Функции рейтинговой технологии обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции рейтинговой технологии обучения



      

       Практически любое задание, вопрос или задача могут быть разложены на составляющие элементы и оценены преподавате­лем по предложенной шкале баллов. Поскольку оцениванию подлежит максимально конкретизированное действие (элемент) и также поэлементно производится анализ полученных резуль-1 татов, имеющаяся, таким образом, информация представляет собой обширный объективный материал для анализа.                  

       Выделяют следующие функции рейтинговой технологии:    

       - креативная функция проявляется в создании условий формирования творческого потенциала учащихся, которая! проявляется в умении развить идею, реализовать её в конкретных условиях, увидеть множество вариантов решений и т.п.;                                                                           

       - рефлексия. Данный процесс позволяет учащемуся переосмыслить свой предшествующий опыт в свете последних достижений науки, научно-исследовательской работы преподавателей.

    Также рефлексия позволяет соизмерять цели рейтинговой технологии с индивидуальными возможностями учащегося, а реально достигнутые результаты сопоставить с перспективами развития учебного процесса:                                                           

       - стимулирующая функция предполагает создание усло­вий для развития творческих способностей, научной ак­тивности, самостоятельности учащихся, посредством введения научно-исследовательской работы в учебный процесс;

       - диагностическая функция позволяет получить достовер­ную информацию об особенностях протекания учебного процесса и направленности влияния нововведения;          

       - функция коррекции заключается в корректировке различных влияний нововведений на развитие личности учащихся.

       Данные функции рейтинговой технологии обучения направлены на обеспечение развития личности учащегося, его творческой активности и самостоятельности.                                       Эффективность рейтинговой технологии обучения во мно­гом зависит от её разработки, от чёткости взаимодействия всех её элементов как по горизонтали (в рамках одного периода обу­чения – семестра, учебного года), так и по вертикали - на весь период обучения. Необходимо и в этом соблюдать правила, не допускающие внесения изменений в один из элементов систе­мы, не затрагивая перестройкой другие.

 

       2. Принципы и структурные элементы рейтинговой системы обучения

 

       Л.Г. Устинова предлагает ориентироваться на следующие принципы рейтинговой технологии. Ориентационный принцип (целеполагание) позволяет уча­щимся чётко представлять себе цели и задачи предстоящей ра­боты, наметить способы их достижения. Принцип комплексного подхода. Принцип мотивации регулирует деятельность преподавате­ля в плане мотивационной сферы учащегося. Этот принцип ори­ентирует деятельность педагога на формирование у учащихся потребностей в познании, в достижении цели, в познавательном общении, потребностей в учении, труде, то есть – формирова­ние гармоничной мотивационной сферы, характеризующейся взаимосвязанностью её компонентов.

       Принцип объективности рейтинговой технологии обучения направлен на то, что результаты не должны зависеть от личности преподавателя, оценка, полученная учащимся, должна быть объективной, то есть существенно уменьшается элемент случайности и субъективизма при получении итоговой оценки за семестр или на экзамене.

       Всё эти принципы направлены на достижение высоких и прочных результатов в обучении учащихся и (в частности) на развитие их творческого потенциала.                                            

       Содержательная сторона рейтинговой технологии обучения должна отвечать не только сложившимся трём основным уровням формирования содержания образования:                        

       – уровню общего теоретического представления, то есть той теоретической базе, которая необходима учащимся;       

       – уровню учебного предмета в объёме какого-либо конкретного предмета;                                                         

       – уровню учебного материала, но и включать в себя учебную и научно-исследовательскую работу учащихся, направленную на развитие преобразовательных, исследовательским возможностей личности учащегося.

       Конечной деятельностью рейтинговой технологии является становление учащегося как субъекта учебной, научной деятель­ности, т.е. достижения такого уровня развития обучаемых, когда они оказываются способными поставить цель своей деятельно­сти, актуализировав для этого знания и способы деятельности; когда учащиеся могут планировать, корректировать свои дей­ствия, соотнося результат с поставленной целью. Учащийся дол­жен осознать себя субъектом учебного процесса. Поэтому в рам­ках рейтинговой технологии между преподавателем и учащимся возникают субъект-субъектные отношения.

       Следующим структурным элементом является диагностика начального состояния уровня знаний учащихся уровня обученности, уровня развития творческой самостоятельности и творческого потенциала. Диагностика осуществляется через систему срезовых работ с обязательной фиксацией и анализом полученных результатов.                                                          

      

       3. Рейтинговая система контроля

 

       При разработке рейтинговой системы В.А. Федоровым были выдвинуты следующие исходные предположения:

- действенным способом контроля и оценки достижений учащихся и повышения качества учебной работы служит рейтинговая система контроля и оценки знаний;

- рейтинговая система контроля и оценки учебной работы учащихся создаются с учётом принципов объективности, дифференцированности контроля и оценки знаний, сти­мулирования и ранжирования учебных достижений обу­чаемых.

       Рейтинговая система контроля в учебном заведении реали­зуется в три этапа: проектирование рейтинговой системы конт­роля качества подготовки учащихся, её организация и реализа­ция в учебном заведении, оценка и коррекция качества знаний.

       На этапе проектирования рейтинговой системы контроля решается несколько задач. Первая из них заключается в поста­новке цели проектирования.

       Цель рейтинговой системы контроля в учебном заведении представлена как описание или характеристика прогнозируе­мого результата качества знаний.

       Возможности педагогической конкретизации целей обуче­ния открывают подход к системе обучения как к системе управ­ления. В соответствии с требованиями общей теории управле­ния, цели должны задаваться через точное указание конечного состояния управляемого объекта в виде перечня конкретных при­знаков.

       Речь идет о построении системы знаний, в которой определе­ны конечная цель обучения и, следовательно, объём научных зна­ний, умений и навыков. На основе этого проводится анализ де­ятельности, уточняется содержание и составляются программы тех дисциплин, которые необходимы для обучения учащихся; формулируются их цели и задачи, а также определяются значе­ние и функции каждой дисциплины в учебном плане.

       Таким образом, в разработанной рейтинговой системе конт­роля реализован подход, основанный на квалификационной ха­рактеристике совокупности знаний и умений, которыми должен овладеть учащийся в результате обучения.

       Учебная дисциплина, как известно, характеризуется сово­купностью теоретических знаний и практических способов дея­тельности, овладение которыми формирует знания и умения. Следовательно, чем полнее учащийся овладел содержанием дис­циплин учебного плана, тем качественнее его подготовка.

       Исходя из этого, можно уточнить предметную цель рейтин­говой системы контроля: то совокупность знаний и умений по всем дисциплинам учебного плана. При таком подходе к пред­мету данной системы контроля возникает необходимость изме­рения и оценки каждой «порции» знаний и умений, предъявляе­мой учебной дисциплиной, и кумуляции количественного выра­жения оценки-баллов.

       Кумулятивный балльный показатель учащегося при сравне­нии его с нормативным (эталонным) показателем будет характе­ризовать степень полноты освоения содержания образования.

       Обобщённый показатель качества обучения – это эталон­ный кумулятивный балльный показатель, характеризуемый максимально возможной суммой баллов, которую может нако­пить учащийся в результате изучения всех дисциплин учебного плана. Данный эталон разрабатывается на базе эталонных по­казателей по всем изучаемым дисциплинам.

       Процесс разработки эталона можно упростить, разрабаты­вая для всех дисциплин унифицированные шкалы и определяя «весовые» характеристики каждой дисциплины в зависимости от её значимости в учебном плане специализации.

       Кроме того, немаловажным представляется вопрос о крите­риях, по которым идёт оценка знаний и умений, так как даже в рамках одной дисциплины, читаемой разными преподавателя­ми, системы критериев могут различаться, не говоря уже об от­дельных дисциплинах учебного плана, где система критериев может вообще отсутствовать. Иначе говоря, необходима унифицированная шкала рейтин­говой оценки, принципы формирования которой являются об­щими для всех дисциплин. Однако, в целях удобства размер шка­лы внутри дисциплины может определяться самостоятельно.

       Шкала содержит информацию о её предельных значениях (максимальном и минимальном), о диапазонах рейтингового показателя, отражающих удовлетворительный, хороший, отлич­ный и неудовлетворительный результаты учения и соответству­ющих привычным пятибалльным оценкам, а также его мини­мальных пределах, при которых учащийся допускается к экза­мену, зачёту и т.д.

       Вместе с тем, дисциплины учебного плана неравноценны по значимости использования. Поэтому специально разработана система определения «весовых» значений дисциплин. В дальнейшем «весовой» показатель дисциплины позволяет устанав­ливать её балльный показатель в соответствии с её значимостью по эталонной шкале качества.

       Создание условий реализации рейтинговой системы контро­ля носит, в основном, организационный характер и включает решение следующих вопросов:

- информирование субъектов и объектов системы о её це­лях, задачах и содержании;

- обеспечение субъектов рейтинговой системы контроля на­учно-методическими материалами;

-проведение обсуждений результатов внедрения рейтинго­вой системы контроля и др.

       На этапе организации и реализации рейтинговой системы кон­троля можно выделить два типа организации:

- на уровне дисциплины;

- на уровне специализации (кафедры, деканата).

       Полученный обучающимся рейтинговый показатель, определён­ный в процентах от максимально возможной величины баллов по дисциплине, вносится в интегральную рейтинг-шкалу спе­циалиста.

       В дальнейшем формируется рейтинг учащихся по циклу дис­циплин и курсу. Рейтинги по отдельным дисциплинам и дис­циплинам, изучаемым на отдельных курсах в целом, обеспечи­ваются рейтинговыми системами контроля по циклу дисциплин и курсу.

       Показатель рейтинга учащихся является не только средством управления учебным процессом для совершенствования каче­ства подготовки, но и средством самоуправления студента своей учебной деятельностью.

       На основании своего рейтинга по дисциплине, циклу дис­циплин или курсу он оценивает своё положение, анализирует свои результаты и принимает решения о возможных мерах по улучшению уровня своих учебных достижений.

       На этапе оценки и коррекции выполняется следующая рабо­та. В конце обучения в вузе формируется кумулятивный показа­тель, на базе которого определяется рейтинг учащихся. Общий рейтинг даёт информацию об уровне подготовки.

       Для управления качеством подготовки проводится сравни­тельный анализ результатов рейтинг-листов и эталонной рей­тинг-шкалы. При анализе можно получить следующую инфор­мацию:

       • о количестве учащихся, достигших максимального преде­ла эталонной шкалы;

       • о количестве учащихся, освоивших 75% содержания обра­зования;

       • о количестве учащихся, освоивших менее 50% содержания образования, и.т.д.

       Полученные результаты сравнивают с рейтинг-листами уча­щихся предыдущих лет обучения, и на основании качественно­го анализа делаются выводы:

       • в целом об уровне обучаемости учащихся;

       • об уровне образовательной системы в учебном заведении, о качестве учебного процесса;

       • об эффективности РСК.

       Затем принимаются решения коррекции учебного процесса, технологии рейтинга и начинается новый цикл управления учеб­ным процессом.

       Рейтинговая система контроля по дисциплине строится как управляющая педагогическая система. Субъектом рейтинговой системы на уровне дисциплины является преподаватель. Он ре­ализует этапы управленческого цикла, включающие проекти­рование рейтинговой системы по дисциплине, её организацию и реализацию, а также оценку и коррекцию учебной деятельности

учащихся

       Рейтинговая система контроля по дисциплине формируется из системы последовательных блоков, так называемых конт­рольно-оценочных циклов.

Каждый блок организуется для контроля «порции» учебного материала или «порции» знаний и умений включает в себя акты контроля, проверки, качественной и количественной оценки. Так, преподаватель для контроля «порции» содержания обуче­ния выполняет следующие процедуры:

       • обеспечивает собственный контроль, т.е. организует определённую форму контроля, направленную на выполнение обучаемым проверочных заданий и испытаний. Методы конт­роля могут быть самые различные: тестирование, устный опрос, письменная работа и т.д.;

       • проверяет выполнение работы, анализирует их и измеряет по заранее установленным критериям фактический результат;

       • оценивает, т.е. сравнивает полученный результат с этало­ном (показателями) и определяет меру соответствия результата эталону;

       • выставляет количественную оценку.

       Знание эталона соответствует норме баллов, раннее уста­новленной для «порции» материала. Количественная же оцен­ка может соответствовать норме или быть ниже её. Получен­ные в результате баллы суммируются в кумулятивный балль­ный показатель учащегося. По мере накопления баллов определяется текущий рейтинг учащегося — место учащегося в группе по уровню усвоения им учебного материала. По рей­тингу устанавливается уровень достижений обучаемого. Если уровень достижений обучаемого низкий, преподаватель дол­жен проводить коррекцию учения. Содержание коррекционной работы может быть самым разнообразным: мотивация, ин­дивидуальная работа, дополнительные занятия, групповая помощь и т.д.

       В течение полугодия идёт непрерывное повышение кумуля­тивного показателя учащегося и изменение его рейтинга. Имен­но рейтинг и является критерием для организации самокоррек­ции учения.

       В конце изучения дисциплины формируется кумулятивный балльный показатель учащегося по дисциплине и его итоговый рейтинг, определяемый в процентах к максимально возможной оценке.

       В целом проектирование рейтинговой системы контроля по дисциплине включает в себя решение следующих проблем:

       • формулировку целей обучения по учебному предмету (внут­ренних и внешних, диктуемых теми дисциплинами, которые опи­раются на данную);

       • отбор и подготовку учебного материала в соответствии с целями обучения;

       • определение содержания контроля, т.е. выделение той ос­новополагающей части учебного материла, которая играет су­щественную роль в дальнейшей учебной и практической дея­тельности специалиста;

       • разработку структуры системы контроля;

       • назначение средств измерения (распределение заданий — измерителей по учебным темам программы курса);

       • разработку системы оценивания (оценивание каждого за­дания — измеряется в баллах).

       Таким образом, из вышесказанного следует, что рейтинг уча­щегося — это индивидуальный числовой показатель интеграль­ной оценки достижений в учёбе, образуемый путём сложения рейтинговых баллов, полученных в результате оценки отдельных учебных действий, по возможности с учётом коэффициента зна­чимости («весового» коэффициента) этих действий в достиже­нии образовательных целей.

       Представленная выше рейтинговая система контроля явля­ется двухуровневой. На нижнем уровне в той или иной форме проводится ранжирование учащихся по их уровням в освоении отдельных дисциплин учебного плана. Верхний же её уровень, охватывающий комплекс дисциплин, изучаемых в некий задан­ный промежуток времени (четверть, учебный год и т.д.), даёт воз­можность соотнести успехи учащихся с требованиями государ­ственного образовательного стандарта.

       В определённой корреляции с указанной двухуровневой орга­низационной структурой рейтинговой системы контроля нахо­дятся две группы целей её внедрения.

       Первая характеризуется направленностью непосредственно на обучаемого, точнее, на повышение уровня его мотивации в самостоятельной работе посредством включения социально – психологических механизмов. Цели первой группы реализуемы на обоих организационных уровнях системы.

       Вторая группа целей связана с получением разнообразной объективной информации для управления учебной деятель­ностью учащихся по циклу одновременно изучаемых дисцип­лин и повышения качества педагогического проектирования. Цели второй группы, соотносимые с верхним уровнем рейтин­говой системы, реализуемы лишь при условии расширения числа субъектов управления: преподаватель, а по необходи­мости – администрация учебного заведения и особые науч­но-методические группы. Соответственно изменяется и уро­вень специфических средств рейтинговой технологии конт­роля: вместо базы данных по отдельной дисциплине задействуются базы данных по группам дисциплин, одновре­менно изучаемых в определённом временном интервале, или, по тому же принципу, – по завершению определённого этапа обучения.

       Подобно тому, как рейтинг в спорте учитывает (кроме соб­ственно спортивного результата) ранг соревнования, итого­вая сумма рейтинговых баллов учащегося в семестре должна учитывать значимость отдельных дисциплин в учебном пла­не. Другими словами, сумма рейтинговых баллов должна оп­ределяться с применением соответствующих «весовых» коэф­фициентов.

       Дифференциация учебных предметов – явление известное и производится она по различным критериям. Можно выделить, по крайней мере, два качественных критерия, по которым осу­ществляется различение и сопоставление дисциплин:

       1. Обучаемые субъективно делят их на сложные и простые по степени усваиваемости учебной информации.

       2. С точки зрения разработчиков учебных планов и программ, дисциплины по их значимости в предстоящей профессиональ­ной деятельности выпускников.

       Упомянутые основания дифференциации учебных предметов имеют много общего, чего не скажешь на первый взгляд. В тер­минах диагностического целеполагания, планируемая при раз­работке педагогических систем, трудоёмкость учебной дисцип­лины объективно характеризуется комплексным показателем, включающим число учебных элементов в логических структу­рах содержания, и научностью (ступенями абстракции) его из­ложения.

       Таким образом, на указанном направлении открываются принципиальные возможности объективного оценивания зна­чимости учебных предметов и выведения адекватных коэффи­циентов для подсчёта внешних сумм рейтинговых баллов. Одна­ко реализовать эти возможности не удастся без широкого вне­дрения в образовательной процесс современных педагогических технологий.

       4. Применение системы рейтингового контроля в образовательной практике

 

       Обработка информации об образовательных успехах учащих­ся осуществляется средствами любого программного пакета. Структура исходных баз данных обязательно включает поля сумм рейтинговых баллов по каждому предмету на момент атте­стации в пределах семестра, итоговую сумму баллов по всем пред­метам (аддитивной или взвешенной – в пределах семестра это несущественно), а также – общее число пропущенных часов аудиторных занятий за анализируемый период по любой - ува­жительной или неуважительной - причинам.

       Сформированная исходная база данных ранжируется в поряд­ке убывания итоговой суммы рейтинговых баллов и считается расширенным рейтинг-листом. При этом она выгодно отличает­ся от «лаконичного» рейтинг-листа (учащийся – его рейтинг) определённым информационным запасом для осуществления ди­дактической диагностики. Помимо этого, ранжированная база данных позволяет выявить: из каких предметных сумм рейтинговых баллов складыва­ется итоговая сумма (рейтинг) для каждого учащегося; сколько каждым из них пропущено занятий; существует ли корреляция между итоговым рейтингом и пропусками.

       С другой стороны, при указанных преимуществах рейтинг-лист в виде ранжированной базы данных пока ничего не говорит о дос­тижении учащимися целей изучения дисциплин на момент аттес­тации. Для этого необходимо сопоставить содержащиеся в нём пред­метные суммы рейтинговых баллов с двухбалльной шкальной оцен­ки эффективности образовательных событий: «аттестован – не аттестован». Решение данной проблемы сводится к выбору объек­тивной критериальной границы, без которой невозможна реализа­ция диагностических функций рейтингового контроля.

       Ряд современных технологий обучения даёт такой критерий в виде коэффициента усвоения – Ку, определяемого единствен­ным способом измерения обученности – тестированием. Поро­говое значение Ку  = 0,7 является индикатором завершения про­цесса обучения и начала процесса самообучения на требуемом уровне усвоения.

       Следует отметить, что подавляющее большинство предмет­ных рейтинговых шкал, используемых на данном этапе внедре­ния рейтинговой системы, не предусматривает тестирование, как инструмент оценки достижения образовательных целей. При­мечательно, что и в таких обстоятельствах преподаватели тра­диционно оценивают эффективность проведённых этапов обу­чения с позиций возможности или невозможности для уча­щихся ликвидировать своё отставание путём самостоятельной работы.

       Количественным критерием для разрешения дилеммы «атте­стован — не аттестован» на этапе промежуточной аттестации служит отношение порогового числа баллов к сумме рейтинго­вых баллов по дисциплине, которую учащийся имеет возмож­ность набрать к моменту аттестации. Последняя однозначно оп­ределяется содержанием шкалы, графиком прохождения дисцип­лины и рабочим планом. Пороговое значение логически выводится из рекомендаций по построению рейтинговых шкал, содержащих минимальное числа баллов для допуска к зачёту или экзамену (35 баллов) и минимальное число баллов для признания успешности завер­шения изучения дисциплины (55 баллов). Отношение первого к последнему, равное примерно 0,64, рекомендовано для определе­ния порога промежуточной аттестации.

       Сложение предметных сумм рейтинговых баллов, имеющихся на момент аттестации, даёт ещё один существенный показатель — верхнюю точку шкалы итогового рейтинга при аттестации. В совокупности с «естественным» нулём верхнее значение позволя­ет более чётко представить относительное положение лидера и аут­сайдера.

       В качестве объектов коррекции могут выступать как пер­соналии «группы риска», так и организационно-методичес­кие и социально-психологические аспекты преподавания сложных дисциплин. Кроме того, расширенный рейтинг-лист содержит и много другой информации для анализа и размыш­лений. Прогностическая функция рейтинговой системы контроля, реализуемая в пределах семестра, является ещё одним аспек­том её применения. Расширенные рейтинг-листы кроме диаг­ностической функции способны выполнять функцию прогно­стическую. Это отчётливо показало сопоставление итогов ат­тестации с выборкой «должников» в сессии, спустя две недели после её окончания. Список, получивших неудовлетворитель­ные оценки на экзаменах и зачётах, практически повторяет персоналии «групп риска», выявленных в процессе промежу­точных аттестаций.

       Опыт экспериментального использования рейтинговой сис­темы контроля по дисциплине показывает также, что: учащиеся стали уделять больше внимания самостоятель­ной работе (40-80% опрошенных); сократилось количество пропусков занятий без уважитель­ных причин;  по результатам работы в семестре до 40% учащихся полу­чают итоговую оценку по дисциплине без экзамена; повысилась объективность итоговой оценки по дисцип­лине (отмечают до 45%);  выявилась значительная часть учащихся, стремящихся выполнить дополнительные виды учебной деятельности с целью повышения своего рейтинга;  информацию о промежуточном рейтинге учащихся по изу­чаемой дисциплине необходимо публиковать 2-4 раза в полуго­дии в виде рейтинг-листов.

       В целом, проявившиеся при реализации рейтинговой систе­мы управления деятельностью учащихся преимущества по срав­нению с традиционной технологией контроля заключаются в том, что данная система:  стимулирует систематическую самостоятельную работу учащихся в полугодии; снижает роль случайных факторов при получении итого­вой оценки по дисциплине;  повышает роль состязательности в учёбе;  позволяет более четко дифференцировать учащихся в со­ответствии с их успехами;  даёт возможность количественно характеризовать каче­ство учебной работы учащихся в течение полугодия и регистри­ровать результаты учебной деятельности на всех этапах; позволяет учитывать в итоговой оценке качество и сроки выполнения индивидуальных домашних заданий; стимулирует работу учащегося по повышению качества своей учебно-познавательной деятельности.

       Таким образом, управление качеством учебной деятельности учащихся возможно путём реализации рейтинговой системы на всех уровнях — от дисциплины до деятельности учебного заве­дения в целом.

       ТЕМА 5. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.041 с.)