Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Педагогическая оценкаСодержание книги Поиск на нашем сайте
План 1. Оценка как философская категория. Функции педагогической оценки. 2. Характеристика современных подходов к оценочной деятельности учителя. 3. Формы поощрения и наказания. 4. Самооценка как средство принятия решения учеником. Понятия. Отметка, оценка, педагогическая оценка, балл.
Опорные конспекты
1. О ценка как философская категория. Функции педагогической оценки. Оценка как философская категория предполагает определённое отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам морали В своей деятельности учитель постоянно использует оценку, привычно называя её отметкой, которая выражается в баллах. Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого качества, но не личности ребёнка в целом. Оценить - значит «установить степень, уровень, качество чего-нибудь» Основываясь на таком подходе к педагогической оценке и умело, используя её в своей работе, педагог формирует и корректирует ценностные отношения своих учеников. Посредством педагогической оценки, проявляемой через отношение самого учителя, он формирует нравственные и морально-этические позиции своих воспитанников. Порой отношение учителя оказывает на ребенка более сильное воспитательное воздействие, чем наполненные содержанием беседа или урок. Функциями педагогической оценкиявляются: внесение образа на уровне ценностного отношения к миру; стимулирование деятельности ребёнка по освоению этого отношения коррекция его возможных отклонений в процессе самостоятельной выработки отношения. Традиционная педагогическая оценка «сверху» («молодец», «хорошо», «правильно», «неправильно») не способна выполнить этих функций. Более того, оценка закрепощает ученика, снимает с него ответственность' перекладывая её на учителей или родителей. Парадокс педагогического воздействия заключается в том, что наиболее эффективной оценкой будет такая, которая внешне не выглядит оцениванием. Этому требованию в полной мере отвечает ключевая позиция «Я - сообщение». Её реализация связана с оглаашением субъектом своего состояния и отношения к поступку и действию другого субъекта, как к явлению.
2. Характеристика современных подходов к оценочной деятельности учителя
Назовем шесть технологических правил. 1. Поощрение как оценочная доминанта. 2. Безоценочность суждений. Для этого рекомендуется использовать приёмы – «Я - сообщение», «Ты – сообщение» и «Естественные сообщения». «Ты – сообщение», предложенное Хайм Дж. Джайнот, заключается в оглашении вероятностного состояния ребёнка в момент совершения им какого-нибудь действия. Здесь могут помочь такие речевые формулы, как «Тебе, конечно...», «Ты конечно...», «У тебя конечно...». Рассмотрим конкретные примеры. Ученик сдаёт на проверку грязную тетрадь, и учитель ему говорит: «Ты, конечно, не заметил этого пятна, так как был увлечён задачей...» Мальчик с вдохновением читает стихи, учитель беседует с ним: «Тебе, конечно же, нравится этот поэт, и здесь наши вкусы совпадают». Две девочки шепчутся на уроке, учитель замечает: «Я не сомневаюсь, что новость, которую вы обсуждаете, очень заманчива для вас, и, конечно же, вам сложно дождаться перемены». 3. Отсрочка оценки, если не выявлены мотивы поведения. Иногда поспешность в оценке может негативно изменить отношение ученика к кому или чему— либо. Каждый из нас может привести множество примеров, когда наши намерения были неправильно истолкованы и вызвали реакции, прямо противоположные тем, которые мы ожидали. В итоге такое непонимание оставляет в нашем сердце надолго глубокий след разочарования и обиды. Отсроченная оценка позволяет избежать подобного положения. Продолжительность отсрочки определяется педагогом и может быть различной в зависимости от сложности возникшей проблемы, но она не должна быть бесконечной. Время, на которое отложено решение вопроса, обязательно сообщается ученику, так как, во-первых, он психически не способен длительно находиться в состоянии нервного напряжения, а во-вторых, затянутость решения снижает эффект самостоятельного осмысления поступка ребёнком. 4. Как можно меньше запретов. Взрослому человеку, а ребёнку тем более, сложно удерживать в активе памяти, правила, число которых затрудняется назвать сам педагог. А что происходит в школе? Ребёнку нельзя: бегать, шуметь, разговаривать на уроке, ходить без сменной обуви, пропускать уроки, не выполнять домашнего задания — и так далее. Но если невозможно обозначить всю совокупность запретов, то выстраивать и осуществлять каждый момент своей жизни на их основе тем более нельзя. Сам факт неисчислимости этих правил негативно сказывается на отношении ребёнка к ним, он думает: «Всё равно я не смогу запомнить их все...» Поэтому время от времени в той или иной мере он нарушает правила, более того, он видит, как это делают другие. Так школьник субъективно свободно приходит к выводу, что правила можно нарушать.
Проходит какое-то время ипедагог или родители, наблюдая попрание нормы, корректируют или жёстко пресекают его действия, прибегая порой к суровому наказанию. Будучи опять же субъективно свободным в выборе своей отношенческой позиции, ребёнок делает новый для себя вывод: «Правила нарушать можно, но делать это явно — нельзя». Следовательно, педагог изначально должен ориентироваться на эти особенности и ограничивать численность правил, делая их понятными и доступными для детей. 5. Не злоупотреблять наказанием. Смысл этого правила заключается в том, чтобы избегать наказания, когда это возможно, когда нет острой необходимости в приостановлении действий ребёнка, поскольку, произведя их, он, во-первых, не причинит вреда другим людям, а во-вторых, сможет сам оценить собственный поступок и скорректировать в случае необходимости своё отношение и поведение. Наряду с этим наказанием должно производиться обязательно в тех случаях, когда идёт явное, открытое и осознанное попрание социально-культурных норм, когда возникает угроза благополучию любого человека, и самого нарушителя в том числе. Следует также заметить, что там, где детей не поощряют, там и наказывать их не нужно: они и так уже наказаны отсутствием поощрения. 6. Предавать забвению возложенное наказание. Недопустима концентрация внимания детей на отрицательной оценке; в противном случае негативное проявление личностного качества ребёнка закрепляется как окончательно установленное. Целенаправленное фиксирование на бумаге (в дневнике, бюллетене, стенгазете, «молнии» и т.п.) или в сознании школьника его недостойного поведения, а, следовательно, длительное сосредоточение его внимания на этом недостатке, даёт обратный воспитательный эффект, так как закрепляет ученика в этом положении. В результате он привыкает к своей роли «oотрицательного героя» и утрачивает чувство вины Осознание предосудительности своего поступка сменяется обидой, а затем – ненавистью к педагогу и другим детям. Но и этот период проходит, и прежние чувства заменяются безразличием к мнению окружающих. О возложенном наказании ребёнку не следует напоминать, тем более в присутствии других учеников, чтобы не вызвать явной и открытой агрессии. Если мера наказания оказалась малоэффективной и требуются дополнительные воздействия корректирующего или иного характера, то они производятся в контексте вновь возникшей ситуации, без апелляции к прежним поступкам. Любое новое или повторяющееся асоциальное проявление детей каждый раз рассматривается заново, а оценочное действие осуществляется или, по крайней мере, инструментируется, как не связанное с их прошлым негативным опытом. Это необходимо для того, чтобы исключить положение, при котором ребёнку приходилось бы отвечать за один и тот же проступок несколько раз.
Типичные субъективные ошибки оценивания: – великодушие, снисходительность; – симпатии и антипатии к ученикам; – оценка по настроению; – отсутствие критериев оценки; – неустойчивость системы оценивания; – близость оценки той, которая была выставлена ранее; – перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету; – завышение и занижение оценок. 3. Формы поощрения и наказания
Понятия поощрения и наказания воспринимаются обычно как антипод. Между тем, смысловая, семантическая гамма этих понятий чрезвычайно широка. В теории и практике обучения и воспитания распространена точка зрения, согласно которой всякое одобрение, похвала, выражение доверия и тому подобное педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника, принято называть поощрением. С другой стороны, к наказаниям часто относят любое осуждение, угрозу, порицание. Их назначение — коррекция поведения детей в определенных сложных ситуациях. Формы поощрения Формы наказания Поощрение Наказание Одобрение Неодобрение Похвала Замечание Материальная форма Лишение удовольствия Благодарность Выговор Присвоение звания Исключение из коллектива
Анализ основных видов и форм педагогического требования показывает, что и положительная группа форм косвенного требования (просьба, доверие, одобрение), и отрицательные (угроза, выражение недоверия, осуждение) используются педагогом в детском коллективе буквально на каждом шагу, в таких ситуациях, когда не возникает никакой необходимости как-то выделить того или иного ученика из общей массы. Одобрение – короткий положительный отзыв, констатирующий согласие с действием или мнением ученика. Оно производится вербальными и невербальными средствами, подкрепляющими проявленную ценностную позицию. Разнообразие форм одобрения позволяет выразить различную степень общности точек зрения: «Согласен полностью», «В основном согласен», «Согласен, но...» Простота одобрения как формы воздействия делает её доступной для каждого педагога, но частое и чрезмерное употребление приводит к формальной оценке. Неодобрение противоположно по значению.
Похвала – развёрнутое, аргументированное и проецируемое в будущее одобрение, осуществляемое вербально. Присутствие в похвале аргументов (причин согласия) влияет на глубину осмысления поступка: «Спасибо, что ты полила цветы: без воды они бы погибли». Обозначение проекции развития событий выявляет и демонстрирует неосознаваемые последствия, которые повышают самооценку и репутацию, высвечивая простое действие в высоком социальном предназначении: «Посмотрите, как хорошо, что мальчики повесили занавески. Материальная форма поощрения - опредмеченные похвала и одобрение - имеет огромную силу стимулирующего воздействия. К ней относятся: призы, сувениры, грамоты, разнообразные подарки (книги, конфеты, торты и т.д.) Материальная форма поощрения обязательно подкрепляется речевым обращением, которое может снизить или усилить эмоциональное переживание детей в этот момент. Соответственно наказание выступает в виде лишения удовольствия, кроме естественных потребностей ребёнка в еде, сне, свежем воздухе, движении, физиологических отправлениях организма и т.д. Если хорошо развиты коллективистские отношения взаимопомощи, взаимовыручки, взаимоответственности, когда класс или любая другая группа детей, объединённых одной общей целью, функционирует как единый организм, когда неудачи или успех одного становятся болью или радостью всех или когда дети обладают высоким уровнем самосознания, то становится возможным использование таких форм поощрения и наказания, как благодарность и выговор. Благодарность – индивидуальная или коллективная форма оценки. Объявление благодарности как момент педагогического воздействия требует продуманности в ситуационном и ритуальном планах. Это может быть традиционным действием или исключительным, особенным по своей значимости. Сила эмоционального переживания благодарности столь велика, что эта минута не может рассматриваться как воздействие индивидуальное, а только как коллективное, адресуемое всем его членам, присутствующим здесь. От педагога требуется большое умение организовать момент благодарности, чтобы всего было в меру: и слов, и времени, и эмоций. Этот же принцип меры соблюдается и при вынесении выговора. Простейшим и педагогически приемлемым методом наказания является негативная мимическая реакция педагога (укоризненный взгляд, нахмуренные брови, покачивание головой и т.п. Овладение искусством применения поощрений и наказаний требует от педагогов и родителей немалых усилий. «Наказание – очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности», – подчеркивал А.С. Макаренко. То же самое следует сказать и в отношении поощрения. Именно поэтому А.С. Макаренко советовал и учителям, и в особенности родителям, использовать поощрения нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости.
Можно высказать предположение, что по мере совершенствования воспитательного процесса, роста педагогической квалификации учителей, их мастерства, в школах всё меньше и меньше будет случаев неумелого, порой противоречащего элементарным нормам этики и права, использования поощрений и наказаний. Напротив, всё более станет использоваться поощрение и наказание как педагогическая коррекция, точно рассчитанное и тонко осуществленное воздействие учителя и общественного мнения коллектива.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.166.207 (0.011 с.) |