Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Диагностика качества и результатаСодержание книги Поиск на нашем сайте
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ План 1. Характеристика 5-ти балльной системы. 2. Показатели обученности. 3. Оценка педагогической деятельности. Понятия. Степень обученности, диагностика обученности.
Опорные конспекты
Рассмотрим кратко историю пятибалльной шкалы оценок. Проблемой оценки ЗУН учащихся на протяжении всего становления и развития советской школы занимались как учёные, так и директивные органы, но проблема оценочных суждений учителя редко выделялись в качестве самостоятельной. Основные этапы попыток решения той проблемы: – май 1918 года – постановление народного комиссара по просвещению А. В. Луначарского «Об отмене отметок», в котором было определено: 1. Применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся отменяется во всех без исключения случаях школьной практики. 2. Перевод из класса класс и выдача свидетельств на основании успехов учащихся по отзывам педагогического совета по исполнении учебной работы; – сентябрь 1935 года – введено пять словесных (вербальных) оценок: «очень плохо», «плохо», «посредственно», «хорошо», «отлично», которые просуществовали до конца 1943 года (т.е. эти это были прообразы тех оценочных суждений, которыми должны были руководствоваться учителя, несмотря на то, что характеристики этих оценок были довольно примитивны и будто отражали определённые качественные изменения в обученности учащихся); – январь 1944 года – принято решение вновь замените применявшиеся в школе словесные оценки на цифровую «пятибалльную» систему оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы, с соответствующим дополнением каждого балл а простейшим оценочным суждением типа «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и т.п. В вышедшей вслед за этим постановлением инструкции о применении цифровой «пятибалльной системы» оценки было сформулировано, что при оценке успеваемости учащихся: 1. Балл «5» ставится в том случае, когда учащийся исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы даёт правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется литературным правильным языком и не допускает ошибок.
2. Балл «4» ставится в том случае, когда учащийся знает весь требуемый материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки. 3. Балл «3» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает знание основного программного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью учителя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки. 4. Балл «2» ставится в том случае, когда ученик обнаруживает незнание большой части программного материала, отвечает, как правило, лишь на наводящие вопросы учителя неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки. 5. Балл «1» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает полное незнание проходимого учебного материала. 6. При определении четвертных и итоговых (в конце учебно-i о 1 ода) оценок не допускается выведение их как средних арифметических. Эти итоговые оценки должны соответствовать уровню знаний учащегося к моменту его аттестации. Таким образом, оценочные суждения в виде вербальных оценок не позволяли и не позволяют оценивать всё многообразие учебного тру да учащихся; степень усвоения ими учебного материала, уровень сформированности у них умений и навыков, их усердие, настойчивость, активность, прилежание, одарённость, талант, озарение, нестандартность мышления (Симонов В.П. Урок: планирование, организация и оценка эффективности. М., 2005, С.79-80.)
2. Показатели обученности
Основой предложенной модели является то, что обученность человека характеризуется пятью последовательно возрастающими показателями.
Первый показатель степени обученности учащихся – различение (распознавание) или уровень знакомства характеризует низшую степень обученности. Учащийся отличает данный объект, процесс, явление или какое-либо действие от их аналогов только тогда, когда ему предъявляют их в готовом виде, показывая формальное знакомство с данным объектом или процессом, действием, с их внешними, поверхностными характеристиками. Это — самая низкая ступень овладения учащимся знаниями, т.е. это возможность только узнавания в дальнейшем, процесс восстановления запёчатлённого в памяти мысленного образа предмета в результате повторного воздействия этого предмета на человека. На практике, например, учащийся при предъявлении ему математических формул, выражающих второй закон Ньютона или всемирного тяготения, только отличает их друг от друга. Написать и объяснить их он не может, а тем более — решить задачу с применением этих законов. Такой учащийся находится на первой ступени учебно-познавательной деятельности по данному разделу курса данного учебного предмета. Второй показатель обученности – запоминание. При этой степени обученности учащийся может пересказать содержание определённого текста, правила, воспроизвести формулировку того или иного закона, но, однако, сплошное воспроизведение текста не может служить ещё доказательством его понимания. Наблюдения свидетельствуют также, что этот показатель нельзя принимать за верхний предел при проверке степени обученности учащихся, так как запоминание – это скорее количественный показатель, чем качественный. Он, в основном, характеризует количество усвоенной информации. Как показывает опыт и исследования психологов, семантическая сторона информации не всегда находит при нём адекватное выражение. Можно запомнить материал без уяснения его сущности на уровне «зазубривания». Показывая эту степень обученности, учащийся отвечает 100 на вопросы только репродуктивного плана и часто только при их определённой последовательности, отражающей логику построения текста учебника, пособия, рассказа учителя. Таким образом, более важным и существенным является третий показатель обученности - понимание - как процесс нахождения существенных признаков и связей исследуемых предметов и явлений и вычленение их из массы несущественного, случайного на основе анализа и синтеза, применения правил логического умозаключения и установления сходства и различия причин, вызвавших появление данных объектов и их развития. Учащийся при этой степени обученности не только воспроизведёт формулировку, например, второго закона Ньютона, напишет его математическое выражение, но и сможет объяснить его, привести примеры не только те, которые были ему приведены учителем или в учебнике, но и свои. Сущность данного процесса (явления) им понята, а не просто формально закреплена в сознании, как какое-то определённое количество информации. Здесь присутствует и семантическая сторона полученной и усвоенной информации. Четвёртый показатель обученности - простейшие (элементарные) умения и навыки. Психологи определяют умение как закреплённые способы применения знаний в практической деятельности. При этой степени обученности учащийся показывает умение применять на практике полученные им теоретические знания в простейших (алгоритмизированных) заданиях: решает типовые, стандартные задачи с использованием усвоенных законов и правил, вскрывает легко обнаруживаемые причинно-следственные связи при разборе теоретического материала и умеет определенные несложные теоретические положения связать с практикой.
Алгоритмизированные (элементарные) умения и навыки – один из важнейших показателей степени обученности, и они должны служить первой основной целью учебно-воспитательной деятельности учителя на уроке. Элементарные умения и навыки – показатель довольно высокой степени обученности, позволяющей учащемуся реализовать свой «багаж знаний», простейшие умения в процессе систематического их применения переходят в простейшие же навыки. Однако, целью всякого обучения является не просто достижение элементарных умений и навыков, а широкий перенос усвоенных человеком действий в новые условия (иные, чем разбирались, например, в определённой учебной ситуации). Пятый показатель обученности - перенос, т.е. положительное влияние ранее усвоенного навыка на овладение новыми. Учащийся, показывающий эту наивысшую степень обученности (на данном этапе обучения), умеет творчески применять полученные теоретические познания на практике в новой, нестандартной ситуации, «переносить» в неё изученные и усвоенные ранее понятия, законы и закономерности. Перенос характеризуется способностью к обобщению и переносу установленных закономерностей на новые явления. Учащийся при этой степени обученности даёт ответ на любой вопрос, решает любую задачу или пример, которые могут быть ему предложены в соответствии с программными требованиями на данном этапе обучения, конструирует новые способы деятельности и находит часто оригинальные подходы к решению поставленной перед ним задачи. Возрастание порядковых номеров показателей степени обученности символизирует тот факт, что каждый последующий показатель качественно и количественно выше предыдущего. Степень обученности – это совокупность определённых знаний умений и навыков, ус военных учащимися. Учащегося, обученность которого при проверке соответствует степени переноса (V-й, высший показатель степени обученности), можно считать обученным полностью (до 100%). Общую степень обученности составляют пять приведённых показателей (I + II + III + IV+V= 100% или 4% + 12% + 20% + 28% + 36% = 100%). Алгоритмизированные (элементарные) умения и навыки - один из первейших показателей практической обученности учащегося, и они могут служить первичной целью образовательной деятельности преподавателя на занятиях. Это важно и потому, что, как показали результаты исследования П.Я. Гальперина, «знания формируются без предварительного заучивания в процессе применения к решению задач».
Эффективность образовательной деятельности преподавателя предопределяет высокое качество знаний и высокую степень обученности и воспитанности обучаемых им учащихся. Второе находится в тесной взаимосвязи с первым. Однако, формальное знание преподавателем, составляющих понятия «знания, умения и навыки» в их общем виде, формальное отношение к ним, как и к каким-то общим, теоретическим понятиям, приводит и к формальному характеру его образовательной деятельности на занятиях, которая часто выражается в целом ряде ошибочных действий и затруднений преподавателя: 1. Отдельные преподаватели не представляют четко ту степень обученности, на которую они хотели бы вывести учащихся в итоге конкретного урока (как следствие затруднений преподавателя при выборе основных его целей и задач). 2. Большая информационная перегрузка отдельных уроков и неумение некоторых преподавателей вычленить в учебном материале самое главное, актуальное, не позволяет в достаточной мере перейти на уроке от теории к практике, т.е., отработать простейшие умения и навыки, и часто это переносится на самостоятельную работу учащихся дома. Осуществить же самостоятельный переход от «понимания» даже к простейшим «умениям и навыкам» под силу чаще всего только наиболее успешно обучающимся учащимся, а основная их часть с этим самостоятельно не справляется, и у них накапливается хроническое отставание как в области знаний теории, так и в области применения теоретических знаний на практике. 3. Оценка педагогической деятельности 1. Необходимо довести до сознания всех преподавателей уточнённые критерии тех балльных оценок, которыми пользуются на практике. Всех же преподавателей необходимо ознакомить с основными составляющими понятия «знания» и понятия «умения и навыки». 2. В рамках каждой учебной дисциплины преподаватели должны постараться определить номенклатуру умений и навыков, которыми учащиеся могут и должны овладеть, определение оптимальной номенклатуры умений и навыков особенно важно для преподавателей гуманитарного цикла учебных предметов, т.е. таких дисциплин, где определённая нечёткость и неосознанность конкретности умений и навыков вызывает серьёзное затруднение преподавателей как при их формировании у учащихся, так и при их проверке и оценке. 3. Как преподавателям, так и инспектирующим учебный процесс предстоит овладеть методикой выявления (определения) того уровня требований, на котором проводится преподавание определённой учебной дисциплины и проверка степени обученности по этой же дисциплине. Уровень требований предопределяется характером обучающего и контрольного задания (характером вопросов, предлагаемых для рассмотрения или проверки), а основным показателем (точкой отсчета) является тот показатель, который характеризует выставление учащимся высшего балла «5» («отлично») и затем, соответственно, следующего за ним балла «4». Низший уровень требований бывает обусловлен и неосознанными действиями преподавателя. Это происходит, например, тогда, когда опрос с оценкой проводится сразу после объяснения нового материала. Ведь для того, чтобы достигнуть «умений и навыков», а тем более «переноса», требуется часто более продолжительное время, чем часть урока или (даже) целый урок. На этом же уровне требований выставляются отметки всей группе учащихся за выполнение по образцу общей, фронтальной лабораторной работы. Всё это и предопределяет необходимость каждому преподавателю тщательно обдумывать объём и качество предлагаемых учащимся заданий (вопросов) в плане соответствия их высшему уровню требований. Неоправданно выставление высшего балла за простой пересказ текста учебника, за устный повтор вслед за преподавателем или предыдущим учащимся каких-либо правил, определений, формулировок и т.п. Одно делать - сказать, и совсем другое – объяснить, написать, показать, сделать и т.п. Второе предопределяет как минимум средний, а то и высший уровень требований.
4. Необходимо преодолеть формальное отношение к проверке и оценке степени обученности учащихся в её главном аспекте – проверке и оценке теоретической и практической обученности на этапе первичного усвоения знаний и первичного формирования умений и навыков. Прочность сформированных знаний, умений и навыков предопределяется в основной степени воспроизведением знаний на уровне долговременной памяти и, соответственно, умений и навыков через определённое продолжительное время, а не сразу же на уроке, следующим за тем, на котором эти знания, умения и навыки формировались. Здесь важнейшую роль играет реализация принципа непрерывного повторения, сказывающегося в продуманной системе отработки актуальных знаний и важнейших номенклатурных умений и навыков из урока в урок, в их органическом единстве с теми знаниями, умениями и навыками, которые формируются впервые, в их тесном единстве и связи с жизнью вообще. Главным в этом направлении должно быть то, что всякая проверка степени обученности учащихся должна носить, в первую очередь, обучающий характер. Формализм в проверке и оценке знаний учащихся заключается в том, что эта проверка часто носит характер констатации ошибок и недочётов в уровне овладения отдельными учащимися учебным материалом, а преподаватель просто оценивает это низким баллом. Организация в ходе занятий самопроверки правильности выполненного задания, например, с использованием карточек с полным и правильным решением, организация взаимопроверки, разрешение пользоваться учащимся при устном ответе составленными ими самостоятельно или под руководством преподавателя планом ответа — всё эти простые приёмы позволяют реализовать обучающую функцию проверки, что предопределяет преодоление формализма на этапе обучение. Немаловажное значение имеет чёткое осознание преподавателем тех функций, которые несет в себе проверка и оценка степени обученности учащихся, а также – знание основных условий эффективности этой проверки. Основными условиями эффективности проверки знаний учащихся в ходе занятий являются всесторонний характер проверки; системность и регулярность её; объективность и индивидуальный подход. Оценка педагогической деятельности. Показатели: мнение студентов и учащихся; качество занятия; самооценка; конечный результат; методическое обеспечение; мнение администрации. Мнение студентов и учащихся очень важно. Обычно их спрашивают, как преподаватель представляет информацию (зачем она, интересна ли, насколько нова, удобно ли работать с ней, выделяется ли главное и т.д.), как организуется познавательная деятельность обучаемых (активная самостоятельная работа над предметом вне аудитории, активность на занятиях, постановка вопросов самими обучаемыми и т.д.), а также о том, насколько им приятно общаться с преподавателем в учебном процессе. Хорошо, если анкеты, которые используются для выяснения мнения обучаемых о характере учебного процесса, не предлагают студентам и учащимся оценивать личностные качества преподавателя, а только совместную деятельность преподавателя и обучаемых. Сейчас в учебных заведениях используется большое количество различного рода анкет. Хорошо, если этим занимаются люди, прошедшие специальную подготовку, правильно хранят информацию. Однако так бывает не всегда и не везде. Поэтому лучше самому проводить раз в году анкетирование своих студентов. Мнение студентов и учащихся о качестве педагогической деятельности не всегда объективно: иногда желание продолжать работать с данным преподавателем соседствует с утверждением «на занятиях занимаюсь посторонними делами» и «работать не хочется». Поэтому анкеты дают возможность обнаружить проблемы, если они есть, а если, по мнению студентов и учащихся, их нет, то нужно ещё привлекать другие источники информации с деятельности преподавателя, так как может иметь место формирование неправильной позиции учащихся (ситуация «все довольны»). Таким источником является качество занятия. Качество одного занятия мало о чём говорит, но в сочетании с другими источниками информации о деятельности «посмотреть» несколько занятий необходимо. Это можно сделать самим. Посетите занятия своих коллег (лучше двух «полярных» преподавателей) и проанализируйте эти занятия, пользуясь информацией, приведённой в таблицах: Старайтесь выделить продуктивные и непродуктивные приёмы деятельности [Симонов]. Планируя свои занятия, пытайтесь избегать непродуктивных методов. Педагогическое мастерство дискретно: оно может вырасти скачком, если вы только избавитесь от негативных приёмов, не будете использовать то, что «запрещено». Особенно это касается эмоционального блока, регуляции из поведения. Преподаватели, не имеющие педагогического образования, часто имеют «сбои» в коммуникативных умениях, хорошо владея другими. У некоторых основным способом «усмирения» непослушных студентов и учащихся является «диктант» (дословная запись текстов на слух). Бывает, что «диктант» является, чуть ли не единственным «активизирующим» приемом. Главное, готовя занятие, четко определить цель и выстраивать его в соответствии с этой целью. Часто для оценки деятельности преподавателя применяется самооценка. Сама по себе самооценка ни о чём не говорит. Но в сочетании с другими источниками информации о деятельности она свидетельствует об уровне рефлексии преподавателя, о понимании структуры и качества своей деятельности. Непонимание, отсутствие проблем, а также заниженная самооценка не способствуют выстраиванию собственного стиля педагогической деятельности Конечный результат — это самое трудное, что обязательно должно присутствовать в оценке и что труднее всего измерить, поскольку этот результат носит интегрированный характер (принадлежит не одному преподавателю), а также, результат может проявиться гораздо позже, а не в тот момент, когда хотят его измерить. Измерить сравнительно легко лишь «подготовку» студентов и учащихся по предмету, циклу дисциплин. Это понятие уже, чем образование. Анализ контролирующих материалов, используемых преподавателями на всех уровнях обучения, позволяет сделать выводы о качестве этих материалов: мы часто проверяем что-то очень частное, конкретное, специальное, иногда требуем пересказать тексты по дисциплинам, в которых проверяется вовсе не грамматическая и лексическая грамотность. Если измерить качество подготовки достаточно трудно, то его отсутствие чувствуется всеми. Методическое обеспечение, его качество – ещё один источник информации о педагогической деятельности. Оценив качество, приходится трудиться над собственным методическим комплексом в течение всего времени работы преподавателем, обновляя не только содержание курса, но и характер заданий, находя такие виды деятельности обучаемых, которые будут лучше способствовать достижению поставленных целей.
Содержание практических занятий
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.97.20 (0.011 с.) |