Как можно охарактеризовать положение российской адвокатуры в советский период. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как можно охарактеризовать положение российской адвокатуры в советский период.



22 ноября 1917 г. Декретом №1 пришедшее к власти правительство В.И. Ленина (Ульянова) упразднило институты частной и присяжной адвокатуры без какой-либо замены. В соответствии с терминологией, употреблявшейся в этот период времени, в роли защитников по уголовным делам или поверенным по гражданским мог выступить любой человек, пользовавшийся гражданскими правами.

Таким образом, адвокатура стала свободной профессией, как и была до судебной реформы 1864 г.

Период с 1917 по 1991 гг., т.е. развитие советской адвокатуры, условно делится на следующие этапы:

· 1) с 1917 по 1922 г.;

· 2) с 1922 по 1939 г.;

· 3) с 1939 по 1962 г.;

· 4) с 1962 по 1991 г.

· 1 период с 1917 по 1922 г.

Это период гражданской войны. Первой попыткой воссоздать адвокатуру была Инструкция о революционных трибуналах от 19 ноября 1917 г.

В соответствии с этой Инструкцией при революционных трибуналах должны были быть созданы коллегии защитников, куда принимали лиц по рекомендации местных советов. Декрет №2 «О суде» от 15 февраля 1918 г. гласил, что при Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов создавались коллегии правозаступников, т.е. лиц, посвящающих себя правозаступничеству как в форме общественного обвинения, так и в форме общественной защиты. Но уровень правовой культуры в судах по-прежнему был низок, защитники попали в зависимость от местных властей, которая усилилась после принятия Декрета ВЦИК от 30 ноября 1918 г., утвердившего Положение о народном суде РСФСР.

· 11 мая 1920 г. Совнарком издал Постановление «О регистрации лиц с высшим юридическим образованием». Эти лица в 3-хдневный срок с момента опубликования постановления должны были зарегистрироваться в отделах по учету и распределению рабочей силы местных советов, и их должны были в порядке отбывания трудовой повинности направлять в учреждения, нуждающиеся в юристах. В случае отказа от регистрации эти лица объявлялись дезертирами и подлежали суду. 21 октября 1920 г. ВЦИК принял дополнение к Положению о народном суде РСФСР, которым коллегии правозащитников были упразднены.

· 2 период с 1922 по 1939 г.

В ходе заседаний 25-26 мая 1922 г. Всесоюзный центральный исполнительный комитет принял Положение об адвокатуре, определившее общие черты корпорации и функции коллегий защитников. 5 июля 1922 г. было принято Положение о коллегии защитников.

В соответствии с данным положением коллегии защитников создавались в каждой губернии при губернских судах. Коллегия защитников являлась общественной организацией. В ее состав не включались лица, работавшие в государственных учреждениях и на предприятиях, за исключением занимавших выборные должности, а также профессоров и преподавателей высших учебных заведений. Положение не устанавливало образовательного ценза для вступления в коллегии адвокатов. Руководство коллегией должно было осуществляться президиумом, избираемым общим собранием. Надзор за деятельностью коллегии осуществлялся судами, прокуратурой и исполкомами местных советов.

· 7 июня 1923 г. постановлением ВЦИК Положение о коллегии защитников было внесено отдельной главой в начало Положения о судоустройстве.

· 20 июня 1928 г. решением НКЮ РСФСР губернским и окружным судам было дано право устанавливать предельное число членов коллегий защитников.

В 1927 г. решением центральных партийных органов адвокатам-членам ВКП (б) запрещалась частная практика. Долго шел спор о том, можно ли адвокатам заниматься частной практикой. В проектах Положения об адвокатуре 1934 г. и 1937 г. частная практика рассматривалась как альтернатива деятельности адвокатов в коллегиях. Период сомнений закончился принятием 16 августа 1939 г. Положения об адвокатуре СССР.

3 период с 1939 по 1962 г.

В соответствии с Положением об адвокатуре в СССР от 16.08.1939 г. для оказания юридической помощи населению в краях, областях, автономных республиках и союзных республиках, не имеющих областного деления, образовывались областные, краевые и республиканские коллегии адвокатов.

Организация коллегии адвокатов и общее руководство их деятельностью осуществлялось Народным комиссариатом юстиции СССР через народные комиссариаты юстиции союзных и автономных республик и управления НКЮ союзных республик при областных и краевых советах депутатов трудящихся.

Юридическая помощь населению оказывалась путем:

· а) дачи юридических консультаций (советов, справок, разъяснений и т.п.);

· б) составления заявлений, жалоб и других документов по просьбе граждан, учреждений, организаций и предприятий;

· в) участия адвокатов в судебных процессах в качестве защитников обвиняемых, представителей интересов ответчиков, истцов и других заинтересованных лиц.

Коллегиям были даны права юридических лиц.

В соответствии с новым законом членами коллеги адвокатов могли быть лица:

· а) имеющие высшее юридическое образование;

· б) окончившие юридические школы при наличии стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции не менее одного года;

· в) не имеющие юридического образования, но проработавшие не менее трех лет в качестве судей, прокуроров, следователей и юрисконсультов.

Кроме этого заниматься адвокатской деятельностью могли лица, не состоявшие в коллегии адвокатов. Однако они допускались к занятию адвокатской деятельностью с разрешения народного комиссара юстиции союзной республики в порядке, определяемом инструкцией НКЮ СССР.

Не могли стать членами коллегии адвокатов лица, ранее судимые, лишенные избирательных прав, находящиеся под следствием и судом.

Прием в адвокатуру находился под постоянным контролем властей и постоянно усиливался. 22 апреля 1941 г. был издан Приказ №63 Народного комиссариата юстиции «О контроле за приемом в адвокатуру СССР».

1 декабря 1934 г. было принято постановление, ЦИК СССР, определившее особый порядок судопроизводства по делам о террористических организациях и террористических актах. 14 сентября 1937 г. новым постановлением ЦИК СССР был определен особый порядок судопроизводства по делам о контрреволюционном вредительстве и диверсиях. Этим постановлением адвокаты не допускались к участию в процессах. Положением от 22 июня 1941 года, всем военным трибуналам было предоставлено право рассмотрения дел по истечении 24 часов после вручения обвиняемому обвинительного заключения. Президиумы коллегий адвокатов и юридические консультации согласно Письму НКЮ СССР №16А от 25 декабря 1941 года должны были выделять адвокатов при условии получения от суда извещения накануне дня слушания дела. Количество адвокатов уменьшилось в связи с их уходом в ряды армии на фронт.

Одной из важных задач для коллегий адвокатов в период военного времени было оказание юридической помощи военнослужащим, членам их семей и инвалидам Отечественной войны. Юридическая помощь этим лицам по определенным категориям дел оказывалась бесплатно. Наркомат юстиции СССР Письмом №Д-21 от 6 марта 1943 г. обязал президиумы коллегий для оказания такой помощи выделять наиболее квалифицированных адвокатов.

После смерти И.В. Сталина Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1956 года были отменены: Постановление Президиума ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года о порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов и Постановления ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года и от 14 сентября 1937 года о внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик, которыми устанавливался исключительный порядок расследования и судебного рассмотрения дел о преступлениях, предусмотренных статьями 587, 588, 589 УК РСФСР.

Адвокатура стала изменяться, и был необходим новый закон об адвокатуре.

Период с 1962 по 1991 гг.

В соответствии с принятым в СССР Законом о Положение, об адвокатуре РСФСР было утверждено Законом РСФСР от 25 июля 1962 г. Адвокатской деятельностью могли заниматься только лица, состоящие членами коллегий адвокатов. Организация, руководство и контроль за деятельностью коллегий адвокатов осуществлялись Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов депутатов трудящихся. Общее руководство коллегиями адвокатов в РСФСР и контроль за их деятельностью осуществлялись Министерством юстиции РСФСР. Размер платы, взимаемой за оказание юридической помощи, а также порядок оказания платной юридической помощи определялся инструкцией Министерства юстиции РСФСР, утвержденной Советом Министров РСФСР. Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 февраля 1966 года №155 была утверждена Инструкция о порядке оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям, совхозам, колхозам и другим организациям. Произошли изменения в требованиях, предъявляемых к претендентам в адвокаты. В соответствии со ст. 9 Положения членами коллегии адвокатов могли быть граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. XXIII съезд КПСС и сентябрьский (1965 года) Пленум ЦК КПСС провозгласили курс на совершенствование экономических отношений. В связи с этим важность роли юристов в управлении народным хозяйством стала признаваться более открыто. В декабре 1970 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР издали совместное постановление «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве».

Адвокатура несла значительную нагрузку в правовом обслуживании предприятий, учреждений, организаций, совхозов и колхозов, в которых отсутствовала юридическая служба. Конституция СССР 1977 г. включала статью, в которой говорилось об адвокатуре (ст. 161). 30 ноября 1979 года был принят Закон СССР об адвокатуре.

20 ноября 1980 года на основе данного Закона было принято Положение об адвокатуре РСФСР.

Новое положение усовершенствовало положение от 1962 г., в общем, организационно его повторяло и существовало до 1991 г., т.е. до распада СССР и РСФСР, а после распада СССР существовало в новой суверенной России.

5. Почему необходимо постоянно совершенствовать действующее законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре?

История русской адвокатуры дает постоянные свидетель­ства, подтверждающие нелегкий путь отечественной правозащиты. Достаточно трагична история советской адвокатуры. Но в наши дни становление адвокатского дела переживает непро­стой период.

На рубеже веков сегодня Россия живет в сложное время, характеризующееся значительными преобразованиями в об­щественно-политической и экономической жизни. Коренным образом изменилось отношение к правам и свободам человека и гражданина, к рыночным отношениям. Все это предопреде­лило интерес к адвокатской деятельности, вызвало обществен­ную потребность в людях этой профессии.

Система законодательства об адвокатуре и деятельности адвокатов – это, во-первых, сочетание действующих на определенной территории конкретного государства нормативно-правовых актов, направленных на регулировку адвокатской деятельности и, во-вторых, это некая объективная форма существования конкретных норм адвокатского права, а также адвокатской деятельности, некое средство придания им определенности, а также объединение в конкретные акты права.

Система законодательства касательно адвокатуры, а также деятельности адвокатов выстраивается в соответствии с юридической силой актуальных нормативных актов права, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества, что отображает национально-государственное устройство РФ, в полном соответствии с которым и ведется федеральное законодательство, а также законодательство субъектов Российской Федерации.

Пределы государственного вмешательства в деятельность адвокатуры, без которых обойтись невозможно, в законе об адвокатуре должны быть прописаны весьма жестко. Не может быть оставлена или восстановлена практика, когда государ­ство, мало участвуя в развитии адвокатуры, пытается конт­ролировать коллегии адвокатов через органы юстиции на мес­тах. Это приводит к произволу, возрождению отношения к адвокатам, как к неизбежному злу, якобы "тормозящему" пра­восудие и всю борьбу с преступностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.014 с.)