Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции рейтинговой технологии обученияСтр 1 из 6Следующая ⇒
Практически любое задание, вопрос или задача могут быть разложены на составляющие элементы и оценены преподавателем по предложенной шкале баллов. Поскольку оцениванию подлежит максимально конкретизированное действие (элемент) и также поэлементно производится анализ полученных резуль-1 татов, имеющаяся, таким образом, информация представляет собой обширный объективный материал для анализа. Выделяют следующие функции рейтинговой технологии: - креативная функция проявляется в создании условий формирования творческого потенциала учащихся, которая! проявляется в умении развить идею, реализовать её в конкретных условиях, увидеть множество вариантов решений и т.п.; - рефлексия. Данный процесс позволяет учащемуся переосмыслить свой предшествующий опыт в свете последних достижений науки, научно-исследовательской работы преподавателей. Также рефлексия позволяет соизмерять цели рейтинговой технологии с индивидуальными возможностями учащегося, а реально достигнутые результаты сопоставить с перспективами развития учебного процесса: - стимулирующая функция предполагает создание условий для развития творческих способностей, научной активности, самостоятельности учащихся, посредством введения научно-исследовательской работы в учебный процесс; - диагностическая функция позволяет получить достоверную информацию об особенностях протекания учебного процесса и направленности влияния нововведения; - функция коррекции заключается в корректировке различных влияний нововведений на развитие личности учащихся. Данные функции рейтинговой технологии обучения направлены на обеспечение развития личности учащегося, его творческой активности и самостоятельности. Эффективность рейтинговой технологии обучения во многом зависит от её разработки, от чёткости взаимодействия всех её элементов как по горизонтали (в рамках одного периода обучения – семестра, учебного года), так и по вертикали - на весь период обучения. Необходимо и в этом соблюдать правила, не допускающие внесения изменений в один из элементов системы, не затрагивая перестройкой другие.
2. Принципы и структурные элементы рейтинговой системы обучения
Л.Г. Устинова предлагает ориентироваться на следующие принципы рейтинговой технологии. Ориентационный принцип (целеполагание) позволяет учащимся чётко представлять себе цели и задачи предстоящей работы, наметить способы их достижения. Принцип комплексного подхода. Принцип мотивации регулирует деятельность преподавателя в плане мотивационной сферы учащегося. Этот принцип ориентирует деятельность педагога на формирование у учащихся потребностей в познании, в достижении цели, в познавательном общении, потребностей в учении, труде, то есть – формирование гармоничной мотивационной сферы, характеризующейся взаимосвязанностью её компонентов. Принцип объективности рейтинговой технологии обучения направлен на то, что результаты не должны зависеть от личности преподавателя, оценка, полученная учащимся, должна быть объективной, то есть существенно уменьшается элемент случайности и субъективизма при получении итоговой оценки за семестр или на экзамене. Всё эти принципы направлены на достижение высоких и прочных результатов в обучении учащихся и (в частности) на развитие их творческого потенциала. Содержательная сторона рейтинговой технологии обучения должна отвечать не только сложившимся трём основным уровням формирования содержания образования: – уровню общего теоретического представления, то есть той теоретической базе, которая необходима учащимся; – уровню учебного предмета в объёме какого-либо конкретного предмета; – уровню учебного материала, но и включать в себя учебную и научно-исследовательскую работу учащихся, направленную на развитие преобразовательных, исследовательским возможностей личности учащегося.
Конечной деятельностью рейтинговой технологии является становление учащегося как субъекта учебной, научной деятельности, т.е. достижения такого уровня развития обучаемых, когда они оказываются способными поставить цель своей деятельности, актуализировав для этого знания и способы деятельности; когда учащиеся могут планировать, корректировать свои действия, соотнося результат с поставленной целью. Учащийся должен осознать себя субъектом учебного процесса. Поэтому в рамках рейтинговой технологии между преподавателем и учащимся возникают субъект-субъектные отношения. Следующим структурным элементом является диагностика начального состояния уровня знаний учащихся уровня обученности, уровня развития творческой самостоятельности и творческого потенциала. Диагностика осуществляется через систему срезовых работ с обязательной фиксацией и анализом полученных результатов.
3. Рейтинговая система контроля
При разработке рейтинговой системы В.А. Федоровым были выдвинуты следующие исходные предположения: - действенным способом контроля и оценки достижений учащихся и повышения качества учебной работы служит рейтинговая система контроля и оценки знаний; - рейтинговая система контроля и оценки учебной работы учащихся создаются с учётом принципов объективности, дифференцированности контроля и оценки знаний, стимулирования и ранжирования учебных достижений обучаемых. Рейтинговая система контроля в учебном заведении реализуется в три этапа: проектирование рейтинговой системы контроля качества подготовки учащихся, её организация и реализация в учебном заведении, оценка и коррекция качества знаний. На этапе проектирования рейтинговой системы контроля решается несколько задач. Первая из них заключается в постановке цели проектирования. Цель рейтинговой системы контроля в учебном заведении представлена как описание или характеристика прогнозируемого результата качества знаний. Возможности педагогической конкретизации целей обучения открывают подход к системе обучения как к системе управления. В соответствии с требованиями общей теории управления, цели должны задаваться через точное указание конечного состояния управляемого объекта в виде перечня конкретных признаков. Речь идет о построении системы знаний, в которой определены конечная цель обучения и, следовательно, объём научных знаний, умений и навыков. На основе этого проводится анализ деятельности, уточняется содержание и составляются программы тех дисциплин, которые необходимы для обучения учащихся; формулируются их цели и задачи, а также определяются значение и функции каждой дисциплины в учебном плане. Таким образом, в разработанной рейтинговой системе контроля реализован подход, основанный на квалификационной характеристике совокупности знаний и умений, которыми должен овладеть учащийся в результате обучения. Учебная дисциплина, как известно, характеризуется совокупностью теоретических знаний и практических способов деятельности, овладение которыми формирует знания и умения. Следовательно, чем полнее учащийся овладел содержанием дисциплин учебного плана, тем качественнее его подготовка.
Исходя из этого, можно уточнить предметную цель рейтинговой системы контроля: то совокупность знаний и умений по всем дисциплинам учебного плана. При таком подходе к предмету данной системы контроля возникает необходимость измерения и оценки каждой «порции» знаний и умений, предъявляемой учебной дисциплиной, и кумуляции количественного выражения оценки-баллов. Кумулятивный балльный показатель учащегося при сравнении его с нормативным (эталонным) показателем будет характеризовать степень полноты освоения содержания образования. Обобщённый показатель качества обучения – это эталонный кумулятивный балльный показатель, характеризуемый максимально возможной суммой баллов, которую может накопить учащийся в результате изучения всех дисциплин учебного плана. Данный эталон разрабатывается на базе эталонных показателей по всем изучаемым дисциплинам. Процесс разработки эталона можно упростить, разрабатывая для всех дисциплин унифицированные шкалы и определяя «весовые» характеристики каждой дисциплины в зависимости от её значимости в учебном плане специализации. Кроме того, немаловажным представляется вопрос о критериях, по которым идёт оценка знаний и умений, так как даже в рамках одной дисциплины, читаемой разными преподавателями, системы критериев могут различаться, не говоря уже об отдельных дисциплинах учебного плана, где система критериев может вообще отсутствовать. Иначе говоря, необходима унифицированная шкала рейтинговой оценки, принципы формирования которой являются общими для всех дисциплин. Однако, в целях удобства размер шкалы внутри дисциплины может определяться самостоятельно. Шкала содержит информацию о её предельных значениях (максимальном и минимальном), о диапазонах рейтингового показателя, отражающих удовлетворительный, хороший, отличный и неудовлетворительный результаты учения и соответствующих привычным пятибалльным оценкам, а также его минимальных пределах, при которых учащийся допускается к экзамену, зачёту и т.д. Вместе с тем, дисциплины учебного плана неравноценны по значимости использования. Поэтому специально разработана система определения «весовых» значений дисциплин. В дальнейшем «весовой» показатель дисциплины позволяет устанавливать её балльный показатель в соответствии с её значимостью по эталонной шкале качества.
Создание условий реализации рейтинговой системы контроля носит, в основном, организационный характер и включает решение следующих вопросов: - информирование субъектов и объектов системы о её целях, задачах и содержании; - обеспечение субъектов рейтинговой системы контроля научно-методическими материалами; -проведение обсуждений результатов внедрения рейтинговой системы контроля и др. На этапе организации и реализации рейтинговой системы контроля можно выделить два типа организации: - на уровне дисциплины; - на уровне специализации (кафедры, деканата). Полученный обучающимся рейтинговый показатель, определённый в процентах от максимально возможной величины баллов по дисциплине, вносится в интегральную рейтинг-шкалу специалиста. В дальнейшем формируется рейтинг учащихся по циклу дисциплин и курсу. Рейтинги по отдельным дисциплинам и дисциплинам, изучаемым на отдельных курсах в целом, обеспечиваются рейтинговыми системами контроля по циклу дисциплин и курсу. Показатель рейтинга учащихся является не только средством управления учебным процессом для совершенствования качества подготовки, но и средством самоуправления студента своей учебной деятельностью. На основании своего рейтинга по дисциплине, циклу дисциплин или курсу он оценивает своё положение, анализирует свои результаты и принимает решения о возможных мерах по улучшению уровня своих учебных достижений. На этапе оценки и коррекции выполняется следующая работа. В конце обучения в вузе формируется кумулятивный показатель, на базе которого определяется рейтинг учащихся. Общий рейтинг даёт информацию об уровне подготовки. Для управления качеством подготовки проводится сравнительный анализ результатов рейтинг-листов и эталонной рейтинг-шкалы. При анализе можно получить следующую информацию: • о количестве учащихся, достигших максимального предела эталонной шкалы; • о количестве учащихся, освоивших 75% содержания образования; • о количестве учащихся, освоивших менее 50% содержания образования, и.т.д. Полученные результаты сравнивают с рейтинг-листами учащихся предыдущих лет обучения, и на основании качественного анализа делаются выводы: • в целом об уровне обучаемости учащихся; • об уровне образовательной системы в учебном заведении, о качестве учебного процесса; • об эффективности РСК. Затем принимаются решения коррекции учебного процесса, технологии рейтинга и начинается новый цикл управления учебным процессом. Рейтинговая система контроля по дисциплине строится как управляющая педагогическая система. Субъектом рейтинговой системы на уровне дисциплины является преподаватель. Он реализует этапы управленческого цикла, включающие проектирование рейтинговой системы по дисциплине, её организацию и реализацию, а также оценку и коррекцию учебной деятельности
учащихся Рейтинговая система контроля по дисциплине формируется из системы последовательных блоков, так называемых контрольно-оценочных циклов. Каждый блок организуется для контроля «порции» учебного материала или «порции» знаний и умений включает в себя акты контроля, проверки, качественной и количественной оценки. Так, преподаватель для контроля «порции» содержания обучения выполняет следующие процедуры: • обеспечивает собственный контроль, т.е. организует определённую форму контроля, направленную на выполнение обучаемым проверочных заданий и испытаний. Методы контроля могут быть самые различные: тестирование, устный опрос, письменная работа и т.д.; • проверяет выполнение работы, анализирует их и измеряет по заранее установленным критериям фактический результат; • оценивает, т.е. сравнивает полученный результат с эталоном (показателями) и определяет меру соответствия результата эталону; • выставляет количественную оценку. Знание эталона соответствует норме баллов, раннее установленной для «порции» материала. Количественная же оценка может соответствовать норме или быть ниже её. Полученные в результате баллы суммируются в кумулятивный балльный показатель учащегося. По мере накопления баллов определяется текущий рейтинг учащегося — место учащегося в группе по уровню усвоения им учебного материала. По рейтингу устанавливается уровень достижений обучаемого. Если уровень достижений обучаемого низкий, преподаватель должен проводить коррекцию учения. Содержание коррекционной работы может быть самым разнообразным: мотивация, индивидуальная работа, дополнительные занятия, групповая помощь и т.д. В течение полугодия идёт непрерывное повышение кумулятивного показателя учащегося и изменение его рейтинга. Именно рейтинг и является критерием для организации самокоррекции учения. В конце изучения дисциплины формируется кумулятивный балльный показатель учащегося по дисциплине и его итоговый рейтинг, определяемый в процентах к максимально возможной оценке. В целом проектирование рейтинговой системы контроля по дисциплине включает в себя решение следующих проблем: • формулировку целей обучения по учебному предмету (внутренних и внешних, диктуемых теми дисциплинами, которые опираются на данную); • отбор и подготовку учебного материала в соответствии с целями обучения; • определение содержания контроля, т.е. выделение той основополагающей части учебного материла, которая играет существенную роль в дальнейшей учебной и практической деятельности специалиста; • разработку структуры системы контроля; • назначение средств измерения (распределение заданий — измерителей по учебным темам программы курса); • разработку системы оценивания (оценивание каждого задания — измеряется в баллах). Таким образом, из вышесказанного следует, что рейтинг учащегося — это индивидуальный числовой показатель интегральной оценки достижений в учёбе, образуемый путём сложения рейтинговых баллов, полученных в результате оценки отдельных учебных действий, по возможности с учётом коэффициента значимости («весового» коэффициента) этих действий в достижении образовательных целей. Представленная выше рейтинговая система контроля является двухуровневой. На нижнем уровне в той или иной форме проводится ранжирование учащихся по их уровням в освоении отдельных дисциплин учебного плана. Верхний же её уровень, охватывающий комплекс дисциплин, изучаемых в некий заданный промежуток времени (четверть, учебный год и т.д.), даёт возможность соотнести успехи учащихся с требованиями государственного образовательного стандарта. В определённой корреляции с указанной двухуровневой организационной структурой рейтинговой системы контроля находятся две группы целей её внедрения. Первая характеризуется направленностью непосредственно на обучаемого, точнее, на повышение уровня его мотивации в самостоятельной работе посредством включения социально – психологических механизмов. Цели первой группы реализуемы на обоих организационных уровнях системы. Вторая группа целей связана с получением разнообразной объективной информации для управления учебной деятельностью учащихся по циклу одновременно изучаемых дисциплин и повышения качества педагогического проектирования. Цели второй группы, соотносимые с верхним уровнем рейтинговой системы, реализуемы лишь при условии расширения числа субъектов управления: преподаватель, а по необходимости – администрация учебного заведения и особые научно-методические группы. Соответственно изменяется и уровень специфических средств рейтинговой технологии контроля: вместо базы данных по отдельной дисциплине задействуются базы данных по группам дисциплин, одновременно изучаемых в определённом временном интервале, или, по тому же принципу, – по завершению определённого этапа обучения. Подобно тому, как рейтинг в спорте учитывает (кроме собственно спортивного результата) ранг соревнования, итоговая сумма рейтинговых баллов учащегося в семестре должна учитывать значимость отдельных дисциплин в учебном плане. Другими словами, сумма рейтинговых баллов должна определяться с применением соответствующих «весовых» коэффициентов. Дифференциация учебных предметов – явление известное и производится она по различным критериям. Можно выделить, по крайней мере, два качественных критерия, по которым осуществляется различение и сопоставление дисциплин: 1. Обучаемые субъективно делят их на сложные и простые по степени усваиваемости учебной информации. 2. С точки зрения разработчиков учебных планов и программ, дисциплины по их значимости в предстоящей профессиональной деятельности выпускников. Упомянутые основания дифференциации учебных предметов имеют много общего, чего не скажешь на первый взгляд. В терминах диагностического целеполагания, планируемая при разработке педагогических систем, трудоёмкость учебной дисциплины объективно характеризуется комплексным показателем, включающим число учебных элементов в логических структурах содержания, и научностью (ступенями абстракции) его изложения. Таким образом, на указанном направлении открываются принципиальные возможности объективного оценивания значимости учебных предметов и выведения адекватных коэффициентов для подсчёта внешних сумм рейтинговых баллов. Однако реализовать эти возможности не удастся без широкого внедрения в образовательной процесс современных педагогических технологий. 4. Применение системы рейтингового контроля в образовательной практике
Обработка информации об образовательных успехах учащихся осуществляется средствами любого программного пакета. Структура исходных баз данных обязательно включает поля сумм рейтинговых баллов по каждому предмету на момент аттестации в пределах семестра, итоговую сумму баллов по всем предметам (аддитивной или взвешенной – в пределах семестра это несущественно), а также – общее число пропущенных часов аудиторных занятий за анализируемый период по любой - уважительной или неуважительной - причинам. Сформированная исходная база данных ранжируется в порядке убывания итоговой суммы рейтинговых баллов и считается расширенным рейтинг-листом. При этом она выгодно отличается от «лаконичного» рейтинг-листа (учащийся – его рейтинг) определённым информационным запасом для осуществления дидактической диагностики. Помимо этого, ранжированная база данных позволяет выявить: из каких предметных сумм рейтинговых баллов складывается итоговая сумма (рейтинг) для каждого учащегося; сколько каждым из них пропущено занятий; существует ли корреляция между итоговым рейтингом и пропусками. С другой стороны, при указанных преимуществах рейтинг-лист в виде ранжированной базы данных пока ничего не говорит о достижении учащимися целей изучения дисциплин на момент аттестации. Для этого необходимо сопоставить содержащиеся в нём предметные суммы рейтинговых баллов с двухбалльной шкальной оценки эффективности образовательных событий: «аттестован – не аттестован». Решение данной проблемы сводится к выбору объективной критериальной границы, без которой невозможна реализация диагностических функций рейтингового контроля. Ряд современных технологий обучения даёт такой критерий в виде коэффициента усвоения – Ку, определяемого единственным способом измерения обученности – тестированием. Пороговое значение Ку = 0,7 является индикатором завершения процесса обучения и начала процесса самообучения на требуемом уровне усвоения. Следует отметить, что подавляющее большинство предметных рейтинговых шкал, используемых на данном этапе внедрения рейтинговой системы, не предусматривает тестирование, как инструмент оценки достижения образовательных целей. Примечательно, что и в таких обстоятельствах преподаватели традиционно оценивают эффективность проведённых этапов обучения с позиций возможности или невозможности для учащихся ликвидировать своё отставание путём самостоятельной работы. Количественным критерием для разрешения дилеммы «аттестован — не аттестован» на этапе промежуточной аттестации служит отношение порогового числа баллов к сумме рейтинговых баллов по дисциплине, которую учащийся имеет возможность набрать к моменту аттестации. Последняя однозначно определяется содержанием шкалы, графиком прохождения дисциплины и рабочим планом. Пороговое значение логически выводится из рекомендаций по построению рейтинговых шкал, содержащих минимальное числа баллов для допуска к зачёту или экзамену (35 баллов) и минимальное число баллов для признания успешности завершения изучения дисциплины (55 баллов). Отношение первого к последнему, равное примерно 0,64, рекомендовано для определения порога промежуточной аттестации. Сложение предметных сумм рейтинговых баллов, имеющихся на момент аттестации, даёт ещё один существенный показатель — верхнюю точку шкалы итогового рейтинга при аттестации. В совокупности с «естественным» нулём верхнее значение позволяет более чётко представить относительное положение лидера и аутсайдера. В качестве объектов коррекции могут выступать как персоналии «группы риска», так и организационно-методические и социально-психологические аспекты преподавания сложных дисциплин. Кроме того, расширенный рейтинг-лист содержит и много другой информации для анализа и размышлений. Прогностическая функция рейтинговой системы контроля, реализуемая в пределах семестра, является ещё одним аспектом её применения. Расширенные рейтинг-листы кроме диагностической функции способны выполнять функцию прогностическую. Это отчётливо показало сопоставление итогов аттестации с выборкой «должников» в сессии, спустя две недели после её окончания. Список, получивших неудовлетворительные оценки на экзаменах и зачётах, практически повторяет персоналии «групп риска», выявленных в процессе промежуточных аттестаций. Опыт экспериментального использования рейтинговой системы контроля по дисциплине показывает также, что: учащиеся стали уделять больше внимания самостоятельной работе (40-80% опрошенных); сократилось количество пропусков занятий без уважительных причин; по результатам работы в семестре до 40% учащихся получают итоговую оценку по дисциплине без экзамена; повысилась объективность итоговой оценки по дисциплине (отмечают до 45%); выявилась значительная часть учащихся, стремящихся выполнить дополнительные виды учебной деятельности с целью повышения своего рейтинга; информацию о промежуточном рейтинге учащихся по изучаемой дисциплине необходимо публиковать 2-4 раза в полугодии в виде рейтинг-листов. В целом, проявившиеся при реализации рейтинговой системы управления деятельностью учащихся преимущества по сравнению с традиционной технологией контроля заключаются в том, что данная система: стимулирует систематическую самостоятельную работу учащихся в полугодии; снижает роль случайных факторов при получении итоговой оценки по дисциплине; повышает роль состязательности в учёбе; позволяет более четко дифференцировать учащихся в соответствии с их успехами; даёт возможность количественно характеризовать качество учебной работы учащихся в течение полугодия и регистрировать результаты учебной деятельности на всех этапах; позволяет учитывать в итоговой оценке качество и сроки выполнения индивидуальных домашних заданий; стимулирует работу учащегося по повышению качества своей учебно-познавательной деятельности. Таким образом, управление качеством учебной деятельности учащихся возможно путём реализации рейтинговой системы на всех уровнях — от дисциплины до деятельности учебного заведения в целом. ТЕМА 5. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.041 с.) |