об утверждении административного регламента исполнения территориальными органами федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений" и т.д.

3. Законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, принимаемых в пределах полномочий, установленных Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ являются важным источником законодательного регулирования адвокатской деятельности и адвокатуры, поскольку адвокатура согласно ст. 72 Конституции находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Данное конституционное положение имеет положительное значение для развития института адвокатуры, поскольку позволяет учитывать специфику отдельных регионов страны, потребность в юридической помощи на местах и иные факторы.

Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре субъектам РФ предоставлена возможность регулирования таких вопросов адвокатской деятельности, как участие:

1) в создании юридических консультаций;

2) в оказании юридической помощи бесплатно;

3) в формировании квалификационной комиссии при адвокатской палате субъекта РФ.

В связи с этим можно назвать Закон г. Москвы от 23.10.2002 № 52 "О представителях Московской городской Думы в квалификационной комиссии адвокатской палаты города Москвы". В своих нормативных правовых актах субъекты РФ также регламентируют порядок оказания адвокатами бесплатных услуг. Например, постановление Правительства Москвы от 04.12.2007 № 1040-ПП "О мерах по реализации закона г. Москвы “Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации”".

Кодекс профессиональной этики адвоката, принятый первым Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003, является корпоративным правовым актом и устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности.

В Кодекс профессиональной этики адвоката включены принципы и нормы профессионального поведения адвоката, а также процедурные основы дисциплинарного производства, которое обеспечивает рассмотрение жалоб и различных представлений на действия (бездействие) адвоката, их разрешение и исполнение принятого решения. Обязанность адвоката соблюдать Кодекс предусмотрена подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре. Принимая присягу, каждый адвокат лично обязуется в своей деятельности руководствоваться Кодексом профессиональной этики адвоката.

С учетом того, что адвокатура строится на принципах независимости, самоуправляемости и корпоративности, органы адвокатского самоуправления обладают правом принимать правила и нормы, регулирующие внутренние вопросы и обязательные для исполнения всеми членами адвокатского сообщества. Корпоративные акты, хотя и не считаются формально источниками правового регулирования адвокатуры, тем не менее, каждый адвокат обязан их соблюдать при осуществлении своей профессиональной деятельности в силу Закона об адвокатуре и адвокатской деятельности (ч. 2 ст. 4 и ст. 7).

 

Кроме того, многие положения, касающиеся адвокатуры, содержатся в общепризнанных принципах и нормах международного права, которые в соответствии с Конституцией являются частью правовой системы РФ и имеют приоритет над внутренним правом. К международным правовым актам, закрепляющим права и свободы человека, в частности, в сфере права и правосудия, относятся:

1. Устав ООН 1945 г., подтверждающий право людей всего мира на создание условий, при которых законность будет соблюдаться, и провозглашающий как одну из целей достижение сотрудничества в создании и поддержании уважения к правам человека и основным свободам без разделения по признакам расы, пола, языка и религии.

2. Всеобщая декларация прав человека 1948 г., в которой закреплены принципы равенства всех перед законом, презумпция невиновности, право на беспристрастное и открытое рассмотрение дела независимым и справедливым судом, а также все гарантии, необходимые для защиты любого, обвиненного в совершении наказуемого деяния.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., предусматривающий право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность, и закрепляющий положение о том, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей, никто не может быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом.

4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

5. В связи с принятием Федерального закона от 23.02.1996 № 19-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы" есть необходимость сослаться и па такой документ, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., в соответствии с которой граждане Российской Федерации получают непосредственный доступ к контрольному механизму Конвенции. Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию и протоколы к ней, в том числе и Протокол № 11 (о ЕСПЧ), Федеральным законом от 30.03.1998 № 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней". В последние годы отмечается явный рост числа обращений к европейской системе защиты прав человека.

6. Необходимо учесть также "Основные положения о роли адвокатов", принятые в августе 1990 г. в Нью-Йорке VIII Конгрессом ООН "По предупреждению преступлений", которые сформулированы так, чтобы помочь государствам-участникам в содействии и обеспечении надлежащей роли адвокатов, чтобы все люди имели эффективную возможность пользоваться юридической помощью, осуществляемой независимой юридической профессией.

5. Что понимается под политическим нейтралитетом адвокатуры?

Воля к власти просыпается и в адвокатах, как и в любой иной сопряженной с политикой профессиональной корпорацией. Дело в том, что если те, кому сейчас принадлежит реальная власть в государстве, делают что хотят, руководствуясь сиюминутными частными интереса сохранения личной власти, то они ни в какой идеологии вообще не нуждаются. Например, передвижения какого-нибудь политического функционера по политическому небосклону не могут быть как-либо здраво обоснованы, да и тем, кто организовывает эти передвижения, совершенно нет никакого дела до того, как к этому будут относиться другие.

Такая власть держится только за счёт того, что у подчиненных нет оснований поменять её. И как бы свирепо не выглядела оппозиция бессистемной власти, она будет бессильна, пока не отыщет ту идею, которая ясно и убедительно покажет большинству населения, какой именно на самом деле должна быть власть. Иными словами, как бы банально это ни звучало, необходима идеология, которая могла бы объединить и мобилизовать силы народа против тотального распада, охватывающего государство, и которая оправдала бы в глазах большинства действия оппозиции.

Адвокатура лишена формальной власти, однако она желает быть политически активной. Поэтому наиболее естественной политической ролью адвокатуры является оппозиция. Адвокатура хочет укрепить то специфическое влияние, которое уже имеет, и получить ту власть, которой у неё пока нет. В этом свете больше не возникает вопроса, зачем адвокатам нужна идеология. Однако встает новый вопрос: какая именно идеология нужна адвокатуре?

У адвокатуры как таковой нет собственных политических интересов. Адвокатура по своей организации и задачам не может организационно входить в какую-либо организацию, преследующую политические цели. Хотя можно обнаружить в истории, когда значительные адвокатские структуры выступали с чисто политическими заявлениями. Кстати, заявления в поддержку действий государственных структур или государственных, или партийно-политических деятелей также являются политическими.

Очевидно, что адвокатура как корпорация должна быть политически нейтральна. Однако это не означает, что-какая- то политическая сила не может ангажировать отдельного адвоката в политику. Напротив, в силу своей юридической и культурной подготовки именно адвокаты должны массово исходить во власть. Но это не делегаты партии адвокатов.

Высказывания выборно-представительных органов адвокатуры касательно законодательных актов входят в предмет профессионального назначения адвокатуры, однако такие высказывания по форме следует отнести к политическим заявлениям. Ибо закон – мера политическая. Следовательно, адвокатская деятельность как правозащитная тоже политическая, как соотносящаяся с законом, с правом.

Поэтому форма и содержание адвокатской деятельности как политической есть сугубо профессиональная деятельность. Политика адвокатуры проявляется через профессиональную деятельность. Но это не есть политика в чистом виде, ибо адвокатура в результате своей профессиональной политики не получает власти для себя, кроме того адвокатура может действовать только в рамках чистого правового процесса. Иначе это не будет адвокатура.

По профессиональному правилу адвокату запрещается заниматься иной деятельностью, кроме адвокатской. Во-первых, такое требование обусловлено не только исключительно профессиональными особенностями – адвокат должен всегда быть готовым оказать юридическую помощь, адвокатская деятельность должна быть тотальной и поэтому исключительной, не допускающей иного профессионального отвлечения или увлечения, которое могло бы затруднить незамедлительно предаться адвокатскому призванию, как врач должен всегда быть готовым оказать медицинскую помощь. Во-вторых, это также связано с недопущением вовлечения адвоката в политическую деятельность. Ибо иная, кроме адвокатской, деятельность косвенно может вовлечь адвоката в политическую деятельность. Политически ангажированный адвокат профессионально пристрастен. А это вредно для адвокатского сословия и гражданского общества.

1. Что понимается под профессиональными объединениями адвокатов?

Адвокаты объединяются в профессиональные объединения, которые называются коллегиями адвокатов. Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеющим свою печать и штамп, расчетный и валютный счета в банке. Она не является коммерческой организацией.

Органами коллегии адвокатов являются: общее собрание, президиум коллегии адвокатов, председатель президиума, ревизионная комиссия.

Общее собрание членов коллегии адвокатов является высшим ее органом. В коллегии адвокатов, насчитывающей более 300 человек, вместо общего собрания может созываться конференция. Общее собрание (конференция) созывается не реже одного раза в год по инициативе президиума коллегии адвокатов, по предложению Министерства юстиции РФ или республики либо отделов (управлений) юстиции, а также по требованию не менее одной трети состава коллегии.

Общее собрание считается правомочным при участии в нем не менее двух третей состава членов коллегии. Конференция членов коллегии адвокатов созывается исходя из норм представительства, устанавливаемых президиумом коллегии адвокатов, и считается правомочной при участии в ней не менее двух третей делегатов, избранных по юридическим консультациям. Все вопросы общее собрание (конференция) решает большинством голосов адвокатов, участвующих в голосовании.

Общее собрание (конференция) обладает широкими полномочиями и может решать любые вопросы, имеющие отношение к деятельности коллегии адвокатов.

Президиум коллегии адвокатов является исполнительным органом, постоянно действующим в период между общими собраниями адвокатов. Он избирается общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов тайным голосованием сроком на три года в количестве, определяемом общим собранием в зависимости от числа членов коллегии и объема работы.

Президиум наделен широкими полномочиями, необходимыми ему для осуществления управления коллегией адвокатов. Он созывает общие собрания (конференция) членов коллегии адвокатов; организует в установленном порядке юридические консультации и руководит их деятельностью; проводит проверки работы юридических консультаций и отдельных адвокатов; назначает и освобождает от работы заведующих юридическими консультациями; принимает в члены коллегии и в ее состав стажеров; организует стажировку; распределяет адвокатов по юридическим консультациям, решает вопросы их перевода из одной консультации в другую, а также отчисляет и исключает из членов коллегии и состава стажеров; утверждает штаты и сметы юридических консультаций; проводит мероприятия по повышению квалификации членов коллегии. Президиум решает и другие вопросы. Его деятельность строится на основе коллективного руководства, гласности, регулярной отчетности перед членами коллегии адвокатов, широкого привлечения адвокатов к работе президиума. При президиуме коллегии могут образовываться действующие на общественных началах органы, оказывающие ему помощь.

Председатель президиума коллегии адвокатов председательствует на заседаниях президиума, является распорядителем денежных средств коллегии, организует работу президиума и подготавливает вопросы для рассмотрения на его заседаниях, включая прием в коллегию, отчисление и исключение из нее, организует проверку жалоб на действия адвокатов, и материалы проверки передает на рассмотрение общему собранию (конференции) коллегии или ее президиуму, или собранию адвокатов юридической консультации, бюро, фирмы, руководит работой аппарата президиума, осуществляет прием и увольнение его сотрудников, осуществляет контроль за исполнением решений общего собрания (конференции) коллегии и ее президиума.

Ревизионная комиссия является контрольно-ревизионным органом коллегии адвокатов и избирается общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов тайным голосованием сроком на три года в количестве, определяемом собранием. Ревизионная комиссия коллегии адвокатов открытым голосованием избирает из своего состава председателя и заместителя председателя ревизионной комиссии. В случае выбытия из состава ревизионной комиссии одного из ее членов на очередном общем собрании (конференции) могут быть проведены выборы вместо выбывшего в установленном порядке.

На ревизионную комиссию возложена обязанность проводить ревизии финансово-хозяйственной деятельности президиума коллегии адвокатов, юридических консультаций, а также осуществлять контроль за порядком и сроками рассмотрения предложений, заявлений, жалоб.

2. Какими правами наделены органы руководства адвокатурой?

Адвокатура РФ имеет двухуровневую систему органов управления, состоящую из Федеральной палаты адвокатов РФ и Адвокатской палаты субъектов федерации.

Федеральная палата адвокатов РФ является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатских палат субъектов РФ.

Основные черты (признаки) Федеральной палаты адвокатов РФ:

1) является органом адвокатского самоуправления;

2) создается в целях:

представительства адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления;

защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления;

координации деятельности адвокатских палат;

обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи;

3) является юридическим лицом. В связи с этим она имеет все признаки юридического лица:

наличие обособленного имущества;

самостоятельная имущественная ответственность;

самостоятельное выступление в гражданском обороте;

наличие учредительных документов. Федеральная палата адвокатов имеет устав, который принимается Всероссийским съездом адвокатов;

имеет государственную регистрацию, как любое юридическое лицо. Кроме этого, Федеральная палата адвокатов имеет смету, расчетный и другие счета в банках в соответствии с законодательством РФ, печать, штампы и бланки со своим наименованием;

4) образуется Всероссийским съездом адвокатов.

Федеральная палата адвокатов имеет следующую структуру:

Всероссийский съезд адвокатов;

Совет Федеральной палаты адвокатов.

Возглавляет Федеральную палату адвокатов президент.

Адвокатская палата субъектов федерации является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта РФ.

Основные черты (признаки) адвокатской палаты субъекта РФ:

1) адвокатская палата субъекта РФ является некоммерческой организацией. Ее организационно-правовая форма может быть в виде учреждения, организации и т.д.;

2) адвокатская палата создается в целях:

обеспечения квалифицированной юридической помощи и ее доступности для всего населения на всей территории данного субъекта РФ;

организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно;

представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката;

3) адвокатская палата субъекта РФ является юридическим лицом. В связи с этим она имеет все признаки юридического лица:

наличие обособленного имущества;

самостоятельную имущественную ответственность;

самостоятельное выступление в гражданском обороте;

наличие учредительных документов.

государственную регистрацию как юридическое лицо. Кроме этого, адвокатская палата субъектов РФ имеет смету, расчетный и другие счета в банках соответствии с законодательством РФ, печать, штампа и бланки со своим наименованием;

1) адвокатская палата образуется учредительным собранием (конференцией) адвокатов;

2) на территории субъекта РФ может быть образована только одна адвокатская палата;

3) адвокатская палата не должна образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов РФ;

4) адвокатская палата не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени;

5) адвокатская палата не должна заниматься предпринимательской деятельностью.

Адвокатская палата субъекта РФ имеет следующую структуру:

собрание (конференция) адвокатов;

совет адвокатской палаты;

ревизионная комиссия;

квалификационная комиссия.

Адвокаты осуществляют свою деятельность, организуясь во всевозможные формы. В Российской Федерации не предусмотрена возможность осуществления адвокатом своих полномочий вне форм адвокатских образований.

Закон предусматривает возможность осуществления адвокатом адвокатской деятельности в рамках одной из четырех форм адвокатских образований: адвокатского кабинета; коллегии адвокатов; адвокатского бюро; юридической консультации, причем адвокат самостоятельно избирает форму адвокатского образования в виде адвокатского кабинета, коллегии адвокатов либо адвокатского бюро и место осуществления адвокатской деятельности. Что касается юридической консультации, то адвокаты не могут самостоятельно ее учредить и соответственно избрать эту форму для осуществления адвокатской деятельности. Адвокат только с его согласия может быть направлен для работы в юридическую консультацию, которая учреждается адвокатской палатой по представлению органа государственной власти соответствующего субъекта РФ в случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью.

Об избранных формах адвокатского образования и о месте осуществления адвокатской деятельности адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты. По сути дела, избрание формы адвокатского образования выступает как обязанность адвоката.

Если же в течение шести месяцев с момента приобретения статуса адвоката в адвокатскую палату не поступят сведения об избрании адвокатом формы адвокатского образования либо о том адвокатском образовании, учредителем (членом) которого является адвокат, это является основанием для прекращения статуса адвоката (п.3 ч.1 ст.17 федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").

3. Чем отличаются друг от друга различные виды адвокатских образований?

Формы адвокатских образований

1. Формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.

2. Адвокат вправе самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности. Об избранных форме адвокатского образования и месте осуществления адвокатской деятельности адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.049 с.)